Разделы презентаций


Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии

Содержание

Психотерапия-система лечебного воздействия на психику, а через психику — на весь организм и поведение больного.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии.
Подготовила: Кажыкенова Г.Т

врач-резидент психиатр,
201 группа.
Государственный Медицинский Университет г

Семей.

Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии.Подготовила: Кажыкенова Г.Т    врач-резидент психиатр, 201 группа.Государственный

Слайд 2Психотерапия-система лечебного воздействия на психику, а через психику — на

весь организм и поведение больного.

Психотерапия-система лечебного воздействия на психику, а через психику — на весь организм и поведение больного.

Слайд 3Значение психотерапии
В настоящее время психотерапия является признанным методом лечения, который не только

эффективен, но и широко распространен. Хотя бы один раз в

жизни в помощи психотерапевта нуждается 10-15% всех жителей Восточной Европы, а около 2-3% страдают тяжелыми психическими заболеваниями. К ним необходимо прибавить людей с болезненным влечением.

Значение психотерапии В настоящее время психотерапия является признанным методом лечения, который не только эффективен, но и широко распространен. Хотя

Слайд 4 Задачами психотерапии будут являться:
1- помочь пациенту лучше понять свои

проблемы;
2- устранить эмоциональный дискомфорт;
3- поощрить свободное выражение чувств;
4- обеспечить пациента

новыми идеями или информацией о том, как решать свои проблемы ;
5- помочь пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
Задачами психотерапии будут являться:1- помочь пациенту лучше понять свои проблемы;2- устранить эмоциональный дискомфорт;3- поощрить свободное выражение

Слайд 5При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам:
-

обеспечивает психологическую поддержку;
- устраняет дезадаптивное поведение и формирует новые адаптивные

стереотипы;
- содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам:- обеспечивает психологическую поддержку;- устраняет дезадаптивное поведение и

Слайд 6Этапы психотерапии.

Этапы психотерапии.

Слайд 7Этапы психотерапевтической беседы:

1 этап - «заключение договора» (структурализация работы, определение

ее рамок, фиксация результатов).

2 этап - «этап установления эмоционального контакта»

(сбор объективной информации, выяснение отношения пациента к определенным фактам и событиям, снятие напряжения, создание доверительных отношений).

3 этап - «актуализация базовой структуры внутреннего диалога»(организация проекций, фиксация понимания и поддержки, работа с переносными операциями пациента, фиксация экстериоризации, фиксация использования контрпереносных чувств).



Этапы психотерапевтической беседы:1 этап - «заключение договора» (структурализация работы, определение ее рамок, фиксация результатов).2 этап - «этап

Слайд 8
Выбор методов психотерапии определяется конкретными клиническими характеристиками больного и болезни:
-

личностными особенностями пациента и реакциями его на болезнь;
- психологическими

факторами этиологии заболевания;
- структурно-организационными рамками, в которых проводится психотерапия.

Выбор методов психотерапии определяется конкретными клиническими характеристиками больного и болезни:- личностными особенностями пациента и реакциями его на

Слайд 9Классификация психотерапии
суггестивная;
рациональная;
реконструктивно-личностная;
аналитическая;
бихевиоральная;
когнитивная;
экзистенциальная

Классификация психотерапиисуггестивная;рациональная;реконструктивно-личностная;аналитическая;бихевиоральная;когнитивная;экзистенциальная

Слайд 10Наиболее известные виды психотерапии:
1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления

К.Юнга, А.Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.
2. Гуманистические

методы: экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др.
3. Когнитивная психотерапия.
4. Бихевиоральная психотерапия.
5. Рациональная психотерапия.
6. Суггестивные методы: гипноз классический, Эриксоновский гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка и др.
7. Телесно-ориентированная.
8. Эмоциоанально-рациональная терапия (Элиса).
9. Когнитивно-бихевиоральная терапия.
10. Другие методы: имаготерапия, музыкатерапия, игровая терапия, библиотерапия и др.

Классификация методов психотерапии

Наиболее известные виды психотерапии:1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления К.Юнга, А.Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия

Слайд 13Классификация методов психотерапии (по Е. Александровичу):
1) методы, имеющие характер «техник»

(гипноз, релаксация, психогимнастика и др.);
2) методы, определяющие условия, которые способствуют

оптимизации достижения психотерапевтических целей (амбулаторная, стационарная и др.);
3) методы в значении "инструмента", которым пользуются в психотерапевтическом процессе (группа - в групповой, психотерапевт – в индивидуальной);
4) методы в значении "интервенции" (вмешательств, рассматриваемых либо в параметрах стиля (диррективные, недиррективный), либо в параметрах формы (убеждение, разъяснение и т.п.).
Классификация методов психотерапии (по Е. Александровичу):1) методы, имеющие характер «техник» (гипноз, релаксация, психогимнастика и др.);2) методы, определяющие

Слайд 14Разнообразие приемов психотерапии
Для работы психотерапевт располагает разнообразными техническими приемами. Это

своего рода «ящик для инструментов».

Опытность и мастерство практикующего психотерапевта —

так же как и столяра или сантехника — состоят в умении выбрать наилучший «инструмент» в наиболее подходящий момент, что позволит с легкостью достичь наибольшего эффекта в соответствии с его личными предпочтениями и собственным стилем.

Разнообразие приемов психотерапииДля работы психотерапевт располагает разнообразными техническими приемами. Это своего рода «ящик для инструментов».Опытность и мастерство

Слайд 15 Психоанализ:
Метод психотерапии, основанный на изучении бессознательного.

С точки зрения психоанализа, причинами нервно-психических расстройств являются травмирующие психику

пациента какие-либо события в его сексуальной сфере, произошедшие в детстве, память о которых вытеснена за пределы сознания, и, соответственно, цель психоаналитической терапии - найти эти причины и сделать эти события фактом сознания. При этом подавляемая энергия этого события, проявляющаяся в симптомах заболевания, высвобождается и, таким образом, пациент выздоравливает.
Писатель Стефан Цвейг образно сравнил психоаналитика с охотником, который по еле-еле заметным следам может определить породу и размер зверя и выследить его, только для психоаналитика следами являются не отпечатки ног, а ассоциации, ошибочные действия, оговорки, сновидения. Анализируя их вместе с пациентом, психоаналитик постепенно идёт к тому, что пациент восстанавливает травмирующее событие в своей памяти и переживает его заново, это приводит его к катарсису - очищению, и как следствию, исчезновению болезненных симптомов
Психоанализ:  Метод психотерапии, основанный на изучении бессознательного. С точки зрения психоанализа, причинами нервно-психических расстройств

Слайд 16Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия.

Теоретические источники данного направления - работы

Ч.Дарвина, Д.Уотсона, И.П.Павлова, автор - Б.Ф.Скиннер (1904 - 1996). Личность

Скиннер рассматривал как сумму поведенческих реакций, при этом каждая индивидуальная реакция основывается на предшествующем опыте и генетических особенностях. Центральное понятие метода бихевиоральной психотерапии - оперантное обусловливание, т.е. процесс формирования и поддерживания определённого поведения посредством его последствий. Поэтому в данном направлении для психолога имеют значение не причины и мотивы поступков человека, а само поведение.

К примеру, если к психологу обращается молодой человек, проблемой которого является то, что когда он хочет познакомиться с девушкой, у него начинаются сердцебиение, проблемы с желудком, дрожь в руках и прочая психопатологическая симптоматика, в результате чего ему приходится отказываться от данного намерения, психолог психодинамического направления (психоанализ) направит свои усилия на то, чтобы найти причины невротической реакции и на их осознание пациентом. Психолог-бихевиорист же в таком случае решит, что всё дело в том, что молодой человек просто не умеет себя вести в данной ситуации, и, соответственно, направит свою терапию на обретение молодым человеком соответствующих навыков поведения.
Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия.  Теоретические источники данного направления - работы Ч.Дарвина, Д.Уотсона, И.П.Павлова, автор - Б.Ф.Скиннер (1904

Слайд 17Гештальт-терапия:
Одно из самых модных направлений психотерапии. Основатель гештальт-терапии Фриц (Фредерик)

Пёрлз (1893 - 1970) С точки зрения гештальтерапии, процессы саморегуляции

организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур (гештальтов). В центре восприятия оказывается то, что имеет наибольшее значение для человека в данный момент, т.е. неудовлетворённая потребность, например, чувство голода или сексуальное влечение. Это и есть "фигура", всё остальное уходит на задний план, т.е. в "фон". Но, как только потребность удовлетворена, гештальт теряет своё значение, также отходит в фон и его место занимает новая фигура. Из попеременного формирования и завершения гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма.
Гештальт-терапия:Одно из самых модных направлений психотерапии. Основатель гештальт-терапии Фриц (Фредерик) Пёрлз (1893 - 1970) С точки зрения

Слайд 18Нейролингвистическое программирование (НЛП):
1. Коммуникативные технологии. Это, прежде всего подстройки под

репрезентативную систему восприятия человека (с точки зрения НЛП, у человека

есть какая-либо ведущая в данный момент из систем восприятия информации - зрительной, слуховой, тактильной и др., под неё и нужно адаптировать передаваемую информацию), позу собеседника, его ритм физиологических процессов. Многие делают всё это бессознательно, даже и не подозревая, что используют НЛП.
Нейролингвистическое программирование (НЛП):1. Коммуникативные технологии. Это, прежде всего подстройки под репрезентативную систему восприятия человека (с точки зрения

Слайд 192. Суггестивные технологии. Используются педагогами и психологами для облегчения и

ускорения процесса перехода знаний из их голов в головы обучаемых

или консультируемых, а также рекламщиками и талантливыми жуликами для облегчения и ускорения процесса перехода к ним денежных и иных материальных средств от добропорядочных, но видимо, слегка глуповатых граждан (действенность этих методик сильно преувеличивают те, кто завлекает народ на дорогостоящие обучающие семинары по НЛП).
2. Суггестивные технологии. Используются педагогами и психологами для облегчения и ускорения процесса перехода знаний из их голов

Слайд 203. Терапевтические технологии. Представляют собой последовательности психологических манипуляций, которые клиент

выполняет на себе под руководством НЛП-терапевта, при этом последнего не

очень-то интересует, какую именно проблему клиент решает. Преимуществами НЛП-терапии считаются полная безопасность в плане невозможности даже случайной утечки информации от психотерапевта о его клиенте, т.к. клиент не посвящает его в конкретное содержание своих проблем, и мгновенный результат
3. Терапевтические технологии. Представляют собой последовательности психологических манипуляций, которые клиент выполняет на себе под руководством НЛП-терапевта, при

Слайд 21Телесно-ориентированная психотерапия
Основоположник этого метода - соратник и ассистент Фрейда Вильгельм

Райх (1897 - 1957). Проводя психоаналитические сеансы, он обратил внимание

на напряжённые позы своих пациентов, и что они производят впечатление "закованных в панцирь". Он посчитал, что мышечные зажимы напрямую связаны с психическим состоянием пациента и стал искать способы воздействия, приводящие к ослаблению и снятию излишнего мышечного напряжения. Оказалось, что если распустить "мышечный панцирь" у пациента, используя массаж и специальные упражнения, то можно добиться значительного улучшения состояния или выздоровления пациента значительно быстрее и эффективнее, нежели используя традиционную психоаналитическую процедуру.
Телесно-ориентированная психотерапияОсновоположник этого метода - соратник и ассистент Фрейда Вильгельм Райх (1897 - 1957). Проводя психоаналитические сеансы,

Слайд 22Когнитивная психотерапия:
Метод, предложенный Аароном Беком. Представители когнитивной психотерапии считают, что

всё, что необходимо человеку для решения его психологических проблем и

устранения нервно-психических расстройств находится в рамках сознания человека и поэтому не нужно искать за проблемами клиента психотравмирующих событий, особенно произошедших в отдалённом детстве и вытесненных в подсознание. Сами события, по мысли когнитивистов, никакого значения для личности не имеют, важно то значение, которое личность придаёт данному событию. Мысли и выводы, не соответствующие действительности, т.е. те мысли, которые продуцируют преувеличенные эмоциональные реакции по сравнению с реальным содержанием события, в когнитивной терапии называют малоадаптивными. Сам процесс когнитивной психотерапии направлен на когнитивную переоценку, т.е. изменения отношения к событиям из невротической в более реалистическую сторону и обучение клиента определять у себя и блокировать малоадаптивные мысли.
Когнитивная психотерапия:Метод, предложенный Аароном Беком. Представители когнитивной психотерапии считают, что всё, что необходимо человеку для решения его

Слайд 23Арт-терапия:
Термин "арт-терапия" введён Адрианом Хиллом в 1938 году. С точки

зрения арт-терапевтов, внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах человека

всякий раз, когда он рисует, пишет картину, или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своём произведении, то есть - спонтанно. Арт-терапия в основном используется в работе с душевнобольными, и в качестве вспомогательного метода в психокоррекционных группах. Также арт-терапия применяется при работе с детьми.

Основные цели, достижению которых может способствовать арт-терапия, следующие:
привести к социально приемлемому выходу агрессивности и другим негативным чувствам;
облегчить процесс лечения;
получить материал для интерпретации и диагностических заключений;
проработать подавляемые мысли и чувства;
наладить отношения между терапевтом и пациентом, а также развить художественные способности и повысить самооценку.
При этом само по себе наличие художественных способностей у пациентов никакого значения не имеет.
Арт-терапия:Термин

Слайд 25Рисунок
Рисунок

РисунокРисунок

Слайд 27Пет-терапия

Пет-терапия

Слайд 28Спасибо завнимание!!!

Спасибо завнимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика