Слайд 1Тема: Развитие советской культуры 1945-1990 гг.
Выполнил: студент группы ЭТ-1-19,Сугоняков М.В.
Проверил:
преподаватель, Пелевина Е.С.
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
ТЮМЕНЬ
2020
Слайд 2Развитие культуры в послевоенные годы.
Основные достижения в послевоенной литературе были
связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными
литераторами М. А. Шолоховым, К. Г. Паустовским, М. М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э. Г. Казакевич, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова и др.
Перу Б.Н. Полевого принадлежит «Повесть о настоящем человеке», очень популярная не только в СССР, но и за рубежом. Фильм по ее мотивам стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», в котором показал мужественную борьбу советской молодежи против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., А.Т. Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин послевоенной поэзии. О войне пишут Э.Г. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), JI.С. Соболев («Зеленый луч»), Олесь Гончар («Знаменосцы»), П. П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), Д. Н. Медведев («Сильные духом»), Б. А. Лавренёв («За тех, кто в море») и др.
Слайд 4Развитие культуры в период «оттепели».
Духовная атмосфера времен «оттепели» была относительно
либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг затрагиваемых тем, шла реабилитация
писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма.
Видное место в литературном процессе занял журнал «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Здесь публиковались новаторские статьи В. В. Овечкина (еще в 1952 г.), произведения И. Г. Эренбурга, Ф. И. Панфёрова, В. Д. Дудинцева («Не хлебом единым») и др. Широко популярными были произведения Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), М. А. Шолохова («Судьба человека»). В поэме-размышлении А. Т. Твардовского «За далью - даль» ставились острые вопросы осмысления недавнего прошлого. Получили большое распространение вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами - кумирами поколения. Крупным событием стала публикация в 1962 г. в «Новом мире» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная при поддержке властей.
Слайд 6Культура в годы застоя.
После отставки Н. С. Хрущева политика власти
в сфере культуры была нацелена на преодоление «крайностей». В 1970
г. из журнала «Новый мир» ушел А.Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» В. Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники «возврата к сталинизму», также подвергся критике.
Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х - первой половины 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносторонней. Ежегодно издавалось 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр. Правда, среди них большой процент занимали произведения классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, поэтому хорошие книги были в дефиците. Огромной (и тоже дефицитной) была подписка на журналы. Популярностью пользовались романы Ю. В. Бондарева, Б. JI. Васильева, Ю. В. Трифонова, П. JI. Проскурина, Чингиза Айтматова, А. С. Иванова, других писателей, принадлежавших к различным, нередко противостоящим друг другу идейным направлениям. Феноменом советской литературы того времени стала так называемая «деревенская проза» (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, М. Шукшин и др.), обращавшаяся к проблемам в жизни села, взаимоотношению власти и крестьянства, вопросам экологии.
Слайд 8Культура в годы перестройки.
Гласность способствовала публикации в СССР многих запрещенных
ранее произведений. Среди них были романы А.Н. Рыбакова «Дети Арбата»,
В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Бека «Новое назначение», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котлован» А. П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильина. Позже стали издаваться и произведения писателей-эмигрантов И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н.Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова и др. Среди таких произведений особый резонанс вызвала публикация «Архипелага ГУЛАГ» и других книг А. И. Солженицына.
Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: повестях В. Г. Распутина «Пожар» (1985), В. П. Астафьева «Печальный детектив» (1987) и др.
Слайд 10Развитие науки и техники.
После Великой Отечественной войны в СССР быстро
увеличивалось число научных учреждений и научных работников. В 1957 г.
возле Новосибирска был основан Академгородок.
Под руководством С. П. Королева шла разработка ракетной техники. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю. А.Гагарин.
В 70-е гг. на смену одиночным космическим полетам пришли коллективные многодневные экспедиции на околоземную орбиту. Началось использование принципиально новых космических кораблей «Союз», которые до сих пор остаются основой российской космонавтики. Были созданы долговременные орбитальные космические станции «Салют». Семь таких станций было выведено на орбиту при помощи ракеты-носителя «Протон». В 1986 г. на орбиту была выведена орбитальная станция «Мир» («Салют-8»), проработавшая в три раза больше намеченного срока и затопленная в 2001 г.
Слайд 12Развитие образования.
С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение
мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников,
студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. После отставки Н. С. Хрущева многие его нововведения были отменены, в частности вернулись к 10-летней школе.
В 70-х гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. С 1970 по 1985 г. число людей, имевших такое образование, выросло почти втрое. В 1984 г. было введено 11-летнее образование и понижен возраст поступления детей в школу с 7 до 6 лет. Тогда же повысили оплату труда учителей. Расширилась сеть высших учебных заведений. В начале 80-х гг. они выпускали каждый год более 1 млн. специалистов.