территория федерации состоит из территорий субъектов федерации (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико- административном отношении не представляет собой единое целое, но существует единая система границ и ее охраны;
конституционное разграничение компетенций между субъектами и центром;
субъекты не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений;
в федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации;
законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации;
субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации);
субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет, соответствие федеральным конституции и законодательству;
гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации;
конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов;
общие территория и гражданство;
единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование.
Проводя различия между понятиями, Дж.Канн говорит, что первый термин «подразумевает тип реальной, в большинстве случаев политической организации, соответствующей всем признакам федерализма…Федерация по отношению к федерализму является производным понятием и находиться с ним в том же соотношении, как частное с общим или теория с практикой».
Понятие «федерализм» содержит теорию определенной формы государственного устройства, а «федерация» - реальный институциональный механизм ее организации и функционирования.
По выражению П.Кинга, «хотя федерализм и может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма».
Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Смешанные
например Россия
например Германия, Бразилия, Россия
государства – субъекты федерации неправомочны выйти из федерации или в одностороннем порядке прекратить связи с национальным союзом (федерацией);
федеральное правительство (власть) обладает правом исключительного контроля над проведением внешней политики;
никакие поправки не могут быть внесены в федеральную конституцию без одобрения государств – членов федерации;
федеральное правительство неправомочно в одностороннем порядке изменить границы субъектов федерации;
суд должен быть организован по дуальному принципу: каждый уровень имеет свои суды для обеспечения действенности законов;
главный законодательный орган страны должен быть высшим, а государства – субъекты федерации должны иметь равное представительство, по крайней мере в одной из его палат;
федеральный суд толкует конституцию и может разрешить конфликты между федеральным правительством и правительствами государств – членов федерации.
создание эффективного, стабильного демократического государства
возвращение России статуса сильной державы, которая обладает авторитетом власти государства внутри страны и способной повлиять на политику других государств
Указом «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», изданным в 2000 году, Президент РФ предусмотрел создание федерального банка нормативно-правовых актов субъектов РФ, обязав Министерство юстиции вести федеральный регистр.
Российский федерализм: основные направления и закономерности развития
Суть федерализма – достижение гармонии между централизацией, децентрализацией и самоуправлением; достижение «компромисса между единством и разнообразием или, иначе говоря, – обеспечить единство в разнообразии».
Ещё один важнейший аспект формирующихся тенденций развития федеративной государственности – учёт современных вызовов цивилизации, коснувшихся и России.
Российский федерализм: основные направления и закономерности развития
Вызовы
Таким образом, учёт мнения субъектов РФ, подготовка совместных программ и реализация совместных действий по этим вопросам особенно важны в современный период. В этой связи необходимо искать дополнительные формы сотрудничества, совершенствовать и модернизировать соответствующие координационные структуры.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть