Слайд 1ТЕМА № 3
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ДОСОКРАТИКОВ
Слайд 2Содержание
Периодизация античной философии. Краткая характеристика первого этапа – философии эпохи
досократиков
Рождение философии в Греции как возникновение субстанциального подхода в объяснении
бытия
Ионийская философия (Милетская школа и Гераклит Эфесский), пифагор и пифагорейцы
Философия Элейской школы
Философия Эмпедокла и Анаксагора
Атомистический материализм Демокрита
Принцип детерминизма в философии
Философия софистов. Агностицизм как направление в гносеологии
Слайд 3ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия эпохи досократиков-физиков
Начало VI – вторая пол.
V вв. до н.э.
Космоцентризм: поиск первоосновы мира
Переходный период – «антропологический
поворот» софистов и Сократа (469-399 гг.)
– Вторая половина V в до н.э.
Классический период
Эпоха великих систем Платона (427-347) и Аристотеля (384-322)
Эллинистический период
IV в. до н.э. – V в. н.э.
Слайд 4ФИЛОСОФИЯ ДОСОКРАТИКОВ
ДВЕ основные проблемы (связанные) философии эпохи физиков
(раннегреческой натурфилософии):
Проблема первоначала
(субстанции) мира.
Проблема единого и многого.
Слайд 5РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
© Схема Н. Бирюкова
Слайд 6ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
Аграгант
Милет
Афины
Абдера
Элея
Слайд 7ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
Милет
Эфес
© Схема Н. Бирюкова
Аграгант
Элея
Абдера
Слайд 8ИОНИЯ: КОЛЫБЕЛЬ ФИЛОСОФИИ
МИЛЕТ
ЭФЕС
Слайд 9РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ГРЕЦИИ
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ФИЛОСОФСКОЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ГОМЕР
ФАЛЕС
генетический
принцип
субстанциальный
принцип
АРХЭ
Слайд 10ПОИСК СУБСТАНЦИИ МИРА КАК «МИНИМУМ ФИЛОСОФИИ»
«Из тех, кто первым занялся
философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в
виде материи– то, из чего состоят все вещи, из чего ПЕРВОГО они возникают и во что в конечном счете уходят, причем ОСНОВНОЕ ПРЕБЫВАЕТ, а по свойствам своим меняется. Вот это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная ОСНОВНАЯ ПРИРОДА ВСЕГДА СОХРАНЯЕТСЯ. Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – РОДОНАЧАЛЬНИК ТАКОГО РОДА ФИЛОСОФИИ – считает ее водою…»
Аристотель
Фалес
Слайд 11 СУБСТАНЦИЯ – предельное, фундаментальное основание, позволяющее сводить все многообразие и
изменчивость мира и его свойств к чему-то одному, постоянному, самому
по себе устойчивому.
ПРИРОДА АРХЭ (СУБСТАНЦИИ)
У МИЛЕТСКИХ ФИЛОСОФОВ
Слайд 12ПЕРВОНАЧАЛО МИРА
В МИФОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
Слайд 13Первоначалом мира не может быть ни одна из конкретных стихий
– чтобы лежать в основании бесконечного множества свойств вещей, архэ
само должно быть бесконечным, неопределенным
Это начало – АПЕЙРОН (беспредельное)
Все вещи возникают, выделяясь из апейрона, и гибнут, обратно растворяясь в нем
Возникновение чего-либо в качестве некоторой вещи есть определение этой вещи, то есть ее о-пределивание
АНАКСИМАНДР (610 – 546 гг.)
АНАКСИМАНДР
Слайд 14АНАКСИМЕН (6 в. до н.э.)
Первоначалом мира считал воздух
Апейрон – свойство
воздуха
Все остальные стихии образуются через разряжение и уплотнение воздуха
Разряжение связано
с нагреванием, сгущение – с охлаждением.
Слайд 15ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит (Рафаэль)
Впервые сделал предметом теоретического
анализа феномен подвижности, изменчивости мира, его внутренней противоречивости, единства этих
противоположностей.
При этом полагал, что изменчивость носит не только внешний, но и внутренний, сущностный характер. Изменчивость – существенная характеристика бытия, самой субстанции (она остается той же,
но одновременно с ней самой происходят определенные изменения).
Слайд 16ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
«ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТ
Даже
в одну и ту же реку нельзя войти дважды
Поэтому
неудивительно, что в качестве АРХЭ Гераклит выбрал ОГОНЬ – самую подвижную из всех стихий.
Иллюстрация подобрана Н. Бирюковым
Слайд 17ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
«ПАНТА РЕЙ» = ВСЕ ТЕЧЕТ
Даже
в одну и ту же реку нельзя войти дважды
Поэтому
неудивительно, что в качестве АРХЭ Гераклит выбрал ОГОНЬ – самую подвижную из всех стихий.
Гераклит – отец ДИАЛЕКТИКИ, искусства отыскивать противоположности в познании и в самом бытии и примирять их, демонстрируя их единство как неотъемлемое определение этого бытия.
Слайд 18ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
(кисть Брюггена)
«Этот Космос, единый во
всем, не создал никто из богов, никто из людей, но
он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим» (фрагмент В30).
Основные идеи:
Единство мира
Несотворимость и неуничтожимость мира
Гилозоизм и подвижность бытия
Законосообразность всего происходящего (Огонь = Логос)
Слайд 19ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
Был ли Гераклит настоящим диалектиком?
Ведь
диалектика – общая теория развития!
«ДИАЛЕКТИКА» ГЕРАКЛИТА
Констатация наличия противоположностей
Единство («гармония») и
борьба их.
Примеры: обезьяна, морская вода, познание через противоположное (болезнь – здоровье, теплое – холодное, добро – зло)
НЕТ!!!
Развитие – необратимые, направленные, качественные, закономерные изменения объекта (системы).
Слайд 20ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
(кисть Брюггена)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕ ЗНАЛА
И НЕ МОГЛА ЗНАТЬ ИДЕИ РАЗВИТИЯ
КОСМОС VS. ХАОС
Сказывается принципиально эстетический
характер греческого мышления вообще и онтологии в частности. Космос по определению – нечто гармоничное и совершенное, следовательно, он не может развиваться, ибо развитие предполагает иерархию стадий эволюции по структурным и функциональным характеристикам, неустойчивость бытия, внутреннее напряжение истории.
Идея развития придет вместе с христианством.
Слайд 21ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит
Фактически у всех античных философов
присутствует идея цикличности – даже у Гераклита, который вопреки Пифагору,
Эмпедоклу и др. утверждал, что ничего никогда вообще не повторяется. Дело в том, что сама эта текучесть бытия у Гераклита постоянна и однообразна. Мир всегда один и тот же – как калейдоскоп, в котором просто меняется порядок взаимного расположения стеклышек. Ни прогресса, ни деградации в смене мировых фаз обнаружить невозможно, что и понятно. Изменчивость, доведенная до логического завершения, становится устойчивостью!
Слайд 22ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (520 – 460 гг.)
Гераклит,
«плачущий
философ»
Демокрит, «смеющийся философ»
Гераклит
писал очень сложным, афористическим языком, отчего его прозвали «Темным». Сократ
говорил: «То, что я понял у Гераклита, прекрасно. Думаю, таково и то, чего я не понял. Впрочем, для этого (чтобы понять) нужен делосский водолаз».
Слайд 23ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА
Душа бессмертна
Душа переселяется (метемпсихоз – некоторый аналог
индийской сансары)
Все в мире повторяется, ничего нового нет
Всем правит число;
числа и их соотношения лежат в основаниях бытия
Вещи – это тоже числа
Слайд 24ПИФАГОР И ЕГО ШКОЛА
Пифагорейцы подвели математический базис под музыку
Упорядоченность, гармония
могут быть выражены числовыми соотношениями, т.е. числа лежат в основании
мира – особая, полумистическая онтология чисел
ПИФАГОР
Слайд 26ФИЛОСОФСКАЯ КАРТА ЭЛЛАДЫ
Аграгант
Милет
Афины
Абдера
Элея
Слайд 27ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
Парменид
(540 – 470 гг.)
Зенон Элейский
(490 – 430
гг.)
Первые теоретики в истории философской мысли, свои утверждения стали логически
доказывать, используя абстрактные категории.
Первыми ввели философскую категорию «бытие».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ЭЛЕЙЦЕВ
Мелисс
Самосский
Ксенофан из
Колофона
Слайд 28ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕЙСКОЙ ШКОЛЫ
Впервые в явной форме поставили вопрос о соотношении
бытия и мышления (у них речь шла о «представимом» и
«мыслимом»).
Осуществили важный теоретический прорыв в осмыслении проблемы соотношения чувственного и рационального.
Явно противопоставили гносеологические категории «мнение» и «знание», то есть поставили вопрос о критериях истины.
Слайд 29КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА
Критика религиозного антропоморфизма (традиционные боги – творения людей,
которые создают их по своему образу и подобию) >> Фейербах,
Маркс
Собственное учение о Боге
Бог не имеет ничего общего с человеком
Бог – это чистый Ум
Бог в то же время – и весь мир (Бог и мир – природа совпадают)
Слайд 30КСЕНОФАН ИЗ КОЛОФОНА
1. Бог = Мир = Ум
2. Бог =
Единство мира
(его важнейшее свойство, которое принципиально не наблюдаемо и
не воспринимаемо чувствами)
3. Единство мира = Ум = Мысль
4. Единство мира = Мир = Бытие
5. Бытие – умопостигаемо, подлинный мир – мир мысли, главное условие бытия (объединяющее все мироздание условие) – Разум.
ПАНТЕИЗМ – учение о тождестве Бога и природы,
учение, растворяющее одно в другом (соответственно, Бога в природе – натуралистический вариант, и Природу в Боге – мистический).
Слайд 31ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)
Бытие есть, а небытия нет.
Почему нет
небытия? – Потому, что оно немыслимо (о том, что есть,
всегда можно помыслить)
Почему же нельзя помыслить небытие (то, чего нет)? –
ПОТОМУ, ЧТО ПОПЫТКА ЕГО ПОМЫСЛИТЬ АВТОМАТИЧЕСКИ СДЕЛАЛА БЫ ЕГО БЫТИЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ЭТОЙ МЫСЛИ.
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
?
бытие
мышление
Слайд 32ПАРМЕНИД (540 – 470 гг.)
Бытие есть, а небытия нет.
Почему нет
небытия? – Потому, что оно немыслимо (о том, что есть,
всегда можно помыслить)
Почему же нельзя помыслить небытие (то, чего нет)? –
ПОТОМУ, ЧТО ПОПЫТКА ЕГО ПОМЫСЛИТЬ АВТОМАТИЧЕСКИ СДЕЛАЛА БЫ ЕГО БЫТИЕМ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДМЕТА ЭТОЙ МЫСЛИ.
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
мышление
ПАНЛОГИЗМ
Слайд 33ПАРМЕНИД
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
мышление
ПАНЛОГИЗМ
Панлогизм – учение о тождестве бытия и
мышления, о совпадении их существенных определений, о бытии как проявлении
Разума.
Я
ОБЪЕКТ
Интенциональность сознания: любое сознание – это «сознание о…». Нет направленности без ее предмета и обратно, всякий предмет предполагает направленность на него. То есть мысль создает бытие – бытие своего предмета (и свое собственное).
Слайд 34ПАРМЕНИД
Панлогизм – учение о тождестве бытия и мышления, о совпадении
их существенных определений.
Я
ОБЪЕКТ
Интенциональность сознания: любое сознание – это «сознание о…».
Нет направленности без ее предмета и обратно, всякий предмет предполагает направленность на него.
Франц Брентано
(1838-1917)
Эдмунд Гуссерль
(1859 – 1938)
Развили теорию сознания
как всеобщего отношения направленности на предмет
Слайд 35ПАРМЕНИД
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
мышление
ПАНЛОГИЗМ
К Пармениду возникают очевидные вопросы.
Если бытие =
мышление, то получается, что то, что вне мышления (например, реальные
собаки), то и вне бытия, то есть реальные собаки не обладают бытием. Как это объяснить?
ОТВЕЧАЕМ:
Строго говоря, помыслить единичный предмет вообще невозможно – у него бесконечное число свойств и определений. Даже если предмет моей мысли – данная собака, то все равно сама эта собака богаче любого ее «среза» в мысли, который отражает лишь постоянные, неизменные ее свойства.
Слайд 36К Пармениду возникают очевидные вопросы.
Если бытие = мышление, то получается,
что то, что вне мышления (например, реальные собаки), то и
вне бытия, то есть реальные собаки не обладают бытием. Как это объяснить?
ОТВЕЧАЕМ:
Предмет знания должен быть неизменным и постоянным в своих определениях – иначе это не было бы ЗНАНИЕМ о нем. Познать нечто – значит остановить его, увидеть его в статике, определить как о-предéлить, лишить его подвижности, смены состояний, то есть вывести его за пределы чувственного мира, наполненного индивидами. То есть наличие реальных собак не есть бытие в собственном смысле этого слова.
ПАРМЕНИД
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
ПАНЛОГИЗМ
мышление
Слайд 37К Пармениду возникают очевидные вопросы.
2) Мы же можем помыслить и
то, чего нет (в реальном мире). Если мы помыслили русалку
– значит она стала существующей?
ОТВЕЧАЕМ
2. Да, в определенном смысле. Мы сконструировали понятие русалки (общее или единичное – не важно), следовательно, русалка существует в качестве особого интеллигибельного (умопостигаемого) объекта – понятия, являющегося идеальным бытием – бытием в качестве предмета наших мыслей. Когда мы мыслим русалку, это не значит, что мы мыслим несуществующее – у него не было бы ни одного определения, его нельзя было бы сделать предметом мысли.
ПАРМЕНИД
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
мышление
ПАНЛОГИЗМ
Слайд 38ПАРМЕНИД
ПРЕДМЕТ МЫСЛИ
МЫСЛЬ О ПРЕДМЕТЕ
=
бытие
мышление
ПАНЛОГИЗМ
Данные вопросы и ответы наводят на очень
важную догадку об
интуициях Парменида – нельзя помыслить чувственное бытие.
«Есть» в чувственном мире и в мире мысли – это различные типы
самого этого «есть». Действительно, Парменид проводит
непроходимую границу между двумя мирами – МЫСЛИМОГО
(«идеальным», умопостигаемым) и ПРЕДСТАВИМОГО
(«материальным», чувственным). Бытие vs. Существование.
МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО
Слайд 39«Путь истины» и «путь мнения»
Бытие
Вечно
Едино
Неподвижно
Умопостигаемо
(Мыслимо)
Предмет знания
Существование
Преходяще
Множественно
Текуче, изменчиво, подвижно
Чувственно воспринимаемо
(Представимо)
Предмет мнения
Все
доказательства Парменидом свойств бытия единообразны. Например:
Если бы бытие было невечным,
значит, оно превращалось бы в небытие (или возникало бы из него). Но небытия нет.
Поэтому бытие вечно.
© Элементы оформления – В.В. Горбатов
Слайд 40МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО
Панлогистский тезис о тождестве бытия и мышления, или тезис
о непредставимости мыслимого можно доказать в философии Парменида и другим
путем – с использованием категории истины.
Истина (истинное познание бытия) – это соответствие между мыслью о предмете и самим предметом (содержанием мысли).
Но принципиально невозможно достичь соответствия, если мы имеем дело с объектами различной природы – мыслью (идеальным) и чувственной вещью (материальным). Следовательно, искомое соответствие, истина, подлинное бытие достижимы только тогда, когда предмет мысли и есть сама эта мысль. Это понятно: предмет знания должен быть неизменным (как идеальный объект).
Слайд 41ПАРМЕНИД И ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ
ЕСЛИ НЕЧТО МОЖЕТ МЫСЛИТЬСЯ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРЕДСТАВИТЬ
(НАГЛЯДНО)
ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬ
МЫСЛИМОЕ НЕПРЕДСТАВИМО
ПРЕДСТАВИМОЕ НЕМЫСЛИМО
Слайд 42ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430 гг.)
ЕСЛИ НЕЧТО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЕГО
НЕЛЬЗЯ ПОМЫСЛИТЬ
ПРЕДСТАВИМОЕ НЕМЫСЛИМО
МЫСЛИМОЕ
ПРЕДСТАВИМОЕ
Пусть представимое все-таки мыслимо (например, движение, множественность)
[Утверждение С]
М.
[Утверждение Неверно, что С]
М+1. Неверно, что представимое можно помыслить
Слайд 43ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430)
МЫСЛИМОЕ
ПРЕДСТАВИМОЕ
Г, А С &
С
Г А
REDUCTIO
AD ABSURDUM
Пусть Х – сущее (бытие), Y
– единое, Z – ограниченное.
Пусть Х не есть Y (Х есть не-Y)
Х (как не-Y) есть С.
Х (как не-Y) есть не-С
N+1. Х есть Y.
Слайд 44АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
Апории против возможности мыслить множественность
БЫТИЕ ЕДИНО
Апории против возможности
мыслить движение
БЫТИЕ НЕПОДВИЖНО
ЭЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ –
ОБОСНОВАНИЕ МЕТАФИЗИКИ!!!
Слайд 45ДИАЛЕКТИКА (?)
ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
БЫТИЕ ЕДИНО
БЫТИЕ НЕПОДВИЖНО
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД – ОДНОСТОРОННЕЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДМЕТА
В СТАТИКЕ, НЕ УЧИТЫВАЮЩЕЕ ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, ЭВОЛЮЦИЮ, РАЗВИТИЕ, ВСЕ БОГАТСТВО
ВЗАИМОСВЯЗЕЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МИРЕ
Зенон
Гегель
Слайд 46АПОРИИ ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО
Пример
+ Пусть вещей много
Тогда их ровно столько, сколько
их есть
Их число, стало быть, ограниченно
Но между одними вещами располагаются
другие (ибо вещи отделены друг от друга – бытие множественно) и так далее.
Сущее по числу неограниченно, беспредельно.
Противоречие (3 и 5)
Сущее едино (1 и 6)
Апории против возможности мыслить движение
«Дихотомия»
«Летящая стрела»
«Ахиллес и черепаха»
«Стадион»
Слайд 47АПОРИЯ
«ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
Невозможно помыслить сам процесс движения –по сути, главную
характеристику чувственного мира – ведь он изменчив = подвижен
ПОПЫТАЕМСЯ ПОМЫСЛИТЬ
ЛЕТЯЩУЮ СТРЕЛУ
0 А В С Д
Т0 Т1 Т2 Т
© Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов
Слайд 48Невозможно помыслить сам процесс движения
В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА ЗАНИМАЕТ
ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ПРОСТРАНСТВЕ
0
А В С Д
Т0 Т1 Т2 Т
© Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов
АПОРИЯ
«ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
Слайд 49Невозможно помыслить сам процесс движения
А РАЗ ОНА ЕГО ЗАНИМАЕТ, ЗНАЧИТ,
ОНА В НЕМ ПОКОИТСЯ (ОНА ДОЛЖНА ХОТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ, НО «ПОСТОЯТЬ
ТАМ») – ИНАЧЕ БЫ ЕЕ ТАМ НЕ БЫЛО
0 А В С Д
Т0 Т1 Т2 Т
© Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов
STOP!!!
АПОРИЯ
«ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
Слайд 50Невозможно помыслить сам процесс движения
НО В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СТРЕЛА
ГДЕ-НИБУДЬ, ДА НАХОДИТСЯ, ЗНАЧИТ, ОНА В КАЖДЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ ПОКОИТСЯ,
ЗНАЧИТ,
ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА ПОКОИТСЯ
0 А В С Д
Т0 Т1 Т2
ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ
© Стрела и элементы текста - В.В. Горбатов
АПОРИЯ
«ЛЕТЯЩАЯ СТРЕЛА»
Слайд 51АПОРИЯ
«АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»
0
1000 м 1010 м 1010, 1 м
Т0 Т1 Т2 Т3 Т
Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении
© Элементы текста - В.В. Горбатов
Точка, где Ахилл физически должен догнать черепаху
1000 м 1010 м 1010, 1 м
Т0 Т1 Т2 Т3
Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении
РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ АХИЛЛОМ И ЧЕРЕПАХОЙ БУДЕТ ВСЕ ВРЕМЯ СОКРАЩАТЬСЯ…
©Элементы текста - В.В. Горбатов
АПОРИЯ
«АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»
1000 м 1010 м 1010, 1 м
Т0 Т1 Т2 Т3
…И СОКРАЩАТЬСЯ…
© Элементы текста - В.В. Горбатов
АПОРИЯ
«АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»
Невозможно помыслить, как один движущийся предмет догоняет другой, движущийся с меньшей скоростью в том же направлении
1000 м 1010 м 1010, 1 м
Т2 Т3
…НО НИКОГДА НЕ СТАНЕТ
РАВНЫМ НУЛЮ
ЧТОБЫ ДОГНАТЬ ЧЕРЕПАХУ, АХИЛЛУ НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ ЧИСЛО ОТРЕЗКОВ ПРЯМОЙ. НО ЗА КОНЕЧНОЕ ВРЕМЯ ОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОСТЬ НЕ МОЖЕТ ДАЖЕ СЫН БОГИНИ ФЕТИДЫ
ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ
ДОКАЗАТЬ
АПОРИЯ
«АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА»
Слайд 55АПОРИЯ
«ДИХОТОМИЯ»
Невозможно помыслить начало и конец движения
А 1/161/8
1/4 ½ В
НЕВОЗМОЖНО ОБЪЯСНИТЬ, КАКИМ
ОБРАЗОМ НАМ УДАЕТСЯ СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ, КОГДА МЫ НАЧИНАЕМ ДВИЖЕНИЕ – КАК УДАЕТСЯ ПРЕОДОЛЕТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ОТРЕЗКОВ
© Рисунок - В.В. Горбатов
Слайд 56Движения нет?!
© Слайд В.В. Горбатова
Слайд 57ПАРМЕНИД И ЗЕНОН
МЫСЛИМОЕ
МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ
МИР МНЕНИЯ
Дике
ПАРМЕНИД ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ СВОИ ИДЕИ ОЧЕНЬ
ТРУДНЫМ ФИЛОСОФСКИМ ЯЗЫКОМ, ХОТЯ И ОБЛЕК
СВОИ МЫСЛИ В ПОЭТИЧЕСКУЮ ФОРМУ
Слайд 58МЫСЛИМОЕ
МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ
МИР МНЕНИЯ
ЗЕНОН ПЫТАЛСЯ ИЗЛОЖИТЬ ИДЕИ ПАРМЕНИДА БОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ, НАГЛЯДНЫМ
ОБРАЗОМ
ЗЕНОН НЕ ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЯ НЕТ!!!
ОН ДОКАЗЫВАЛ ЛИШЬ, ЧТО ЕГО
НЕЛЬЗЯ МЫСЛИТЬ!!!
ПАРМЕНИД И ЗЕНОН
Слайд 59МЫСЛИМОЕ
МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ
МИР МНЕНИЯ
ЗЕНОН ДОКАЗЫВАЛ, ЧТО ДВИЖЕНИЕ НЕЛЬЗЯ МЫСЛИТЬ, ТО ЕСТЬ
НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ НЕПРОТИВОРЕЧИВУЮ МОДЕЛЬ РЕАЛЬНОГО МИРА, ИНЫМИ СЛОВАМИ –
ДИНАМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ОБНАРУЖИВ В НЕЙ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ОН ПОСПЕШИЛ ОБЪЯВИТЬ ЕЕ НЕДОСТУПНОЙ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ – НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА ЗЕНОНА ЭЛЕЙСКОГО.
ПАРМЕНИД И ЗЕНОН
Слайд 60ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
МЫСЛИМОЕ
МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ
МИР МНЕНИЯ
Подлинный мир (бытие) и его свойства
могут быть познаны только разумом – зарождение РАЦИОНАЛИЗМА в гносеологии.
Панлогизм
как одна из крайних форм рационализма.
Критика претензий чувственности на познание вещей. Познание = фиксация устойчивых, неизменных черт объекта, его «снимок», «омертвление». Метафизический метод.
Слайд 61ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
МЫСЛИМОЕ
МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ
МИР МНЕНИЯ
4. Предметом познания, то есть и
философии, не может быть чувственный мир >> познается не конкретная
кошка Мурка, а универсальное свойство «быть кошкой» (неизменный объект).
5. Подлинное бытие едино, вечно, неизменно.
Слайд 62ЧТО ХОТЕЛИ ЭЛЕАТЫ?
МЫСЛИМОЕ
МИР ИСТИНЫ
ПРЕДСТАВИМОЕ
МИР МНЕНИЯ
МЕЛИСС САМОССКИЙ
ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ БЫТИЯ
ИЗ НИЧЕГО
НИЧЕГО НЕ БЫВАЕТ –
EX NIHILO NIHIL FIT
Слайд 63ЭМПЕДОКЛ из Аграганта
Классический плюралист: ни одно из 4 начал нельзя
предпочесть другому.
Все они (вода, воздух, огонь, земля) являются первоначалами («корнями
всех вещей») в равной степени.
Каждая вещь возникает и существует как сочетание этих корней в различных пропорциях.
Например: кость – 2:0:4:2, нервы – 2:0:1:1
Однако же эти начала («материальные») ПАССИВНЫ
АКМЭ – 84-я олимпиада
(444-441 гг. до н.э.)
Слайд 64ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)
Все процессы в мироздании в конечном
итоге объясняются борьбой двух по характеру антагонистических и по сути
психических («нематериальных») сил – ЛЮБВИ и ВРАЖДЫ.
Филия – космическая причина добра и единства, Нейкос – зла и вражды.
Любовь соединяет разнородное и разделяет однородное.
Вражда разделяет разнородное и соединяет однородное.
АКМЭ – 84-я олимпиада
(444-441 гг. до н.э.)
Слайд 65ЭМПЕДОКЛ
Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно четырехфазному ритму
ФАЗА 1
Эмпедокл
(490-430 гг.)
ЛЮБОВЬ
ВРАЖДА
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
Господство
Любви
Слайд 66ЭМПЕДОКЛ
Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму
ФАЗА 2
Эмпедокл
ЛЮБОВЬ
ВРАЖДА
Динамическое
равновесие
Любви и Вражды
Слайд 67ЭМПЕДОКЛ
Сторонник циклической модели эволюции мироздания – согласно 4-фазному ритму
ФАЗА 3
Эмпедокл
ВРАЖДА
ЛЮБОВЬ
+
+
-
-
+
+
+
+
-
-
-
-
+
+
Господство
Вражды
Слайд 68ЭМПЕДОКЛ (490 – 430 гг.)
Сторонник циклической модели эволюции мироздания –
согласно 4-фазному ритму
ФАЗА 4
Эмпедокл
ВРАЖДА
ЛЮБОВЬ
Динамическое равновесие
Вражды и Любви
Слайд 69АНАКСАГОР из Клазомен
Входил в кружок Перикла
490 г. 429
г.
Главный вопрос философии Анаксагора – проблема качественного превращения тел.
При этом
ведь ничто не возникает из небытия – элейский закон
Все составляется в результате смешения и выделения (а не возникает или уничтожается).
Расцвет Греции –
479 (Саламин)–
431 гг. (Пелопон. война)
Слайд 70АНАКСАГОР из Клазомен
Анаксагор
(500 – 428 гг. до н.э.)
Критика традиционного «стихийного»
подхода >> УЛЬТРАПЛЮРАЛИЗМ
Первичны (одинаково) все без исключения состояния (качества)
вещества – точнее, мельчайшие, невидимые частицы – носители этих качеств – ГОМЕОМЕРИИ.
Качества вечны и неизменны
Принцип «Все во всем»: в каждом месте космоса содержатся гомеомерии всех видов. Свойства вещей определяются качествами тех «семян», которые в ней преобладают
Качественное превращение вещи состоит в смене большинства в ней содержащихся «семян всех вещей»
Слайд 71АНАКСАГОР из Клазомен
Более того, принцип «все во всем» действует и
вглубь, на «интенсивном уровне»: любая гомеомерия содержит в себе семена
всех остальных вещей, но более малого порядка.
Сущее не просто бесконечно, но бесконечно бесконечно, причем все части и части частей разнокачественны
Гомеомерии сами пассивны (как «корни» Эмпедокла») >> нужна творческая, упорядочивающая мир в Космос, сила.
Это начало – Нус (Космический Ум). Сходство с двумя силами Эмпедокла.
Ум един, он движет миром и он познает мир, являясь чистейшей из всех вещей (ср. Аристотель).
Анаксагор
(500 – 428 гг. до н.э.)