Слайд 1Теории деятельности
Лекция (продолжение) и домашнее задание
Слайд 2План
Теория культивации Дж. Гербнера
Теория зависимости эффектов массовой коммуникации от
удовлетворения потребностей
Слайд 3Литература
Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. СПб., 2003.
Корконосенко С.
Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М., 2015.
Прохоров Е. П.
Введение в теорию журналистики. М., 2007.
Яковлев И. П. Современные теории массовой коммуникации. СПб., 2004.
Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004. URL: http://yanko.lib.ru/books/smi/osnovu_vozdeystviya_smi.pdf
Слайд 4Стадии массовой коммуникации
Слайд 5Теория культивации
Дж. Гербнера
Первый вопрос
Слайд 6Джордж Гербнер
Американский исследователь массовой коммуникации.
1919 – 2005 гг.
Руководитель группы
исследователей, сформулировавших теорию культивации
Слайд 7Формирование теории
В 1967 г. Дж. Гербнер инициировал проект «Культуральные индикаторы»
(в другом переводе – «Культурные индикаторы»).
Цель проекта – изучение
воздействия устойчивых медиаобразов на аудиторию СМИ.
Реализация проекта привела к появлению теории культивации, рассматривающей СМИ как систему повторяющихся образов и представлений, воздействующих на людей. Такое воздействие, по мнению Гербнера, осуществляемое на протяжении длительного отрезка времени, приводит к усвоению людьми транслируемых образов и представлений как норм культуры.
Слайд 8Формирование теории
Телевидение выступает в качестве главного инструмента культивации, предлагая аудитории
специально сконструированную версию реальности.
Чем больше времени люди проводят у
телеэкрана, тем скорее их образ социальной реальности будет соответствовать тому, который транслируется телевидением. Результат культивации – у людей формируются ложные представления об окружающем мире.
Слайд 9Основные понятия теории
Телевидение как великий рассказик – оптовый поставщик образов.
Телевизионные программы сделаны так, чтобы удовлетворить любые запросы публики. Трансляция
однотипно структурированной информации ведет к унификации разных категорий телезрителей.
Мэйнстриминг (господствующая тенденция) – доминирующие на телевидении ролевые модели, а также модели драматургических развязок различных ситуаций. По убеждению сторонников теории, эти модели в целом соответствуют ценностям, существующим в рамках данной культуры.
Резонанс – ситуация, когда реальные события подтверждают образ действительности, транслируемый телевидением.
Слайд 10Основные понятия теории
Взаимодействие – зависит от личностных характеристик, особенностей социальной
среды, культурных традиций и времени, проведенного у телеэкрана. Гербнер разделил
телезрителей на три группы и выявил различия в воздействии символической реальности на сознание крайних групп. Например, «тяжелые» (смотрят передачи более 4 часов в сутки) – оценивают с большей долей вероятности возможность стать жертвой насилия, они испытывают страх перед ночной улицей, они с большим подозрением относятся к окружающим людям, их целям и мотивам.
Изучая аспект культивации, связанный с насилием, исследователи ввели Коэффициент враждебности мира — инструмент, позволяющий определить оценку телезрителями уровня преступности и насилия в реальном мире.
Эффект культивации – конструирование телезрителями своего восприятия социальной реальности на основании усвоенных медиаобразов.
Слайд 11Теория зависимости эффектов массовой коммуникации от удовлетворения потребностей
Второй вопрос
Слайд 12Гарольд Лассуэлл
Американский социолог и политолог. Исследователь массовой коммуникации.
1902 – 1978
гг.
В 1948. г. сформулировал модель линейной коммуникации.
Один из авторов современного
контент-анализа.
Слайд 13Основы теории
Истоки теории находят у Г. Лассуэлла, в предложенной им
модели линейной коммуникации (1948), состоящей из пяти элементов:
Массовая коммуникация выполняет
3 функции: наблюдение за окружающей средой, анализ событий и передача социального опыта.
* Получатель
* Эффект
Слайд 14Основы теории
Позже Лассуэл дополнил свою модель коммуникации новыми элементами:
Кто?
С какими намерениями?
В какой ситуации?
С какими ресурсами?
Используя какую стратегию?
Оказывает
влияние на какую аудиторию?
С каким результатом?
Слайд 15Абрахам Маслоу
Американский психолог.
1908 – 1970 гг.
Самая известная теория Маслоу
– теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей.
Слайд 16Основы теории
Обращение человека к СМИ является процессом удовлетворения коммуникативных потребностей,
которые, в свою очередь, связаны с удовлетворением общечеловеческих потребностей.
Типология
мотивов получения информации (основана на типологии потребностей А. Маслоу): а) поиск совета, обучения, оценки и ориентировки в происходящем; б) поиск моделей индивидуального поведения (самоидентификация); в) развлечения в целях расслабления, отвлечения от повседневных проблем, заполнения свободного времени, удовлетворения сексуальных потребностей.
Эмпирические исследования показали: чем лучше СМИ удовлетворяют потребности людей, тем сильнее влияют на них.
Слайд 17Основы теории
Чем больше у людей потребность в СМИ и
чем, следовательно, сильнее зависимость последних от первых, тем выше вероятность
эффективности СМИ с точки зрения их влияния на аудиторию.
Обращения к СМИ основаны на ожидании, что их потребности будут удовлетворены. После обращения к СМИ человек положительно или отрицательно оценивает полученную информацию. Отсюда важное условие эффективности СМИ – стремиться к тому, чтобы информация максимально соответствовала потребностям и мотивам аудитории.
Слайд 18Теории деятельности - 2
Домашнее задание
Слайд 19Вопросы для самостоятельного анализа
Какие образы, на ваш взгляд, культивируются российскими
федеральными каналами? В целях конкретизации ответа можно выбрать один любой
федеральный телеканал.
Какие, на ваш взгляд, эффекты может вызвать несовпадение информационных потребностей человека с информацией, транслируемой тем или иным СМИ?
Слайд 20kolodiev@inbox.ru
Санкт-Петербург, 2020.