Разделы презентаций


Тема урока

Содержание

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока
Сведения из биографии А.П.Чехова
Периодизация творчества А.П.Чехова.
Рассказы «Ионыч», «Человек

в футляре», «Дом с мезонином».

Тема урокаСведения из биографии А.П.Чехова Периодизация творчества А.П.Чехова.Рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Дом с мезонином».

Слайд 2Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Слайд 3«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается

бодрость, снова входит в нее ясный смысл»
М. Горький
А.П. Чехов родился

17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.

Дом в котором родился А.П. Чехов

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл»М.

Слайд 4Детские годы
Был третьим ребенком в семье.
Сначала Антоша Чехов учился в

греческой школе в Таганроге.
В 8 лет, после двух лет учебы

поступает в Таганрогскую мужскую гимназию. Здесь он получает свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Федор Покровский.
Детские годыБыл третьим ребенком в семье.Сначала Антоша Чехов учился в греческой школе в Таганроге.В 8 лет, после

Слайд 6Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в

церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство,

старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Семья Чеховых в Таганроге

Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но

Слайд 7Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова)

Таганрог. Бакалейная лавка  П.Е. Чехова  (отца А.П. Чехова)

Слайд 8Таганрогская гимназия

Таганрогская гимназия

Слайд 9Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский,

Добролюбов, Писарев…
Чехов – гимназист. 1874 г.

Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев…Чехов – гимназист. 1874 г.

Слайд 10На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского,

Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли,

пишет сценки, сказки в стихах, водевили.

Таганрогский театр времен Чехова

На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает

Слайд 11В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался

в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными

уроками. Это были годы неотступной бедности.

В 1879 году Антон Павлович окончил гимназию в Таганроге и переехал к родителям в Москву, поступил на медицинский факультет Московского университета.

А.П. Чехов в год окончания гимназии

В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь

Слайд 12Дом-музей Чехова в Москве
Писатель жил здесь с осени 1886г. по

весну 1890г. Здесь созданы: "Степь", "Скучная история", водевили "Медведь", "Лебединая

песня", более ста рассказов. В этом доме его навещали П. Чайковский, И. Левитан, В. Немирович-Данченко, В. Гиляровский и др.
В музее проводятся экскурсии, лекции, литературные и музыкальные вечера.
Дом-музей Чехова в МосквеПисатель жил здесь с осени 1886г. по весну 1890г. Здесь созданы:

Слайд 13«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели

серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область

моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»

Университетская клиника, где Чехов проходил студенческую практику

«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они

Слайд 14Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло

немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить,

почему он не сломался в этих условиях.
Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью

Слайд 15 Молодого Чехова

влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал

сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник».
Тексты Антона иллюстрировал Николай.

А.П. Чехов с братом Николаем

Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем

Слайд 16Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений

80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный

путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы»

«Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина

«Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина

Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений 80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр

Слайд 17Псевдонимы А.П.Чехова

Псевдонимы А.П.Чехова

Слайд 18Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности,

душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской

всегда было оживленно и многолюдно.

Дом в Кудрине. Рис. М.П. Чехова

Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности, душевной чуткости, дар общения. В московском доме

Слайд 19Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на

Сахалин.
А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин

Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин.А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин

Слайд 20Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С

дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь,

могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»

Карта поездок А.П. Чехова

Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное

Слайд 21На Сахалине А.П.Чехов провел своеобразную перепись.
Итогом поездки стала книга «Остров

Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества.
Заковка в кандалы

арестантов на Сахалине, 80-е годы
На Сахалине А.П.Чехов провел своеобразную перепись.Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве

Слайд 22Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского

произведения – повести «Палата № 6».
«Палата № 6». Илл.

А. Ванециана
Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения – повести «Палата № 6». «Палата

Слайд 2390-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим

появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви».

Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.

«Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой

«Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов

90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в

Слайд 24Музей-заповедник Чехова в Мелихове
В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу

в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни»,

- объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей.
Музей-заповедник Чехова в МелиховеВ 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. «Нужен хоть кусочек общественной

Слайд 25Здесь Чеховым написано более 40 произведений, среди них: "Дом с

мезонином", "Палата N6", "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре" и др.,

пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", принесшие писателю мировую славу. Музей основан в1940 году при активном участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича.
Здесь Чеховым написано более 40 произведений, среди них:

Слайд 26Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.

Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.

Слайд 27В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической

драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года.

Спектакль провалился.

На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики».

Илл. Т. Шишмаревой

Илл. И. Ивашинцевой

В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17

Слайд 28Илл. Кукрыниксов.
В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова

– «Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал

Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»
Илл. Кукрыниксов.В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова – «Дама с собачкой». Под впечатлением от

Слайд 30Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего

русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра


Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего русского театра) имело его знакомство с деятелями

Слайд 31«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь

не забытый день.
…Трудно говорить словами о том большом волнении, которое

охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер-Чехова

А.П. Чехов и О.Л. Книппер

«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь не забытый день.…Трудно говорить словами о том

Слайд 32Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в

Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья.
Дом Чехова

в Ялте (Белая дача)
Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого

Слайд 35В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н.

Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов

русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».
В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н. Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение

Слайд 36Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с

Чеховым «самым ценным подарком судьбы».

Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с Чеховым «самым ценным подарком судьбы».

Слайд 37Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного

процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н.

Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии».

А.П. Чехов по возвращении из клиники

Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице

Слайд 38Скончался А.П.Чехов в г.Баденвейлере (Германия) 2 (15) июля 1904 года, выпив

перед смертью бокал шампанского

Скончался А.П.Чехов в г.Баденвейлере (Германия) 2 (15) июля 1904 года, выпив перед смертью бокал шампанского

Слайд 39Россия, весь мир помнят, читают, любят Чехова

Россия, весь мир помнят, читают, любят Чехова

Слайд 402. Периодизация творчества А.П.Чехова

2. Периодизация творчества А.П.Чехова

Слайд 41В творчестве Чехова условно можно выделить несколько периодов.
Первый — «ранний»

— конец 1870 — 1886 гг. Как известно, писать юмористические

миниатюры Чехов начал еще в конце 1870-х гг. В 1876 г. семья Антона Чехова покидает Таганрог, поскольку отец окончательно разорился, и средств для существования семьи не осталось. Будущий писатель, оставшись на три года в Таганроге один, претерпел и житейские невзгоды, и незаслуженные обиды, и унизительную бедность.

Именно в то время, началось характерное чеховское одиночество, отшельничество, невольный «отказ». Отсюда псевдонимы ранних юмористических набросков: «пустынник Антоний», «старец Антоний». Эти годы дали мощный импульс творчеству. Одиночество творца оказалось плодотворным, благодаря целеустремленности, таланту, воле и трудолюбию. 

В творчестве Чехова условно можно выделить несколько периодов.Первый — «ранний» — конец 1870 — 1886 гг. Как

Слайд 42«Одиночество, осознанное и принятое, — это праздник индивидуальности». Чехов уже тогда осознавал

свою непохожесть, избранность, индивидуальность. Когда Антон Чехов становится студентом медицинского

факультета Московского университета, его склонность к одиночеству способствует утроенной работоспособности. Рядом с легкомысленными братьями Антон, учившийся на очень трудном медицинском факультете, сотрудничавший сразу с несколькими журналами и своими гонорарами кормивший семью, выглядел тружеником. «Жить семейно ужасно скверно», — писал Чехов к Н. А. Лейкину в ноябре 1885 г. В годы студенчества его уже преследовали первые приступы болезни (туберкулез легких), что также обостряет его чувство избранности и одиночества.
«Одиночество, осознанное и принятое, — это праздник индивидуальности». Чехов уже тогда осознавал свою непохожесть, избранность, индивидуальность. Когда Антон Чехов

Слайд 43Второй период — «переломный» (1886 — 1993 гг.). Исследователи говорят

о трех кризисных, поворотных моментах в его творчестве за эти

шесть лет21. Первый кризис — конец 1886 — 1887 гг. Зима — весна 1886г. — взлет писательской карьеры Чехова: его замечают редакторы крупных изданий. Дмитрий Григорович пишет ему письмо, призывая не тратить силы и талант на пустяки. Чехова «призывают» в большую литературу, и он начинает сотрудничать с газетой «Новое время» Алексея Суворина.

Рассказы этого периода фокусируют внимание на одинокой личности, отчужденной от мира. И сам автор замкнут, постоянно раздражен. Летом 1887 г. Чехов посетил родной Таганрог, откуда написал брату Александру знаменитое «потерянное» письмо, в котором шла речь о невостребованности духовного потенциала, об одиночестве и чувстве ненужности в мире.

Второй период — «переломный» (1886 — 1993 гг.). Исследователи говорят о трех кризисных, поворотных моментах в его

Слайд 44Второй кризис наступает на рубеже 1888 — 1889 гг. Это

время, когда Чехов балансирует между «Северным вестником» и газетой «Новое

время», отстаивает независимость своей творческой позиции. Газета «Новое время» организовала кампанию против писателей-евреев Н. Минского (Виленкина), С. Надсона и А. Волынского (Хаима Флексера). Чехов, не желая участвовать в этой травле, пишет для журнала «Северный Вестник» («Степь» (1888), «Огни» (1888)). Но вскоре редакторы этого журнала Н. К. Михайловский и А. М. Евреинова организовали поход против Л. Н. Толстого, которого Чехов боготворил. Независимость позиции Чехова оценивается ими как «равнодушие». В рассказе «Огни» герой, как и автор, испытывает «ощущение страшного одиночества… Ощущение гордое, демоническое, доступное только русским людям, у которых мысли и ощущения так же широки, безграничны и суровы, как и их равнины, леса, снега».
Второй кризис наступает на рубеже 1888 — 1889 гг. Это время, когда Чехов балансирует между «Северным вестником»

Слайд 45Этот конфликт разрешается отъездом на Сахалин и путешествием по Сибири.

Зачем Чехов отправляется в 1890 г. в изнурительное путешествие через

всю Россию на Сахалин? Этим вопросом задаются многие исследователи творчества писателя. Ответы самые разные, но все единодушно выделяют один из мотивов — желание подвига, испытания предела своих сил. Сам Чехов в письме к А. С. Суворину объясняет это так: «Надо себя дрессировать». Немаловажен и тот факт, что за такой относительно короткий период писатель успел побывать в Индии, Китае, в Сингапуре и на Цейлоне, после чего в шутку заключил: «Я не видел большой разницы между заграницей и Россией».
Этот конфликт разрешается отъездом на Сахалин и путешествием по Сибири. Зачем Чехов отправляется в 1890 г. в

Слайд 46Третий кризис (1892 — 1893 гг.) — время окончательного разрыва

с редакциями «Нового времени» и «Северного вестника», время социальных и

личных неудач. В эти годы внутренний разлад усугубился еще и безуспешными попытками создать роман. Многие исследователи (в частности, Ю. Соболев, Н. Разумова, Е. Толстая) считают, что эта неудача связана с отсутствием у Чехова позитивных основ мировоззрения, необходимых для крупной формы. Но именно «на сломе» духовных исканий пишутся самые пронзительные и художественно емкие произведения: «Дуэль» (1892), «Попрыгунья» (1892), «Три Года» (1892).
Третий кризис (1892 — 1893 гг.) — время окончательного разрыва с редакциями «Нового времени» и «Северного вестника»,

Слайд 47Третий период (1893 — 1899 гг.) в творчестве Чехова принято

называть Мелиховским. Имение в Мелихово Антон Павлович купил у знакомого

художника в 1892 г. Оно находится недалеко от станции Лопасня (с 1954 г. Лопасня называется г. Чехов) на Серпуховском направлении Московско-Курской ж. д. Из шумной и дорогостоящей Москвы Чехов с семьей переселяется в Мелихово. Тогда и начинается «чеховское пустынножительство». В письмах к друзьям он так и говорит: «Если бы Вы согласились посетить мою пустынь…». «Для самолюбивых людей, неврастеников нет удобнее жизни, как пустынножительство. Здесь никто не дразнит самолюбия и потому не мечешь молний из-за яйца выеденного».
Третий период (1893 — 1899 гг.) в творчестве Чехова принято называть Мелиховским. Имение в Мелихово Антон Павлович

Слайд 48Мелиховское заточение неоднократно прерывалось: в 1894 г. вместе с Алексеем

Сувориным Чехов путешествует по Черному морю (Ялта, Одесса), по Европе

(Вена, Аббация, Милан, Ницца, Париж, Берлин); с осени 1897 г. по весну 1898 г. живет за границей (Биарриц, Ницца, Париж), лето проводит в Мелихово.

В Мелихово Чехов закончил начатую еще в 1892 г. книгу «Остров Сахалин», занимается врачебной практикой, участвует в деятельности санитарной комиссии в разгар холеры и попечительстве сельских школ, пробует себя в качестве присяжного заседателя. Однако при такой активной деятельности он продолжает поэтизировать свое одиночество, которое увлекает его жаждой уединенного творческого труда, стремлением быть наедине с собой, своими героями и в своем мире.
 

Мелиховское заточение неоднократно прерывалось: в 1894 г. вместе с Алексеем Сувориным Чехов путешествует по Черному морю (Ялта,

Слайд 49Отсюда желание «уходить в огород и полоть там бедную травку,

которая никому не мешает». Одиноки и чеховские герои: одинок в

жутком больничном флигеле Иван Громов с его знаниями и умом, чуткостью к чужой боли; одинок и обречен на вечную разлуку художник Старцев; одиноки в своем служении искусству Константин Треплев и Нина Заречная; одиноки сестры в провинциальном городе…

Четвертый период — «поздний» (1899 — 1904 гг.)
Болезнь писателя усугубляется, и он переезжает в Ялту, откуда ведет обширную переписку с писателями, актерами Художественного театра, активно работает над пьесами «Три сестры», «Вишневый сад». В Ялте будут написаны рассказы «Архиерей», «В овраге», «Невеста», отличающиеся необычайно глубоким драматизмом сюжета.

Отсюда желание «уходить в огород и полоть там бедную травку, которая никому не мешает». Одиноки и чеховские

Слайд 50«Ионыч» Краткое содержание рассказа.

«Ионыч»  Краткое содержание рассказа.

Слайд 51Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приез­жает рабо­тать в губерн­ский город С., где

вскоре знако­мится с Турки­ными. Все члены этой радушной семьи славятся своими

талан­тами: остро­умный Иван Петрович Туркин ставит люби­тель­ские спек­такли, его жена Вера Иоси­фовна пишет повести и романы, а дочь Екате­рина Ивановна играет на рояле и соби­ра­ется ехать учиться в консер­ва­торию. Семья произ­водит на Стар­цева самое благо­при­ятное впечат­ление.
Возоб­новив через год знаком­ство, он влюб­ля­ется в Котика, как зовут Екате­рину Ивановну домашние. Вызвав девушку в сад, Старцев пыта­ется объяс­ниться в любви и неожи­данно полу­чает от Котика записку, где ему назна­ча­ется свидание на клад­бище. Старцев почти уверен в том, что это шутка, и тем не менее ночью идёт на клад­бище и несколько часов безре­зуль­татно ждёт Екате­рину Ивановну, преда­ваясь роман­ти­че­ским грёзам.
Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приез­жает рабо­тать в губерн­ский город С., где вскоре знако­мится с Турки­ными. Все члены этой радушной

Слайд 52На следу­ющий день, обла­чив­шись в чужой фрак, Старцев едет делать пред­ло­жение Екате­рине

Ивановне и полу­чает отказ, поскольку, как объяс­няет Котик, «сделаться женой — о нет,

простите! Человек должен стре­миться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки». Старцев не ожидал отказа, и теперь его само­любие уязв­лено. Доктору не верится, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупень­кому концу. Однако узнав, что Екате­рина Ивановна уехала в Москву посту­пать в консер­ва­торию, Старцев успо­ка­и­ва­ется, и жизнь его возвра­ща­ется в привычную колею. Проходит ещё четыре года. У Стар­цева большая прак­тика и очень много работы. Он располнел и неохотно ходит пешком, пред­по­читая ездить на тройке с бубен­чи­ками. За все это время он наве­стил Туркиных не более двух раз, однако не завёл и новых знакомств, так как обыва­тели раздра­жают его своими разго­во­рами,
На следу­ющий день, обла­чив­шись в чужой фрак, Старцев едет делать пред­ло­жение Екате­рине Ивановне и полу­чает отказ, поскольку, как объяс­няет Котик,

Слайд 53взгля­дами на жизнь и даже своим видом. Вскоре Старцев полу­чает от Веры Иоси­фовны

и Котика письмо и, подумав, едет к Туркиным в гости. Очевидно, что на Екате­рину Ивановну

их встреча произ­вела гораздо более сильное впечат­ление, чем на Стар­цева, который, вспо­миная свою былую любовь, испы­ты­вает чувство нелов­кости. Как и в его первое посе­щение, Вера Иоси­фовна читает вслух свой роман, а Екате­рина Ивановна шумно и долго играет на рояле, но Старцев чувствует одно лишь раздра­жение. В саду, куда Котик пригла­шает Стар­цева, девушка говорит о том, с каким волне­нием ожидала этой встречи, и Стар­цеву стано­вится грустно и жаль прошлого. Он расска­зы­вает о своей серой одно­об­разной жизни, жизни без впечат­лений, без мыслей. Но Котик возра­жает, что у Стар­цева есть благо­родная цель в жизни — его работа земского врача. Говоря о себе, она призна­ется, что разу­ве­ри­лась в своём таланте пианистки и что Старцев,  

взгля­дами на жизнь и даже своим видом. Вскоре Старцев полу­чает от Веры Иоси­фовны и Котика письмо и, подумав, едет к Туркиным в гости. Очевидно,

Слайд 54служащий народу, помо­га­ющий стра­дальцам, пред­став­ля­ется ей идеальным, возвы­шенным чело­веком. Однако у Стар­цева

такая оценка его досто­инств не вызы­вает ника­кого душев­ного подъёма. Покидая дом

Туркиных, он чувствует облег­чение от того, что не женился в своё время на Екате­рине Ивановне, и думает, что если самые талант­ливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. Он остав­ляет без ответа письмо от Котика и больше уже никогда не приез­жает к Туркиным. С тече­нием времени Старцев ещё больше полнеет, стано­вится грубым и раздра­жи­тельным. Он разбо­гател, имеет громадную прак­тику, но жадность не позво­ляет бросить земское место. В городе его зовут уже просто Ионычем. Живётся Стар­цеву скучно, ничто его не инте­ре­сует, он одинок. А Котик, любовь к которой была един­ственной радо­стью Стар­цева, поста­рела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле.
служащий народу, помо­га­ющий стра­дальцам, пред­став­ля­ется ей идеальным, возвы­шенным чело­веком. Однако у Стар­цева такая оценка его досто­инств не вызы­вает ника­кого душев­ного

Слайд 56«Человек в футляре» Краткое содержание рассказа.

«Человек в футляре»  Краткое содержание рассказа.

Слайд 57Конец XIX в. Сель­ская мест­ность в России. Село Миро­но­сицкое. Вете­ри­нарный врач Иван

Иванович Чимша-Гима­лай­ский и учитель гимназии Буркин, проохо­тив­шись весь день, распо­ла­га­ются на ночлег

в сарае старосты. Буркин расска­зы­вает Иван Иванычу историю учителя грече­ского языка Бели­кова, с которым они препо­да­вали в одной гимназии.
Беликов был изве­стен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непре­менно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перо­чинный нож Бели­кова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закры­вался на все замки. Беликов стре­мился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь цирку­ляры, в которых что-нибудь запре­ща­лось. Любые откло­нения от нормы вызы­вали в нем смятение. Своими «футляр­ными» сооб­ра­же­ниями он угнетал не только гимназию, но и весь город.
Конец XIX в. Сель­ская мест­ность в России. Село Миро­но­сицкое. Вете­ри­нарный врач Иван Иванович Чимша-Гима­лай­ский и учитель гимназии Буркин, проохо­тив­шись весь

Слайд 58Но однажды с Бели­ковым произошла странная история: он чуть было не женился. Случи­лось, что

в гимназию назна­чили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Кова­ленко, чело­века

моло­дого, весё­лого, из хохлов. С ним прие­хала его сестра Варенька, лет трид­цати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаро­вала всех в гимназии, и даже Бели­кова. Тут и пришла в голову учителям мысль поже­нить Бели­кова и Вареньку. Бели­кова стали убеж­дать в необ­хо­ди­мости жениться. Варенька стала оказы­вать ему «явную благо­склон­ность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная». Беликов часто бывал у Кова­ленок и в конце концов сделал бы Вареньке пред­ло­жение, если бы не один случай. Какой-то озорник нари­совал кари­ка­туру на Бели­кова, где тот был изоб­ражён с зонтом под руку с Варенькой. Экзем­пляры картинки были разо­сланы всем
Но однажды с Бели­ковым произошла странная история: он чуть было не женился. Случи­лось, что в гимназию назна­чили нового учителя истории и географии, Михаила

Слайд 59учителям. На Бели­кова это произ­вело очень тяжёлое впечат­ление. Вскоре Беликов встретил

на улице Кова­ленок, ката­ю­щихся на вело­си­педах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так

как, по его поня­тиям, учителю гимназии и женщине ездить на вело­си­педе не пристало. На другой день Беликов отпра­вился к Кова­ленкам «облег­чить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи чело­веком свобо­до­лю­бивым, с первого дня невзлюбил Бели­кова. Не стерпев его поучений насчёт катания на вело­си­педах, Кова­ленко попросту спустил Бели­кова с лест­ницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знако­мыми. Увидев катя­ще­гося по лест­нице Бели­кова, она звонко рассме­я­лась. Мысль о том, что о проис­шедшем узнает весь город, привела Бели­кова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер. Когда он лежал в гробу, выра­жение лица у него было счаст­ливое.
учителям. На Бели­кова это произ­вело очень тяжёлое впечат­ление. Вскоре Беликов встретил на улице Кова­ленок, ката­ю­щихся на вело­си­педах. Он был крайне возмущён

Слайд 60Каза­лось, он достиг своего идеала, «его поло­жили в футляр, из кото­рого он уже никогда

не выйдет. Хоро­нили Бели­кова с приятным чувством осво­бож­дения. Но через неделю жизнь потекла

прежняя — «утоми­тельная, бестол­ковая жизнь, не запре­щённая цирку­ляром, но и не разре­шённая вполне». Буркин закан­чи­вает рассказ. Размышляя об услы­шанном, Иван Иваныч произ­носит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?»
Каза­лось, он достиг своего идеала, «его поло­жили в футляр, из кото­рого он уже никогда не выйдет. Хоро­нили Бели­кова с приятным чувством осво­бож­дения. Но через

Слайд 62«Дом с мезонином» Краткое содержание рассказа.

«Дом с мезонином»  Краткое содержание рассказа.

Слайд 63Рассказчик (повест­во­вание идёт от первого лица) вспо­ми­нает, как шесть-семь лет назад

жил в имении Бело­ку­рова в одном из уездов Т-ой губернии. Хозяин «вставал очень

рано, ходил в поддёвке, по вечерам пил пиво и все жало­вался мне, что он нигде и ни в ком не встре­чает сочув­ствия». Рассказчик — художник, но летом так обле­нился, что почти ничего не писал. «Иногда я уходил из дому и до позд­него вечера бродил где-нибудь». Так он забрёл в незна­комую усадьбу. Возле ворот стояли две девушки: одна «постарше, тонкая, бледная, очень красивая» и вторая — «моло­денькая — ей было семна­дцать-восем­на­дцать лет, не больше — тоже тонкая и бледная, с большим ртом и с боль­шими глазами». Оба лица почему-то пока­за­лись давно знако­мыми. Он вернулся с чувством, будто видел хороший сон. Вскоре в имении Бело­ку­рова появи­лась коляска, в которой сидела одна из девушек, старшая.
Рассказчик (повест­во­вание идёт от первого лица) вспо­ми­нает, как шесть-семь лет назад жил в имении Бело­ку­рова в одном из уездов Т-ой губернии.

Слайд 64Она прие­хала с подписным листом просить деньги для крестьян-пого­рельцев. Подпи­сав­шись в листе,

рассказчик был приглашён в гости посмот­реть, по выра­жению девушки, «как живут почи­та­тели

его таланта». Бело­куров рассказал, что ее зовут Лидией Волча­ни­новой, живёт она в селе Шелковка вместе с матерью и сестрой. Ее отец когда-то занимал видное место в Москве и умер в чине тайного совет­ника. Несмотря на хорошие сред­ства, Волча­ни­новы жили в деревне безвы­ездно, Лида рабо­тала учитель­ницей, получая двадцать пять рублей в месяц. В один из празд­ников они поехали к Волча­ни­новым. Мать и дочери были дома. «Мать, Екате­рина Павловна, когда-то, по-види­мому, красивая, теперь же сырая не по летам, больная одышкой, грустная, рассе­янная, стара­лась занять меня разго­вором о живо­писи». Лида расска­зы­вала Бело­ку­рову, что пред­се­да­тель управы Балаган «все долж­ности в уезде роздал своим племян­никам и зятьям
Она прие­хала с подписным листом просить деньги для крестьян-пого­рельцев. Подпи­сав­шись в листе, рассказчик был приглашён в гости посмот­реть, по выра­жению девушки,

Слайд 65и делает что хочет». «Моло­дёжь должна соста­вить из себя сильную партию, — сказала

она, — но вы видите, какая у нас моло­дёжь. Стыдно, Петр Петрович!» Младшая сестра

Женя (Мисюсь, ибо в детстве она звала так «мисс», свою гувер­нантку) каза­лась совсем ребёнком. Во время обеда Бело­куров, жести­ку­лируя, опро­кинул рукавом соусник, но никто, кроме рассказ­чика, каза­лось, не заметил этого. Когда они возвра­ща­лись, Бело­куров сказал: «Хорошее воспи­тание не в том, что не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заме­тишь, если это сделает кто-нибудь другой. <…> Да, прекрасная, интел­ли­гентная семья...» Рассказчик стал бывать у Волча­ни­новых. Ему понра­ви­лась Мисюсь, она тоже симпа­ти­зи­ро­вала ему. «Мы гуляли вместе, рвали вишни для варенья, ката­лись в лодке <…> Или я писал этюд, а она стояла возле и смот­рела с восхи­ще­нием». Его особенно привле­кало то, что в глазах юной провин­ци­алки он выглядел
и делает что хочет». «Моло­дёжь должна соста­вить из себя сильную партию, — сказала она, — но вы видите, какая у нас моло­дёжь. Стыдно, Петр

Слайд 66талант­ливым худож­ником, знаме­нитой лично­стью. Лида невзлю­била его. Она прези­рала празд­ность

и считала себя трудовым чело­веком. Ей не нрави­лись его пейзажи потому, что в них

не пока­зы­ва­лись народные нужды. В свою очередь Лида не понра­ви­лась ему. Как-то он затеял с ней спор и сказал, что ее благо­тво­ри­тельная работа с крестья­нами не только не приносит пользы, но и вредна. «Вы прихо­дите к ним на помощь с боль­ни­цами и школами, но этим не осво­бож­даете их от пут, а, напротив, ещё больше пора­бо­щаете, так как, внося в их жизнь новые пред­рас­судки, вы увели­чи­ваете число их потреб­но­стей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Лидин авто­ритет был непре­ре­каем. Мать и сестра уважали, но и боялись ее, взявшей на себя «мужское» руко­вод­ство семьёй.
талант­ливым худож­ником, знаме­нитой лично­стью. Лида невзлю­била его. Она прези­рала празд­ность и считала себя трудовым чело­веком. Ей не нрави­лись его пейзажи

Слайд 67Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она прово­жала его

до ворот усадьбы. Она отве­тила ему взаим­но­стью, но тут же побе­жала все расска­зать

матери и сестре. «Мы не имеем тайн друг от друга...» Когда на следу­ющий день он пришёл к Волча­ни­новым, Лида сухо объявила, что Екате­рина Павловна с Женей уехала к тёте, в Пензен­скую губернию, чтобы затем, веро­ятно, отпра­виться за границу. По дороге обратно его нагнал маль­чишка с запиской от Мисюсь: «Я расска­зала все сестре, и она требует, чтобы я расста­лась с вами... Я была не в силах огор­чить ее своим непо­ви­но­ве­нием. Бог даст вам счастья, простите меня. Если бы вы знали, как я и мама горько плачем!» Больше он не видел Волча­ни­новых. Как-то по дороге в Крым он встретил в вагоне Бело­ку­рова, и тот сообщил, что Лида по-преж­нему живёт в Шелковке и учит детей. Ей удалось спло­тить возле себя «сильную партию» из молодых людей, и на последних земских
Наконец рассказчик признался Жене в любви вечером, когда она прово­жала его до ворот усадьбы. Она отве­тила ему взаим­но­стью, но тут же

Слайд 68выборах они «прока­тили» Бала­гина. «Про Женю же Бело­куров сообщил только, что

она не жила дома и была неиз­вестно где». Посте­пенно рассказчик начи­нает забы­вать

про «дом с мезо­нином», про Волча­ни­новых, и только в минуты одино­че­ства он вспо­ми­нает о них и: «...мало-помалу мне почему-то начи­нает казаться, что обо мне тоже вспо­ми­нают, меня ждут и что мы встре­тимся... Мисюсь, где ты?» 
выборах они «прока­тили» Бала­гина. «Про Женю же Бело­куров сообщил только, что она не жила дома и была неиз­вестно где». Посте­пенно

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика