Разделы презентаций


Теории личности как основа ПД

Содержание

В экспериментальной психологии личности и в психодиагнос­тике существует три основных методологических подхода к иссле­дованию индивидуальных различий между людьми. Первый ха­рактеризуется выделением отдельных личностных черт. Второй — типологическим представлением о личности. Третий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теории личности как основа ПД


Подготовил: ст. преподаватель Дмитриева С.Ю.

Теории личности как основа ПДПодготовил: ст. преподаватель Дмитриева С.Ю.

Слайд 2 В экспериментальной психологии личности и в психодиагнос­тике существует три основных

методологических подхода к иссле­дованию индивидуальных различий между людьми.
Первый ха­рактеризуется

выделением отдельных личностных черт.
Второй — типологическим представлением о личности.
Третий — наличием в структуре личности инстанций (подсистем или отдельных областей в структуре личности).
В экспериментальной психологии личности и в психодиагнос­тике существует три основных методологических подхода к иссле­дованию индивидуальных различий между

Слайд 31. Теория черт
Первый подход основан на взглядах В.Штерна, оформленных в

так называемую теорию черт.
В рамках этой психо­логической концепции существует

множество определений такого феномена как психологической черты. (А. Т. Шмелева к «Общей психодиагностике»).
1. Теория черт 	Первый подход основан на взглядах В.Штерна, оформленных в так называемую теорию черт. 	В рамках

Слайд 4 Теории, связанные со структурой черт, возникли с того момента, когда

философы стали обсуждать элементы разума человека. Они, как писал Г.

И. Россолимо (1910), представляют личность несколько механистически, в виде неких параметров, именуя характер человека психологическим профилем личности.
По определению А. Анастази, психологическую черту вообще «можно рассматривать как категорию, с помощью которой можно упорядоченно описывать поведение индивидов».
Теории, связанные со структурой черт, возникли с того момента, когда философы стали обсуждать элементы разума человека. Они,

Слайд 5 Теория черт предполагает существование в психике каждого человека определенного конечного

набора базисных и усвоенных качеств, степень выраженности которых определяет личностные

различия. В структуре личности существуют доминирующие черты, которые постоянно проявляются в ее поведении и определяют поступки и действия человека. Также ряд личностных черт играет значительную роль и относительно часто проявляется в поведении. И, наконец, существуют черты или качества личности, проявляющиеся только в определенных ситуациях. Это так называемые ситуативные качества.
Теория черт предполагает существование в психике каждого человека определенного конечного набора базисных и усвоенных качеств, степень выраженности

Слайд 6 Таким образом, структура личности представляется в виде структурированной совокупности характерологических

черт, имеющей относительно выраженную иерархию.
В рамках данной парадигмы существуют

и другие представле­ния о психологии личности. В. С. Мерлин (1977), Б. М. Теплов (1961), В. Д. Небылицын (1966) и др. указывают на универсальные или базисные черты, которые описываются в функциональных поня­тиях свойств темперамента. Такое глубинное представление черт дает возможность прогнозировать поведение индивида в широком классе возможных ситуаций.

Таким образом, структура личности представляется в виде структурированной совокупности характерологических черт, имеющей относительно выраженную иерархию. 	В рамках

Слайд 7 Некоторые психологи настаивают на разделении черт на общие и индивидуальные

на основании того, что общие черты отражают социальную, групповую или

культурную унаследованность челове­ком в рамках воспитания, обучения и в ходе его трудовой деятель­ности - Н. Д. Левитов (1969), Б. Г. Ананьев (1980), а индивидуаль­ные — только личный, уникальный опыт конкретного субъекта — А. Н. Леонтьев (1975).
Некоторые психологи настаивают на разделении черт на общие и индивидуальные на основании того, что общие черты отражают

Слайд 8 Л. Д. Кудряшова (1983) указывает, что сами качества в опти­мальном

сочетании должны иметь и оптимальную внутрикачественную структуру. Иначе говоря, личностная

черта сама по себе уже есть система. Предполагается, что это именно бинарная сис­тема. Психологическая черта или качество имеет два полюса и строится по принципу полярных шкал. Более того, целостность личности предполагает сбалансированное развитие обоих полю­сов. Недоразвитие или отсутствие какого-либо полюса качества может привести к деформации или разрушению самой личности.
Л. Д. Кудряшова (1983) указывает, что сами качества в опти­мальном сочетании должны иметь и оптимальную внутрикачественную структуру.

Слайд 9 Таким образом, исходя из представления о трех уровнях пси­хической регуляции

В. В. Столина (организмического, индивидного и личностного21), было сформулировано гипоте­тическое

определение психологической черты.
«Черта — это описательная переменная, фиксирующая интег­ральную диспозиционную стратегию поведения человека, скла­дывающуюся под действием системы организмического, социаль­ного и личностного уровней регуляции». Черта личности— устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению.

Таким образом, исходя из представления о трех уровнях пси­хической регуляции В. В. Столина (организмического, индивидного и личностного21),

Слайд 10 Предрасположенность или диспозиция складывается либо из-за наличия определенных потребностей, мотивов

или интересов, либо из-за наличия определенных склонностей (установок, привычек), иначе

стилевых особенностей поведения. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом влияния мотивационной черты, в другом — результатом влияния стилевой черты, в третьем — результатом их совместного согласованного влияния. В самом общем смысле понятие черта личности сближается с универсальным понятием «психическое свойство», но используется для обозначения более глобальных (т.е. проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения.
Предрасположенность или диспозиция складывается либо из-за наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо из-за наличия определенных склонностей

Слайд 11 Структура личности в рамках такой трактовки представляет со­бой трехуровневую иерархическую

схему специфики черт:
конституциональные черты, обусловленные наследственностью свойства нервной системы и

организма, которые не могут быть полностью компенсируемы и тем самым ограничивают по­ведение человека в определенных ситуациях;
индивидные черты, усвоенные под влиянием социальной среды нормы поведения человека, которые связаны с ценностями и смысловой сферой субъекта и могут изменяться и компенсироваться в определенных социальных и культурных условиях.
личностные черты — психологические качества человека, обусловленные его уникальной жизненной ситуацией, уровнем его самоанализа, самоосознания и возможностями самовоспитания.Это рефлексивно–ситуационные черты личности, которые определяются внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения.

Структура личности в рамках такой трактовки представляет со­бой трехуровневую иерархическую схему специфики черт:конституциональные черты, обусловленные наследственностью свойства

Слайд 122. Теория типов
При втором, типологическом, подходе исходят из постулата, что

тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных

личностных факторов. В этом случае человека по определенным признакам с определенным уровнем вероятности относят к определенному характерологическому типу и затем уже наделяют его характерными признаками.
2. Теория типов 	При втором, типологическом, подходе исходят из постулата, что тип личности является целостным образованием, не

Слайд 13 Личностные типы — понятие если не статистическое, то крайней мере

искусственное. Во-первых, тип формируется относительно социальной нормы в виде «группового

субъекта» или эталона. Во-вторых, типовые представители группы могут отличаться друг от друга. Иными словами, тип — это понятие относительное. Внутри него субъекты не абсолютно идентичны. Они только похожи друг на друга. Одни очень похожи. Другие меньше. Третьи — слегка.
Личностные типы — понятие если не статистическое, то крайней мере искусственное. Во-первых, тип формируется относительно социальной нормы

Слайд 14 Первый подход основан на объединении тесно связанных психологических признаков в

определенные группы (факторы), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие

информацию, содержащуюся в данной группе признаков. Число черт (факторов) определяет размерность личностного пространства, а степень их выраженности — индивиду­альные различия между людьми.
Типология объединяет не психологические признаки, а непос­редственно людей, схожих по своим личностным особенностям. В данном случае в качестве обобщающего понятия выступает на­звание соответствующего типа, а содержание раскрывается описа­нием его типичного или усредненного представителя.

Первый подход основан на объединении тесно связанных психологических признаков в определенные группы (факторы), которые выступают как некоторые

Слайд 15В рамках типологического подхода широкое применение полу­чил Миннесотский многофакторный личностный

опросник (ММРI), разработанный С. Хаттуэйем и Дж. Маккинли, методика исследо­вания

акцентуаций характера К. Леонгарда и Х. Шмишека, опрос­ник А. Личко и др.
В рамках типологического подхода широкое применение полу­чил Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРI), разработанный С. Хаттуэйем и Дж.

Слайд 163. Теория инстанций
Типологическая и факторная концепции личности имеют в принципе

статический характер. Типы и факторы (черты) призваны охарактеризовать форму личности.

Динамическая концепция, напротив, исходит из представления о силах, взаимодействием которых между собой и со внешней средой и создается структура личности. Эта теория имеет психоаналитическое происхождение. В этой концепции говорится о подсистемах или отдельных областях структуры личности; не следует смешивать эти инстанции с чертами личности или переменными.
3. Теория инстанций 	Типологическая и факторная концепции личности имеют в принципе статический характер. Типы и факторы (черты)

Слайд 17Психодинамическая теория З.Фрейда.
Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы

(инстинкты), а точнее — общую биологическую энергию - либидо (влечение,

желание по латински). Эта энергия направлена на: продолжение рода (сексуальное влечение) и разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Психодинамическая теория З.Фрейда.	Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее — общую биологическую энергию

Слайд 18 Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера

(Фрейд 3., 1989). Эти свойства формируются у человека в раннем

детстве.
На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.
Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера (Фрейд 3., 1989). Эти свойства формируются у

Слайд 19 На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое

наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства

характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам

Слайд 20 На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3

до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и

«комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда — агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа»

Слайд 21Транзактный анализ Э. Берна
Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ;

сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и

анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп.
Структура личности состоит из трех частей. Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.

Транзактный анализ Э. Берна	Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую

Слайд 22 Три состояния "Я" представляет Родитель, Взрослый и Ребенок. "Термин "Я-состояние"

предназначен для обозначения состояний ума и соответствующих им стереотипов поведения,

как они происходят в природе" (Berne, 1961, р. 30). Каждый индивид включает в себя все три Я-состояния, что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок.
Три состояния

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика