Разделы презентаций


Тема Модели рынка

Содержание

Для того чтобы отдел маркетинга успешно осуществлял свою деятельность по реализации продукта, необходимо понимать, на рынке какого типа действует компания. Классификация рынков была разработана экономистами и с точки зрения продавца выделены

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема «Модели рынка»
Подготовили: Лебедик Д.
Осинкина В.
Тимошенко К.

Тема «Модели рынка»Подготовили: Лебедик Д.Осинкина В.Тимошенко К.

Слайд 2 Для того чтобы отдел маркетинга успешно осуществлял свою деятельность по

реализации продукта, необходимо понимать, на рынке какого типа действует компания.

Классификация рынков была разработана экономистами и с точки зрения продавца выделены следующие типы рынка:
чистая конкуренция;
монополия;
олигополия;
монополистическая конкуренция.

Для того чтобы отдел маркетинга успешно осуществлял свою деятельность по реализации продукта, необходимо понимать, на рынке какого

Слайд 3Таблица 1. Характерные черты четырех основных моделей рынка

Таблица 1. Характерные черты четырех основных моделей рынка

Слайд 4Чистая (совершенная) конкуренция
Чистая конкуренция — это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда

отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но

формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Это конкуренция, которая
происходит на рынке, где
взаимодействует весьма
большое число фирм,
производящих стандартные,
однородные товары.
В этих условиях любая фирма
может вступить на рынок,
здесь не осуществляется
контроль за ценами.


Чистая (совершенная) конкуренция		Чистая конкуренция — это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять

Слайд 5Признаки совершенной конкуренции:
бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
однородность и делимость

продаваемой продукции
отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
высокая мобильность факторов

производства
равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)


В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция

Признаки совершенной конкуренции:бесконечное множество равноценных продавцов и покупателейоднородность и делимость продаваемой продукцииотсутствие барьеров для входа или выхода

Слайд 6 Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере.
Если

цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на

это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.
Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. 		Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса,

Слайд 7 Таким образом, рынком чистой конкуренции считается тот, на котором устанавливается

одна и та же цена на один и тот же

продукт в одно и то же время, для чего необходимы:

неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);
абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Таким образом, рынком чистой конкуренции считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один

Слайд 8 Спрос на продукт конкурентного продавца
Главная особенность рынка совершенной конкуренции —

отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного произ­водителя, т. е.

каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Иными словами, конкурентная фирма будет про­давать свой товар по уже существующей на рынке цене. Как следствие этой ситуации кривая спроса на продукт отдельной фирмы будет представлять собой линию параллельную оси абс­цисс (совершенно эластичный спрос). Графически это показано на рисунке.
Поскольку отдельный производитель не в состоянии повли­ять на рыночную цену, он вынужден продавать свою продукцию по цене, установленной рынком, т. е. по Р0.

Спрос на продукт конкурентного продавца 		Главная особенность рынка совершенной конкуренции — отсутствие контроле над ценами со

Слайд 9 Абсолютно эластичный спрос на продукт конкурентного продавца не означает, что

фирма может бесконечно увеличивать объемы производства при одной и той

же цене. Цена будет постоянна постольку, поскольку обычные изменения в объеме выпуска отдельной фирмы незначительны по сравнению с производством всей отрасли.
Для дальнейшего анализа необходимо выяснить, какова будет динамика показателей валового и предельного дохода (TR и MR) конкурентной фирмы в зависимости от объема производства (Q), если любой объем произведенной продукции фирма будет реализовывать по единой цене, т. е. Рх= const. В этом случае график TR (TR = PQ) будет представлен прямой линией, угол наклона которой зависит от цены реализуемой продукции (PX): чем выше цена, тем более крутой наклон будет иметь график. Кроме того, конкурентная фирма будет сталкиваться с графиком предельного дохода, параллельным оси абсцисс и совпадающим с графиком спроса на ее продукцию, поскольку для любого значения Qx величина предельного дохода (MR) будет равна цене товара (Рх). Иными словами, у конкурентной фирмы MR = Рх. Это тождество имеет место только в условиях совершенной конкуренции.
Кривая предельного дохода совершенно конкурентной фир­мы параллельна оси абсцисс и совпадает с графиком спроса на ее продукцию.



Абсолютно эластичный спрос на продукт конкурентного продавца не означает, что фирма может бесконечно увеличивать объемы производства при

Слайд 10Достоинства рынка совершенной конкуренции:
Рыночное равновесие устанавливается на минимальном уровне долгосрочных и

краткосрочных средних издержек. Для имеющего уровня технологии (пусть и не

самого продвинутого) производство организуется оптимальным образом.
Каждая фирма и отрасль в целом работают сбалансированно – без затоваривания и дефицита. Линия спроса совпадает с линией предельного дохода (D=MR), а линия предложения – с линией предельных издержек (S=MC).
Как следствие достигается оптимальное – без дефицита и расточительности – распределение ресурсов.

Достоинства рынка совершенной конкуренции:Рыночное равновесие устанавливается на минимальном уровне долгосрочных и краткосрочных средних издержек. Для имеющего уровня технологии

Слайд 11Недостатки рынка совершенной конкуренции:
Постоянное балансирование на грани выживания приводит к

чрезмерному напряжению участников и их текучести в отрасли.
Не достигается экономия

на масштабах производства.
Затруднена разработка и тем более внедрение инноваций.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:Постоянное балансирование на грани выживания приводит к чрезмерному напряжению участников и их текучести в

Слайд 12 На практике ни один из существующих рынков едва ли сможет

соответствовать всем критериям совершен­ной конкуренции, здесь перечисленным. Даже очень похожие

на Довершенную конкуренцию рынки лишь отчасти могут удовлетворить этим требованиям. Иными словами, совершенная конкуренция относится к идеальным рыночным структурам, крайне редко встречающимся в реальной действительности. Тем не менее изучать теоретическую концепцию совер­шенной конкуренции имеет смысл по следующим причинам. Эта концепция позволяет судить о принципах функционирования небольших фирм, существующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции. Эта концепция, на основе обобщений и упрощения анализа, позволяет понять логику поведения фирм.

На практике ни один из существующих рынков едва ли сможет соответствовать всем критериям совершен­ной конкуренции, здесь перечисленным.

Слайд 13Примеры совершенной конкуренции
Примеры совершенной конкуренции (безусловно, с некоторыми оговорками) можно

встретить в российской практике. Мелкие рыночные торговцы, ателье, фотоателье, автомастер­ские,

строительные бригады, специалисты по ремонту квартир, крестьяне на продовольственных рынках, ларечная розничная торговля могут быть расценены как мельчайшие фирмы. Всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемой продукции, ничтожные по размерам рынка масштабы бизнеса, много­численность конкурентов, необходимость принимать сложившуюся цену, т. е. многие условия совершенной конкуренции. В сфере малого бизнеса в России ситуация, очень близкая к совершенной конкуренции, воспроизводится достаточно часто.

Примеры совершенной конкуренции		Примеры совершенной конкуренции (безусловно, с некоторыми оговорками) можно встретить в российской практике. Мелкие рыночные торговцы,

Слайд 14Олигополия
Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует

крайне малое количество фирм. Иными словами, это ситуация на рынке,

где действует небольшое число достаточно крупных продавцов, каждый из которых оценивает поведение других. Каждая фирма контролирует довольно значительную часть рынка, учитывая индивидуальную реакцию других участников рынка на уменьшение их цен или объемов производства. Следовательно, равновесие зависит от того, насколько каждый из олигополистов предвидит поведение своих конкурентов.

ОлигополияОлигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Иными словами, это

Слайд 15Характеристика олигополии
Основные черты:
Небольшое число производителей, как правило, крупных, и значительная

доля контроля рынка каждым участником олигополии, который имеет достаточный резерв

производственных мощностей и финансовых ресурсов.
Олигополисты вынуждены проводить единую ценовую политику, поскольку постоянно существует угроза ценовой войны.
Вступление в отрасль новых производителей практически невозможно из-за занятости отраслевого рынка действующими производителями и их высокого имиджа у потребителей в связи с высоким эффектом масштаба, который требует больших первоначальных инвестиций и контроля олигополистом рынков сырья и сферы НИОКР.
В отрасли может производиться как стандартизованная, так и дифференцированная продукция.
Небольшое число поставщиков делает возможным соглашение по ценам и объемам производства.
Олигополия оставляет значительные возможности для конкуренции со стороны зарубежных товаров по признакам дифференциации товара и разницы в ценах
В условиях олигополии практически невозможна ценовая конкуренция из-за угрозы ценовых войн
Характеристика олигополииОсновные черты:Небольшое число производителей, как правило, крупных, и значительная доля контроля рынка каждым участником олигополии, который

Слайд 16Типы олигополии
В зависимости от того, как организована олигополия и как

в ней происходит согласование производственной и ценовой политики, различают 2

типа олигополии:
олигополию, основанную на соглашении, оформленном юридически;
олигополию, основанную на тайном сговоре.
В любом из этих вариантов олигополисты проводят единую ценовую политику и четко делят между собой отраслевой рынок, устанавливая квоту (долю) каждой фирмы в общем отраслевом объёме производства. Если соглашение между олигополистами узаконено решением государства, возникает легальный картель.
Также существует ещё одно деление олигополии на виды. Таким образом, различают олигополию первого вида и олигополию второго вида.
Типы олигополииВ зависимости от того, как организована олигополия и как в ней происходит согласование производственной и ценовой

Слайд 17Ценовая война и ценовое лидерство
Ценовая война - это цикл последовательных

уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним

из многих возможных последствий олигополистического соперничества.
На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.
Различают два основных типа ценового лидерства:
а) лидерство фирмы с существенно более низкими издержками, нежели у конкурентного окружения;
б) лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но несущественно отличающейся от последователей по уровню издержек.
Выделяют модель рынка доминирующей фирмы с конкурентным окружением и закрытым входом и со свободным входом.

Ценовая война и ценовое лидерствоЦеновая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

Слайд 18Барьеры вхождения в отрасль
Вход на рынок для новых фирм труден,

но возможен.
При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно

растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.
Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.
Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

Барьеры вхождения в отрасльВход на рынок для новых фирм труден, но возможен.При рассмотрении данной характеристики необходимо различать

Слайд 19Достоинства:
Олигополия способствует развитию НТП, т.к. имеет огромные финансовые средства, что

не могут себе позволить небольшие фирмы.

Недостатки:
Олигополия уходит от контроля

государства
Олигополисты стараются извлечь прибыль благодаря своим покупателям. Так как олигополия очень близка к рынку монополии, то она имеет те же последствия, что и рынок монополии. То есть, установление монопольных цен сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшение удовлетворения потребности покупателей.

Достоинства и недостатки олигополии

Достоинства:Олигополия способствует развитию НТП, т.к. имеет огромные финансовые средства, что не могут себе позволить небольшие фирмы. Недостатки:Олигополия

Слайд 20Примеры олигополии
Примеры олигополистического рынка — производство и сбыт стали, автомобилей,

сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов.
В России отчетливо олигополистический характер имеют

сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобиле­строение, аэрокосмическая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики. А также:
транспортная компания ''РЖД'', 
российская авиакомпания - Аэрофлот 
производителей автомобилей, таких как Nissan, Toyota, КАМАЗ
Компьютерных строений Microsoft и Apple 
В самолётостроении : Боинг , Аирбас 
В области мобильных коммуникационных технологий: Nokia , Sony ericsson, Motorola и т.д
Примеры олигополииПримеры олигополистического рынка — производство и сбыт стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов.В России отчетливо

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика