Слайд 1Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути
Профессия: монтер пути 4
разряда, сигналист 3 разряда
Тема «Виды, назначение и состав путевых работ
при эксплуатации и обслуживании железнодорожного пути»
Петровых Н.М. - преподаватель Екатеринбург- Пассажирского подразделения
Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций
2020
Слайд 2Законспектируйте материал
2. Пройдите в течение пары тест
«МПСпк4р занятие 47-48»
в
системе «Контроль знаний»
http://5.189.74.21/control/
ЗАДАНИЕ
Слайд 3Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Слайд 4Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
При текущем содержании пути выполняются работы, связанные с постоянным поддержанием
элементов пути (верхнего строения, земляного полотна, искусственных сооружений, переездов, путевых и сигнальных знаков, электрических рельсовых цепей, полосы отвода, снего- и пескозащитных устройств и др.) в состоянии, обеспечивающем безопасный пропуск поездов с установленными скоростями.
Работы по текущему содержанию пути делятся на:
неотложные,
первоочередные,
планово-предупредительные.
Состав и объемы указанных работ изменяются в зависимости от вида отступления, конструкции верхнего строения, плана и профиля пути, грузонапряженности, скоростей движения поездов, наработки тоннажа, климатических условий, времени года, применяемых технических средств.
Слайд 5Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Неотложные и первоочередные работы связаны с устранением неисправностей пути, которые
либо сами по себе, либо при стечении неблагоприятных обстоятельств (например, при наличии отступления в содержании подвижного состава или нарушений режима ведения поезда и др.) могут стать угрожающими для безопасности движения поездов или перерасти в таковые в период до очередной проверки пути, если их не ликвидировать.
Поэтому в зависимости от степени неисправности (ее характера и размеров), она устраняется либо без промедления, либо в первую очередь (в течение двух или трех дней после обнаружения).
Такие неисправности возникают в отдельных местах пути, как правило, непредвиденно и их устранение предусматривается по мере обнаружения в процессе осмотров и проверок пути.
Слайд 6Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
К неотложным работам относятся:
замена остродефектных или изломавшихся рельсов, остряков
и крестовин на стрелочных переводах;
устранение отступлений IV степени (и приравненных к ним) в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона и других путеизмерительных средств или обнаруженных при осмотре пути;
устранение разрывов стыков (из-за среза стыковых болтов), слитых зазоров в более чем двух рельсовых стыках подряд в период ожидания повышения температуры рельсов,
другие работы, связанные с ликвидацией неисправностей пути, угрожающих безопасности движения поездов.
Слайд 7Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
К первоочередным относятся работы, связанные с устранением отступлений III степени
в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона и других путеизмерительных средств, например:
ликвидация просадок пути в стыках с выплесками,
регулировка стыковых зазоров в тех местах, где имеются близкие к нулевым зазоры в стыках в период ожидаемого повышения температуры рельсов или предельно растянутые зазоры в период ожидаемого понижения температуры рельсов,
и другие.
Слайд 8Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Планово-предупредительные работы направлены на предупреждение (профилактику) появления неисправностей пути, вызывающих
уменьшение установленных скоростей движения поездов, например:
устранение небольших по размерам, но часто повторяющихся по протяжению пути отступлений II степени в содержании рельсовой колеи по показаниям путеизмерительного вагона,
замена отдельных дефектных элементов верхнего строения,
закрепление ослабленных болтов,
и другие.
В отличие от неотложных и первоочередных планово-предупредительные работы заранее планируются.
Они, как правило, выполняются сплошь на участке с отступлениями (звене, пикете, километре, нескольких километрах), например, выправка пути с подбивкой шпал на участке с большим количеством отступлений II степени по уровню, перекосам, просадам, отклонениям в плане и др.
Слайд 9Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
По назначению и характеру технологических операций, планово-предупредительные работы подразделяются на:
узкоцелевые (самостоятельные), состоящие только из одного вида работ (например, рихтовка пути, закрепление болтов, добивка костылей),
комплексные (аналогичные подъемочному ремонту пути), включающие в себя несколько видов самостоятельных работ, совокупное выполнение которых восстанавливает на длительное время стабильность пути и резко сокращает объемы неотложных и первоочередных работ.
Слайд 10Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
В зависимости от используемых технических средств работы делятся на:
выполняемые с
применением машин,
выполняемые с применением механизмов,
выполняемые с применением ручного инструмента.
Слайд 11Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
В зависимости от численности путевой бригады работы делятся на:
выполняются укрупненной
бригадой монтеров пути (12-18 чел.), например, сплошная планово-предупредительная выправка пути с применением электрошпалоподбоек,
выполняются малочисленной (2-3 чел.) группой, например, перешивка колеи, довертывание гаек стыковых, клеммных и закладных болтов, шурупов и др.
Слайд 12Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Работы делятся на выполняемые:
в интервалы времени между поездами,
в технологические
перерывы, заложенные в график движения поездов,
в специально предоставляемые по заявке начальника дистанции пути «окна».
Причем, перечисленные условия работы чередуются между собой практически ежедневно (утром - работа в интервалы; затем - в «окно», и вновь в интервалы).
В связи с этим при проектировании организации и технологии работ по текущему содержанию пути должна учитываться их связь с движением поездов.
Если работы выполняются в интервалы между поездами, предусматривается использование переносных, легко снимаемых с пути перед пропуском поезда, механизмов и ручного инструмента; при выполнении работ в «окна» – путевых машин и другого тяжелого оборудования.
Слайд 13Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
БРИГАДИР ПУТИ И ДОРОЖНЫЙ МАСТЕР ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, что прежде чем
устранять неисправность пути, необходимо установить первоначальную причину ее появления и ликвидировать при производстве работ.
В противном случае в том же месте она быстро появится вновь.
Например, если грубая просадка стыка является следствием наличия в нём выплеска, то прежде чем ее выправлять и подбивать шпалы, необходимо прогрохотать загрязненный щебень в шпальных ящиках с выплесками на глубину не менее 10 см ниже подошвы шпал.
Если при этом рельс в стыке имеет смятие, его следует наплавить или заменить, а также отрегулировать зазор.
Слайд 14Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Все путевые работы, выполняемые двумя и более монтерами пути, должны
производиться под руководством и постоянным наблюдением освобожденного или неосвобожденного от непосредственного выполнения работ должностного лица в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ от 14.12.2016 № 2540/р, которое несет ответственность за правила, технологию, качество выполнения работ и обеспечение безопасности движения поездов при их производстве, а также технику безопасности работающих.
Слайд 15Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Накануне производства работ, ограждаемых переносными сигналами остановки или уменьшения скорости
и требующих следования поездов по месту работ с особой бдительностью, должна даваться заявка о выдаче всем машинистам поездов и других железнодорожных транспортных средств предупреждении об остановке у красного сигнала, снижении скорости и подаче оповестительных сигналов при подъезде к месту работы.
Нельзя приступать к выполнению работ до тех пор, пока их руководитель не убедится, что предупреждения на поезда выдаются.
Исключение могут составлять внезапные работы, требующие немедленного ограждения места работ сигналами остановки или уменьшения скорости, о чем сообщается дежурному по станции.
Слайд 16Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Предупреждения об особой бдительности машинистов локомотивов и других видов рельсового
транспорта и подаче ими оповестительных сигналов при подъезде к месту производства работ выдаются также в случаях, предусмотренных Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве.
От лиц, производящих работы и руководящих передвижением транспортных средств по пути, а также от локомотивных бригад, требуется в таких случаях проявление особой бдительности.
Слайд 17Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
приступать к работе до ограждения места ее проведения сигналами
установленным порядком;
снимать сигналы до полного окончания работы.
Подготовленный к пропуску поездов путь должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему в зависимости от установленной скорости движения.
Они изложены в Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути от 14.11.2016 № 2288/р и в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ от 14.12.2016 № 2540/р.
Слайд 18Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Если работы продолжаются более одного рабочего дня, то они должны
так организовываться и выполняться, чтобы к концу каждого рабочего дня обеспечивалось выполнение, в первую очередь, того их комплекса, которым гарантируется безопасное движение поездов в период до следующего начала работ со скоростями, предусмотренными технологическим процессом. Полным окончанием работ считается выполнение их в таком объеме, который обеспечивает безопасное движение поездов по месту работ с установленными на участке скоростями.
Слайд 19Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
На станционных путях запрещается производить работы, требующие ограждения сигналами остановки
или уменьшения скорости, без согласия дежурного по станции и без предварительной записи руководителем работ в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (ДУ-46).
На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, такие работы должны выполняться после получения согласия поездного диспетчера.
В этом же Журнале делается запись и об окончании работ, производимых на станционных путях и стрелочных переводах; при этом предварительное уведомление об этом может быть передано руководителем работ дежурному по станции телефонограммой с ближайшего от работы поста с последующим оформлением записи в Журнале.
Слайд 20Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Порядок и время производства предвиденных работ, требующих закрытия станционных путей
или стрелочных переводов, руководитель работ накануне должен согласовать с начальником станции, а работ, при которых может быть нарушено действие устройств СЦБ, также и с работниками дистанции сигнализации и связи.
В таких случаях при производстве работ должен присутствовать электромеханик, который осуществляет и оформляет установленным порядком выключение и включение этих устройств.
Слайд 21Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Особые требования предъявляются к выполнению работ на бесстыковом пути, связанных
с ослаблением его устойчивости, поэтому их разрешается производить при условии, если отклонение в сторону повышения измеренной температуры рельсовых плетей от температуры, при которой они были закреплены, в течение всего времени производства работ не превысит допускаемых значений, приведенных в Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути от 14.12.2016 № 2544/р. При этом должно учитываться, что в летние солнечные дни температура рельсов и температура воздуха нарастают неодинаково.
График температуры воздуха (1) и рельсов (2) в солнечный летний день
Слайд 22Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Если же по условиям соблюдения температурных требований не представляется возможным
произвести названные работы, их выполнение рекомендуется перенести на утренние часы, когда температура рельсов не превышает допускаемую.
При этом ко времени максимального повышения дневной температуры рельсов должны быть полностью закончены отделочные работы, обеспечивающие необходимую сопротивляемость бесстыкового пути поперечному сдвигу при максимальной температуре рельсов. При этом особое внимание должно уделяться месту окончания работы, производимой с подъемкой рельсошпальной решетки или вырезкой балласта из-под шпал.
Если и в таких случаях не представляется возможным произвести названные работы, не нарушая расчетного температурного режима бесстыкового пути, то их выполнение следует перенести на более позднее время сезона, когда температура рельсов в дневное время не будет превышать допускаемую, либо перед началом работ произвести разрядку температурных напряжений в рельсовых плетях.
Слайд 23Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
К особенностям технологических процессов производства работ по текущему содержанию пути
относятся:
выполнение работ в "окна" (продолжительностью 2-5 ч) или короткие интервалы (10-20 мин) между поездами;
значительный (несколько сотен метров или даже километр) фронт работ, простирающийся узкой (5-8 м) полосой, что затрудняет условия раскладки необходимых материалов и размещения механизмов и приборов из-за необходимости соблюдения габарита;
осложненные условия обеспечения техники личной безопасности работников по причине непрекращающегося движения поездов по месту работ или по соседнему пути на двухпутных участках, а также растянутости фронта работ;
сезонность производства работ, вследствие чего ограничен период времени, в который выполняются шпалобалластные и земляные работы;
производство работ в течение всего года на открытом воздухе, что ухудшает условия выполнения работ и соблюдение требований техники безопасности монтерами пути, снижает производительность труда при неблагоприятной погоде (сильные морозы зимой и высокая температура летом, неудовлетворительная видимость при туманах, метелях и др.).
Слайд 24Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
С целью сокращения времени выполнения отдельной работы или комплекса работ,
связанных с нарушением целостности или ослаблением пути, не позволяющими пропускать поезда с установленной скоростью движения, в технологических процессах все работы и отдельные операции делятся на:
подготовительные,
основные,
заключительные (отделочные).
Слайд 25Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
К подготовительным относятся работы, не нарушающие целостности пути и не
вызывающие необходимости уменьшения установленной скорости движения поездов в период производства данной работы (например, зачистка заусенцев на деревянных шпалах при перешивке рельсовой колеи, выдергивание третьего основного и обшивочных костылей при выправке пути укладкой карточек в зимнее время, снятие в стыке пятого и шестого болтов при одиночной замене рельса, визирование пути при его выправке и др.).
Слайд 26Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
К основным относятся работы, нарушающие целостность пути или его положение
в профиле и плане, при которых либо нельзя пропускать поезда (например, снятый или расшитый рельс, поднятый домкратом или сдвинутый в сторону путь), либо требуется ограничение скорости движения поездов (например, крутой отвод пути при выправке или рихтовке, не полностью засыпанные балластом шпальные ящики, частично установленные и закрепленные клеммные болты и др.).
Слайд 27Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
В заключительный период выполняются работы по отделке пути и приведению
его в состояние, гарантирующее обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями в течение длительного периода.
Слайд 28Виды, назначение и состав путевых работ при техническом обслуживании железнодорожного
пути
Отдельные работы и технологические операции, входящие в общий комплекс работ,
необходимо выполнять в последовательности, исключающей повторяемость работ и обеспечивающей наилучшее их качество, наивысший темп и наименьшую численность бригады.
Например, работы по удалению загрязнителей из-под рельса и с поверхности призмы, замене шпал, прогрохотке щебеночного балласта в местах выплесков, перегонке шпал выполняются до выправки пути с подбивкой шпал, а работы по рихтовке пути, закреплению противоугонов, оправке и плакировке балластной призмы и обочин - после выправки.