Слайд 1Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха
ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №92» (дошкольное отделение) г. Ульяновск
Учитель-дефектолог: Тазиева
анастасия алексеевна
Слайд 2Социальная ситуация, в которой оказывается ребёнок с нарушением слуха, имеет
важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций,
становление определенных чёрт личности. Личность ребёнка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 3В настоящее время проблема личности глухих остается ещё мало исследованной.
Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Л.В. Занков, М.И. Соловьев, Ж.И. Шиф
и др. установили, что у глухих детей в результате первичного дефекта наступает целый ряд вторичных отклонений, оказывающих существенное влияние на развитие личности (М.М. Нудельман, Ж.И. Шиф). Специально изучали вопросы формирования интересов у глухих детей, (Н.Г. Морозова и др.), понимания глухими детьми своего дефекта и его значения в последующих жизнедеятельности.
Слайд 4В развитии чувств ребёнка большое значение имеет восприятие тех выразительных
движений, которыми сопровождаются чувства у других людей (определённая мимика, пантомимика,
интонация устной речи). Л.С. Выготский подчеркивал значимость эмоциональных воздействий взрослого, его отношения к поступкам ребёнка.
Слайд 5Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь
косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного
и речевого общения со взрослыми. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей наблюдается бедность эмоциональных проявлений – меньше их количество и разнообразие (В. Петшак)
Слайд 6На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы.
Слайд 7Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих
людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям
не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений.
Слайд 8Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний
глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и
героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.
Слайд 9Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным
слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот
и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений.
Слайд 10Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и
слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои
собственные, их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний.
Слайд 11Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают
способностью к сопереживанию.
Слайд 12Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается
и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.
Слайд 13Затруднения в понимании чужого эмоционального состояния, его причин объяснялось ограничением
словесного общения. Именно способность понимать эмоции другого человека отражает уровень
эмоционального развития ребёнка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники овладевают способностью сопереживать.
Слайд 14По причине особенностей своего мышления (конкретность образов), глухие дети испытывают
огромные трудности в понимании отвлечённых понятий. Это проявляется и в
учебной деятельности и в процессе усвоения значения слова. Само по себе понятие «эмоция» абстрактно т.е. не связано с каким — либо предметом или действием. Вышеуказанные особенности также затрудняли процесс формирования представления об эмоциональных состояниях.
Слайд 15Личность ребёнка формируется в общении со взрослым и сверстниками. Описанные
выше особенности эмоциональной сферы слабослышащего дошкольника приводят к сложности в
социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.
Слайд 16Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями
слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний,
в их дифференциации и обобщении.
Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.