Разделы презентаций


темы Морфемика 5 класс Яблочко от яблони недалеко падает, или как образуются

Содержание

ОглавлениеУрок про КУКАРЯМБУ. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.Нескучный урок об основе слова и окончании.Корень слова.Правописание гласных в корне словаБуквы О и А в корне –лаг-

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1темы
Морфемика
5 класс
Яблочко от яблони недалеко падает, или как образуются слова.

темыМорфемика5 классЯблочко от яблони недалеко падает,  или  как образуются слова.

Слайд 2Оглавление
Урок про КУКАРЯМБУ. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение

и образование слов.
Нескучный урок об основе слова и окончании.
Корень слова.
Правописание

гласных в корне слова
Буквы О и А в корне –лаг- и -лож-
Буквы О и А в корнях –раст- (-ращ-), – рос-
Буквы Ё – О после шипящих в корне.
Буквы И – Ы после Ц
Суффикс
Приставка
Контрольный опрос-викторина «Проверь себя!»






темы

ОглавлениеУрок про КУКАРЯМБУ. Морфема – наименьшая значимая часть слова.  Изменение и образование слов.Нескучный урок об основе

Слайд 3 Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.
Урок

1.
темы
Урок про
К
У
К
А
Р
Я
М
Б
У

Морфема – наименьшая значимая часть слова.  Изменение и образование слов.Урок 1.темыУрок  проКУКАРЯМБУ

Слайд 4Что это такое???
К
У
К
А
Р
Я
М
Б
А
Можно ли сказать, что это слово образовано от

какого-то другого слова?
Можно ли выделить какие-то значимые части, которые хоть

как-то подсказали бы смысл?
Что это такое???КУКАРЯМБАМожно ли сказать, что это слово образовано от какого-то другого слова? Можно ли выделить какие-то

Слайд 5Такое слово не может существовать!!!
Нет!
Нет!
К
У
К
А
Р
Я
М
Б
А
Нет…

Такое слово не может существовать!!!Нет!Нет!КУКАРЯМБАНет…

Слайд 6Г А Р П У Н
Понятно ли значение этого слова???
Обратимся

к словарю:
Гарпун – копьё на длинной верёвке для охоты на

крупных морских зверей и рыб.
Зная это, укажите значение слов:
гарпунёр, гарпунщик, гарпунный, загарпунить.

Г А Р П У НПонятно ли значение этого слова???Обратимся к словарю:Гарпун – копьё на длинной верёвке

Слайд 7Вывод:
Зная значение слова, от которого произведено новое слово, и зная

смысл тех частей, с помощью которых образовано это новое слово,

мы понимаем смысл слова.
Вывод:Зная значение слова,  от которого произведено новое слово, и зная смысл тех частей, с помощью которых

Слайд 8Есть слова производные и непроизводные.

Производные слова образуются от непроизводных с

помощью морфем – частей слова, несущих определённый смысл
Определить значение слова

помогает знание смысловых значений морфем, составляющих слово.
Есть слова  производные и непроизводные.Производные слова образуются от непроизводных с помощью морфем – частей слова, несущих

Слайд 9Е л ь
Еловый – относящийся к ели
Ёлочка – маленькая ель
Ельник

– еловый лес
Изучением законов образования производных слов занимается особый раздел

науки о языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Е л ьЕловый – относящийся к елиЁлочка – маленькая ельЕльник – еловый лесИзучением законов образования  производных

Слайд 10Можно ли назвать слова правого столбца новыми?
Снежный –
снежная,
снежному,
снежные


Снег –
по снегам,
под снегом,


нет снега
Можно ли назвать слова правого столбца новыми?Снежный – снежная, снежному,снежные Снег –     по

Слайд 11Правило:
При образовании однокоренных слов получаются слова

с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий,перезвон.

Правило:    При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением,  например:

Слайд 12Правило:
При изменении слова получаются формы

одного и того же слова (СЛОВОФОРМЫ); изменяется только его грамматическое

значение, а лексическое остаётся тем же самым, например: звонить, звонит, звонят; телефон, телефона, телефону.
Правило:     При изменении слова получаются формы одного и того же слова (СЛОВОФОРМЫ);

Слайд 13Работа за компьютерами
На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке

Русский язык откройте файл Морфемика1.doc.
Выполните задания, используя приёмы работы с

буфером обмена (копирование, вставка).

Помни:
Перемещение выделенного объекта в файле мышкой + Ctrl = копирование

Работа за компьютерамиНа рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика1.doc.Выполните задания, используя

Слайд 14Проверка задания:

Проверка задания:

Слайд 15Вывод
Мы убедились, что от непроизводного слова с помощью морфем может

быть образована группа родственных слов.

ВыводМы убедились, что от непроизводного слова с помощью морфем может быть образована группа родственных слов.

Слайд 16Нескучный урок об основе слова и окончании.
Урок 2.
темы

Нескучный урок  об основе слова  и окончании.Урок 2.темы

Слайд 17мармелад
Кто из героев прав?

мармеладКто из героев прав?

Слайд 18Прав кролик!
Мармеладом
Мармелада
О мармеладе

Прав кролик!МармеладомМармеладаО мармеладе

Слайд 19Поиграем???
Выполните задание, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование,

перемещение, вставка).


задание
Помни:
Выделенный объект в файле легко переместить, перетащив его

мышкой в нужное место!

Работа у экрана

Поиграем??? Выполните задание, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, перемещение, вставка). заданиеПомни:Выделенный объект в файле легко

Слайд 20Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему

языку. К. Г. Паустовский.
Проверка задания:

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.  К. Г. Паустовский.Проверка задания:

Слайд 21Работа за компьютерами
На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке

Русский язык откройте файл Морфемика2.doc.
Выполните задания, используя приёмы работы с

буфером обмена (копирование, вставка).

Помни:
Перемещение выделенного объекта в файле мышкой + Ctrl = копирование

Работа за компьютерамиНа рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика2.doc.Выполните задания, используя

Слайд 22Проверка задания:

Проверка задания:

Слайд 23Расшифруйте запись в файле при помощи пробелов и знаков препинания!
Работа

у экрана
задание
Помни:
если ты ошибся, то знаки справа удалит клавиша

Delete,
а слева - BackSpase
Расшифруйте запись в файле при помощи пробелов и знаков препинания!Работа у экраназаданиеПомни:  если ты ошибся, то

Слайд 24ПРАВИЛО
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова. Среди

окончаний может быть нулевое окончание, то есть такое, которое звуками

не выражено.
Основа – часть изменяемого слова без окончания. Неизменяемые слова состоят только из основы, например,наречие СЕГОДНЯ.
ПРАВИЛООкончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.  Среди окончаний может быть нулевое окончание, то

Слайд 25Вывод
Формы слова образуются при помощи окончаний. Следовательно, роль окончаний

в том, чтобы, образуя словоформы, связывать слова друг с другом

по смыслу.
Вывод Формы слова образуются при помощи окончаний. Следовательно, роль окончаний в том, чтобы, образуя словоформы, связывать слова

Слайд 26Корень слова
Урок 3.
темы
Козьма Прутков
Зри в корень!

Корень словаУрок 3. темыКозьма Прутков  Зри в корень!

Слайд 27Если мои часы не показывают ГОД – они НЕГОДНЫЕ ?!

Если мои часы не показывают ГОД – они НЕГОДНЫЕ ?!

Слайд 28Правило
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее

лексическое значение всех однокоренных слов

ПравилоКорень – главная значимая  часть слова,  в которой заключено общее  лексическое значение  всех

Слайд 29к…мета
астр…навт
г…лактика
ск…фандр
М…ркурий

пл…нета, м…теор, косм…с,
В…нера, Со…нце.
«Космический»
словарный диктант:
комета
астронавт
галактика
скафандр
Меркурий

планета, метеор, космос,
Венера, Солнце.

к…метаастр…навтг…лактикаск…фандрМ…ркурийпл…нета,  м…теор,  косм…с,В…нера,  Со…нце.«Космический» словарный диктант: кометаастронавтгалактикаскафандрМеркурийпланета,  метеор,  космос,Венера,  Солнце.

Слайд 30Латинские корни:
Фон – звук
Микро – маленький
Авто – сам
Теле – далеко
Аква

– вода

Латинские корни: Фон – звукМикро – маленькийАвто – самТеле – далекоАква – вода

Слайд 31Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина.
- Как называется человек с

сильной волей? – спросил папа у Пети.
- Вольный,- ответил он.

Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина.- Как называется человек с сильной волей? – спросил папа у Пети.-

Слайд 32 «Когда мама не может что–нибудь найти в квартире,

- рассказывает Петя, - она зовёт меня, потому что я

Находчивый».

Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина.

«Когда мама не может что–нибудь найти в квартире, - рассказывает Петя, - она зовёт меня,

Слайд 33 «Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали,

- пишет Петя в сочинении.- Но вдруг перед БЕЖЕНЦАМИ появился

дремучий лес!».

Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина.

«Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали, - пишет Петя в сочинении.- Но вдруг

Слайд 34– Ты понял содержание прочитанного рассказа?- спросила учительница.
- Да

он какой-то непонятливый, - пробормотал

в ответ Петя.

Исправьте ошибки в работе Пети Двойкина.

– Ты понял содержание прочитанного рассказа?-   спросила учительница.- Да он какой-то непонятливый, -

Слайд 35Знаете ли вы, что многие корни в русском языке имеют

несколько значений?

Знаете ли вы, что многие корни в русском языке имеют несколько значений?

Слайд 36Работа за компьютерами
На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке

Русский язык откройте файл Морфемика3-1.doc.
Нарисуйте таблицу 2х2,заполните её в соответствие

с заданием, используя приёмы работы с буфером обмена (копирование, вставка).

Помни:Таблица-Вставить-Таблица (задай количество строк и столбиков); Быстро копировать выделенные фрагменты можно с помощью клавиши Ctrl !

Работа за компьютерамиНа рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика3-1.doc.Нарисуйте таблицу 2х2,заполните

Слайд 37Проверка задания:
мир

Проверка задания:мир

Слайд 38Размести однокоренные слова на ветках дерева
Работа у экрана
задание
Помни:
Выделенный объект в

файле легко переместить, перетащив его мышкой в нужное место!

Размести однокоренные слова  на ветках дереваРабота у экраназаданиеПомни:Выделенный объект в файле легко переместить, перетащив его мышкой

Слайд 39Работа за компьютерами
На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке

Русский язык откройте файл Морфемика3-2.doc.
Выполни задание, используя файлы-рисунки, находящиеся в

папке Рисунки к уроку3 (Рабочий стол\Русский язык\)

Помни: Вставить рисунок в текстовый документ можно так: Вставка-Рисунок-Из файла (по дереву папок найдите нужную папку с рисунками);
Для предварительного просмотра рисунков настрой вид папки как ЭСКИЗЫ.

Работа за компьютерамиНа рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика3-2.doc.Выполни задание, используя

Слайд 40Вывод
Корень – главная часть, в которой содержится основное смысловое значение

родственных слов

ВыводКорень – главная часть, в которой содержится основное смысловое значение родственных слов

Слайд 41ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
темы
Урок 4.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ  В КОРНЕ СЛОВАтемыУрок 4.

Слайд 42Какая разница - О или А ?
вел сипед
Он же

не будет ездить задом наперёд?!
О
А

Какая разница - О или А ? вел сипед Он же не будет ездить задом наперёд?!ОА

Слайд 43Буквы О и А в корне –лаг- и -лож-
темы
Урок 4.1.

Буквы О и А в корне  –лаг- и -лож- темыУрок 4.1.

Слайд 44Правило
В корне – лаг-, -лож- в безударном положении А пишется,

если за корнем стоит суффикс а; буква О пишется, если

за корнем нет суффикса а.
Например: предполагать, предположение
ПравилоВ корне – лаг-, -лож- в безударном  положении А пишется,  если за корнем стоит суффикс

Слайд 45 Уважаемые господа! Предл…жение Буратино интересно. Пол…гая, что правила грамматики

усугубляют незавидное его пол…жение в школе, он предл…гает их отменить.

Сл…гаемые его жизни - это велосипед, компьютер, мяч.

А

О

О

А

А

Уважаемые господа! Предл…жение Буратино интересно. Пол…гая, что правила грамматики усугубляют незавидное его пол…жение в школе, он

Слайд 46 Это наши грустные предпол…жения, но он своей искренностью

распол…гает нас к себе. Ему нужно помочь, объяснить, и он

прил…жит усилия, чтобы одолеть трудности языка.

О

А

О

Это наши грустные предпол…жения, но он своей искренностью распол…гает нас к себе. Ему нужно помочь,

Слайд 47Работа за компьютерами
На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке

Русский язык откройте файл Морфемика4.doc.
Отредактируйте текст (исправьте грамматические ошибки), цвет

исправленных букв – красный.

Помни: знаки справа удалит клавиша Delete,
а слева - BackSpase

Работа за компьютерамиНа рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика4.doc. Отредактируйте текст

Слайд 48Буквы О и А в корнях –раст- (-ращ-), – рос-
или

размышления о корнях в ростках и растениях…
темы
Урок 4.2.

Буквы О и А в корнях  –раст- (-ращ-), – рос-или   размышления о корнях

Слайд 49ПРАВИЛО
В корнях -раст-, -ращ-,-рос- безударная А пишется перед ст,щ; О

пишется перед С.
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, отрасль

ПРАВИЛОВ корнях -раст-, -ращ-,-рос-  безударная А пишется перед ст,щ;  О пишется перед С.Исключения:  росток,

Слайд 50Назови одним словом
отросток
растениевод
подросток
возраст
отрасль
прирост
росток

Назови одним словомотростокрастениеводподростоквозрастотрасльприростросток

Слайд 51Вставь буквы и расставь знаки препинания!
задание
Помни:
если ты ошибся, то

знаки справа удалит клавиша Delete,
а слева - BackSpase

Вставь буквы и расставь знаки препинания!заданиеПомни:  если ты ошибся, то знаки справа удалит клавиша Delete, а

Слайд 52 Почему эти корни мы назвали «корнями жизни»?

Почему эти корни мы назвали  «корнями жизни»?

Слайд 53Буквы Ё – О после шипящих в корне.
или

почему в щётке-ё , а в трещотке - о ?


темы

Урок 4.3.

Буквы Ё – О после шипящих в корне.или  почему в щётке-ё ,  а в трещотке

Слайд 54Правило
В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а

не О. Исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон, шоколад, обжора,

изжога, чопорный, жонглёр, чащоба, шок, трещотка.
Правило В корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О. Исключения:  крыжовник, шомпол, шорох,

Слайд 55Работа за компьютерами
На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке

Русский язык откройте файл Морфемика6.doc.
Отредактируйте текст (вставьте пропущенные буквы),сохраните свою

работу в вашей папке на рабочем столе.

Помни: знаки справа удалит клавиша Delete,
а слева - BackSpase

Работа за компьютерамиНа рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика6.doc. Отредактируйте текст

Слайд 56 Повторите орфографическое правило устно !

Повторите орфографическое правило устно !

Слайд 57Буквы И – Ы после Ц или что общего между цирком

и циркулем
темы
Урок 4.4

Буквы И – Ы после Ц или   что общего между цирком и циркулем темыУрок 4.4

Слайд 58Главное в цирке – это арена. Арена круглая, а циркуль чертит

круг! «циркулус» (лат.) – круг.

Главное в цирке – это арена. Арена круглая, а циркуль чертит круг!  «циркулус» (лат.) – круг.

Слайд 59правило
Буква И после Ц пишется в корнях слов и в

словах на –ция (цифра, лекция)
Буква Ы после Ц пишется:
а) в

окончаниях и суффиксах (с улицы,сестрицын)
б) в корнях слов – исключений: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц.
правилоБуква И после Ц пишется  в корнях слов и в словах на –ция  (цифра, лекция)Буква

Слайд 60Подпиши рисунки!
задание
Работа у экрана

Подпиши рисунки!заданиеРабота у экрана

Слайд 61Работа за компьютерами
На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке

Русский язык откройте файл Морфемика7.doc.
Отредактируйте текст (исправьте ошибки), сохраните свою

работу в вашей папке на рабочем столе.

Помни: Формат-Шрифт – большинство функций для форматирования текста ты видишь в одном окне! Не забудь предварительно выделить весь текст (Правка – Выделить всё)!

Работа за компьютерамиНа рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика7.doc. Отредактируйте текст

Слайд 62Суффикс
темы
Урок 5.

СуффикстемыУрок 5.

Слайд 63Плачет Славочка под забориком.
Под скамеечкой плачет Боренька
Вынул Славочка

карандашище,


Написал в тетрадь: «Ты дурачище!».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу!
Славище взял скамеичищу
Да как треснет Борищу в шеищу!


Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Былина.

Плачет Славочка под забориком.Под скамеечкой плачет Боренька Вынул Славочка

Слайд 64Запишите ряды однокоренных слов
Работа у экрана
задание

Запишите  ряды однокоренных словРабота у экраназадание

Слайд 65ПРАВИЛО
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня

и обычно служит для образования слов.

ПРАВИЛО Суффикс – значимая часть слова,  которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Слайд 66Работа за компьютерами
На рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке

Русский язык откройте файл Морфемика8.doc.
Выполните задания, сохраните свою работу в

вашей папке на рабочем столе.

Помни: Нажав и удерживая клавишу Ctrl можно выделить одновременно несколько текстовых фрагментов и выполнить с ними одинаковые действия.

Работа за компьютерамиНа рабочем столе пользователя «Ученик 5А» в папке Русский язык откройте файл Морфемика8.doc. Выполните задания,

Слайд 67 Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и

придаёт слову новое значение
Вывод:

Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и придаёт слову новое значение Вывод:

Слайд 68Приставка
темы
Урок 6.

ПриставкатемыУрок 6.

Слайд 69Телевизор выключен
Телевизор включен
Телевизор переключен

Телевизор выключенТелевизор включенТелевизор переключен

Слайд 70Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы З и С на

конце приставок .

Правописание гласных и  согласных  в приставках.Буквы З и С  на конце приставок .

Слайд 71Подберите однокоренные антонимы к словам:
Прозвенели
Разлюбить
Безоблачный
Безграмотный
Бесшумный
Безрадостный
Безопасный

Подберите однокоренные антонимы к словам:ПрозвенелиРазлюбитьБезоблачныйБезграмотныйБесшумныйБезрадостныйБезопасный

Слайд 72Правило
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем

и служит для образования слов.

Правило Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Слайд 73Вывод
Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и придаёт слову

новое значение.

ВыводПриставка – морфема, которая стоит перед корнем и придаёт слову новое значение.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика