Слайд 1Тема: развитие звуковой культуры речи ребенка
Теория и технология развития речи
детей
Слайд 2План лекции:
Понятие о звуковой культуре речи дошкольника
Речевой слух и его
компоненты
Этапы формирования речевой культуры
Занятия по речевой культуре речи
Слайд 3Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она
охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в
целом: нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
Слайд 4
развитие слухового внимания
формирование правильного звукопроизношения
выработка правильного речевого дыхания,
умелое использование компонентов
интонационной выразительности.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в
детском саду педагог решает задачи:
Слайд 5Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным
направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая
его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи) ;
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.) .
Слайд 6Правильное воспроизведение речи обеспечивается за счет наличия физического слуха (способность
слышать окружающие звуки, речевого слуха, а также слухового внимания.
Речевой слух
- это способность человека точно воспринимать и правильно передавать все стороны звучащей речи.
Речевой слух включает следующие компоненты:
•фонематический слух
•восприятие темпа речи и голоса,
•ритмический слух.
Слайд 7Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, различать слова
близкие по звучанию.
Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей
производить звуковой анализ и синтез слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.
Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.
Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.
Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Слайд 8Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их
произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи.
Слайд 9Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:
•снижение физического слуха;
•отклонение в
строении артикуляционного аппарата (нарушение в строении зубочелюстной системы, неправильный прикус,
короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого небо, губы, малая подвижность языка, мягкого нёба, губ) ;
•слабый, укороченный выдох;
•неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;
•недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;
Слайд 10Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания
своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при
выдохе.
Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох; при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза.
Слайд 11Правильное речевое дыхание:
•обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата;
•предохраняет голосовой аппарат от
переутомления;
•способствует сохранению плавности речи;
•способствует правильному использованию интонационных средств выразительности, четкости
произносимых слов;
Слайд 12Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить пользоваться речевым дыханием.
Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших
группах детского сада) необходимо проводить подготовительную работу. Учить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая точной силы выдох.
Слайд 13Интонация - является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи,
обращенной к слушателям.
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
•Мелодика — движение
голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз;
•Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.
• Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.
Слайд 14Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность
отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия
на слушателей.
•Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
•Логическое и фразовое ударение — выделение голосом отдельных слов (группы слов) .
•Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Слайд 15Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить
детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от
содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.
Слайд 16В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания
звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно.
Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Слайд 17Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи
можно распределить на три основных этапа:
Слайд 181 этап
На этом этапе работы соответственно возрасту детей даются игры,
потешки, песни, рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания. Воспитатель вводит звукоподражания
в содержание игр – занятий, в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, в занятия с дидактическими игрушками, в музыкальные занятия
Слайд 192 этап
С детьми второй младшей и средней групп воспитание звуковой
культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением. Работу над
звукопроизношением легко сочетать с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.
Слайд 203 этап
На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать
с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих-
свистящих, звонких – глухих и т. д. Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха, все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.
Слайд 21Занятия по звуковой культуре речи
Отработка всех разделов ЗКР осуществляется через
дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек
и стихотворений.
На других занятиях
Можно осуществлять работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.
Музыкальные занятия
Музыкальные занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности
Слайд 22Работа вне занятий
Предупреждает и устраняет несовершенство речи у отдельных детей,
выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия.
Задача
воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Слайд 23Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать
следующие задачи:
1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные
компоненты:
-звуковысотный слух;
- слуховое внимание;
- восприятие темпа и ритма речи.
Слайд 242. Формировать произносительную сторону речи:
- учить детей правильному произношению всех
звуков родного языка;
- развивать артикуляционный аппарат;
- работать над речевым дыханием;
-
вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;
- формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;
- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
Слайд 253. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Слайд 264. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать
мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики,
темпа, ритма и тембра.
Слайд 27Воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи
детей:
образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;
краткое или развернутое
объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
Утрированное произношение или интонирование звука
хоровые и индивидуальные повторения;
обоснование необходимости выполнить задание педагога;
индивидуальная мотивировка задания;
совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь
оценка ответа или действия и исправления;
образная физкультурная пауза;
показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Слайд 28Эмоциональная насыщенность и опора на дидактический материал имеют место на
всех этапах работы. Конкретный материал картинок подводит ребенка к правильному
восприятию. Наглядный материал помогает уточнить понимание названий и само название предметов, действий, качеств.
Слайд 29Работа по воспитанию звуковой культуры речи не ограничена только специальными
упражнениями или занятиями. Она проводится в тесной связи с развитием
других сторон речи. Некоторые ее разделы непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку. Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на громкость речи, на ее темп, на правильное использование различных средств интонационной выразительности.
В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Недостатки звукопроизношения могут отразиться в дальнейшем на усвоении грамоты, родного языка.
Слайд 30Выводы:
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей
речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность
речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.
Слайд 31Работу над звуковой культурой речи ребенка строится по следующим направлениям:
-
развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха: учить различать на слух
и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- развитие правильного произношения гласных и согласных звуков, свистящих, шипящих и сонорных звуков;
- развитие звукового анализа и синтеза.
Слайд 32Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается без усилий, называется
критическим. За пределами этого периода ребенок, не имеющий опыта речевого
общения, становится не способным к обучению (0-11 лет). Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих. Фонематический слух формируется в раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя) от звуков обращенной к нему речи. К 6 годам ребенок владеет примерно 10 000 слов (пассивный словарь всегда больше активного).
Слайд 33 Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в
развитии (Левина Р.В., Каше Г.А. И др.), а также практический
опыт логопедической работы, своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
Слайд 34
Вопросы для самопроверки:
1. Что называют способностью человека точно воспринимать
и правильно передавать все стороны звучащей речи?
2. Что является причинами
несвоевременного или неправильного усвоения звуков?
3. Что такое речевое дыхание?
4. Какие компоненты входят в интонационную выразительность речи?
5. Назовите три этапа формирования звуковой культуры речи.