Слайд 1Тема № 3
Теория общественного выбора и политический рынок
Учебные вопросы:
1. Экономические
основы политического механизма.
2. Основные субъекты политического рынка.
Слайд 2Литература:
Ахинов Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М,
2008. — г. 7, 8.
Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора/Пер. с англ.
— М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 720 с.
Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. А. В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 464 с.
Якобсон Л. И. Государственный сектор рыночной экономики. Изд-во ГУ-ВШЭ, 2000.
Балацкий Е. В., Конышев В. А. Российская модель государственного сектора экономики. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. – 390.
Слайд 3
Вопрос № 1.
Экономические основы политического механизма.
Слайд 4Общественный выбор — механизм нерыночного распределения ресурсов для производства общественных
благ.
Широкое и узкое понимание общественного выбора:
Общественный выбор в широком смысле
слова – это пространство, где происходит соперничество не только личных интересов, но и различных концепций и программ в отношении общественных благ как сознательное творчество масс.
Общественный выбор в узком смысле представляет собой как бы политический рынок в условиях представительной демократии, на котором люди, управляющие государством, преследуя собственные цели, обеспечивают реализацию общественных интересов. Общественный выбор понимается как стихийный процесс действия «невидимой руки», как разновидность борьбы за существование.
Слайд 5Теория общественного выбора изучает политический механизм формирования макроэкономических решений или
политику как разновидность экономической деятельности.
Предмет общественного выбора тот же, что
и у политической науки:
- теория государства,
- избирательные правила,
- голосовательное поведение,
- политика партий,
- бюрократия и т.д.
Методология общественного выбора — та же, что и у экономической науки.
- как и у экономической науки, считается, что человек эгоистичен, рационален и стремится к максимизации собственной выгоды».
Слайд 6Теория общественного выбора строится на определенных предпосылках:
человек имеет собственные интересы
и способен отстаивать их наиболее эффективным образом;
общество — совокупность индивидов,
и лучшим считается общество, которое в наибольшей степени позволяет индивидам свободно реализовать их частные интересы;
правительство создается свободными людьми для защиты установленных конституцией прав;
индивиды сами решают, что правильно и что ложно, максимизируя свою функцию полезности. Публичная власть возникает только в результате соглашения индивидов, которые определяют разумные границы этой власти;
равенство понимается как создание равных возможностей;
экономическая эффективность достигается тогда, когда ресурсы достаются тем, кто может их наилучшим образом использовать. Результатом является Парето-эффективность — ситуация, в которой ни один человек не может улучшить свое благосостояние, не ухудшая тем самым положение других людей.
Вместе с тем сторонники синергетического эффекта делают принципиальный вывод, что общество не сумма индивидуальных полезностей отдельных потребителей, а единое целое.
Слайд 7Процесс принятия общественных, государственных решений в условиях парламентской представительной демократии
можно представить в виде ряда последовательных акций:
Слайд 8Основные отличия механизма общественного
выбора от потребительского выбора на рынке:
Во-первых: рыночный
механизм допускает социально-экономическое неравенство членов общества, концентрацию экономической власти у
небольшой группы людей, которая проявляетя в так называемом «голосовании долларами». В политическом механизме демократического общества действует принцип «один избиратель — один голос», а система всеобщего избирательного права имеет своей целью обеспечить равные возможности для всех граждан принимать участие в политике.
Во-вторых: механизм общественного выбора базируется на коллективном принятии решений, с помощью прямой или представительной демократии. В основе рыночного механизма лежит индивидуальный потребительский выбор.
В-третьих: механизм демократии ориентируется на голосование по альтернативным социально-экономическим программам, а не по отдельным вопросам.
Что касается рыночного механизма, то он имеет возможность с помощью гибкой системы свободных цен учесть индивидуальные предпочтения хозяйствующих субъектов в отношении детальных сторон конкретного объекта экономической сделки. В политическом процессе избиратель может выразить свои предпочтения в ответах «да» или «нет» или воздержаться от голосования.
Слайд 9В-четвертых: механизм общественного выбора предполагает принудительный порядок финансовых взаимоотношений государства
и членов общества а как функционирование рыночной системы базируется на
гарантиях экономической свободы. Принцип обратной связи в политической системе действует намного слабее, чем в рыночной. Как правило, лица, принимающие политические решения, непосредственно не несут ответственности за негативные последствия этих решений, за просчеты и ошибки в политике. Это объясняется тем, что многие политические решения имеют дело с общественными благами, обладающими долгосрочными и крупномасштабными эффектами, которые не поддаются оценке с позиций индивидуальных затрат и индивидуальных выгод.
В-пятых: механизм общественного выбора включает структуры государственного управления, которые строятся в соответствии с принципом иерархии, подчиненности, при этом необходимым условием функционирования управленческих структур является использование бюрократического аппарата. Это объективно порождает несовершенство государственного механизма управления, поскольку исключает возможность высших эшелонов управления быстро и с наименьшими затратами получать от низших объективную информацию об экономических процессах. В то же время система свободных цен в рыночной экономике является самым эффективным средством информации хозяйствующих субъектов о различных сторонах рыночной деятельности.
Слайд 10 Политический механизм в демократическом обществе представляет собой альтернативный метод агрегирования
и учета предпочтения людей с последующей трансформацией в политические решения
на той части экономического пространства, где рыночный механизм не срабатывает. Однако и эта система имеет свои недостатки, в частности существуют пропорциональная и мажоритарная системы голосования:
При мажоритарной системе голосование происходит в одномандатных округах и побеждает кандидат, набравший большинство голосов. При этом можно представить крайний случай, когда во всех одномандатных избирательных округах с минимальным перевесом 1—2% голосов победят представители одной партии. В этом случае граждане (а это 48—49% от общего числа принявших участие в голосовании избирателей), которые проголосовали за представителей других партий, не смогут иметь своих представителей в органах законодательной власти.
При пропорциональной системе организации выборов распределение мест в органах законодательной власти происходит пропорционально поданному числу голосов, а введение 5- или 7%-го барьера позволяет существенно перераспределить голоса в пользу среднего избирателя.
Слайд 11 Идеи Э. Линдаля и П. Самуэльсона о нормативном подходе к общественному выбору
с позиции определения равновесного объема общественных благ и эффективного объема
общественного финансирования, имеют ограниченную сферу практического применения. В демократическом обществе, практическую значимость имеют агрегирование и учет индивидуальных предпочтений путем принятия решения не на основе одобрения всеми избирателями, а большинством голосов
При принятии решений большинством голосов равновесие в отношении общественных благ выражается в среднем наиболее предпочтительном результате, в предельной выгоде среднего (медианного) избирателя.
Ориентация политических кандидатов на среднего избирателя придает схожесть, одинаковость их избирательным программам.
Слайд 12Принятие решений большинством голосов с ориентацией на среднего избирателя обеспечивает
равновесие между предельными затратами и предельными выгодами от общественного блага
при соблюдении ряда требований:
Во-первых, предполагается уменьшение предельной полезности для всех избирателей и, следовательно, не допускаются резкие циклические колебания индивидуальных предпочтений избирателей.
Во-вторых, предусматривается, что на голосование выносится один вопрос, касающийся объема производства общественного блага за счет финансирования из бюджетной системы, с тем чтобы избиратель мог точно выразить свое мнение по данному вопросу.
В-третьих, важно, чтобы избиратели точно знали о своей доле в затратах на общественное благо и о выгодах, получаемых от него.
В-четвертых, предполагается объективное, независимое выражение воли избирателей с помощью голосования. При этом исключается влияние особо заинтересованных групп, партий и аппарата чиновников (бюрократов) на волю среднего избирателя и на методы и процедуру проведения голосования по соответствующим вопросам, ибо указанные институты заинтересованы в достижении собственных интересов.
Слайд 13Парадокс голосования:
В первом варианте в каком бы порядке ни ставились
на голосование альтернативы А, В, С поддержку получит А.
Если
профиль предпочтений будет соответствовать второму варианту, то результат будет неустойчивым В или С, в зависимости от очередности голосования сравнений, что и является парадоксом.
Слайд 14Приоритет избирателя-центриста:
рационально действующий политик стремится обеспечить себе поддержку возможно большего
числа избирателей, которую можно найти, придерживаясь центральной части политического спектра.
Точки
соответствуют альтернативам, каждая из которых наиболее предпочтительна для одного из индивидов (или семи одинаковых по численности групп избирателей).
В процессе выборов, которые проводятся в несколько туров (вариант попарного сравнения), победит вариант В. Это объясняется тем, что позиция третьего политика совпадает с точкой зрения медианного избирателя.
Слайд 15 Порядок голосования может привести к экономически неэффективному принятию решения в
отношении производства и использования
общественных благ.
Во-первых, целесообразно уменьшить количество альтернатив при
принятии решений избирателей.
Во-вторых, установление самими избирателями количественных весовых характеристик, т.е. балльных оценок для соответствующих альтернатив. Предпочтения избирателей могут быть выражены в виде денежной оценки готовности граждан платить налоги в соответствующей сумме по предлагаемым альтернативным программам.
В-третьих, образование групп интересов и их коалиция с целью учета мнения меньшинства избирателей и принятия такого решения, которое было бы отвергнуто при голосовании большинством.
В-четвертых, Чем меньше размеры территориальных образований и чем сильнее децентрализация управления, тем больше возможностей для непосредственного участия граждан в принятии коллективных решений на местном уровне. В этом случае недостатки голосования на основе принципа большинства в регионе могут преодолеваться путем «голосования ногами».
Способы преодоления недостатков и противоречий принятия решения большинством:
Слайд 16Вопрос № 2.
Равновесие в общественном секторе.
Слайд 17В современных условиях традиционная концепция получила свое развитие в широкой
трактовке общественного выбора в условиях парламентской демократии. Эта концепция до
сих пор служит основой для разграничения нерыночной государственной деятельности и рыночной, для противодействия проникновению рыночных отношений в сферу государственного управления.
Слайд 18Общественный выбор на основе соревнования
партийных программ в условиях представительной демократии
Институт
представительной демократии представляет собой политическую систему всеобщих выборов, в которой
несколько партий конкурируют в борьбе за голоса избирателей.
В основе этой системы лежит основополагающий принцип делегирования и передачи гражданами с помощью выборов своих полномочий доверенным лицам в органах власти с тем, чтобы они при принятии решений учитывали интересы этих граждан.
В общественном, государственном выборе наряду с избирателями и политиками (представителями законодательной и выбранной исполнительной власти) принимают участие также чиновничий аппарат (бюрократия) и заинтересованные общественные группы.
по политическим соображениям, т.е. по соображениям необходимости победы на выборах, могут быть приняты программы, допускающие неэффективное распределение ресурсов. В этом также проявляются несовершенство общественного выбора и провал государственного сектора.
Слайд 19В соответствии с теорией общественного выбора, по мнению Дж. Бьюкенена, на
политическом рынке действует «невидимая рука», которая и направляет поведение лиц,
управляющих государством, так, что они, стремясь максимизировать свое собственное благополучие и преследуя собственные интересы, одновременно реализуют интересы общества.
Интересы различных категорий лиц, принимающих государственные решения, неодинаковы. Так, выборные представители власти ориентированы на получение максимального количества голосов и победу на выборах Другие заинтересованные группы (например, корпорации, профсоюзы, ассоциации и т.п.) преследуют свои цели — получить с помощью государственных органов власти крупные материальные выгоды — так называемую политическую ренту. Под политической рентой в данном случае понимаются платежи заинтересованным группам в размерах, превышающих те суммы, которые они могли бы получить при добросовестной, справедливой рыночной конкуренции.
Слайд 20Лоббизм в процессе принятия общественных решений проявляется в том, что
очень большой вес придается предпочтениям групп, интересы которых представлены в
концентрированном виде, а реализация этих интересов осуществляется в ущерб интересам большинства граждан и общества в целом
Слайд 21Различают следующие виды лоббирования:
отраслевое, которое выражается в защите интересов отраслей
или крупных деловых объединений по отраслевому признаку, реализуется через комитеты
или отраслевые межфракционные депутатские группы (МДГ);
региональное, которое заключается в отстаивании позиций предприятий и компаний отдельного региона; осуществляется региональными МДГ;
социально-политическое, которое направлено на защиту интересов политических партий и стоящих за ними деловых кругов, осуществляется через фракции;
индивидуальное, в том числе корпоративное, которое предполагает обеспечение проталкивания конкретных интересов отдельных бизнес-структур и осуществляется по линии комитетов или отдельных депутатов.
Слайд 22Особое место в процессе принятия общественных решений занимает исполнительная власть
и прежде всего управленческий аппарат (бюрократия).
Снижается значение следующих функций парламента:
во-первых,
уменьшается вклад парламента в формирование политики и прежде всего его роль в определении перспектив общественного развития;
во-вторых, падает политический вес парламента в осуществлении контроля над исполнительной властью;
в-третьих, ослабевает непосредственная законотворческая функция парламента.
Слайд 23Причины возрастания роли бюрократии
Избранный депутатский корпус уступает по своей управленческой
компетентности и информированности исполнительной власти и особенно бюрократическому аппарату;
Стремление подменить
исполнительную власть, превратиться в «рабочий парламент» с тенденцией к специализации депутатов, формированию разнообразных парламентских комиссий приводит к тому, что парламент сам подвергается процессу «бюрократизации»;
Бюрократам принадлежит решающая роль в подготовке проектов законодательных актов, а парламентариям отводится выполнение формальных функций законотворчества — ратификация и легитимизация.
Слайд 24М. Вебер различает два типа бюрократии: традиционную «патримониальную», и современную рациональную.
Первый тип сформировался и постепенно проник во все сферы общественной
жизни, вместе с зарождением и развитием функций государственного управления и поддержания общественного порядка.
Среди традиционной бюрократии М. Вебер выделяет «бюрократию древнекитайских мандаринов» и древнеегипетских, позднеримских, а также византийских чиновников. Древнекитайский мандарин отличался от чиновника «египетского, позднеримского и византийского типа» тем, что он вообще не был специалистом в управлении, а был скорее «литературно-гуманитарно образованным джентльменом». В свою очередь, рациональная бюрократия формировалась в эпоху Нового времени и изначально охватывала сферу частно-хозяйственной деятельности, а именно сферу внутрихозяйственного управления наиболее крупных предприятий.
Постепенно влияние рациональной модели бюрократии стало распространяться и на другие сферы общественной жизни. В то же время общегосударственная бюрократия, приобретая черты рациональности, по мнению М. Вебера, четко отделялась от бюрократии частно-хозяйственной, так как соблюдался принцип невмешательства государства в частно-хозяйственную область и соответственно разграничение экономической и государственно-политической деятельности.