Разделы презентаций


Тема № 1. Военная дидактика Занятие № 1. Содержание и особенности

Содержание

Учебные вопросыВоенная педагогика, как наука, характеристика ее основных категорий.Основные направления использования достижений военной педагогики в практике обучения воспитания воинов в процессе качественного обновления Вооруженных Сил РБ.Раскрытие педагогических закономерностей военно-педагогического процесса.Методы исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема № 1. Военная дидактика
Занятие № 1. Содержание и особенности

военно-педагогического процесса
Преподаватель цикла тактических дисциплин:
Капитан Бантюкова Елена Михайловна

Тема № 1.  Военная дидактикаЗанятие № 1. Содержание и особенности военно-педагогического процессаПреподаватель цикла тактических дисциплин:Капитан Бантюкова

Слайд 2Учебные вопросы
Военная педагогика, как наука, характеристика ее основных категорий.
Основные направления

использования достижений военной педагогики в практике обучения воспитания воинов в

процессе качественного обновления Вооруженных Сил РБ.

Раскрытие педагогических закономерностей военно-педагогического процесса.


Методы исследования военной педагогики: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент; изучение результатов деятельности обучаемых и воспитуемых; изучение педагогической документации; опрос.

1

3

2

4

Учебные вопросыВоенная педагогика, как наука, характеристика ее основных категорий.Основные направления использования достижений военной педагогики в практике обучения

Слайд 3Учебная литература
Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред.

В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
Военная педагогика / Под ред.

В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997.
Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.
Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
Педагогический процесс. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1992.
Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера) / Под ред. Л. Н. Уварова, В. В. Кирилина. М., 1995.
Учебная литератураВоенная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.Военная педагогика

Слайд 4Вопрос №1.
Военная педагогика, как наука, характеристика ее основных категорий

Вопрос №1. Военная педагогика, как наука, характеристика ее основных категорий

Слайд 5Военная педагогика

Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности

военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их

подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности.
Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Военная педагогикаВоенная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и

Слайд 6Объект и предмет военной педагогики

Объектом военной
педагогики являются военнослужащие и

воинские коллективы.
Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические

закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Объект и предмет военной педагогикиОбъектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы.Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом

Слайд 7Специфика военной педагогики
Каждый военнослужащий, с первых дней службы или обучения

в вузе, включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной

деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению.
При этом субъектами педагогического воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет.
Специфика военной педагогикиКаждый военнослужащий, с первых дней службы или обучения в вузе, включается в функционирование воинского коллектива,

Слайд 8Структура военной педагогики
С точки зрения структуры военная педагогика как наука

включает
методологию военной педагогики,
историю военной педагогики,
теорию обучения (военную дидактику),


теорию воспитания военнослужащих,

педагогику высшей военной школы,

частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

Структура военной педагогикиС точки зрения структуры военная педагогика как наука включаетметодологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию

Слайд 9Содержание военной педагогики составляют:

Содержание военной педагогики составляют:

Слайд 10Категории военной педагогики:
1) военно-педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной

деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке

воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

2) воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

3) обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

4) развитие военнослужащих – процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

Категории военной педагогики:1) военно-педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных

Слайд 115) психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и

готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;
6) образование военнослужащих – процесс

и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

5)  психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;6) образование

Слайд 12Задачи военной педагогики в деятельности офицера:

Задачи военной педагогики в деятельности офицера:

Слайд 13Задачи военной педагогики в деятельности офицера:

Задачи военной педагогики в деятельности офицера:

Слайд 14Задачи военной педагогики в деятельности офицера:

Задачи военной педагогики в деятельности офицера:

Слайд 15Педагогические знания позволяют офицеру:

Педагогические знания позволяют офицеру:

Слайд 16Педагогические знания позволяют офицеру:

Педагогические знания позволяют офицеру:

Слайд 17изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;
специально проводимые методические совещания

и занятия с офицерами;
анализ практической работы офицеров по организации военно-педагогического

процесса, опыта общения с подчиненными в ходе проверок и контроля занятий;

обмен опытом работы офицеров по обучению и воспитанию подчиненных, пропаганда передового опыта;

самостоятельная работа офицеров по изучению психолого-педагогической литературы, совершенствованию навыков и умений обучения и воспитания;

Основные элементы системы вооружения офицеров знаниями по военной психологии и педагогике

1

5

4

3

2

изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;специально проводимые методические совещания и занятия с офицерами;анализ практической работы офицеров

Слайд 18Вопрос №2.
Основные направления использования достижений военной педагогики в практике

обучения воспитания воинов в процессе качественного обновления Вооруженных Сил РБ

Вопрос №2. Основные направления использования достижений военной педагогики в практике обучения воспитания воинов в процессе качественного обновления

Слайд 19Интенсификация военно-педагогического процесса


Интенсификация военно-педагогического процесса –
на основе сочетания

традиционных и инновационных подходов, технологий обучения, воспитания, подготовки и внедрения

новых технических средств.
Интенсификация достигается благодаря конкретной постановке учебно-воспитательных задач, рациональному планированию боевой подготовки, тщательному отбору учебного материала, эффективному использованию учебного и служебного времени, применению современных методик обучения и воспитания, обеспечению четкости и высокой организованности в работе, постоянному поиску и внедрению достижений научно-технического процесса.

Интенсификация военно-педагогического процесса Интенсификация военно-педагогического процесса – на основе сочетания традиционных и инновационных подходов, технологий обучения, воспитания,

Слайд 20Оптимизация военно-педагогического процесса
Оптимизация военно-педагогического процесса – т. е. такой выбор

форм, методов, способов, средств обучения, воспитания, подготовки и организации, которые

в данный момент обеспечивают максимально возможную эффективность учебно-воспитательной деятельности при рациональных затратах времени и усилий военнослужащих.
Оптимизация военно-педагогического процессаОптимизация военно-педагогического процесса – т. е. такой выбор форм, методов, способов, средств обучения, воспитания, подготовки

Слайд 21Гуманизация военно-педагогического процесса

Гуманизация военно-педагогического процесса –
«очеловечивание» всех отношений

между военнослужащими; высокое общественное признание каждого воина, гарантия его социальной

защищенности, проявления индивидуальности; внимание к внутреннему миру военнослужащего, удовлетворение его материальных потребностей и духовных интересов.
Гуманизация возможна, если в подразделении строго соблюдаются законы, требования воинских уставов, последовательно реализуются принципы воспитания.

Гуманизация военно-педагогического процессаГуманизация военно-педагогического процесса – «очеловечивание» всех отношений между военнослужащими; высокое общественное признание каждого воина, гарантия

Слайд 22Демократизация военно-педагогического процесса
Демократизация военно-педагогического процесса – создание благоприятных условий для

проявления активности, творчества, инициативы военнослужащих;
привлечение военнослужащих к планированию и

проведению конкретных учебно-воспитательных мероприятий, решению вопросов, связанных с прохождением службы, различных проблем быта и досуга.
Демократизация военно-педагогического процессаДемократизация военно-педагогического процесса – создание благоприятных условий для проявления активности, творчества, инициативы военнослужащих; привлечение военнослужащих

Слайд 23Вопрос №3.
Раскрытие педагогических закономерностей военно-педагогического процесса

Вопрос №3. Раскрытие педагогических закономерностей военно-педагогического процесса

Слайд 24Первая закономерность

Воспитание человека как формирование в структуре его личности социально-психологических

новообразований совершается только путем активности самого обучаемого.
Мера его усилий

должна соответствовать мере его возможностей.
Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные приобретения, они позволяют повысить меру усилий личности.
Воспитательный процесс, с этой точки зрения, выглядит образно как непрекращающееся движение вверх. требующее все новых и больших усилий.

Первая закономерностьВоспитание человека как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого обучаемого.

Слайд 25Вторая закономерность

Содержание деятельности объекта воспитания обусловлено его изменяющимися потребностями и

потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными

потребностями.
Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных потребностей, придавая им окультуренную форму и направляя их развитие по лестнице общечеловеческих ценностей.
Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто обучаемого на асоциальную либо антисоциальную дорогу — тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное ("уклоняющееся от дороги" — лат.) поведение воспитанников.

Вторая закономерностьСодержание деятельности объекта воспитания обусловлено его изменяющимися потребностями и потому вариативно, определяется на каждый данный момент

Слайд 26Третья закономерность

Третья закономерность заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий обучаемого

и усилий педагога в совместной деятельности.
На начальном этапе доля

активности педагога превышает активность обучаемого. Но очень скоро доля активности объекта воспитания его увеличивается и, в конце концов, доводится до максимального уровня, когда субъектом деятельности выступает он сам, а педагог как бы в стороне, наблюдает, оценивает. сопровождает ненавязчивой инструкцией по совершенствованию продукта деятельности.
Третья закономерностьТретья закономерность заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий обучаемого и усилий педагога в совместной деятельности. На

Слайд 27Четвертая закономерность
Воспитание включает в свое содержание демонстрацию уважения в адрес

воспитуемого, чтобы он был спокоен в отношении к нему воспитатель,

чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение и расположенность к себе, когда он ощущает мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию.
Четвертая закономерностьВоспитание включает в свое содержание демонстрацию уважения в адрес воспитуемого, чтобы он был спокоен в отношении

Слайд 28Пятая закономерность

Педагогическая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен

пережить каждый обучаемый.
Речь идет не об успешном предметном результате

деятельности, а о внутренней индивидуальной удовлетворенности воспитуемых самим участием в деятельности, собственными действиями, полученным результатом и течением эмоциональных переживаний за время работы.
Ситуация успеха - это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни.
Пятая закономерностьПедагогическая деятельность сопровождается или венчается ситуацией успеха, которую должен пережить каждый обучаемый. Речь идет не об

Слайд 29Вопрос №4.
Методы исследования военной педагогики: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент;

изучение результатов деятельности обучаемых и воспитуемых; изучение педагогической документации; опрос.

Вопрос №4. Методы исследования военной педагогики: наблюдение; беседа; педагогический эксперимент; изучение результатов деятельности обучаемых и воспитуемых; изучение

Слайд 30Метод

Метод (от греч. methodos – путь исследования, познания) педагогического исследования

можно определить как совокупность способов, приемов, операций практического и (или)

теоретического познания и изучения педагогических явлений и процессов, обладающих родством теоретической системы представлений и (или) основного технологического приема и подчиненных решению определенных задач.

МетодМетод (от греч. methodos – путь исследования, познания) педагогического исследования можно определить как совокупность способов, приемов, операций

Слайд 31методы исследования

методы исследования

Слайд 32Теоретические методы исследования

К теоретическим относят методы анализа и синтеза, абстрагирования

и идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания.
В военно-педагогических исследованиях особо

важную роль играют эмпирические (от греч. empeiria – опыт) методы, позволяющие обеспечить непосредственно практическое познание участников педагогического процесса, точную регистрацию педагогических фактов и явлений для последующего теоретического анализа.
Теоретические методы исследованияК теоретическим относят методы анализа и синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизации теоретического знания.В

Слайд 33Основные эмпирические методы педагогических исследований таковы:

Основные эмпирические методы педагогических исследований таковы:

Слайд 34Наблюдение

Наблюдение как метод исследования в военной педагогике представляет собой целенаправленное,

организованное и фиксируемое восприятие участников военно-педагогического процесса либо его явлений.

НаблюдениеНаблюдение как метод исследования в военной педагогике представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников военно-педагогического процесса

Слайд 35В зависимости от различных характеристик можно выделить разновидности метода наблюдения:

В зависимости от различных характеристик можно выделить разновидности метода наблюдения:

Слайд 36Опрос как метод исследования в военной педагогике

Метод опроса представляет собой

письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения педагога, исследователя к

респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы.

Опрос как метод исследования в военной педагогикеМетод опроса представляет собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения

Слайд 37Метод опроса применяется в следующих разновидностях:
устный опрос – беседа (индивидуальная

или групповая) и интервью (устное);

письменный опрос – анкетирование, тестирование (со

стандартизированными формами оценки результатов опроса), интервью (письменное).

Метод опроса применяется в следующих разновидностях:устный опрос – беседа (индивидуальная или групповая) и интервью (устное);письменный опрос –

Слайд 38Беседа
Беседа представляет собой способ получения информации об изучаемом явлении, человеке,

группе людей посредством личного, непосредственного, организованного и целенаправленного общения.

БеседаБеседа представляет собой способ получения информации об изучаемом явлении, человеке, группе людей посредством личного, непосредственного, организованного и

Слайд 39Интервью
Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с

человеком или группой людей.
В основе интервью лежит обычная беседа.
Однако

в отличие от нее роли собеседников здесь более четко закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

ИнтервьюИнтервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей.В основе интервью лежит

Слайд 40Преимущества интервью таковы:
1. В ходе работы с опрашиваемыми удается учесть

уровень их подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам,

зафиксировать интонацию и мимику.
2. Появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов.
3. Можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и т. п.) вопросы.
4. Приближенность интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринужденной обстановки общения и искренности ответов.
5. Интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу.

Преимущества интервью таковы:1. В ходе работы с опрашиваемыми удается учесть уровень их подготовки, определить отношение к теме

Слайд 41Анкета
Анкета – это структурно
организованный набор вопросов;
разработанный в соответствии

с установленными правилами документ исследования. В нем содержится упорядоченный по

содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, каждый из которых логически связан с центральной задачей.

АнкетаАнкета – это структурно организованный набор вопросов; разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования. В нем

Слайд 42Анкета должна включать, как правило, три смысловые части:
вводную, в которой

содержится цель и мотивировка анкетирования, подчеркивается значимость участия в нем

респондента, гарантируется тайна ответов и четко излагаются правила заполнения анкеты;
основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответы;
социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные опрашиваемого.
Анкета должна включать, как правило, три смысловые части:вводную, в которой содержится цель и мотивировка анкетирования, подчеркивается значимость

Слайд 43Тест
Тест – это стандартизированное задание (или особым образом связанные между

собой задания), обычно ограниченное по времени, предназначенное для установления в

сравнительных величинах индивидуальных (групповых) особенностей, меры выраженности изучаемого свойства у испытуемого.

ТестТест – это стандартизированное задание (или особым образом связанные между собой задания), обычно ограниченное по времени, предназначенное

Слайд 44Метод педагогического эксперимента
Метод педагогического эксперимента предполагает совместное комплексное использование методов

педагогического наблюдения, беседы, анкетирования, применения тестов и др.
Эксперимент (от лат.

experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Метод педагогического экспериментаМетод педагогического эксперимента предполагает совместное комплексное использование методов педагогического наблюдения, беседы, анкетирования, применения тестов и

Слайд 45Анализ документов как метод педагогического исследования
Достаточно широкое применение в военной

педагогике находит такой метод, как анализ документов .
Их изучение

позволяет выявить предпосылки к формированию и закреплению индивидуально-психологических качеств, педагогических характеристик, способствующих или препятствующих обучению, воспитанию, адаптации военнослужащего, военно-профессиональному становлению; выделить в служебной, учебной, военно-профессиональной деятельности конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости интересов, ценностных ориентаций, черт характера; определить направление и состав методик для дальнейшего исследования личностных особенностей и рекомендаций по обучению и воспитанию.

Анализ документов как метод педагогического исследованияДостаточно широкое применение в военной педагогике находит такой метод, как анализ документов

Слайд 46Контент-анализ
Контент-анализ (англ. content – содержание) – метод выявления и оценки

специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов

на открытые вопросы анкеты и т. д.).

Контент-анализКонтент-анализ (англ. content – содержание) – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации

Слайд 47Спасибо
за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 48Военная дидактика
Занятие № 1. Содержание и особенности военно-педагогического процесса

Занятие №

3. Основные дидактические концепции и возможности их реализации в военно-педагогическом

процессе.

Занятие № 4.

Занятие № 2.

Военная дидактикаЗанятие № 1. Содержание и особенности военно-педагогического процессаЗанятие № 3. Основные дидактические концепции и возможности их

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика