Разделы презентаций


ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ

Содержание

СодержаниеПериодизация античной философии. Краткая характеристика первого этапа – философии эпохи досократиковРождение философии в Греции как возникновение субстанциального подхода в объяснении бытияИонийская философия (Милетская школа и Гераклит Эфесский), пифагор и пифагорейцыФилософия Элейской

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ

ТЕМА № 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ

Слайд 2Содержание
Периодизация античной философии. Краткая характеристика первого этапа – философии эпохи

досократиков
Рождение философии в Греции как возникновение субстанциального подхода в объяснении

бытия
Ионийская философия (Милетская школа и Гераклит Эфесский), пифагор и пифагорейцы
Философия Элейской школы
Философия Эмпедокла и Анаксагора
Атомистический материализм Демокрита
Принцип детерминизма в философии
Философия софистов. Агностицизм как направление в гносеологии
СодержаниеПериодизация античной философии. Краткая характеристика первого этапа – философии эпохи досократиковРождение философии в Греции как возникновение субстанциального

Слайд 3ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия эпохи досократиков-физиков
Начало VI – вторая пол.

V вв. до н.э.
Космоцентризм: поиск первоосновы мира
Переходный период – «антропологический

поворот» софистов и Сократа (469-399 гг.)
– Вторая половина V в до н.э.
Классический период
Эпоха великих систем Платона (427-347) и Аристотеля (384-322)
Эллинистический период
IV в. до н.э. – V в. н.э.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИФилософия эпохи досократиков-физиков Начало VI – вторая пол. V вв. до н.э.Космоцентризм: поиск первоосновы мираПереходный

Слайд 4ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВ
ДВЕ основные проблемы (связанные) философии эпохи физиков
(раннегреческой натурфилософии):
Проблема первоначала

(субстанции) мира.
Проблема единого и многого.

ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВДВЕ основные проблемы (связанные) философии эпохи физиков(раннегреческой натурфилософии):Проблема первоначала (субстанции) мира.Проблема единого и многого.

Слайд 5РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
© Схема Н. Бирюкова

РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ© Схема Н. Бирюкова

Слайд 6ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
Аграгант
Милет
Афины
Абдера
Элея

ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫАграгантМилетАфиныАбдераЭлея

Слайд 7ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
Милет
Эфес
© Схема Н. Бирюкова
Аграгант
Элея
Абдера

ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫМилетЭфес© Схема Н. БирюковаАграгантЭлеяАбдера

Слайд 8ИОНИЯ: КОЛЫБЕЛЬ ФИЛОСОФИИ
МИЛЕТ
ЭФЕС

ИОНИЯ: КОЛЫБЕЛЬ ФИЛОСОФИИМИЛЕТЭФЕС

Слайд 9РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ГРЕЦИИ
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
ФИЛОСОФСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
ГОМЕР
ФАЛЕС
генетический
принцип
субстанциальный
принцип
АРХЭ

РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ГРЕЦИИМИФОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕФИЛОСОФСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕГОМЕРФАЛЕСгенетическийпринципсубстанциальныйпринципАРХЭ

Слайд 10ПОИСК СУБСТАНЦИИ МИРА КАК «МИНИМУМ ФИЛОСОФИИ»
«Из тех, кто первым занялся

философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в

виде материи– то, из чего состоят все вещи, из чего ПЕРВОГО они возникают и во что в конечном счете уходят, причем ОСНОВНОЕ ПРЕБЫВАЕТ, а по свойствам своим меняется. Вот это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная ОСНОВНАЯ ПРИРОДА ВСЕГДА СОХРАНЯЕТСЯ. Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – РОДОНАЧАЛЬНИК ТАКОГО РОДА ФИЛОСОФИИ – считает ее водою…»

Аристотель

Фалес

ПОИСК СУБСТАНЦИИ МИРА КАК «МИНИМУМ ФИЛОСОФИИ»«Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни

Слайд 11 СУБСТАНЦИЯ – предельное, фундаментальное основание, позволяющее сводить все многообразие и

изменчивость мира и его свойств к чему-то одному, постоянному, самому

по себе устойчивому.

ПРИРОДА АРХЭ (СУБСТАНЦИИ)
У МИЛЕТСКИХ ФИЛОСОФОВ

СУБСТАНЦИЯ – предельное, фундаментальное основание, позволяющее сводить все многообразие и изменчивость мира и его свойств к чему-то

Слайд 12ПЕРВОНАЧАЛО МИРА В МИФОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

ПЕРВОНАЧАЛО МИРА В МИФОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

Слайд 13Первоначалом мира не может быть ни одна из конкретных стихий

– чтобы лежать в основании бесконечного множества свойств вещей, архэ

само должно быть бесконечным, неопределенным
Это начало – АПЕЙРОН (беспредельное)
Все вещи возникают, выделяясь из апейрона, и гибнут, обратно растворяясь в нем
Возникновение чего-либо в качестве некоторой вещи есть определение этой вещи, то есть ее о-пределивание

АНАКСИМАНДР (610 – 546 гг.)

АНАКСИМАНДР

Первоначалом мира не может быть ни одна из конкретных стихий – чтобы лежать в основании бесконечного множества

Слайд 14АНАКСИМЕН (6 в. до н.э.)
Первоначалом мира считал воздух
Апейрон – свойство

воздуха
Все остальные стихии образуются через разряжение и уплотнение воздуха
Разряжение связано

с нагреванием, сгущение – с охлаждением.
АНАКСИМЕН (6 в. до н.э.)Первоначалом мира считал воздухАпейрон – свойство воздухаВсе остальные стихии образуются через разряжение и

Слайд 15ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит (Рафаэль)
Впервые сделал предметом теоретического

анализа феномен подвижности, изменчивости мира, его внутренней противоречивости, единства этих

противоположностей.
При этом полагал, что изменчивость носит не только внешний, но и внутренний, сущностный характер. Изменчивость – существенная характеристика бытия, самой субстанции (она остается той же,
но одновременно с ней самой происходят определенные изменения).
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)Гераклит (Рафаэль)	Впервые сделал предметом теоретического анализа феномен подвижности, изменчивости мира, его внутренней

Слайд 16ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
«ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТ

Даже

в одну и ту же реку нельзя войти дважды
Поэтому

неудивительно, что в качестве АРХЭ Гераклит выбрал ОГОНЬ – самую подвижную из всех стихий.

Иллюстрация подобрана Н. Бирюковым

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)Гераклит«ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТДаже в одну и ту же реку нельзя

Слайд 17ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
«ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТ

Даже

в одну и ту же реку нельзя войти дважды
Поэтому

неудивительно, что в качестве АРХЭ Гераклит выбрал ОГОНЬ – самую подвижную из всех стихий.

Гераклит – отец ДИАЛЕКТИКИ, искусства отыскивать противоположности в познании и в самом бытии и примирять их, демонстрируя их единство как неотъемлемое определение этого бытия.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)Гераклит«ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТДаже в одну и ту же реку нельзя

Слайд 18ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
(кисть Брюггена)
«Этот Космос, единый во

всем, не создал никто из богов, никто из людей, но

он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим» (фрагмент В30).

Основные идеи:

Единство мира
Несотворимость и неуничтожимость мира
Гилозоизм и подвижность бытия
Законосообразность всего происходящего (Огонь = Логос)

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)Гераклит(кисть Брюггена)	«Этот Космос, единый во всем, не создал никто из богов, никто

Слайд 19ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
Был ли Гераклит настоящим диалектиком?
Ведь

диалектика – общая теория развития!
«ДИАЛЕКТИКА» ГЕРАКЛИТА
Констатация наличия противоположностей
Единство («гармония») и

борьба их.
Примеры: обезьяна, морская вода, познание через противоположное (болезнь – здоровье, теплое – холодное, добро – зло)

НЕТ!!!

Развитие – необратимые, направленные, качественные, закономерные изменения объекта (системы).

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)ГераклитБыл ли Гераклит настоящим диалектиком?Ведь диалектика – общая теория развития!«ДИАЛЕКТИКА» ГЕРАКЛИТАКонстатация наличия

Слайд 20ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
(кисть Брюггена)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕ ЗНАЛА

И НЕ МОГЛА ЗНАТЬ ИДЕИ РАЗВИТИЯ
КОСМОС VS. ХАОС
Сказывается принципиально эстетический

характер греческого мышления вообще и онтологии в частности. Космос по определению – нечто гармоничное и совершенное, следовательно, он не может развиваться, ибо развитие предполагает иерархию стадий эволюции по структурным и функциональным характеристикам, неустойчивость бытия, внутреннее напряжение истории.
Идея развития придет вместе с христианством.
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)Гераклит(кисть Брюггена)АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕ ЗНАЛА И НЕ МОГЛА ЗНАТЬ ИДЕИ РАЗВИТИЯКОСМОС VS.

Слайд 21ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
Фактически у всех античных философов

присутствует идея цикличности – даже у Гераклита, который вопреки Пифагору,

Эмпедоклу и др. утверждал, что ничего никогда вообще не повторяется. Дело в том, что сама эта текучесть бытия у Гераклита постоянна и однообразна. Мир всегда один и тот же – как калейдоскоп, в котором просто меняется порядок взаимного расположения стеклышек. Ни прогресса, ни деградации в смене мировых фаз обнаружить невозможно, что и понятно. Изменчивость, доведенная до логического завершения, становится устойчивостью!
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)Гераклит	Фактически у всех античных философов присутствует идея цикличности – даже у Гераклита,

Слайд 22ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит,
«плачущий
философ»

Демокрит, «смеющийся философ»
Гераклит

писал очень сложным, афористическим языком, отчего его прозвали «Темным». Сократ

говорил: «То, что я понял у Гераклита, прекрасно. Думаю, таково и то, чего я не понял. Впрочем, для этого (чтобы понять) нужен делосский водолаз».
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)Гераклит, «плачущий философ»	Демокрит, «смеющийся философ»	Гераклит писал очень сложным, афористическим языком, отчего его

Слайд 23ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА
Душа бессмертна
Душа переселяется (метемпсихоз – некоторый аналог

индийской сансары)
Все в мире повторяется, ничего нового нет
Всем правит число;

числа и их соотношения лежат в основаниях бытия
Вещи – это тоже числа

ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛАДуша бессмертнаДуша переселяется (метемпсихоз – некоторый аналог индийской сансары)Все в мире повторяется, ничего нового

Слайд 24ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА
Пифагорейцы подвели математический базис под музыку
Упорядоченность, гармония

могут быть выражены числовыми соотношениями, т.е. числа лежат в основании

мира – особая, полумистическая онтология чисел

ПИФАГОР

ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛАПифагорейцы подвели математический базис под музыкуУпорядоченность, гармония могут быть выражены числовыми соотношениями, т.е. числа

Слайд 25ПИФАГОР

ПИФАГОР

Слайд 26ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
Аграгант
Милет
Афины
Абдера
Элея

ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫАграгантМилетАфиныАбдераЭлея

Слайд 27ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
Парменид
(540 – 470 гг.)
Зенон Элейский
(490 – 430

гг.)
Первые теоретики в истории философской мысли, свои утверждения стали логически

доказывать, используя абстрактные категории.
Первыми ввели философскую категорию «бытие».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ЭЛЕЙЦЕВ

Мелисс
Самосский

Ксенофан из
Колофона

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫПарменид (540 – 470 гг.)Зенон Элейский(490 – 430 гг.)Первые теоретики в истории философской мысли, свои

Слайд 28ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
Впервые в явной форме поставили вопрос о соотношении

бытия и мышления (у них речь шла о «представимом» и

«мыслимом»).
Осуществили важный теоретический прорыв в осмыслении проблемы соотношения чувственного и рационального.
Явно противопоставили гносеологические категории «мнение» и «знание», то есть поставили вопрос о критериях истины.
ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫВпервые в явной форме поставили вопрос о соотношении бытия и мышления (у них речь шла

Слайд 29КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА
Критика религиозного антропоморфизма (традиционные боги – творения людей,

которые создают их по своему образу и подобию) >> Фейербах,

Маркс
Собственное учение о Боге
Бог не имеет ничего общего с человеком
Бог – это чистый Ум
Бог в то же время – и весь мир (Бог и мир – природа совпадают)
КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНАКритика религиозного антропоморфизма (традиционные боги – творения людей, которые создают их по своему образу и

Слайд 30КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА
1. Бог = Мир = Ум
2. Бог =

Единство мира
(его важнейшее свойство, которое принципиально не наблюдаемо и

не воспринимаемо чувствами)
3. Единство мира = Ум = Мысль
4. Единство мира = Мир = Бытие
5. Бытие – умопостигаемо, подлинный мир – мир мысли, главное условие бытия (объединяющее все мироздание условие) – Разум.

ПАНТЕИЗМ – учение о тождестве Бога и природы,
учение, растворяющее одно в другом (соответственно, Бога в природе – натуралистический вариант, и Природу в Боге – мистический).

КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА1. Бог = Мир = Ум2. Бог = Единство мира 	(его важнейшее свойство, которое принципиально

Слайд 31ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)
Бытие есть, а небытия нет.
Почему нет

небытия? – Потому, что оно немыслимо (о том, что есть,

всегда можно помыслить)

Почему же нельзя помыслить небытие (то, чего нет)? –
ПОТОМУ, ЧТО ПОПЫТКА ЕГО ПОМЫСЛИТЬ АВТОМАТИЧЕСКИ СДЕЛАЛА БЫ ЕГО БЫТИЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ЭТОЙ МЫСЛИ.

ПРЕДМЕТ МЫСЛИ

МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ

?

бытие

мышление

ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)Бытие есть, а небытия нет.Почему нет небытия? – Потому, что оно немыслимо (о

Слайд 32ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)
Бытие есть, а небытия нет.
Почему нет

небытия? – Потому, что оно немыслимо (о том, что есть,

всегда можно помыслить)

Почему же нельзя помыслить небытие (то, чего нет)? –
ПОТОМУ, ЧТО ПОПЫТКА ЕГО ПОМЫСЛИТЬ АВТОМАТИЧЕСКИ СДЕЛАЛА БЫ ЕГО БЫТИЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ЭТОЙ МЫСЛИ.

ПРЕДМЕТ МЫСЛИ

МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ

=

бытие

мышление

ПАНЛОГИЗМ

ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)Бытие есть, а небытия нет.Почему нет небытия? – Потому, что оно немыслимо (о

Слайд 33ПАРМЕНИД
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
мышление
ПАНЛОГИЗМ
Панлогизм – учение о тождестве бытия и

мышления, о совпадении их существенных определений, о бытии как проявлении

Разума.

Я

ОБЪЕКТ

Интенциональность сознания: любое сознание – это «сознание о…». Нет направленности без ее предмета и обратно, всякий предмет предполагает направленность на него. То есть мысль создает бытие – бытие своего предмета (и свое собственное).

ПАРМЕНИДПРЕДМЕТ МЫСЛИМЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ=бытиемышлениеПАНЛОГИЗМПанлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, о совпадении их существенных определений, о

Слайд 34ПАРМЕНИД
Панлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, о совпадении

их существенных определений.
Я
ОБЪЕКТ
Интенциональность сознания: любое сознание – это «сознание о…».

Нет направленности без ее предмета и обратно, всякий предмет предполагает направленность на него.

Франц Брентано
(1838-1917)

Эдмунд Гуссерль
(1859 – 1938)

Развили теорию сознания
как всеобщего отношения направленности на предмет

ПАРМЕНИД	Панлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, о совпадении их существенных определений.ЯОБЪЕКТ	Интенциональность сознания: любое сознание –

Слайд 35ПАРМЕНИД
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
мышление
ПАНЛОГИЗМ
К Пармениду возникают очевидные вопросы.

Если бытие =

мышление, то получается, что то, что вне мышления (например, реальные

собаки), то и вне бытия, то есть реальные собаки не обладают бытием. Как это объяснить?

ОТВЕЧАЕМ:

Строго говоря, помыслить единичный предмет вообще невозможно – у него бесконечное число свойств и определений. Даже если предмет моей мысли – данная собака, то все равно сама эта собака богаче любого ее «среза» в мысли, который отражает лишь постоянные, неизменные ее свойства.

ПАРМЕНИДПРЕДМЕТ МЫСЛИМЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ=бытиемышлениеПАНЛОГИЗМК Пармениду возникают очевидные вопросы.Если бытие = мышление, то получается, что то, что вне

Слайд 36К Пармениду возникают очевидные вопросы.

Если бытие = мышление, то получается,

что то, что вне мышления (например, реальные собаки), то и

вне бытия, то есть реальные собаки не обладают бытием. Как это объяснить?

ОТВЕЧАЕМ:

Предмет знания должен быть неизменным и постоянным в своих определениях – иначе это не было бы ЗНАНИЕМ о нем. Познать нечто – значит остановить его, увидеть его в статике, определить как о-предéлить, лишить его подвижности, смены состояний, то есть вывести его за пределы чувственного мира, наполненного индивидами. То есть наличие реальных собак не есть бытие в собственном смысле этого слова.

ПАРМЕНИД

ПРЕДМЕТ МЫСЛИ

МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ

=

бытие

ПАНЛОГИЗМ

мышление

К Пармениду возникают очевидные вопросы.Если бытие = мышление, то получается, что то, что вне мышления (например, реальные

Слайд 37К Пармениду возникают очевидные вопросы.

2) Мы же можем помыслить и

то, чего нет (в реальном мире). Если мы помыслили русалку

– значит она стала существующей?

ОТВЕЧАЕМ

2. Да, в определенном смысле. Мы сконструировали понятие русалки (общее или единичное – не важно), следовательно, русалка существует в качестве особого интеллигибельного (умопостигаемого) объекта – понятия, являющегося идеальным бытием – бытием в качестве предмета наших мыслей. Когда мы мыслим русалку, это не значит, что мы мыслим несуществующее – у него не было бы ни одного определения, его нельзя было бы сделать предметом мысли.

ПАРМЕНИД

ПРЕДМЕТ МЫСЛИ

МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ

=

бытие

мышление

ПАНЛОГИЗМ

К Пармениду возникают очевидные вопросы.2) 	Мы же можем помыслить и то, чего нет (в реальном мире). Если

Слайд 38ПАРМЕНИД
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
мышление
ПАНЛОГИЗМ
Данные вопросы и ответы наводят на очень

важную догадку об
интуициях Парменида – нельзя помыслить чувственное бытие.


«Есть» в чувственном мире и в мире мысли – это различные типы
самого этого «есть». Действительно, Парменид проводит
непроходимую границу между двумя мирами – МЫСЛИМОГО
(«идеальным», умопостигаемым) и ПРЕДСТАВИМОГО
(«материальным», чувственным). Бытие vs. Существование.

МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО

ПАРМЕНИДПРЕДМЕТ МЫСЛИМЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ=бытиемышлениеПАНЛОГИЗМ	Данные вопросы и ответы наводят на очень важную догадку об интуициях Парменида – нельзя

Слайд 39«Путь истины» и «путь мнения»
Бытие
Вечно
Едино
Неподвижно
Умопостигаемо
(Мыслимо)
Предмет знания
Существование
Преходяще
Множественно
Текуче, изменчиво, подвижно
Чувственно воспринимаемо
(Представимо)
Предмет мнения
Все

доказательства Парменидом свойств бытия единообразны. Например:
Если бы бытие было невечным,

значит, оно превращалось бы в небытие (или возникало бы из него). Но небытия нет.
Поэтому бытие вечно.

© Элементы оформления – В.В. Горбатов

«Путь истины» и «путь мнения»БытиеВечноЕдиноНеподвижноУмопостигаемо(Мыслимо)Предмет знанияСуществованиеПреходящеМножественноТекуче, изменчиво, подвижноЧувственно воспринимаемо(Представимо)Предмет мненияВсе доказательства Парменидом свойств бытия единообразны. Например:Если бы

Слайд 40МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО
Панлогистский тезис о тождестве бытия и мышления, или тезис

о непредставимости мыслимого можно доказать в философии Парменида и другим

путем – с использованием категории истины.

Истина (истинное познание бытия) – это соответствие между мыслью о предмете и самим предметом (содержанием мысли).

Но принципиально невозможно достичь соответствия, если мы имеем дело с объектами различной природы – мыслью (идеальным) и чувственной вещью (материальным). Следовательно, искомое соответствие, истина, подлинное бытие достижимы только тогда, когда предмет мысли и есть сама эта мысль. Это понятно: предмет знания должен быть неизменным (как идеальный объект).

МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО	Панлогистский тезис о тождестве бытия и мышления, или тезис о непредставимости мыслимого можно доказать в философии

Слайд 41ПАРМЕНИД И ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ
ЕСЛИ НЕЧТО МОЖЕТ МЫСЛИТЬСЯ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ

(НАГЛЯДНО)
ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬ
МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО
ПРЕДСТАВИМОЕ НЕМЫСЛИМО

ПАРМЕНИД И ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙЕСЛИ НЕЧТО МОЖЕТ МЫСЛИТЬСЯ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ (НАГЛЯДНО)ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬМЫСЛИМОЕ

Слайд 42ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430 гг.)
ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО

НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬ
ПРЕДСТАВИМОЕ НЕМЫСЛИМО
МЫСЛИМОЕ




ПРЕДСТАВИМОЕ




Пусть представимое все-таки мыслимо (например, движение, множественность)
[Утверждение С]
М.

[Утверждение Неверно, что С]
М+1. Неверно, что представимое можно помыслить
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430 гг.)ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬПРЕДСТАВИМОЕ НЕМЫСЛИМОМЫСЛИМОЕПРЕДСТАВИМОЕПусть представимое все-таки мыслимо (например,

Слайд 43ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430)
МЫСЛИМОЕ




ПРЕДСТАВИМОЕ




Г, А  С & 

С
Г   А
REDUCTIO
AD ABSURDUM
Пусть Х – сущее (бытие), Y

– единое, Z – ограниченное.
Пусть Х не есть Y (Х есть не-Y)
Х (как не-Y) есть С.
Х (как не-Y) есть не-С
N+1. Х есть Y.
ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430)МЫСЛИМОЕПРЕДСТАВИМОЕГ, А  С &  СГ   АREDUCTIOAD ABSURDUMПусть Х –

Слайд 44АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
Апории против возможности мыслить множественность

БЫТИЕ ЕДИНО
Апории против возможности

мыслить движение

БЫТИЕ НЕПОДВИЖНО
ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ –
ОБОСНОВАНИЕ МЕТАФИЗИКИ!!!

АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГОАпории против возможности мыслить множественностьБЫТИЕ ЕДИНОАпории против возможности мыслить движениеБЫТИЕ НЕПОДВИЖНОЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – ОБОСНОВАНИЕ МЕТАФИЗИКИ!!!

Слайд 45ДИАЛЕКТИКА (?) ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
БЫТИЕ ЕДИНО
БЫТИЕ НЕПОДВИЖНО
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД – ОДНОСТОРОННЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДМЕТА

В СТАТИКЕ, НЕ УЧИТЫВАЮЩЕЕ ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ЭВОЛЮЦИЮ, РАЗВИТИЕ, ВСЕ БОГАТСТВО

ВЗАИМОСВЯЗЕЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МИРЕ

Зенон

Гегель

ДИАЛЕКТИКА (?) ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГОБЫТИЕ ЕДИНОБЫТИЕ НЕПОДВИЖНО	МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД – ОДНОСТОРОННЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДМЕТА В СТАТИКЕ, НЕ УЧИТЫВАЮЩЕЕ ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ,

Слайд 46АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
Пример
+ Пусть вещей много
Тогда их ровно столько, сколько

их есть
Их число, стало быть, ограниченно
Но между одними вещами располагаются

другие (ибо вещи отделены друг от друга – бытие множественно) и так далее.
Сущее по числу неограниченно, беспредельно.
Противоречие (3 и 5)
Сущее едино (1 и 6)

Апории против возможности мыслить движение
«Дихотомия»
«Летящая стрела»
«Ахиллес и черепаха»
«Стадион»

АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГОПример+ Пусть вещей многоТогда их ровно столько, сколько их естьИх число, стало быть, ограниченноНо между

Слайд 47АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
Невозможно помыслить сам процесс движения –по сути, главную

характеристику чувственного мира – ведь он изменчив = подвижен
ПОПЫТАЕМСЯ ПОМЫСЛИТЬ

ЛЕТЯЩУЮ СТРЕЛУ

0 А В С Д

Т0 Т1 Т2 Т

© Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов

АПОРИЯ  «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»Невозможно помыслить сам процесс движения –по сути, главную характеристику чувственного мира – ведь он

Слайд 48Невозможно помыслить сам процесс движения
В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА ЗАНИМАЕТ

ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ПРОСТРАНСТВЕ
0

А В С Д

Т0 Т1 Т2 Т

© Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов

АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Невозможно помыслить сам процесс движенияВ КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА ЗАНИМАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ПРОСТРАНСТВЕ0

Слайд 49Невозможно помыслить сам процесс движения
А РАЗ ОНА ЕГО ЗАНИМАЕТ, ЗНАЧИТ,

ОНА В НЕМ ПОКОИТСЯ (ОНА ДОЛЖНА ХОТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ, НО «ПОСТОЯТЬ

ТАМ») – ИНАЧЕ БЫ ЕЕ ТАМ НЕ БЫЛО

0 А В С Д

Т0 Т1 Т2 Т

© Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов

STOP!!!

АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Невозможно помыслить сам процесс движенияА РАЗ ОНА ЕГО ЗАНИМАЕТ, ЗНАЧИТ, ОНА В НЕМ ПОКОИТСЯ (ОНА ДОЛЖНА ХОТЬ

Слайд 50Невозможно помыслить сам процесс движения
НО В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА

ГДЕ-НИБУДЬ, ДА НАХОДИТСЯ, ЗНАЧИТ, ОНА В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ ПОКОИТСЯ,

ЗНАЧИТ,
ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА ПОКОИТСЯ

0 А В С Д

Т0 Т1 Т2

ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ

© Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов

АПОРИЯ «ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»

Невозможно помыслить сам процесс движенияНО В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА ГДЕ-НИБУДЬ, ДА НАХОДИТСЯ, ЗНАЧИТ, ОНА В КАЖДЫЙ

Слайд 51АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»
0

1000 м 1010 м 1010, 1 м

Т0 Т1 Т2 Т3 Т

Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении

© Элементы текста - В.В. Горбатов

Точка, где Ахилл физически должен догнать черепаху

АПОРИЯ  «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»0

Слайд 520

1000 м 1010 м 1010, 1 м

Т0 Т1 Т2 Т3

Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении

РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ АХИЛЛОМ И ЧЕРЕПАХОЙ БУДЕТ ВСЕ ВРЕМЯ СОКРАЩАТЬСЯ…

©Элементы текста - В.В. Горбатов

АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»

0

Слайд 530

1000 м 1010 м 1010, 1 м

Т0 Т1 Т2 Т3

…И СОКРАЩАТЬСЯ…

© Элементы текста - В.В. Горбатов

АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»

Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении

0

Слайд 540

1000 м 1010 м 1010, 1 м

Т2 Т3

…НО НИКОГДА НЕ СТАНЕТ
РАВНЫМ НУЛЮ

ЧТОБЫ ДОГНАТЬ ЧЕРЕПАХУ, АХИЛЛУ НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ ЧИСЛО ОТРЕЗКОВ ПРЯМОЙ. НО ЗА КОНЕЧНОЕ ВРЕМЯ ОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ НЕ МОЖЕТ ДАЖЕ СЫН БОГИНИ ФЕТИДЫ

ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ
ДОКАЗАТЬ

АПОРИЯ «АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»

0

Слайд 55АПОРИЯ «ДИХОТОМИЯ»
Невозможно помыслить начало и конец движения

А 1/161/8

1/4 ½ В
НЕВОЗМОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, КАКИМ

ОБРАЗОМ НАМ УДАЕТСЯ СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ, КОГДА МЫ НАЧИНАЕМ ДВИЖЕНИЕ – КАК УДАЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ОТРЕЗКОВ

© Рисунок - В.В. Горбатов

АПОРИЯ  «ДИХОТОМИЯ»Невозможно помыслить начало и конец движения	 А	 1/161/8  1/4	   ½

Слайд 56Движения нет?!
© Слайд В.В. Горбатова

Движения нет?!© Слайд В.В. Горбатова

Слайд 57ПАРМЕНИД И ЗЕНОН
МЫСЛИМОЕ




МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ




МИР МНЕНИЯ
Дике
ПАРМЕНИД ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ СВОИ ИДЕИ ОЧЕНЬ

ТРУДНЫМ ФИЛОСОФСКИМ ЯЗЫКОМ, ХОТЯ И ОБЛЕК
СВОИ МЫСЛИ В ПОЭТИЧЕСКУЮ ФОРМУ

ПАРМЕНИД И ЗЕНОНМЫСЛИМОЕМИР ИСТИНЫПРЕДСТАВИМОЕМИР МНЕНИЯДикеПАРМЕНИД ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ СВОИ ИДЕИ ОЧЕНЬ ТРУДНЫМ ФИЛОСОФСКИМ ЯЗЫКОМ, ХОТЯ И ОБЛЕКСВОИ МЫСЛИ

Слайд 58МЫСЛИМОЕ




МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ




МИР МНЕНИЯ
ЗЕНОН ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ ИДЕИ ПАРМЕНИДА БОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ, НАГЛЯДНЫМ

ОБРАЗОМ
ЗЕНОН НЕ ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЯ НЕТ!!!
ОН ДОКАЗЫВАЛ ЛИШЬ, ЧТО ЕГО

НЕЛЬЗЯ МЫСЛИТЬ!!!

ПАРМЕНИД И ЗЕНОН

МЫСЛИМОЕМИР ИСТИНЫПРЕДСТАВИМОЕМИР МНЕНИЯЗЕНОН ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ ИДЕИ ПАРМЕНИДА БОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ, НАГЛЯДНЫМ ОБРАЗОМЗЕНОН НЕ ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЯ НЕТ!!!ОН ДОКАЗЫВАЛ

Слайд 59МЫСЛИМОЕ




МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ




МИР МНЕНИЯ
ЗЕНОН ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ МЫСЛИТЬ, ТО ЕСТЬ

НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ НЕПРОТИВОРЕЧИВУЮ МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОГО МИРА, ИНЫМИ СЛОВАМИ –

ДИНАМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ОБНАРУЖИВ В НЕЙ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ОН ПОСПЕШИЛ ОБЪЯВИТЬ ЕЕ НЕДОСТУПНОЙ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ – НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО.

ПАРМЕНИД И ЗЕНОН

МЫСЛИМОЕМИР ИСТИНЫПРЕДСТАВИМОЕМИР МНЕНИЯ	ЗЕНОН ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ МЫСЛИТЬ, ТО ЕСТЬ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ НЕПРОТИВОРЕЧИВУЮ МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОГО МИРА,

Слайд 60ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
МЫСЛИМОЕ




МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ




МИР МНЕНИЯ
Подлинный мир (бытие) и его свойства

могут быть познаны только разумом – зарождение РАЦИОНАЛИЗМА в гносеологии.
Панлогизм

как одна из крайних форм рационализма.
Критика претензий чувственности на познание вещей. Познание = фиксация устойчивых, неизменных черт объекта, его «снимок», «омертвление». Метафизический метод.
ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?МЫСЛИМОЕМИР ИСТИНЫПРЕДСТАВИМОЕМИР МНЕНИЯПодлинный мир (бытие) и его свойства могут быть познаны только разумом – зарождение

Слайд 61ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
МЫСЛИМОЕ




МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ




МИР МНЕНИЯ
4. Предметом познания, то есть и

философии, не может быть чувственный мир >> познается не конкретная

кошка Мурка, а универсальное свойство «быть кошкой» (неизменный объект).
5. Подлинное бытие едино, вечно, неизменно.

ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?МЫСЛИМОЕМИР ИСТИНЫПРЕДСТАВИМОЕМИР МНЕНИЯ4. Предметом познания, то есть и философии, не может быть чувственный мир >>

Слайд 62ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
МЫСЛИМОЕ




МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ




МИР МНЕНИЯ
МЕЛИСС САМОССКИЙ
ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ БЫТИЯ
ИЗ НИЧЕГО

НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ –
EX NIHILO NIHIL FIT

ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?МЫСЛИМОЕМИР ИСТИНЫПРЕДСТАВИМОЕМИР МНЕНИЯМЕЛИСС САМОССКИЙВСЕОБЩИЙ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ БЫТИЯИЗ НИЧЕГО НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ – EX NIHILO NIHIL

Слайд 63ЭМПЕДОКЛ из Аграганта
Классический плюралист: ни одно из 4 начал нельзя

предпочесть другому.
Все они (вода, воздух, огонь, земля) являются первоначалами («корнями

всех вещей») в равной степени.
Каждая вещь возникает и существует как сочетание этих корней в различных пропорциях.
Например: кость – 2:0:4:2, нервы – 2:0:1:1
Однако же эти начала («материальные») ПАССИВНЫ

АКМЭ – 84-я олимпиада
(444-441 гг. до н.э.)

ЭМПЕДОКЛ из АграгантаКлассический плюралист: ни одно из 4 начал нельзя предпочесть другому.Все они (вода, воздух, огонь, земля)

Слайд 64ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)
Все процессы в мироздании в конечном

итоге объясняются борьбой двух по характеру антагонистических и по сути

психических («нематериальных») сил – ЛЮБВИ и ВРАЖДЫ.
Филия – космическая причина добра и единства, Нейкос – зла и вражды.
Любовь соединяет разнородное и разделяет однородное.
Вражда разделяет разнородное и соединяет однородное.

АКМЭ – 84-я олимпиада
(444-441 гг. до н.э.)

ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)Все процессы в мироздании в конечном итоге объясняются борьбой двух по характеру антагонистических

Слайд 65ЭМПЕДОКЛ
Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно четырехфазному ритму
ФАЗА 1

Эмпедокл

(490-430 гг.)
ЛЮБОВЬ
ВРАЖДА
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
Господство
Любви

ЭМПЕДОКЛСторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно четырехфазному ритмуФАЗА 1Эмпедокл (490-430 гг.)ЛЮБОВЬВРАЖДА+-+-+-+-+-+-ГосподствоЛюбви

Слайд 66ЭМПЕДОКЛ
Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму
ФАЗА 2

Эмпедокл
ЛЮБОВЬ
ВРАЖДА
Динамическое

равновесие
Любви и Вражды

ЭМПЕДОКЛСторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритмуФАЗА 2ЭмпедоклЛЮБОВЬВРАЖДАДинамическое равновесиеЛюбви и Вражды

Слайд 67ЭМПЕДОКЛ
Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму
ФАЗА 3

Эмпедокл
ВРАЖДА
ЛЮБОВЬ
+
+
-
-
+
+
+
+
-
-
-
-
+
+
Господство
Вражды

ЭМПЕДОКЛСторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритмуФАЗА 3ЭмпедоклВРАЖДАЛЮБОВЬ++--++++----++ГосподствоВражды

Слайд 68ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)
Сторонник циклической модели эволюции мироздания –

согласно 4-фазному ритму
ФАЗА 4

Эмпедокл
ВРАЖДА
ЛЮБОВЬ
Динамическое равновесие
Вражды и Любви

ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритмуФАЗА 4ЭмпедоклВРАЖДАЛЮБОВЬДинамическое равновесиеВражды и Любви

Слайд 69АНАКСАГОР из Клазомен
Входил в кружок Перикла


490 г. 429

г.


Главный вопрос философии Анаксагора – проблема качественного превращения тел.
При этом

ведь ничто не возникает из небытия – элейский закон
Все составляется в результате смешения и выделения (а не возникает или уничтожается).

Расцвет Греции –
479 (Саламин)–
431 гг. (Пелопон. война)

АНАКСАГОР из КлазоменВходил в кружок Перикла490 г.				   429 г.Главный вопрос философии Анаксагора – проблема качественного

Слайд 70АНАКСАГОР из Клазомен
Анаксагор
(500 – 428 гг. до н.э.)
Критика традиционного «стихийного»

подхода >> УЛЬТРАПЛЮРАЛИЗМ
Первичны (одинаково) все без исключения состояния (качества)

вещества – точнее, мельчайшие, невидимые частицы – носители этих качеств – ГОМЕОМЕРИИ.
Качества вечны и неизменны
Принцип «Все во всем»: в каждом месте космоса содержатся гомеомерии всех видов. Свойства вещей определяются качествами тех «семян», которые в ней преобладают
Качественное превращение вещи состоит в смене большинства в ней содержащихся «семян всех вещей»
АНАКСАГОР из КлазоменАнаксагор(500 – 428 гг. до н.э.)Критика традиционного «стихийного» подхода >> УЛЬТРАПЛЮРАЛИЗМ Первичны (одинаково) все без

Слайд 71АНАКСАГОР из Клазомен
Более того, принцип «все во всем» действует и

вглубь, на «интенсивном уровне»: любая гомеомерия содержит в себе семена

всех остальных вещей, но более малого порядка.
Сущее не просто бесконечно, но бесконечно бесконечно, причем все части и части частей разнокачественны
Гомеомерии сами пассивны (как «корни» Эмпедокла») >> нужна творческая, упорядочивающая мир в Космос, сила.
Это начало – Нус (Космический Ум). Сходство с двумя силами Эмпедокла.
Ум един, он движет миром и он познает мир, являясь чистейшей из всех вещей (ср. Аристотель).

Анаксагор
(500 – 428 гг. до н.э.)

АНАКСАГОР из КлазоменБолее того, принцип «все во всем» действует и вглубь, на «интенсивном уровне»: любая гомеомерия содержит

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика