Слайд 1Темы лекции:
Классы отраслей наук.
- Номенклатура научных специальностей.
Паспорт научной специальности.
- Приоритетные
направления науки и техники
Слайд 2Характеристики отрасли науки
Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат,
1982 .- 303 с.
Обособленная совокупность объектов исследования.
Формирование совокупности приоритетных проблем
– доминирующая тематика на данном этапе.
Дополнительные критерии достоверности (статистика, соответствие новых гипотез принятой парадигме в отрасли).
Методы исследования, принятые в отрасли.
Наличие собственного эмпирического базиса.
Наличие теоретического знания.
Наличие характерных понятий, обозначений.
Слайд 6Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и
взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится
в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.
Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное
Слайд 7Объект и предмет диссертационного исследования (ДИ)
Субъект ДИ – личность,
носитель целенаправленного действия (исследования) на объект исследования.
Объект ДИ – объективно
существующая реальность (известное научное знание - материальное или нематериальное), являющаяся носителем конфликта (противоречия, незнания, проблемной ситуации) и противостоящая диссертанту, и на которую направлена деятельность субъекта
Один и тот же объект может быть объектом различных научных специальностей, отраслей науки
и классов отраслей науки.
Объект выбирается из паспорта
научной специальности
Слайд 8Аспекты рассмотрения объекта исследования
Естественнонаучный класс отраслей науки ( ОН):
теоретический; эмпирический;
эволюционный; синергетический.
Научно-технологические классы (ОН):
проектный, системный, эвристический, прагматический, праксиологический (эффективность)
Социологические
и гуманитарные классы (ОН):
исторический, социальный, когнитивный компетентностный, аксиологический (ценность), культурологический.
Слайд 11Предмет в диссертационном исследовании
Предмет исследования – продукт работы
диссертанта (новое научное знание отрасли науки об объекте исследования) в
виде:
(1-й тип решения задачи) имеющей существенное значение для отрасли знания (науки);
(2-й тип) научно-обоснованных технических, технологических или иных решений и разработок, имеющих существенное значение для развития страны .
Типы определены Положением о порядке присуждения ученой степени.
Слайд 12ТИП ДИССЕРТАЦИОННОГО РЕЗУЛЬТАТА
КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке присуждения
…
(п. 9) «… Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук
должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится:
решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо
изложены научно обоснованные технические технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны».
Слайд 13ТИП ДИССЕРТАЦИОННОГО РЕЗУЛЬТАТА
КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке присуждения
…
(п. 9) «… Диссертация на соискание ученой степени доктора наук
должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится:
разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение
решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение
изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.
Слайд 14ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ (темы диссертации)
Личностно-ориентированные факторы:
Соответствие профиля подготовки профилю
отрасли науки и профилю научной специальности.
Соответствие профессиональной деятельности!
Соответствие психологического типа
соискателя: эмпирик (разработки) или теоретик (решение задачи, теоретические положения).
II. Социальные факторы:
Соответствие специальностям диссертационного совета.
Соответствие приоритетным научным направлениям страны, отрасли, вуза.
Соответствие с тематикой научной школы.
Слайд 15Примеры формулировок
объекта и предмета исследования
Естественнонаучный класс :
Объект: Дифференциальные уравнения
Предмет: новые разностные схемы численного решения ДУ.
Объект: Плазменные процессы
Предмет: Плазменные процессы в наноструктурах.
Слайд 16Примеры формулировок
объекта и предмета исследования
Гуманитарные и социологические ОН:
Объект: Новое
научное знание
Предмет: Новое научное знание в диссертационном исследовании(философия).
Объект: Профессиональная ориентация
школьников
Предмет: ПОШ в условиях инновационной деятельности (педагогика).
Слайд 17Формирования предмета ДИ
Один объект и различные отрасли науки:
ПРИМЕР: ОБЪЕКТ –
«НАНОТЕХНОЛОГИИ»
Химия, физика – вопросы строения вещества.
Техника – свойства материала конструкций.
Экономика
– экономические эффекты использования новых материалов.
Паспорт научной специальности (НС)
Гипотеза (научная идея получения результата).
Категориальная матрица ДИ (систематизация).
Аспект рассмотрения объекта НС (соотношения).
Предметная область
отрасли науки
Предметная область
научной специальности
Предмет исследования
диссертации
Слайд 18Итерационные циклы выбора объекта
и предмета (темы) диссертации
Объект
исследования
Диссертант
Паспорт НС
Стандарт НМ
Предмет
исследования
1.Матрица
интересов.
2.Информационный. поиск.
3.Предварительная
гипотеза.
4. Аспект исследования
5. Актуальность.
6. Новизна результата.
7.
Методология ДИ.
1. Наименование
темы (предмета).
2. Наименование
диссертации.
Слайд 19Номенклатура научных специальностей
КОД – 05.00.00.
Технические науки.
05.08.00 – Кораблестоение,
05.08.01 – Теория
корабля и строительная механика,
05.08.03. – Проектирование и конструкция судов,
05.08.05.- Технология
судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства,
05.08.05.- Судовые энергетические установки и их элементы.
Слайд 20Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Шифр специальности:
08.00.10 Финансы, денежное
обращение и кредит
Формула специальности:
Содержанием научной специальности «Финансы, денежное обращение и
кредит» являются фундаментальные и прикладные научные исследования, научно-исследовательские разработки и процессы внедрения научных результатов в области финансов, денежного обращения и кредитных отношений.
Области исследований:
Часть 1. Финансы:
1. Финансовая система:
1.1. Методологические и организационные процессы формирования финансовой системы.
1.2. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой.
1.3. Теория и методология влияния финансовой системы на результаты социально-экономического развития.
…..
Слайд 21ПАСПОРТ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Шифр специальности: 05.13.01 Системный анализ, управление и обработка
информации (по отраслям)
Формула специальности:
Системный анализ, управление и обработка информации (по
отраслям) – специальность, занимающаяся проблемами разработки … (кл. слова: системный анализ, сложные системы, эффективность управления, методы обработки информации)
Области исследования:
1. Теоретические основы и методы системного анализа,
…
13. Методы получения, анализа и обработки экспертной информации.
Примечание: Специальность не включает исследования в следующих областях: автомат-е системы управления, управление в экономических и социальных системах …
Отрасль науки (техническая, физико-математическая)
Где искать паспорт научной специальности?
http://www.edu.ru/db/portal/spec_pass/spec_zapros.php
Слайд 22Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования
13.00.08. Теория и методика профессионального образования.
Шифр
специальности:
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Формула специальности:
Содержанием специальности 13.00.08 –
«Теория и методика профессионального образования» является область педагогической науки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.
Области исследований:
Области исследования определены с учетом дифференциации по отраслям и видам профессиональной деятельности.
1. Методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования).
2. Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования.
3. Последипломное образование.
….
Отрасль наук (педагогические науки)
Слайд 23Шифр специальности:
05.08.04 Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства
Формула специальности
Технология
судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства.
Области исследований:
1. Технология судостроения, судоремонта
и организация судостроительного производства является наукой, изучающей теоретические основы методов выполнения инженерной подготовки строительства судов, технологических процессов, используемых при строительстве, и способов организации выполнения работ на стадиях проектирования, постройки и ремонта судов и кораблей различных классов и назначений. В качестве предмета исследований данная наука рассматривает:
1.1. Методы решения вопросов, связанных с разработкой принципиальной технологии и организацией постройки судов и кораблей на стадии проектирования, в том числе в условиях применения новых информационных технологий.
1.2. Современные методы геометрического моделирования формы судовых поверхностей и способы их использования для формирования математических моделей судов в составе интегрированных автоматизированных систем САПР/АСТПП.
1.3. Методы выполнения технической подготовки судостроительного производства с использованием компьютерных технологий;
принципы испытаний машин и механизмов. Методы испытаний с применением имитирующих устройств.
1.14. Технология и организация ремонта, модернизация, реновация судов и кораблей.
1.15. Физико-химические процессы и условия нагружения, влияющие на работоспособность предприятиями и комплексами.
Отрасль наук:
технические науки
экономические науки
Слайд 24Примеры формулировок
объекта и предмета исследования
Технические отрасли науки: 05.22.19
Объект: Безопасность
плавания.
Область исследований: Разработка информационных технологий и систем обеспечения судоходства.
Предмет: Разработка
алгоритмов использования АИС для обеспечения…..
Слайд 25ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ ПО ДВУМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
Положение о порядке … и паспорта
специальностей допускают пересечение предметов исследования и защиту более чем по
одной научной специальности.
Две специальности – два предмета исследования?!
(Например:1 спец. – модель, 2 спец. - разработка).
А.М. Новиков – «В одном исследовании не может быть двух предметов исследования. Происходит нарушение целостности и внутреннего единства диссертации».
(несовершенство классификации и паспортов НС).
Многоаспектность и масштабность ДИ.
Защита кандидатской и докторской по двум специальностям.
Слайд 26Основной результат диссертации и паспорт специальности
ОСНОВНОЙ результат защиты: (ОДИН: ключевые
слова ПАСПОРТА НС, формула ПНС, области исследования ПНС)
РЕШЕНИЕ
ЗАДАЧИ
РАЗРАБОТКА
ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ
результаты (подтверждающие)
Эксперимент
(подтверждение)
Теоретическое
описание решения
концепция
модель
интерпретация
Теоретическая
платформа
с адаптацией к
основному
результату
Технология
Способ
Устройство
Наблюдение.
Статистика.
Опыт.
Модель
(подтверждение)
Слайд 27НАУЧНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ОТРАСЛИ НАУКИ
01.04.03. радиофизика (Ф-М и Техн.);
02.00.04. физическая
химия (Ф-М, Хим., Техн.);
05.08.04 Технология судостроения, судоремонта и организация судостроительного
производства (Техн., эконом.)
05.22.19.Эксплуатация водного транспорта, судовождение. (Техн.)
05.13.01. Системный анализ, управление и обработка информации (Техн. Ф-М);
05.13.17. Теоретические основы информатики (Техн., Ф-М, Филолог.);
07.00.10. История науки и техники (Ист., Ф., Ф-М., Хим., Биол., С/х, Г-М… - 12 отраслей науки);