Слайд 1Тема: СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Составила:
Студентка СДО-17
Халилова Левиза
Слайд 2Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
Типы СДВГ;
Ребёнок
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, какой он (ребёнок с
СДВГ)?
Симптомы поведения детей при СДВГ;
Диагностика СДВГ;
Причины СДВГ;
Прогноз СДВГ;
Лечение СДВГ;
Поведение детей с СДВГ;
Часто задаваемые вопросы родителей.
Содержание:
Слайд 3
комбинированный, при котором выражены два компонента: невнимательность и гиперактивность, импульсивность;
с
преобладанием нарушения внимания;
преобладанием гиперактивности и импульсивности.
СДВГ подразделяется на три типа:
СИНДРОМ
ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психоневрологическое расстройство с нарушением структуры, метаболизма и процессов обработки информации в центральной нервной системе.
Слайд 4
КАКОЙ Я?
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА РЕБЁНКА С СДВГ
Я испытываю трудности с
концентрацией внимания, поэтому не всегда могу справляться с учебными заданиями.
Делаю ошибки по невнимательности, не обращаю внимание и не слушаю объяснений. Иногда могу проявлять чрезмерную подвижность, верчусь, встаю, совершаю много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях. Я понимаю, что моё поведение неприемлемо и создаёт много проблем, как в ДОУ так и дома. Но Я такой и ничего с собой сделать не могу!.
Слайд 5делятся на три категории:
2. Гиперактивность: дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными,
суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В ДОУ они
стремятся сорваться с места в неподходящее время. Иными словами, они все время в движении, как будто заведенные;
1. Невнимательность: дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. У взрослых складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют принадлежности, свои вещи.
СИМПТОМЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ СДВГ
Слайд 63. Импульсивность: на занятиях дети с СДВГ зачастую выкрикивают ответ
до того, как педагог - воспитатель закончит свой вопрос, постоянно
перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то должны получить желаемое в тот же момент, на разнообразные уговоры такие дети не поддаются.
Слайд 7
Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоровым детям в этом возрасте также свойственна
повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессивные или
отчаянные (без оглядки на риск) действия.
Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так чем же отличаются дети с СДВГ?
Заболевание выявляется, если поведение ребенка контрастирует с поведением других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум шести месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях.
ДИАГНОСТИКА СДВГ
Слайд 8Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка. Такой
ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний,
которые также могут обуславливать подобные нарушения поведения.
В зависимости от основных нарушений врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или СДВГ комбинированного типа. В постановке диагноза помогает опросник для родителей (приложение).
Слайд 9Тщательный опрос родителей, родственников и педагогов, участвующих в воспитании ребенка,
с акцентом на основных симптомах СДВГ;
Получение подробной информации об
особенностях развития, психологических характеристиках ребенка, перенесенных заболеваниях, взаимоотношениях в семье, социальных условиях;
Беседу с ребенком, учитывающую уровень его развития, с оценкой симптомов СДВГ, а также тревожных и депрессивных проявлений, психотических симптомов;
Физикальный осмотр с выявлением патологии органов чувств (например, нарушения слуха и зрения) и очаговой неврологической симптоматики;
Нейропсихологическое тестирование с выявлением слабых и сильных когнитивных функций;
применение общих и специфических шкал для оценки СДВГ;
оценку развития речи, языка, общей и тонкой моторики.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБКИ, ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ:
Слайд 10ПРИЧИНЫ СДВГ
Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. По
мнению специалистов, симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Перечислим
некоторые из них:
1. Заболевание имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на его генетическую природу;
2. Употребление алкоголя и курение во время беременности матери, преждевременные роды и недоношенность могут также повысить вероятность развития у ребенка СДВГ;
3. Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве создают предрасположенность к развитию СДВГ.
Основу механизма развития СДВГ составляет дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подтверждают тот факт, что
СДВГ -заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.
Слайд 11ПРОГНОЗ СДВГ
Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй
план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования
своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, невысоким уровнем достижений в профессиональной сфере.
Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.
Описаны три возможных варианта развития СДВГ:
1. У 30% больных симптомы по мере взросления уменьшаются;
2. 40% больных симптомы сохраняются в зрелом возрасте;
3. В 30% случаев к симптомам СДВГ присоединяются более серьезные психопатологические проявления, например наркомания или антисоциальное расстройство личности.
Слайд 12ЛЕЧЕНИЕ СДВГ
Оптимальным лечением СДВГ является комбинированное, сочетающее лекарственную терапию и психологическую
коррекцию.
Существуют различные немедикаментозные методы, в т. ч. предусматривающие коррекцию
поведения, которые применяются в домашних условиях.
Разработаны методики для тренинга родителей, обучающие, например, как реагировать на непредвиденные ситуации. Большое значение имеют ведение ежедневного
дневника, отражающего поведение ребенка в ДОУ и дома, а также применение специальной символической системы оценки поведения.
Тренинг помогает укрепить уверенность родителей в себе, ослабить проявление деструктивного поведения
ребенка в домашних условиях, уменьшить
напряженность в семье.
Слайд 13
Оценка и коррекция психопатологических черт родителей, дисгармоничных
семейных отношений усиливают
действенность лечения.
Поведение детей с СДВГ улучшается в том случае, когда
оно четко регламентируется известными им правилами. Поощрения, замечания, перерывы в занятиях
следует использовать как в ДОУ, так и дома.
Во время занятий ребенок должен сидеть в
непосредственной близости к педагогу,
чтобы меньше отвлекаться и
концентрироваться на выполнении занятий.
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ С СДВГ
Слайд 14ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ
Самый частый вопрос, который задают мамы детей
с СДВГ: я очень устаю от того, как ведет себя мой
ребенок, это моя вина?
Поведение ребенка при СДВГ может быть невыносимым, поскольку нередко заставляет родителей испытывать чувства вины и стыда.
Наличие у ребенка СДВГ не означает, что родители плохо его воспитали. СДВГ - это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения.
При эффективном лечении можно нормализовать поведение, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми,
т. е. вернуть его к полноценной жизни.
Слайд 15Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?
Необходимо
вооружиться знаниями и пониманием СДВГ. Из многих источников родители (и
воспитатели) могут почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одним из направлений лечения должна быть психологическая помощь и поддержка ребенка. Родителям необходимо поговорить с сотрудниками ДОУ о поведении ребенка и убедиться, что они понимают: в данном случае речь идет о заболевании.
У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?
Не все люди понимают, что СДВГ - это заболевание, некоторые его расценивают как необоснованный ярлык. Временами и родителям трудно принять, что их ребенок болен, они бывают возмущены поставленным диагнозом. Иногда родители, напротив, полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, т. к. были "плохими" или невнимательными. С помощью лечения можно улучшить поведение, учебу, социальную адаптацию ребенка, развить способность заводить друзей и поддерживать дружбу.
Эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее.
Слайд 16Как мне вести себя с ребенком, если у него СДВГ?
Дети
с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо
того чтобы критиковать
ребенка и говорить ему, что он не
должен делать, нужно придать замечанию более позитивную
форму и сказать, что ему следует делать. Например, вместо фразы
"Не бросай свою одежду на пол" сказать: "Давай я помогу тебе убрать одежду". Важно чаще хвалить малыша и правильно реагировать на его плохое поведение. Ему нужно объяснять, что именно вас рассердило в его поведении, следует избегать обобщений. Вместо фразы "Ты никогда меня не слушаешь" лучше сказать: "Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал". Наказание должно быть справедливым и по строгости соответствовать совершенному проступку.
Ясные правила и четкий распорядок дня облегчат соблюдение ребенком с СДВГ норм поведения.
Если родители чувствуют, что не справляются с малышом, им следует обратиться к врачу, который даст необходимые советы.
Слайд 17«ДАЙ ГОСПОДИ , НАМ СИЛЫ ИЗМЕНИТЬ ТО , ЧТО МЫ
МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ
ТЕРПЕНИЕ – ПРИНЯТЬ
ТО, ЧТО МЫ НЕ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ
И
УМ - ОТЛИЧАТЬ ОДНО
ОТ ДРУГОГО
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ