Слайд 1Тема № 3: Общее устройство транспортера тягача МТ-ЛБ.
Занятие №1: Компоновка
и общее устройство транспортера тягача МТ-ЛБ.
Военная кафедра
при Национальном исследовательском университете
«Высшая
школа экономики»
Слайд 2Учебные вопросы:
1.Назначение, боевые и технические характеристики транспортера-тягача МТ-ЛБ.
2.Компоновка и общее
устройство транспортера-тягача МТ-ЛБ.
3.Особенности компоновочной схемы и размещения экипажа. Размещение органов
управления движением машины. Размещение экипажа и десанта.
Слайд 31-ый учебный вопрос:
Назначение, боевые и технические характеристики транспортера-тягача МТ-ЛБ.
Слайд 4МТ-ЛБ
Многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ)
Выпускался до 1991 года
Выпускается с 1991
года по настоящее время
Слайд 5История создания МТЛБ
История создания многоцелевого тягача МТ - ЛБ «изделие
6» началась в 1959 году.
Когда на Харьковском тракторном заводе стали
проводить вторую модернизацию АТ-Л
Слайд 6МТ-ЛБ
(«Б» бронированный)
Базовую конструкцию тягача разрабатывали в двух исполнениях –
с бронированным и небронированным корпусами.
МТ-Л
История создания МТЛБ
Слайд 7Критерии к техническим характеристикам:
240 л/с –дизельный двигатель;
быстроходность – до
60 км/ч;
грузоподъёмность – 2,5 т;
масса буксируемого прицепа – 6,5 т.
История
создания МТЛБ
Слайд 8Конструктивными нововведениями
для МТЛБ стали:
синхронизированная двухпоточная КПП;
торсионная подвеска с
гидроамортизаторами;
герметичный корпус, который обеспечивал машине плавучесть;
предусматривалась и высокоэффективная система
охлаждения и вентиляции.
История создания МТЛБ
Слайд 9В 1964 году транспортёр-тягач МТЛБ приняли на вооружение Советской Армии.
Конструкторам Харьковского тракторного завода удалось создать надёжную универсальную машину, получившую
в войсках заслуженное одобрение.
История создания МТЛБ
Слайд 102С1 «Гвоздика».
В 1967 году на вооружение Советской Армии была принята
122 мм САУ, получившей наименование 2С1 «Гвоздика».
Слайд 11МТ-ЛБу.
В 1970 – 1975 гг. в целях размещения некоторых комплексов
вооружения и военной техники, и создания командно-штабных машин различного уровня
и началась разработка «изделия 10» – повышенной грузоподъёмности, названного МТ-ЛБу.
Слайд 12«Стрела-10»
В 1976 году на вооружение Советской Армии поступило «изделие 35»
ЗРК (Зенитно – ракетный комплекс) «Стрела-10» .
Слайд 13«Штурм С»
Другой вариант специализированного шасси – «изделие 49» служило базой
для боевой машины 9П149 самоходного противотанкового ракетного комплекса «Штурм С»,
принятого на вооружение в 1979 г.
Слайд 14УР-77 «Змей Горыныч»
В 1978 году на базе самоходной гаубицы «Гвоздика»
была создана установка разминирования УР-77 «Змей Горыныч».
Слайд 15
Назначение транспортера-тягача МТЛБ
Многоцелевой транспортер легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ предназначен для
буксировки систем и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки
людей и грузов, монтажа различного оборудования и обеспечения других транспортных потребностей.
Слайд 16
Боевые и технические характеристики МТЛБ.
Слайд 17
Боевые и технические характеристики МТЛБ.
Слайд 18
Боевые и технические характеристики МТЛБ.
Слайд 19
Боевые и технические характеристики МТЛБ.
Слайд 20
Боевые и технические характеристики МТЛБ.
Слайд 21
2 – учебный вопрос.
Компоновка и общее устройство транспортера-тягача МТЛБ.
Слайд 22Компановка машины
Общей компоновкой называется взаимное расположение основных частей машины и
мест размещения экипажа (экипажа и десанта).
Агрегаты трансмиссии
Отделение управления и
башенная установка ТКБ-01-1
Двигатель со всеми его агрегатами и системами
Отделение десанта
Слайд 23Отделение управления
В отделении управления с левой стороны – установлены
механизмы управления и два сиденья. Сиденье механика-водителя расположено между главной
передачей и двигателем с левой стороны от центрального карданного вала.
Справа в носовой части над местом командира – установлена бронированная коническая башенка ТКБ-01-1 кругового вращения. В ней смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение оружия на цель командир осуществляет вручную.
Отделение управления отделено от трансмиссионного отделения перегородкой.
Слайд 24Механик-водитель свое место занимает через люк, расположенный над его местом
в крыше машины.
Люк для командира оборудован левее башенки в
крыше машины, практически на ее продольной оси.
Наблюдение за дорогой механиком-водителем ведется через три призменных смотровых прибора ТНПО-170А.
Отделение оборудовано двумя стеклоблоками, которые в боевой обстановке закрываются броневыми крышками.
Отделение управления
Слайд 25Отделение силовой установки (двигателя)
В средней части корпуса в специальном отделении
размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.
Отделение двигателя
отделено от отделения управления и грузовой платформы теплошумоизоляционными перегородками.
Слайд 26Отделение десанта
Вся остальная часть корпуса используется для размещения людей и
груза.
Десантное отделение, первоначально предназначалось для артиллерийского расчета буксируемого орудия и
боекомплекта к нему. При использовании в качестве транспортера для мотострелков, десантное отделение было дооборудовано для посадки 11 полностью экипированных пехотинцев.
Слайд 27
Основные части машины:
Корпус;
силовая установка;
Трансмиссия;
ходовая часть;
вспомогательное оборудование.
Основными частями машины
являются:
Слайд 28
3 – учебный вопрос.
Особенности компоновочной схемы и размещения экипажа.
Назначение корпуса транспортера тягача МТЛБ.
Размещение экипажа и десанта.
Слайд 29Особенности компановки машины
К особенностям компоновки шестикатковых шасси относятся:
переднее расположение
ведущих колес и узлов трансмиссии;
продольное расположение двигателя в средней
части корпуса;
заднее расположение грузовой платформы.
Отсутствие поддерживающих катков
Слайд 30Корпус транспортера
Корпус транспортера предназначен для защиты экипажа и десанта от
пуль ручного стрелкового оружия, мин малого калибра и осколков артиллерийских
снарядов.
Корпус из стали цельносварной, водонепроницаемый, обладает водоизмещением, позволяющим транспортеру-тягачу держаться на плаву при номинальной грузоподъемности.
Слайд 31Корпус транспортера
Корпус состоит из
носа рамы;
верхнего листа носа;
двух нижних
бортов;
днища;
подкрылков;
двух верхних наклонных бортов;
кормового листа,
боковин,
лобового листа;
крыши.
Слайд 32
Размещение десанта
Десант располагается вдоль бортов машины на сиденьях, установленных
поверх топливных баков.
В отделении грузовой платформы установлено четыре топливных
бака: два – на днище и два – в боковых полостях корпуса.
Баки, расположенные на днище, имеют размеры и конфигурацию, позволяющие использовать их как сиденья (каждый на четыре человека). Для этого на баки укладываются поролоновые подушки.
Слайд 33Для сообщения отделения управления с грузовой платформой с правой стороны
от двигателя имеется проход, в котором размещены два откидных сиденья.
Для
посадки, спешивания и погрузки имущества используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения.
Размещение десанта
Слайд 35
МТ-ЛБМ 6МА
В 1999 году на МТ-ЛБМ 6МА устанавливается башня
от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ.
Слайд 36МТ-ЛБМ 6МБ
В 2000 году МТ-ЛБМ 6МБ имеет башню с
30-мм автоматической пушкой 2А72 и спаренным с ней пулеметом ПКТ.
Слайд 37
МТ-ЛБМ 6МБЗ
Машина вооружена стабилизированными в двух плоскостях двухствольной автоматической пушкой
ГШ-23В, 12,7-мм пулеметом "КОРД" и 30-мм автоматическим гранатометом АГ-17.
Слайд 38
МТ-ЛБМ 6МБ5
Для повышения эффективности борьбы с воздушными целями
на варианте модернизированной машины МТ-ЛБМ 6М1Б5 добавили два ПЗРК "Игла"
на пусковой установке.