Слайд 1Тема №3,4:Методы и задачи психотерапии. Классификация методов психотерапии.
Подготовила: Кажыкенова Г.Т
врач-резидент психиатр,
201 группа.
Государственный Медицинский Университет г
Семей.
Слайд 2Психотерапия-система лечебного воздействия на психику, а через психику — на
весь организм и поведение больного.
Слайд 3Значение психотерапии
В настоящее время психотерапия является признанным методом лечения, который не только
эффективен, но и широко распространен. Хотя бы один раз в
жизни в помощи психотерапевта нуждается 10-15% всех жителей Восточной Европы, а около 2-3% страдают тяжелыми психическими заболеваниями. К ним необходимо прибавить людей с болезненным влечением.
Слайд 4 Задачами психотерапии будут являться:
1- помочь пациенту лучше понять свои
проблемы;
2- устранить эмоциональный дискомфорт;
3- поощрить свободное выражение чувств;
4- обеспечить пациента
новыми идеями или информацией о том, как решать свои проблемы ;
5- помочь пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
Слайд 5При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам:
-
обеспечивает психологическую поддержку;
- устраняет дезадаптивное поведение и формирует новые адаптивные
стереотипы;
- содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.
Слайд 7Этапы психотерапевтической беседы:
1 этап - «заключение договора» (структурализация работы, определение
ее рамок, фиксация результатов).
2 этап - «этап установления эмоционального контакта»
(сбор объективной информации, выяснение отношения пациента к определенным фактам и событиям, снятие напряжения, создание доверительных отношений).
3 этап - «актуализация базовой структуры внутреннего диалога»(организация проекций, фиксация понимания и поддержки, работа с переносными операциями пациента, фиксация экстериоризации, фиксация использования контрпереносных чувств).
Слайд 8
Выбор методов психотерапии определяется конкретными клиническими характеристиками больного и болезни:
-
личностными особенностями пациента и реакциями его на болезнь;
- психологическими
факторами этиологии заболевания;
- структурно-организационными рамками, в которых проводится психотерапия.
Слайд 9Классификация психотерапии
суггестивная;
рациональная;
реконструктивно-личностная;
аналитическая;
бихевиоральная;
когнитивная;
экзистенциальная
Слайд 10Наиболее известные виды психотерапии:
1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления
К.Юнга, А.Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.
2. Гуманистические
методы: экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др.
3. Когнитивная психотерапия.
4. Бихевиоральная психотерапия.
5. Рациональная психотерапия.
6. Суггестивные методы: гипноз классический, Эриксоновский гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка и др.
7. Телесно-ориентированная.
8. Эмоциоанально-рациональная терапия (Элиса).
9. Когнитивно-бихевиоральная терапия.
10. Другие методы: имаготерапия, музыкатерапия, игровая терапия, библиотерапия и др.
Классификация методов психотерапии
Слайд 13Классификация методов психотерапии (по Е. Александровичу):
1) методы, имеющие характер «техник»
(гипноз, релаксация, психогимнастика и др.);
2) методы, определяющие условия, которые способствуют
оптимизации достижения психотерапевтических целей (амбулаторная, стационарная и др.);
3) методы в значении "инструмента", которым пользуются в психотерапевтическом процессе (группа - в групповой, психотерапевт – в индивидуальной);
4) методы в значении "интервенции" (вмешательств, рассматриваемых либо в параметрах стиля (диррективные, недиррективный), либо в параметрах формы (убеждение, разъяснение и т.п.).
Слайд 14Разнообразие приемов психотерапии
Для работы психотерапевт располагает разнообразными техническими приемами. Это
своего рода «ящик для инструментов».
Опытность и мастерство практикующего психотерапевта —
так же как и столяра или сантехника — состоят в умении выбрать наилучший «инструмент» в наиболее подходящий момент, что позволит с легкостью достичь наибольшего эффекта в соответствии с его личными предпочтениями и собственным стилем.
Слайд 15 Психоанализ:
Метод психотерапии, основанный на изучении бессознательного.
С точки зрения психоанализа, причинами нервно-психических расстройств являются травмирующие психику
пациента какие-либо события в его сексуальной сфере, произошедшие в детстве, память о которых вытеснена за пределы сознания, и, соответственно, цель психоаналитической терапии - найти эти причины и сделать эти события фактом сознания. При этом подавляемая энергия этого события, проявляющаяся в симптомах заболевания, высвобождается и, таким образом, пациент выздоравливает.
Писатель Стефан Цвейг образно сравнил психоаналитика с охотником, который по еле-еле заметным следам может определить породу и размер зверя и выследить его, только для психоаналитика следами являются не отпечатки ног, а ассоциации, ошибочные действия, оговорки, сновидения. Анализируя их вместе с пациентом, психоаналитик постепенно идёт к тому, что пациент восстанавливает травмирующее событие в своей памяти и переживает его заново, это приводит его к катарсису - очищению, и как следствию, исчезновению болезненных симптомов
Слайд 16Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия.
Теоретические источники данного направления - работы
Ч.Дарвина, Д.Уотсона, И.П.Павлова, автор - Б.Ф.Скиннер (1904 - 1996). Личность
Скиннер рассматривал как сумму поведенческих реакций, при этом каждая индивидуальная реакция основывается на предшествующем опыте и генетических особенностях. Центральное понятие метода бихевиоральной психотерапии - оперантное обусловливание, т.е. процесс формирования и поддерживания определённого поведения посредством его последствий. Поэтому в данном направлении для психолога имеют значение не причины и мотивы поступков человека, а само поведение.
К примеру, если к психологу обращается молодой человек, проблемой которого является то, что когда он хочет познакомиться с девушкой, у него начинаются сердцебиение, проблемы с желудком, дрожь в руках и прочая психопатологическая симптоматика, в результате чего ему приходится отказываться от данного намерения, психолог психодинамического направления (психоанализ) направит свои усилия на то, чтобы найти причины невротической реакции и на их осознание пациентом. Психолог-бихевиорист же в таком случае решит, что всё дело в том, что молодой человек просто не умеет себя вести в данной ситуации, и, соответственно, направит свою терапию на обретение молодым человеком соответствующих навыков поведения.
Слайд 17Гештальт-терапия:
Одно из самых модных направлений психотерапии. Основатель гештальт-терапии Фриц (Фредерик)
Пёрлз (1893 - 1970) С точки зрения гештальтерапии, процессы саморегуляции
организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур (гештальтов). В центре восприятия оказывается то, что имеет наибольшее значение для человека в данный момент, т.е. неудовлетворённая потребность, например, чувство голода или сексуальное влечение. Это и есть "фигура", всё остальное уходит на задний план, т.е. в "фон". Но, как только потребность удовлетворена, гештальт теряет своё значение, также отходит в фон и его место занимает новая фигура. Из попеременного формирования и завершения гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма.
Слайд 18Нейролингвистическое программирование (НЛП):
1. Коммуникативные технологии. Это, прежде всего подстройки под
репрезентативную систему восприятия человека (с точки зрения НЛП, у человека
есть какая-либо ведущая в данный момент из систем восприятия информации - зрительной, слуховой, тактильной и др., под неё и нужно адаптировать передаваемую информацию), позу собеседника, его ритм физиологических процессов. Многие делают всё это бессознательно, даже и не подозревая, что используют НЛП.
Слайд 192. Суггестивные технологии. Используются педагогами и психологами для облегчения и
ускорения процесса перехода знаний из их голов в головы обучаемых
или консультируемых, а также рекламщиками и талантливыми жуликами для облегчения и ускорения процесса перехода к ним денежных и иных материальных средств от добропорядочных, но видимо, слегка глуповатых граждан (действенность этих методик сильно преувеличивают те, кто завлекает народ на дорогостоящие обучающие семинары по НЛП).
Слайд 203. Терапевтические технологии. Представляют собой последовательности психологических манипуляций, которые клиент
выполняет на себе под руководством НЛП-терапевта, при этом последнего не
очень-то интересует, какую именно проблему клиент решает. Преимуществами НЛП-терапии считаются полная безопасность в плане невозможности даже случайной утечки информации от психотерапевта о его клиенте, т.к. клиент не посвящает его в конкретное содержание своих проблем, и мгновенный результат
Слайд 21Телесно-ориентированная психотерапия
Основоположник этого метода - соратник и ассистент Фрейда Вильгельм
Райх (1897 - 1957). Проводя психоаналитические сеансы, он обратил внимание
на напряжённые позы своих пациентов, и что они производят впечатление "закованных в панцирь". Он посчитал, что мышечные зажимы напрямую связаны с психическим состоянием пациента и стал искать способы воздействия, приводящие к ослаблению и снятию излишнего мышечного напряжения. Оказалось, что если распустить "мышечный панцирь" у пациента, используя массаж и специальные упражнения, то можно добиться значительного улучшения состояния или выздоровления пациента значительно быстрее и эффективнее, нежели используя традиционную психоаналитическую процедуру.
Слайд 22Когнитивная психотерапия:
Метод, предложенный Аароном Беком. Представители когнитивной психотерапии считают, что
всё, что необходимо человеку для решения его психологических проблем и
устранения нервно-психических расстройств находится в рамках сознания человека и поэтому не нужно искать за проблемами клиента психотравмирующих событий, особенно произошедших в отдалённом детстве и вытесненных в подсознание. Сами события, по мысли когнитивистов, никакого значения для личности не имеют, важно то значение, которое личность придаёт данному событию. Мысли и выводы, не соответствующие действительности, т.е. те мысли, которые продуцируют преувеличенные эмоциональные реакции по сравнению с реальным содержанием события, в когнитивной терапии называют малоадаптивными. Сам процесс когнитивной психотерапии направлен на когнитивную переоценку, т.е. изменения отношения к событиям из невротической в более реалистическую сторону и обучение клиента определять у себя и блокировать малоадаптивные мысли.
Слайд 23Арт-терапия:
Термин "арт-терапия" введён Адрианом Хиллом в 1938 году. С точки
зрения арт-терапевтов, внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах человека
всякий раз, когда он рисует, пишет картину, или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своём произведении, то есть - спонтанно. Арт-терапия в основном используется в работе с душевнобольными, и в качестве вспомогательного метода в психокоррекционных группах. Также арт-терапия применяется при работе с детьми.
Основные цели, достижению которых может способствовать арт-терапия, следующие:
привести к социально приемлемому выходу агрессивности и другим негативным чувствам;
облегчить процесс лечения;
получить материал для интерпретации и диагностических заключений;
проработать подавляемые мысли и чувства;
наладить отношения между терапевтом и пациентом, а также развить художественные способности и повысить самооценку.
При этом само по себе наличие художественных способностей у пациентов никакого значения не имеет.