Разделы презентаций


Тема : Понятие и признаки (свойства) государства

Содержание

Вопросы:1. Понятие государства2. Признаки (свойства) государства

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема : Понятие и признаки (свойства) государства

Тема :  Понятие и признаки (свойства) государства

Слайд 2Вопросы:

1. Понятие государства

2. Признаки (свойства) государства

Вопросы:1. Понятие государства2. Признаки (свойства) государства

Слайд 31. Понятие государства

1. Понятие государства

Слайд 4Русский писатель, лексикограф, этнограф Владимир Иванович Даль (1801-1872) в 1863 г.

определил термин государство как
царство,
империя,
королевство,
земля,
страна
под

управлением государя.
Русский писатель, лексикограф, этнограф Владимир Иванович Даль (1801-1872) в 1863 г. определил термин государство как царство, империя, королевство,

Слайд 5Профессор Черданцев Александр Федорович полагает, что термин "государство" в русском

языке происходит от слова "государь" (князь, царь, обладающие властью).

Профессор Черданцев Александр Федорович полагает, что термин

Слайд 6По мнению профессора Протасова Валерия Николаевича и ряда других авторов, термин

"государство" ("stato" от лат. status), ввел в 16 в. в речевой

(научный) оборот итальянский политический деятель и историк Никколо Макиавелли (1469-1527).
Этот термин нашел свое отражение, в частности, в его работе "Государь" (изд. в 1532, рус. пер. 1973).

По мнению профессора Протасова Валерия Николаевича и ряда других авторов, термин

Слайд 7Однако до введения в речевой оборот слова "stato", как утверждает

профессор Черданцев А.Ф., использовались более конкретные термины:
полис или civitas (государство-город),


res publica (дело народа) в Древнем Риме,
княжество,
королевство,
герцогство,
царство,
империя и т.д.
Однако до введения в речевой оборот слова

Слайд 8Принимая во внимание различные точки зрения, а также исходя из

семантического соотношения различных определений понятия "государство" представляется рациональным классифицировать условно

эти дефиниции с точки зрения
социологического,
классово-экономического,
юридического и
политического подходов.

Принимая во внимание различные точки зрения, а также исходя из семантического соотношения различных определений понятия

Слайд 9С точки зрения социологического подхода государство – это:
1) организация совместной

народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью

(немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина 19 века); 2) "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства" (Николай Михайлович Коркунов);

С точки зрения социологического подхода государство – это: 1) организация совместной народной жизни на определенной территории и под

Слайд 10С точки зрения классово-экономического подхода государство – это:
1) "форма, в

которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы

и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение" (немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс);
2) "машина для поддержания господства одного класса над другим" (Владимир Ильич Ульянов (Ленин);
.

С точки зрения классово-экономического подхода государство – это: 1) 

Слайд 11С точки зрения юридического подхода государство – это:
1) "общий правопорядок"

(древнеримский философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон, 106-43 гг.

до н.э.).
2) "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости" (французский учитель по государственному праву Жан Боден, 1530-1596);4
3) "система норм", "нормативный порядок" (австрийский юрист Ганс Кельзен, 1881-1973).

С точки зрения юридического подхода государство – это: 1) 

Слайд 12В современной отечественной правовой литературе
даны в основном такие определения

понятия государства,
которые можно отнести
к политическому аспекту проблемы.

В современной отечественной правовой литературе даны в основном такие определения понятия государства, которые можно отнести к политическому

Слайд 13Так, в одном случае государство определяется как
"властно-политическая организация общества,


обладающая
государственным суверенитетом,
специальным аппаратом управления и
принуждения,
устанавливающей
правовой

порядок на
определенной территории"
(проф. Морозова Людмила Александровна).
Так, в одном случае государство определяется как

Слайд 14В другом, как
"политико-правовая организация общества,
обеспечивающая
его единство и территориальную

целостность,
обладающая
суверенитетом,
осуществляющая
власть,
управление и
регулирование
в обществе"


(проф. Перевалов Виктор Дмитриевич).



В другом, как

Слайд 152. Признаки (свойства) государства

2. Признаки (свойства) государства

Слайд 16Государство – это
система органов, осуществляющих политическую (государственную) власть в

обществе на определенной суверенной территории.
В этом определении отражены такие

признаки государства, как:
1) система государственных органов; 2) политическая власть, которую осуществляют государственные органы;
3) общество, население, народ, по отношению к которому эта власть осуществляется и
4) суверенная территория, в пределах которой реализуются властные полномочия органов государства.

Государство – это система органов, осуществляющих политическую (государственную) власть в обществе на определенной суверенной территории. В этом

Слайд 171) Система государственных органов – это
основанная на
идеологии и политико-правовых

принципах
взаимообусловленная совокупность государственных институтов (органов, учреждений, организаций),
имеющих
цели,

задачи и
соответствующие им определенные функции и компетенции.

1) Система государственных органов – этооснованная на идеологии и политико-правовых принципах взаимообусловленная совокупность государственных институтов (органов, учреждений,

Слайд 18Структура системы государственных органов зависит от политического режима, формы правления

и территориального устройства государства.
Система государственных органов представляет собой аппарат государства

и вместе с выполняемыми им функциями представляет собой механизм государства.

Структура системы государственных органов зависит от политического режима, формы правления и территориального устройства государства.Система государственных органов представляет

Слайд 192) Политическая (государственная) власть
является разновидностью социальной власти.
Виды социальной власти:
семейная власть

(власть родителей);
корпоративная власть (власть общественных, партийных или религиозных организаций);


власть организованных преступных групп;
власть средств массовой информации;
государственная власть (власть государственных органов, учреждений, должностных лиц).
2) Политическая (государственная) властьявляется разновидностью социальной власти.Виды социальной власти:семейная власть (власть родителей); корпоративная власть (власть общественных, партийных

Слайд 20 В общем смысле термин "власть" можно понимать как
форму

социальных отношений,
характеризующуюся способностью одних людей влиять на характер и

направление деятельности и поведения других людей и социальных групп
посредством экономических, политических и правовых механизмов,
а также
с помощью авторитета, традиции, насилия.

В общем смысле термин

Слайд 21Однако применительно к власти государственной реальное влияния (воздействие) лиц, обладающих

властью, на все население страны может быть только при условии

наличия соответствующих
сил и средств.

Однако применительно к власти государственной реальное влияния (воздействие) лиц, обладающих властью, на все население страны может быть

Слайд 22Свойства
политической (государственной) власти

Свойства политической (государственной) власти

Слайд 23Политическая (государственная) власть проявляется в том, что государство в лице

всей своей системы органов посредством сил (управомоченных должностных лиц) и

средств (законодательства, денег, техники и т.д.) оказывает воздействие (информационное, психологическое, регулятивное, физическое и т.д.) на поведение, деятельность и отношения людей, всего населения и общества.
Целью такого воздействия является решение задач внутренней и внешней политики.

Политическая (государственная) власть проявляется в том, что государство в лице всей своей системы органов посредством сил (управомоченных

Слайд 24политическая (государственная) власть
силы:
система органов, учреждений и должностных лиц
средства:
деньги, законодательство,

компетенция, полномочия, техника, оружие
воздействие
(информационное, психологическое, регулятивное, финансовое, физическое)
на поведение


на деятельность

на отношения

людей, всего населения и общества

цель -
решение задач внутренней и внешней политики

политическая (государственная) власть силы:система органов, учреждений и должностных лицсредства:деньги, законодательство, компетенция, полномочия, техника, оружиевоздействие (информационное, психологическое, регулятивное,

Слайд 25Например,
главной целью внутренней политики России в настоящее время является

создание, формирование правового, демократического государства.
Эта цель может быть достигнута

только посредством решения соответствующих задач в экономической, политической, правовой, социальной и в других сферах жизнедеятельности общества.
В каждой из этих сфер государство принимает соответствующие решения и информирует о них население, которые затем контролируются компетентными государственными органами и, в случаях их невыполнения, ненадлежащего выполнения, нарушения, для лиц их допустивших наступают неблагоприятные последствия.
Такие последствия могут наступить не только в отношении так называемых "рядовых" граждан, но и в отношении должностных лиц органов публичной власти.
Другой вопрос – насколько принимаемые государством решения эффективны, какие социальные последствия в результате их реализации наступят?
Если решения государства не эффективны или повлекли за собой негативные социальные последствия, то в этом случае должны нести соответствующую юридическую ответственность должностные лица, их принявшие.

Например, главной целью внутренней политики России в настоящее время является создание, формирование правового, демократического государства. Эта цель

Слайд 26Ресурсами государственной власти (воздействия) являются:

а) силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности,

суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные средства, техника и

вооружение);
б) экономические ресурсы (налоги, золотовалютные запасы, деньги, банки и иное движимое и недвижимое имущество);
в) природные ресурсы (земля, недра, воды);

Ресурсами государственной власти (воздействия) являются:а) силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные

Слайд 27г) транспортные ресурсы (железные дороги и железнодорожный транспорт, аэропорты и воздушные

судна, автодороги и автомобильный транспорт, водные сообщения и водный транспорт);


д) информационные ресурсы (средства массовой информации, почта, технические и электронные средства связи и др.);
е) юридические ресурсы (законы и подзаконные акты, контроль за их выполнением, распределение прав и обязанностей, применение норм права, установление юридической ответственности и привлечение к ней правонарушителей и др.).

г) транспортные ресурсы (железные дороги и железнодорожный транспорт, аэропорты и воздушные судна, автодороги и автомобильный транспорт, водные сообщения

Слайд 28Политическая (государственная) власть основывается на
идеологии, на системе политических, правовых,

нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей,

в которых

осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
Политическая (государственная) власть основывается на идеологии, на системе политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и

Слайд 29Все многообразие идеологий, которое определяет сущность государственной власти, можно условно

свести к двум видам:
1) демократическая, правовая идеология, базирующаяся и de

jure и de facto на признании силы авторитета, верховенства права, закона;
2) недемократическая, неправовая идеология, базирующаяся на признании de jure демократических принципов, а de facto авторитета силы, беззакония, произвола.
Все многообразие идеологий, которое определяет сущность государственной власти, можно условно свести к двум видам: 1) демократическая, правовая идеология,

Слайд 30Реализация идеологии, основанной на демократических принципах, позволяет разграничить государственную власть

на законодательную, исполнительную и судебную, а также ограничить власть законной

свободой подвластных и реально осуществить их защиту от произвола.
Реализация идеологии, основанной на недемократических принципах, позволяет сосредоточить власть в одних руках и существенно ограничить свободу подвластных, а также сделать их защиту от произвола декларативной, формальной, мнимой.
Реализация идеологии, основанной на демократических принципах, позволяет разграничить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную, а также

Слайд 31Именно на основе этих двух идеологий лицами, овладевшими (захватившими) государственной

властью,
образуется
та либо иная форма государства (форма политического режима,

форма правления и форма территориального устройства государства),
а также
формируется
определенная система органов публичной власти, которая затем посредством правотворческой деятельности создает и соответствующую правовую систему.

Именно на основе этих двух идеологий лицами, овладевшими (захватившими) государственной властью, образуется та либо иная форма государства

Слайд 32Политическая (государственная) власть характеризуется
Легальностью и
легитимностью.


Политическая (государственная) власть характеризуется Легальностью и легитимностью.

Слайд 33
Легальность политической власти означает правомерность ее осуществления с формально-юридической стороны,

без ее этической (моральной, нравственной) оценки.

Легальная власть – такая

власть, которая сформирована и функционирует на основе действующего законодательства.

Легальность политической власти означает правомерность ее осуществления с формально-юридической стороны, без ее этической (моральной, нравственной) оценки. Легальная

Слайд 34Легитимность государственной власти представляет собой ее признание большинством населения, когда

оно принимает власть в качестве справедливого политически оправданного явления.
Легитимность

политического явления не означает его юридически оформленной законности, и потому данный термин не следует смешивать с легальностью, поскольку легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легитимность государственной власти представляет собой ее признание большинством населения, когда оно принимает власть в качестве справедливого политически

Слайд 35
Легитимность государственной власти основывается на неписаных правилах традиций, обычаев, культуры.



Легитимная власть – такая власть, которая принимается и оценивается населением

с этической точки зрения, с точки зрения целесообразности, справедливости, морали, нравственности.
Легитимность государственной власти основывается на неписаных правилах традиций, обычаев, культуры. Легитимная власть – такая власть, которая принимается

Слайд 36Таким образом, государственная власть может быть легальной (законной), но нелегитимной

(безнравственной), и наоборот, она может быть легитимной (необходимой, целесообразной), но

нелегальной (незаконной).
Следовательно, идеальная модель государственной власти та, при которой она и легальна, и легитимна.
Государственная власть воздействует на население, которое проживает, находится на его территории.

Таким образом, государственная власть может быть легальной (законной), но нелегитимной (безнравственной), и наоборот, она может быть легитимной

Слайд 37Под населением понимается совокупность физических лиц, проживающих (находящихся) на территории

государства.

Население государства состоит из граждан данного государства, а также

находящихся (пребывающих, проживающих) в стране иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов).
Под населением понимается совокупность физических лиц, проживающих (находящихся) на территории государства. Население государства состоит из граждан данного

Слайд 38Структурными элементами политической (государственной) власти являются,
с одной стороны, властвующие,

управляющие,
с другой, подвластные, управляемые.

При этом весьма важным правовым

инструментом, регламентирующим отношения между человеком и государством является институт гражданства.

Структурными элементами политической (государственной) власти являются, с одной стороны, властвующие, управляющие, с другой, подвластные, управляемые. При этом

Слайд 39Гражданство – это
правовая принадлежность лица к данному государству, т.е.

признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений

Гражданство – это правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного

Слайд 40Подвластные – это
субъекты права (подданные, граждане, иностранные граждане, лица

с двойным гражданством – бипатриды, лица без гражданства – апатриды),


не имеющие властных полномочий и
обязанные выполнять решения, принимаемые органами публичной власти.

Подвластные – это субъекты права (подданные, граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством – бипатриды, лица без

Слайд 41Властвующие – это
субъекты права (подданные или граждане), которые
занимают

должности в органах публичной власти и
в силу закона имеют

соответствующие полномочия по принятию обязательных для всех решений.
При этом они имеют в своем распоряжении ресурсы власти, посредством которых ими осуществляется воздействие на подвластных.

Властвующие – это субъекты права (подданные или граждане), которые занимают должности в органах публичной власти и в

Слайд 42Территория государства
представляет собой часть земной поверхности, включающую:

1) сушу (землю);



2) внутренние (все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением

территориального моря России) и территориальные воды (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль (англ. един. длины, 1,852 км. x 12 = 22,2 км.) от линии наибольшего отлива);


Территория государства представляет собой часть земной поверхности, включающую: 1) сушу (землю); 2) внутренние (все водные объекты на территории Российской

Слайд 433) прилежащую зону (морской пояс, который расположен за пределами территориального моря,

прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии

24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря);

4) недра (часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения);

5) воздушное пространство над ними

в пределах
установленных государственных границ.
3) прилежащую зону (морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого

Слайд 44Государственная граница России
есть линия и
проходящая по этой линии

вертикальная поверхность,
определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и

воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации
(статья 1 ФЗ РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации"

Государственная граница России есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши,

Слайд 45Государственная граница  России
устанавливается и изменяется в соответствии с
международными

договорами и
федеральными законами.

Государственная граница  России устанавливается и изменяется в соответствии с международными договорами и федеральными законами.

Слайд 46Установление государственных границ осуществляется посредством
делимитации (определение государственной границы по

соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в договоре и графически изображенное

на прилагаемых к договору картах) и
демаркации (установление линии государственной границы на местности путем сооружения пограничных знаков на основании документов о делимитации границ, определяются смешанными комиссиями, которые образуются договаривающимися сторонами).1
1 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 322, 323.

Установление государственных границ осуществляется посредством делимитации (определение государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в договоре

Слайд 47Государственный суверенитет – это
верховенство государственной власти внутри страны, т.е.

самостоятельность в пределах границ территории государства его органов в

соответствие со своей компетенцией, а также
независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами.



Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, т.е. самостоятельность в пределах границ территории государства его

Слайд 48Верховенство государственной власти (внутренний суверенитет) означает, что:
никакая другая власть

(власть каких-либо социальных групп) не вправе выполнять государственные функции;
только

лица, владеющие государственной властью:
- формируют систему органов государства;
- наделяют их полномочиями;
- принимают нормативные правовые акты;
устанавливают в обществе правовой порядок.
(основан на принципе верховенства внутригосударственного права)

Верховенство государственной власти (внутренний суверенитет) означает, что: никакая другая власть (власть каких-либо социальных групп) не вправе выполнять

Слайд 49Независимость государственной власти
(внешний суверенитет) означает, что государство в лице

своих управомоченных органов:
самостоятельно осуществляет свою внешнюю политику, политику по

отношению к другим государствам,
по своей воле вступает в международные организации и выходит из них,
заключает международные договоры,
решает вопросы войны и мира и
осуществляет защиту своей территории.
(основан на принципе верховенства международного права).




Независимость государственной власти (внешний суверенитет) означает, что государство в лице своих управомоченных органов: самостоятельно осуществляет свою внешнюю

Слайд 50Еще одним весьма важным признаком (свойством), без которого государство существовать

не может, является его
БЮДЖЕТ,
представляющий собой форму образования и

расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Структура бюджета государства состоит из доходной и расходной частей.

Еще одним весьма важным признаком (свойством), без которого государство существовать не может, является его БЮДЖЕТ, представляющий собой

Слайд 51Доходы бюджета – это
денежные средства, поступающие в безвозмездном и

безвозвратном порядке в распоряжение органов публичной (государственной) власти.
Доходы государственного

бюджета образуются за счет
налоговых и
неналоговых
финансовых платежей, а также
за счет безвозмездных перечислений.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов публичной (государственной)

Слайд 52Расходы бюджета государства – это
денежные средства, направляемые на финансовое

обеспечение его задач и функций.
Эта часть бюджета делится на


расходы по содержанию государственного аппарата (органов государственной власти и управления) и выполнения им соответствующих функций,
а также на расходы, связанные с обязательствами государства перед другими субъектами (социальные, экономические, международные обязательства).

Расходы бюджета государства – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение его задач и функций. Эта часть

Слайд 53Другими существенными признаками (свойствами) государства являются государственные язык и символы

(герб, гимн, флаг).

Другими существенными признаками (свойствами) государства являются государственные язык и символы (герб, гимн, флаг).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика