Слайд 1Готовимся к ЕГЭ: лексические нормы
(задание 6)
Речевые (лексические) ошибки
Итоговое сочинение: К4
Задание
27. ЕГЭ. К6, К10
Слайд 2Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора
слова из ряда единиц, близких ему по значению или по
форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Слайд 3 Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах:
Исключение слова
Замена слова
Слайд 4Для успешного выполнения задания необходимо:
Понимать лексическое значение слова и употреблять
его в соответствии с данным значением;
Учитывать особенности сочетаемости слов;
Правильно употреблять
синонимы, антонимы и омонимы;
Избегать речевой избыточности;
Не допускать речевой недостаточности;
Учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Слайд 5Алгоритм выполнения:
1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку,
укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это
ошибка, исправь ее.
Слайд 12Подробнее о лексической сочетаемости
Нарушение лексической сочетаемости слов (ошибка 7) Лексическая
сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом.
Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости (т.е. несовместимости значений): облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)
*** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Слайд 13Типичные ошибки в использовании фразеологизмов
Сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И
яйца выеденного не стоит»)
Замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
Совмещение
двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)
Слайд 14Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы
– словосочетания, в которых одно
из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает
со значением другого, рядом стоящего слова: главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие.
Слайд 15Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)
Лексическая избыточность – повторение
однокоренных или одинаковых слов: организовать организацию, спросить вопрос предложить предложение.
***Помимо
избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется:
В кабинете висели русские писатели (портреты).
В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).
Слайд 16Неразличение синонимичных слов
Синонимы – слова одной и той же части
речи, близкие или тождественные по значению: друг – товарищ –
приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.
Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)
Слайд 17Некорректное употребление антонимов и омонимов
Антонимы – слова, одной части речи
противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг –
враг).
В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза)
Слайд 18Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов,
заимствованных слов, многозначных слов.
Его представили этаким полиглотом: он и физик, и
математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)
У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)
Слайд 19Отработка задания №6
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее
слово. Выпишите это слово.
В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало
неожиданностей и сюрпризов
Слайд 20Отработка задания №6
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.
Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Из-за очень
дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.
Слайд 21Отработка задания №6
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее
слово. Выпишите это слово.
Было уже поздно возвращаться назад, поскольку большую
часть пути мы с Васей преодолели.
Слайд 22Отработка задания №6
4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее
слово. Выпишите это слово.
Лихорадочная суета, цейтнот времени, стрессы на работе,
напряжение, постоянные избыток раздражений и информации превращают отдых в одно из самых заветных желаний и потребностей.
Слайд 23Отработка задания №6
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее
слово. Выпишите это слово.
Я впервые познакомилась с творчеством А.П. Чехова
в пятом классе: именно тогда зародилась моя любовь к малой прозе.
Слайд 24Проверьте себя:
Дальнейшем
Высокой
Назад
Времени
Впервые
Слайд 25Домашнее задание:
Учить теорию задания
№ 10355886
Слайд 26Самостоятельная работа с заданием 6