Слайд 1
Тема:
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
Слайд 3
ВОПРОС:
КОНСТИТУЦИОННАЯ
ИСТОРИЯ
ГЕРМАНИИ
Слайд 4ФРГ. СВЕДЕНИЯ О СТРАНЕ
Германия – гос-во в Центральной Европе.
Площадь
страны – около 357 тыс.кв.км;
Население 82,2(2016 г.)
Мужчин – 39 153
540, женщин – 41 66 140 чел.
Доля городского населения составляет 87 %;
Этнический состав:
Немцы составляют 95,1% ,
турки – 2,3 %,
итальянцы – 0,7 %,
греки – 0,4 %,
поляки – 0,4 %.
Кроме того, - Иностранцы – 6,17 млн, что на 1,6 млн меньше.
Религия:
• протестанты – 45 %,
• католики - 37 %,
• мусульмане – 2 %.
Гос. язык – немецкий.
Столица – г. Берлин.
В 13 в – столица Бранденбурга, потом Прусского
королевства.
Слайд 5Этапы конституционной истории Германии:
Первая общенациональная конституция Германии была одобрена Национальным
собранием во Франкфурте 28 марта 1849 г., как итог революционной
волны 1848 г.
Эта конституция так и не вступила в силу.
Вторая конституция – Конституция объединенной Германии 1871 г.
Третья конституция – Веймарская конституция 1919 г.
Четвертая – Основной закон 1949 г.
Слайд 6ПРИНЯТИЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА
Утверждение Основного закона на заседании Парламентского совета 23
мая 1949 г.
Слайд 7ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФРГ. СТРУКТУРА
Слайд 8
Вопрос:
ОСОБЕННОСТИ
ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
ФРГ
Слайд 9
ВКЛАД СТРАНЫ В МИРОВОЙ ВВП
население германии, составляя 1,2 % населения
мира, производит 4,03 % мирового ввп
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
ДОЛЯ В НАСЕЛЕНИИ
1,2%
4,03%
ДОЛЯ В
ВВП
Слайд 10
ВКЛАД СТРАНЫ В ЭКОНОМИКУ ЕС
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
ДОЛЯ В НАСЕЛЕНИИ ЕС
16,25%
20,78%
ДОЛЯ В
ВВП
ЕС
ФРГ дает 1/5 ВВП из 27 стран ЕС
Слайд 11ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ
Слайд 12
Вопрос:
ФЕДЕРАТИВОЕ
УСТРОЙСТВО
ГЕРМАНИИ
Слайд 14
В основе федеративного строительства Германии лежит принцип субсидиарности, согласно которому
передача на вышестоящий уровень предметов ведения и полномочий допускается лишь
в том случае, если они не могут быть обеспечены на данном уровне.
** Осн.закон предполагает равенство условий жизни населения во всей Германии. Эти условия обеспечивают прежде всего коммуны и земли. В случае недостатка средств коммуны и земли вправе получать соответствующие субсидии от вышестоящего уровня.
** Каждая земля совершенно самостоятельно решает три общегосударственные задачи:
организация школьного и высшего образования;
внутренняя безопасность, включая деятельность полиции;
организация коммунального самоуправления. (Правительственный сайт)
Слайд 15Федеративные реформы 2006 – 2009 гг. – перераспределение предметов
ведения и полномочий:
расширена исключительная компетенция федеральных органов власти;
Расширена исключительная компетенция
земель (в тех сферах, которые имеют наиболее важное значения для жизнеобеспечения регионов).
Вторая федеративная реформа:
установлено единое информационное пространство как федерации, так и земель; сформировано единое управленческое поле применения современных информационных технологий.
Слайд 16
ФИНАНСОВЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ – РЕФОРМА-2017
С 2020 г. федеральные земли, независимо
от размера территории и экономических показателей, ежегодно будут получать из
центрального бюджета по 9,75 млрд евро с последующим повышением.
С другой стороны, Федеральный центр получает больше полномочий в том, что касается контроля за их хозяйственной деятельностью, в частности строительства дорог, школьного образования, сбора налогов.
Слайд 17
Вопрос:
СИСТЕМА ОРГАНОВ
ГОСУДАСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В ФРГ
Слайд 18
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ
Особенности:
сочетание мажоритарной и пропорциональной ИС;
возраст активного и пассивного
избиратель-ного права на всех выборах – 18 лет (введен с
01.01.1975 г.);
Используется метод делителей – Сент-Лагюе/Шепперта;
поддержка государством политпартий:
по 0, 75 евро за каждый голос (до 5 млн.голосов), свыше 5 млн. – по 5 евро за голос;
Действуют федеральные, земельные и окружные ИК во главе с руководителем.
Слайд 19
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАНДАТЫ
В июле 2008 г. Федер.Конст.Суд установил, что институт дополнительных
мандатов, введенный изначально как исключительный случай, используется практически на каждых
выборах и нарушает принцип равного избир.права, поскольку ведет к разному весу мандатов.
Суд рекомендовал Парламенту до июля 2011 г. внести соответствующие поправки в избират.закон (офиц.сайт Бундестага-http://www.bundestag.de).
Закон в новой редакции, по запросу оппозиции, был признан судом не соответствующим Основному закону в июле 2012 г.
Слайд 20
Распределяется 10 мандатов
МЕТОД СЕНТ-ЛАГЮЕ
Слайд 21Система органов публичной власти
Слайд 22
Состав Бундестага-2017:
** ХДС/ХСС – 246 депутатов (33,0%) (2013-311);
** СДПГ
– 153 (20,5%) (193);
** Левые – 69 (9,2%) (64);
** Зеленые
– 67 (8,9%) (63);
** Св.Дем.пария – 80 (10,7%) (0);
** АФД-Альтернатива для Германии – 94 (12,6%) (0)
** Дополнительных мандатов - 111
** Всего – 709 депутатов.
** Женщин – 30,7%(2013 – 36,5%)
Слайд 24Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом.
Статья 46 Основного закона:
(2) Депутат может
быть привлечен к ответственности или арестован за уголовно наказуемое деяние
лишь с согласия Бундестага, за исключением случаев задержания при совершении такого деяния или в течение следующего дня.
(3) Согласие Бундестага требуется, кроме того, на любое другое ограничение личной свободы депутата или на применение в отношение него процедуры согласно ст. 18 (лишение прав, используемых против конституционного строя).
Слайд 25Бундесрат – по состоянию на 2017 г. – 69 человек:
=
4 земли – по 3 голоса;
= 7 – по 4
голоса (> 2 млн);
= 1 – 5 голосов (> 6 млн);
= 4 – по 6 голосов (> 7 млн)
Слайд 27
СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
Правительство считает законопроект срочным,
Федеральный канцлер ставит вопрос о
доверии,
Бундестаг не принимает этот закон,
Федеральный президент по требованию Федерального канцлера
объявляет состояние законодательной необходимости.
Закон считается принятым, если он одобрен Бундесратом.
То же происходит, если Бундестаг в течение 4 недель не принимает закон, внесенный Правительством.
Повторно это состояние может быть объявлено не позднее 6 месяцев после первого.
Слайд 30ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГЕРМАНИИ:
V. Федеральный президент
Статья 54. (1)
Федеральный президент избирается Федеральным собранием без прений. Избираемым может быть
каждый немец, обладающий избирательным правом в Бундестаг и достигший сорока лет.
(2) Полномочия Федерального президента длятся пять лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз.
Слайд 31ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГЕРМАНИИ:
Статья 55. (1) Федеральный президент не
может входить ни в состав Правительства, ни в законодательный орган
Федерации или земли.
(2) Федеральный президент не может занимать никакую другую оплачиваемую должность, осуществлять коммерческую или профессиональную деятельность или входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятия, имеющего целью получение прибыли.
Статья 57. Полномочия Федерального президента в случае каких-либо препятствий или досрочного освобождения от должности осуществляются председателем Бундесрата.
Слайд 32
федеральное ПРАВИТЕЛЬСТВО – состав и порядок формирования
ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРЕЗИДЕНТА:
представление
Федерации в международно-правовых отношениях;
заключение от имени Федерации договоров с
иностранными государствами;
аккредитация и прием послов;
назначение и увольнение федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров, поскольку законом не установлено иное;
осуществление от имени Федерации права помилования.
Слайд 34
Состав федерального правительства:
Федеральный канцлер
Вице-канцлер
Федеральные министры
Назначается Федеральным канцлером из
числа министров
Глава Ведомства Федерального канцлера
Слайд 35
федеральное ПРАВИТЕЛЬСТВО – состав и порядок формирования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГЕРМАНИИ:
VI. Федеральное правительство
Статья 62. Федеральное правительство состоит
из Федерального канцлера и федеральных министров.
Статья 63. (1) Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента.
Статья 64. (1) Федеральные министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Федерального канцлера.
Слайд 36
федеральное ПРАВИТЕЛЬСТВО – состав и порядок формирования
ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Разработка
бюджета и его исполнение;
Меры по обороне и безопасности страны;
Экономическая, социальная и внешняя политика.
Слайд 37Особенность распределения полномочий в фрг
Согласно Основному закону ФРГ Верховным главнокомандующим
является федеральный министр обороны (статья 65-а)
Слайд 40
ФОРМИРОВАНИЕ ФКС
Федеральный конституционный суд
Первый сенат
Второй сенат
4 человека 4 человека
4 человека 4 человека
БУНДЕСТАГ
БУНДЕСРАТ
Слайд 41
федеральное ПРАВИТЕЛЬСТВО – состав и порядок формирования
ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ФКС ФРГ:
Толкование
Основного закона ФРГ;
Дела о соответствии Основному закону нормативных правовых актов
федеральных органов ГВ и органов ГВ земель;
Дела о нарушении конституционных прав граждан, юридических лиц и органов МСУ;
Дела по обвинению Федерального президента в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона.
Слайд 42
МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ
В ГЕРМАНИИ
Слайд 43Модели местного самоуправления:
АНГЛО-САКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ
КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
ОРГАНЫ МСУ
САМОСТОЯТ. ОРГАНЫ ИЛИ ДОЛЖН. ЛИЦА
(ИЗБИРАЕ-МЫЕ
ИЛИ НАЗНАЧАЕ-МЫЕ)
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ НА МЕСТАХ
ОРГАНЫ МСУ
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ФУНКЦИИ НА МЕСТАХ
Слайд 44Административно-территориальное деление
Земли с трехзвенным делением
Земли с двухзвенным делением
уезды
Города со статусом
уезда
общины
Города со статусом общины
Административно-территориальное деление
На уровне округов органы МСУ не
образуются (кроме Баварии). Управление осуществляется правительственными органами земель
Слайд 45МОДЕЛИ МСУ В ФРГ
И З Б И Р А Т
Е Л И
ЮЖНО-ГЕРМАНСКАЯ МОДЕЛЬ
Предсе-
датель
совета
СЕВЕРО-ГЕРМАНСКАЯ МОДЕЛЬ
СОВЕТ
БУРГО-МИСТР
испо-лни-тель-ный аппа-рат
СОВЕТ
Дирек-тор общины
испо-лни-тель-ный комитет
Слайд 46МОДЕЛИ МСУ В ФРГ
И З Б И Р А Т
Е Л И
СОВЕТ-БУРГОМИСТР
Предсе-
датель
совета
СОВЕТ-МАГИСТРАТУРА
СОВЕТ
БУРГО-МИСТР
испо-лни-тель-ный аппа-рат
Совет (городс-кое соб-рание депута-тов)
Магистратура во главе
с бургомистром