Слайд 1Теоретические основы
профилактики наркозависимости
Молодцова Е.Ю.,
к.п.н.,
директор Межвузовского центра
противодействия наркомании
в молодежной среде,
РГПУ им. А.И.Герцена
2010
Слайд 2Профилактика -
(от греческого prophulaktikos - предохранительный) –
совокупность мероприятий,
направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека,
на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия
Слайд 3Первичная профилактика -
система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм
поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения.
Слайд 4Цель -
предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и
усилить позитивные результаты развития индивида.
Слайд 5Стратегии первичной профилактики
Первая стратегия - информирование населения о психоактивных
веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение
человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
Четвертая стратегия - развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
Слайд 6Социальные и педагогические технологии первичной профилактики
воздействие средств массовой информации;
антинаркотическое обучение;
использование
альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;
создание социально-поддерживающих систем
(социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
проведение антинаркотических мотивационных акций;
организация деятельности социальных работников волонтеров;
деятельность системы ювенальной юстиции.
Слайд 7Психологические технологии первичной профилактики
развитие личностных ресурсов;
формирование социальной и персональной
компетентности;
развитие адаптивных стратегий поведения;
формирование функциональной семьи.
Слайд 8Медицинские технологии первичной профилактики
определение генетических и биологических маркеров поведения риска
и их коррекция на медицинском уровне
Слайд 9Ключевые проблемы первичной профилактики наркозависимости
Первый круг проблем - как и
с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие
к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?
Второй круг проблем - как и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, и какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?
Третий круг проблем - как и каким способом активно вмешиваться и корригировать систематическое употребление психоактивных (наркотических) веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших наркотизацию?
Слайд 10Вторичная профилактика
наркозависимости
Главная цель - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения
риска на более адаптивную модель здорового поведения
Слайд 11Стратегии
вторичной профилактики
Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения.
Вторая стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья
стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
Слайд 12Социальные и педагогические технологии вторичной профилактики
формирование мотивации на полное прекращение
употребления наркотиков, если оно имеет место;
формирование мотивации на изменение
поведения;
развитие проблем - преодолевающего поведения;
формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.
Слайд 13Психологические технологии
вторичной профилактики
преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;
осознание формирующейся
зависимости от наркотика как проблемы личности;
развитие эмоциональных, когнитивных и
поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ.
Слайд 14Медицинские технологии
вторичной профилактики
нормализация физического и психического развития;
нормализация биохимического и физиологического
равновесия.
Слайд 15Третичная
профилактика наркозависимости
основная цель - восстановление личности и ее эффективного
функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива
заболевания.
снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.
Слайд 16Стратегии
третичной профилактики
Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения,
включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ.
Вторая стратегия - изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия - осознание ценностей личности. Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля.
Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности.
Шестая стратегия - формирование и развитие социально - поддеривающей сети.
Слайд 17Социальные и педагогические технологии
формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;
формирование
мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное
поддержание процесса продвижения к здоровью;
развитие социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации.
Слайд 18Психологические технологии
осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;
осознание
личных целей и путей их достижения;
осознание влечения и зависимости;
изменение жизненного стиля в целом;
развитие коммуникативной и социальной компетентности;
развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;
развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.
Слайд 19Медицинские технологии
грамотное психофармакологическое вмешательство в соответствующие периоды при соответствующих
терапии состояниях;
нормализация физического и психического состояния;
нормализация биохимического и физиологического
равновесия
Слайд 20Направления профилактики
профилактика в учебных заведениях (школьные программы);
профилактика, основанная в
семье (семейные и родительские программы);
профилактика в организованных общественных группах
населения;
профилактика с помощью средств массовой информации;
профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;
систематическая подготовка специалистов в области профилактики;
мотивационная профилактическая работа;
профилактика рецидивов;
терапия социальной средой;
профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Слайд 21Формы и методы
первичной антинаркотической
профилактической работы
беседа,
дискуссия,
лекция,
ролевая игра,
психогимнастика,
тренинг поведения и психодрама,
методы опроса,
интервью,
анкетирование.
Слайд 22Формы и методы
первичной антинаркотической
профилактической работы
Конкурсы рисунков и
плакатов о здоровом образе жизни;
Сочинения, изложения, диктанты;
Вечер вопросов и ответов;
Молодежные
акции;
Реклама и информация;
Круглый стол “Профилактика наркозависимасти”;
Аукционы здоровья;
Праздник здоровья и т.д.
Слайд 23Условия организации и проведения профилактических программ
Программа должна быть:
рассчитана на учащихся
всех возрастов;
строится на долгосрочный период времени;
использовать стандартизованные методы с детальным
планом занятий и дидактическим материалом;
воспитывать социально-позитивного отношения к учебному заведению, обществу и т.д.;
развивать позитивное влияния учащихся друг на друга через введение новых педагогических технологий, ученического менеджмента, психологических тренингов и т.п.;
включать 10— 15 занятий по специальным темам;
охватывать различные сферы деятельности учащегося.
Слайд 24В профилактической программе
необходимо:
осуществлять периодическую оценку эффективности работы;
отдавать предпочтение интерактивным
методам (моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление);
вовлекать весь
педагогический состав, волонтеров - сверстников и родителей (родительские комитеты);
учитывать оптимальное упоминание слов «наркотик», «психоактивные вещества» (для сдерживания нездорового интереса к наркотикам);
учитывать все ПАВ, в том числе — употребление табака, алкоголя и летучих токсических веществ.
Слайд 25Критерии оценки
профилактических программ
Комплексность;
Использование разных видов профилактики: первичная, вторичная и
третичная;
Охват;
Работа со всеми участниками образовательного процесса (ученики, родители, педагоги).
Необходимо помнить,
что могут быть психологические критерии эффективности. Они могут измеряться на уровне принятия профилактической информации. Эффект принятия — это то, что можно реально измерять при определении эффективности. Однако основным критерием эффективности профилактических программ является поведение учащихся. Но этот критерий вызывает трудности в его измерении, так как редко удается учесть чистоту процедуры.
Слайд 26Результаты работы
по профилактике наркозависимости
Усвоение причин и механизмов наркотизации;
Формирование
негативного ценностного отношения к ПАВ;
Формирование личной ответственность за свое
поведение;
Формирование антинаркотических установок.