Слайд 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ ТРЁХПРОЕКЦИОННОГО ЧЕРТЕЖА С АКСОНОМЕТРИЕЙ
Рязанский институт (филиал)
Московского политехнического университета
XVlll Международной научно-технической конференции
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ
Секция «Начертательная геометрия, геодезия и строительная механика»
Правдолюбова С.С., доцент каф. «Архитектура и градостроительство»
Кузнецова С. А., учитель МБОУ «Школа №3»,
«Центр развития образования»
Волик В., ученица 11Б класса, МБОУ «Школа №3»,
«Центр развития образования»
Слайд 2Актуальность исследования:
Вычерчивание видов детали, находящихся в проекционной связи друг с
другом задача не новая. Но с трудностями правильного композиционного решения
чертежа, содержащего помимо трёх проекций ещё и аксонометрическое изображение, сталкивается каждый, кто берётся за это. Приблизительное, усреднённое решение этой задачи неизбежно влечёт за собой ошибки композиции, связанные с нарушением принципа равновесия. Принцип равновесия состоит в том, что изображения, по возможности, должны уравновешивать формат листа, т.е. располагаться на нем равномерно, а не концентрироваться в каком-либо одном месте, вследствие чего могут остаться большие незаполненные участки, либо аксонометрическое изображение не поместится в полной мере. При этом, вопросы компоновки решаются и в части определения расстояния между отдельными изображениями и расстояния между изображениями и линиями рамки с целью обеспечения благоприятных условий для нанесения размеров, условных обозначений и надписей. Исправление ошибок, связанных с неудачной компоновкой, это самый трудоёмкий процесс правки чертежа, требующий полной переделки работы с самого начала, так как ошибки подобного рода вскрываются после того, как выполнено более 60% объёма работы. Поэтому выведение математической закономерности, определяющей геометрическое место изображений на стандартном листе есть задача актуальная.
Слайд 3Цель:
вывести математическую закономерность для решения композиционного вопроса трёх проекционного чертежа,
содержащего аксонометрическую проекцию при решении задач повышенной сложности.
Слайд 4Задачи:
анализ вариантов композиционного решения готовых чертежей;
выявление ошибок, недочётов и удачных
решений;
вывод формулы для нахождения площади, занимаемой аксонометрическим изображением на листе;
вывод
формулы, выявляющей связь размеров ортогональных проекций и аксонометрического изображения;
нахождение трёх вариантов значений группы габаритных размеров l, b и h;
представление поэтапного выполнения задания повышенной сложности.
Слайд 5Аналитическая часть
анализ вариантов композиционного решения готовых чертежей
Слайд 6№1
№2
№3
№4
Чертежи 1-4 являются наиболее удачными по композиции, так как все
они легко читаются, элементы чертежа распределены равномерно, проекционная связь между
ортогональными проекциями не нарушена, центр композиции совпадает с геометрическим центром листа.
Слайд 7№5
Недостатки: Элементы чертежа распределены по листу неравномерно, слишком много свободного
пространства оставлено в нижнем правом углу. Расположение аксонометрического изображения мешает
свободному чтению чертежа и нарушает проекционную связь между видом спереди и видом слева.
Меры по исправлению недостатков:
Убрать 10-20 мм высоты, сместить вид слева влево, а аксонометрию – вправо.
Слайд 8№6
Недостатки: На чертеже №6 нарушена проекционная связь между видом спереди
и видом слева. Элементы чертежа распределены неравномерно – оставлено слишком
много места в верхней части листа посередине, также, как и в нижней правой части. Вид сверху перегружен количеством размерных чисел, в то время как на виде слева размерных чисел визуально недостаточно. Также расположение масштабной линейки кажется неудачным.
Меры по исправлению недостатков: Убрать 10-20 мм высоты, сместить вид сбоку влево, а аксонометрию – вправо. Облегчить вид сверху, убрав одну из размерных линеек, проставить стертые размеры у вида слева. Масштабную линейку сместить в верхний правый угол.
Слайд 9№7
Недостатки: Элементы чертежа распределены неравномерно, из-за своего расположения аксонометрическое изображение
кажется слишком маленьким, строчка линейного масштаба визуально мешает чтению чертежа,
но в центральной части листа осталось бы слишком много места, если бы его там не было.
Меры по исправлению недостатков: Строчку линейного масштаба переместить под слово «композиция», аксонометрию смести влево, под вид слева, все элементы чертежа переместить ближе к центру.
Слайд 10№8
Недостатки: Неудачное расположение на листе, обусловленное книжной ориентацией.
Меры по исправлению
недостатков: Использование альбомной ориентации.
Слайд 11Расчетная часть
вывод формулы для нахождения площади, занимаемой аксонометрическим изображением на
листе; формулы, выявляющей связь размеров ортогональных проекций и аксонометрического изображения
Слайд 13Нахождение размеров аксонометрического изображения
Слайд 16Подбор значений
Введем ограничения на m, n, f, k; найдем промежутки,
в которых находятся габаритные размеры
Слайд 20Второй способ
Рассмотрим еще один способ компоновки чертежа
Слайд 21Второй способ:
1) На черновике отстроить вид сверху, предварительно определив габаритные
размеры композиции (l, b, h)
2) Определить на виде сверху самую
низкую точку аксонометрии (минимум) и самую высокую точку (максимум)
3) Построить прямоугольник, противоположными вершинами которого являются минимум и максимум
4) Применить формулы для определение размеров аксонометрии, где h – высота аксонометрии, l, b – размеры полученного прямоугольника
5) Расчет отступов по выведенным формулам
6) Построение чертежа
Слайд 22Практическая часть
Выполним чертеж, пользуясь одним из способов компоновки
Слайд 23Шаг 1. Построение вида сверху на черновике
Слайд 24Шаг 2. Определение максимума и минимума аксонометрии
Слайд 25Шаг 3. Расчет размеров аксонометрического изображения и отступов, построение рамок
Слайд 26Шаг 4. Построение ортогональных проекций
Слайд 27Шаг 5. Построение аксонометрии
Шаг 6. Обводка
Слайд 28Заключение:
Таким образом, авторами исследовательской работы был выполнен расчёт оптимальных отступов
для композиционного согласования изображений, размещённых на листе формата А3 при
решении задачи повышенной сложности раздела «Проекционное черчение». Использование данных математических закономерностей при выполнении задания поможет существенно сократить время, для решения композиционных вопросов и избежать распространённых ошибок и неточностей в процессе графических работ, ограниченных в определённом промежутке времени. Примером таких работ являются графические работы, предлагаемые на вступительных экзаменах по черчению направления «Архитектура» в ведущих ВУЗах страны.