Слайд 1Тема: Немецкая классическая философия
1. Общая характеристика немецкой классической
философии.
2. «Критическая философия» И. Канта.
3. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.
4. Антропологический
материализм Л. Фейербаха.
Слайд 2Специфика немецкой классической философии
Отдает предпочтение вопросам о характере познания
Стремится обосновать
философию как систему научного знания
Стремится утвердить философию в качестве основания
для науки
Формирует общий категориальный аппарат и формулирует принципы познания мира и человека
Слайд 3Главный принцип классической философии –
абсолютизация разума
Разум рассматривается:
Как активная конструктивная
сила (Кант)
Как первооснова мира и абсолютная сущность природы, человека и
всемирной истории (Гегель)
Слайд 4Основные идеи немецкой классической философии:
Идея активности разумного познающего субъекта (из
нее вытекает понимание знания не как «слепка» с реальности, а
как конструируемого самим субъектом)
Идея разумности мира (из нее вытекает пантеизм)
Слайд 5Пантеизм – философская позиция, согласно которой Бог или Разум не
внеположен миру, а как бы растворен в нем.
Представители пантеизма:
Николай Кузанский
(эпоха Возрождения)
Бенедикт Спиноза (XVII в.)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (XVIII в.)
Слайд 6«Критическая философия» Иммануила Канта (1724-1804)
Исходные установки философии Канта:
«Если существует наука,
действительно необходимая человеку, то это та… из которой можно научиться
тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».
Наука нуждается в гуманизации, в «человечности оценок» и должна быть дополнена «самопознанием человеческого разума, без чего у нас нет мерила величия наших знаний».
Слайд 7«Докритический» период философии Канта (до 70-х гг.)
Главная проблема периода:
разработка
и обоснование философии как
умозрительной теоретической науки.
Проблематика: вопросы онтологии,
философии природы, философии,
религии,
этики, логики.
Слайд 8«Критический» период философии И. Канта
(с начала 70-х гг.)
Осуществляет систематическую
критику предшествующей философии.
Дает «критику познания» и формулирует основные положения своего
агностицизма – учения о непознаваемости «вещей в себе».
Слайд 9Основные работы периода:
«Критика чистого разума» (1781) – посвящена проблеме определения
границ, условий и возможностей познания;
«Критика практического разума» (1788) – посвящена
проблемам этики;
«Критика способности суждения» (1790) – излагаются эстетические взгляды, а также учение о целесообразности.
Слайд 10Проблема познающего субъекта
Утверждает активность субъекта познания.
Различает в субъекте два уровня:
эмпирический (определяется индивидуально-психологическими особенностями) и трансцендентальный (надындивидуальное начало в человеке).
Слайд 11Теория познания И.Канта
Вводит различие между «вещью самой по себе» и
тем, как она дана в опыте субъекта (явлением).
Утверждает, что опыт
искажает сущность вещей самих по себе, поскольку придает им пространственно-временную форму.
Вывод: «Вещи в себе» недоступны человеческому
опыту и рассудку (трансцендентны) и
непознаваемы.
Такая позиция носит название агностицизма.
Слайд 12Учение о познавательных способностях
Выделяет 3 познавательные способности:
Чувственность – способность к
ощущениям
Рассудок – способность оперировать понятиями и суждениями
Разум – способность к
умозаключениям, приводящая к появлению идей
Слайд 13Чувственность
Исходный материал – данные ощущений.
Эмпирический материал оформляется при помощи пространства
и времени.
Пространство и время – априорные (доопытные) формы чувственности. Они
носят субъективный характер и не являются формами вещей.
Слайд 14Рассудок
Главная задача рассудка – оформление опыта при помощи понятий и
формирование суждений.
Понятия (категории) сами не зависят от опыта и являются
априорными формами рассудка.
Вывод:
Знание – синтез ощущений и и понятий. Оно всегда дано в форме суждения .
Слайд 15Разум
Разум – способность к умозаключениям, приводящая к появлению идей.
Идеи –
понятия о безусловном, из которых вытекает вся совокупность явлений данного
класса (психических или физических)
Слайд 16Разум образует три идеи:
Идея души как безусловного источника внутренних чувств
Идея
мира как безусловного источника физических явлений
Идея Бога как безусловной причины
всех обусловленных явлений
Слайд 17Антиномии разума -
неустранимые противоречия, в
которые впадает разум при попытке
мыслить
о безусловном.
Вывод Канта:
Разум ограничен и должен с
необходимостью дополняться верой.
Слайд 18Этика Канта
Основное понятие – категория долга.
Моральное поведение – только то,
которое совершается из уважения к закону и из чувства долга.
Как
нравственное существо человек свободен.
Человек всегда есть цель и никогда не может быть средством.
Слайд 19Категорический императив
Нравственный закон у Канта – это
безусловное предписание
(«категорический императив»):
Поступай так,
чтобы максима твоей
воли могла стать основой
всеобщего законодательства.
Слайд 20Объективный идеализм Гегеля (1770-1831)
Основные работы:
«Наука логики»
«Энциклопедия философских наук»
«Философия права»
Слайд 21Общая характеристика философии Гегеля
Философия Гегеля – последовательный
объективный идеализм: Разум возводится
в
абсолют, отождествляется с Богом и
рассматривается как первопричина всего сущего.
Мир
творится «мировым духом», и схема этого
творения заложена в логике развертывания
«абсолютной идеи».
Разум имманентно присущ миру и является
абсолютной сущностью природы, человека и
всемирной истории (пантеизм).
Слайд 22Онтологическая схема Гегеля
Первоначало мира – абсолютная идея (абсолютный дух), стремящийся
к самопознанию (изучается Логикой)
В процессе отчуждения себя абсолютная идея переходит
в инобытие и порождает природу (изучается философией природы)
В дальнейшем развитии абсолютная идея приводит к появлению субъекта (человека) и разворачивается во всемирной истории (изучается философией духа)
Слайд 23Структура философии Гегеля
Логика - является не только наукой о законах
человеческого мышления, но и учением о сущности всего сущего.
Философия природы
– изучает формы природного бытия.
Философия духа – учение о развитии индивидуального и общественного сознания.
Слайд 24Диалектика – учение о развитии
Разработана как теоретическая система (выделены категории,
законы и принципы диалектики).
Ядро диалектики – учение о противоречии как
движущей силе развития.
Слайд 25Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей (указывает на источник развития).
Закон
взаимного перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития).
Закон отрицания
отрицания (указывает направленность развития).
Слайд 26Философия Людвига Фейербаха (1804-1872)
Основные сочинения:
«К критике философии Гегеля» (1839)
«Сущность христианства»
(1841)
«Основные положения философии будущего» (1843)
«Предварительные тезисы к реформе философии» (1842)
Слайд 27Общая характеристика философии Фейербаха
Философия Фейербаха – материалистический сенсуализм (утверждает опыт
в качестве источника знания).
Основу философии Фейербаха составляет антропологический принцип (философия
фактически превращается в антропологию).
Слайд 28Основные идеи философии Фейербаха
Идея реформы философии (обусловлена
упадком христианской религии).
Критика традиционной
религии и требование
наполнить религиозные представления
«земным» содержанием.
Новая философия должна стать религией,
основанной
на вере в человека («человек
Человеку Бог»).
Проблема человека – центральная проблема
философии.
Слайд 29Этика Фейербаха
Движущая сила человеческой воли – стремление к счастью
Условием достижения
индивидуального счастья является добровольное ограничение эгоизма, приводящее к сознанию нравственного
долга.
Проблема общественных отношений сводится к межиндивидуальному общению.
Основа человеческого существования – любовь человека к человеку во всех ее проявлениях.