Слайд 1Тема. Максимизация прибыли в различных рыночных структурах
Слайд 2Основные вопросы
Конкурентные и не конкурентные рынки
Максимизация прибыли
Предельный доход, предельные издержки,
максимизация прибыли Выбор объема производства для максимизации прибыли
Слайд 3Виды прибыли
Бухгалтерская прибыль = денежная выручка – бухгалтерские издержки
Экономическая прибыль = денежная выручка – экономические издержки =
= денежная выручка – (бухгалтерские издержки + альтернативные издержки)
Нормальная прибыль = Экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль
Слайд 4Виды прибыли. Пример.
Бухгалтерская прибыль
π бухг.= R – wL;
Экономическая прибыль
π экон.= R – wL – rK,
wL – стоимость труда
rK
– альтернативная стоимость (вмененная) капитала
Нормальная прибыль
π норм.= rK,
Слайд 5Виды прибыли
Нулевая прибыль:
если R > wL + rK, экономическая прибыль
положительна
если R = wL + rK, экономическая прибыль равна нулю,
но фирма зарабатывает нормальную отдачу (нормальную прибыль)
если R < wL + rK, фирма не покрывает все издержки, включая альтернативные (деятельность не целесообразна)
Слайд 6Предельный доход, предельные издержки, максимизация прибыли
Определение выпуска, максимизирующего прибыль
Прибыль (
) = Общий доход – Общие издержки
Общий доход R(q)
= P(q)q
Общие издержки (C) => в зависимости от периода и технологии, например С(q) = сq.
Слайд 7Краткосроная максимизация прибыли
0
Издержки,
Доход,
прибыль
(ден. ед в пер.)
Выпуск (ед. в период)
Слайд 8Максимизация прибыли
Общая выручка от реализации продукта
Предельная выручка от реализации продукта
Экономическая
и бухгалтерская прибыль
Условие максимизации прибыли
Слайд 10Четвертая характеристика для разных рыночных структур
Слайд 11Рыночная среда
Монополия: Только один продавец, который независимо определяет объем реализации
и рыночную цену
Слайд 12Рыночная среда
Олигополия: Несколько фирм, решение каждого игрока (конкурента) зависит от
поведения других фирм.
Слайд 13Рыночная среда
Чистая конкуренция:
Большое число фирм, производящих одинаковый (гомогенизированный, однородный,
стандартный) продукт.
Выпуск отдельной фирмы мал по сравнению с общим выпуском
отрасли.
Слайд 14Рыночная среда
Первым рассмотрим рынок совершенной конкуренции.
Далее будут рассмотрены рынки монополии,
монополистической конкуренции, олигополии, доминантной фирмы.
Слайд 15Совершенная конкуренция
Фирма на рынке совершенной конкуренции знает, что она не
может оказать влияние на рыночную цену продукта.
Поэтому ее называют
market price-taker – принимающей цену.
Фирма может самостоятельно изменять свою цену (но не будет …).
Слайд 16Совершенная конкуренция
Черты (переменные) рынка:
(1,2) Существует множество мелких фирм, предлагающих на
рынке однородную (стандартизированную) продукцию так, что каждому из множества потребителей
безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию.
Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия.
(3) Вступление новых фирм в отрасль и выход из нее не встречает каких-либо препятствий или ограничений: нет барьеров входа и выхода из отрасли.
Дополнительно (4):
Совершенная мобильность ресурсов.
Совершенное знание фирм и покупателей о рынке.
Последнее означает, что нет ограничений на доступ покупателей и продавцов к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технологии производства и т.д.
Слайд 17Совершенная конкуренция
В связи с проблематичностью исполнения последних двух условий, обычно
выделяют чистую конкуренцию, как частный случай совершенной, возникающую при первых
четырех условиях.
Слайд 18Совершенная конкуренция
Итак:
Фирма не оказывает никакого влияния на сложившийся уровень цены
выпускаемого ею продукта
В своих решениях фирма принимает цены, установленные рынком,
в качестве заданных внешних параметров
Слайд 19Совершенная конкуренция
Если фирма устанавливает цену выше рыночной, то она не
продает свой продукт, то есть спрос равен нулю.
Если фирма устанавливает
цену ниже рыночной, то весь объем фирма продает полностью (спрос равен рыночному).
Определим кривую спроса фирмы…
Слайд 20Совершенная конкуренция
При цене P’’> PE фирме принадлежит весь рыночный спрос.
Если
цена P’ > PE, спрос на продукцию фирмы отсутствует (равен
нулю)
Q
S
PE
P’
P”
D
E
Слайд 21Совершенная конкуренция: кривая спроса на продукцию предприятия
Слайд 22Совершенная конкуренция: предельный доход и цена
Цена продукции конкурентной фирмы задана
извне и не зависит от объема производства, общий (валовой) доход
фирмы TR будет равен произведению цены на количество продукции:
TR = P*Q.
Предельный доход MR от реализации продукции конкурентной фирмы (прирост дохода, связанный с продажей одной дополнительной единицы товара) будет равен цене продукции:
MR = TRQ,
так как TR = (PQ) = PQ, то
MR = P(QQ) = P
Слайд 23Совершенная конкуренция: средний доход и цена
Средний доход фирмы AR –
совокупный доход, деленный на количество проданных товаров – в условиях
совершенной конкуренции также будет равен цене:
Слайд 24Выбор объема предложения
Краткосрочный период соответствует периоду, недостаточному для вхождения новых
производителей в отрасль или выхода из нее.
Долгосрочный период, напротив, является
достаточным:
для вступления новых фирм в отрасль, если предоставляется возможность получения более высокой прибыли,
и выхода из отрасли, если фирма начинает нести убытки.
Слайд 25Принятие решения о краткосрочном объеме предложения: равновесие фирмы в краткосрочном
периоде
Каждая фирма максимизирует прибыль
Объем производства (предложения) q определяется из условия:
Фирма
выберет такой объем производства, когда разница между совокупным доходом и совокупными издержками будет максимальной, то есть будет достигнут максимальный объем прибыли
Слайд 26(1) qs* > 0:
P(q)
q
qs*
+
-
при q = qS*
Предельная прибыль:
Слайд 27Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
1) qs* = 0:
Слайд 28Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
Итак, для случая qs* >
0, первое условие максимизации прибыли:
То есть
Для максимизации прибыли должен быть
выбран такой объем производства отдельной фирмы qi, при котором MCi равны рыночной цене PC.
Слайд 29Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
Итак, при максимизации прибыли рыночная
цена P равна предельным издержкам производства, когда объем выпуска равен
q = qs*.
Слайд 30Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
P
q
PE
qs*
q’
MCs(q)
При P = MC
восходящей MC
объем q = qs* максимизирует прибыль
При q =
q’, P = MC и наклоненной вниз MC отрицательная прибыль (убытки) минимизируется.
Слайд 31Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
Для случая qs* > 0,
второе условие максимизации прибыли имеет вид:
То есть,
Для максимизации прибыли кривая
MC фирмы должна быть восходящей.
В противном случае фирма минимизирует убытки:
Слайд 32Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
При P = MC
восходящей
MC
объем q = qs* максимизирует прибыль
Поэтому прибылемаксимизиру-ющий объем предложения
должен лежать на восходящем участке кривой MC
Слайд 33Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
Не всякая точка на восходящем
участке кривой MC фирмы – прибылемаксимизирующая.
Функция прибыли фирмы имеет вид:
Если
фирма не производит товар, то есть q = 0, прибыль равна:
Слайд 34Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
Таким образом фирма выберет q
> 0 только если
Слайд 35Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
То есть только если
Или, окончательно
если
Слайд 36Принятие решения о краткосрочном объеме предложения
В условиях совершенной конкуренции возможны
три ситуации, с которыми может столкнуться фирма:
1) P >
AC -- случай успешной работы с максимизацией прибыли (экономической);
2) P < AC, но P > AVC -- убыточное производство с минимизацией убытков;
3) P < AC, P < AVC -- закрытие.
Слайд 37Конкурентная фирма
Объем производства, при котором цена равна предельным издержкам (P
= MC), называется точкой оптимального выпуска (q*).
Любой объем производства от
q1 до q2 принесет фирме прибыль, однако лишь в точке q* эта прибыль будет максимальной.
Слайд 38Конкурентная фирма: убытки
при P < AC, P > AVC
P
При
q*: P = MC
и P < ATC
Потери =
= (P
- AC)*q*
или ABCD
Слайд 39Выводы по конкурентному равновесию фирмы в краткосрочном периоде
Прибыль максимизируется при
MC = MR = PC
Если P > ATC фирма зарабатывает
экономическую прибыль.
Если AVC < P < ATC фирма производит при убытках, оставаясь в равновесии.
Если P ≤ AVC < ATC фирма должна закрыться. Ситуация P = AVC < ATC носит название “точка закрытия” или “остановки операций”.
При P = ATC фирма имеет нормальную прибыль. Эта ситуация носит название “точка покрытия”.
Слайд 40q
Ден.ед.
на ед. вып.
Максимизация прибыли (краткосрочный период) при MR =
Слайд 41Несовершенная
конкурения
Монопольное ценообразование в сравнении с цненообразованием при совершенной конкуренции:
Монополия
P
> MC
Совершенная конкуренция
P = MC
Чем более эластичен спрос, тем
ближе цена к предельным издержкам и наоборот.
Слайд 42Эластичность спроса по цене и выручка производителей. Общий доход ->
TR(X) = P(X)X
Неэластичный спрос
Эластичный спрос
MR
TR
X
X
P
a/b
a/2b
I
II
MR = dTR/dX
TR