Слайд 1Теории личности как основа ПД
Подготовил: ст. преподаватель Дмитриева С.Ю.
Слайд 2 В экспериментальной психологии личности и в психодиагностике существует три основных
методологических подхода к исследованию индивидуальных различий между людьми.
Первый характеризуется
выделением отдельных личностных черт.
Второй — типологическим представлением о личности.
Третий — наличием в структуре личности инстанций (подсистем или отдельных областей в структуре личности).
Слайд 31. Теория черт
Первый подход основан на взглядах В.Штерна, оформленных в
так называемую теорию черт.
В рамках этой психологической концепции существует
множество определений такого феномена как психологической черты. (А. Т. Шмелева к «Общей психодиагностике»).
Слайд 4 Теории, связанные со структурой черт, возникли с того момента, когда
философы стали обсуждать элементы разума человека. Они, как писал Г.
И. Россолимо (1910), представляют личность несколько механистически, в виде неких параметров, именуя характер человека психологическим профилем личности.
По определению А. Анастази, психологическую черту вообще «можно рассматривать как категорию, с помощью которой можно упорядоченно описывать поведение индивидов».
Слайд 5 Теория черт предполагает существование в психике каждого человека определенного конечного
набора базисных и усвоенных качеств, степень выраженности которых определяет личностные
различия. В структуре личности существуют доминирующие черты, которые постоянно проявляются в ее поведении и определяют поступки и действия человека. Также ряд личностных черт играет значительную роль и относительно часто проявляется в поведении. И, наконец, существуют черты или качества личности, проявляющиеся только в определенных ситуациях. Это так называемые ситуативные качества.
Слайд 6 Таким образом, структура личности представляется в виде структурированной совокупности характерологических
черт, имеющей относительно выраженную иерархию.
В рамках данной парадигмы существуют
и другие представления о психологии личности. В. С. Мерлин (1977), Б. М. Теплов (1961), В. Д. Небылицын (1966) и др. указывают на универсальные или базисные черты, которые описываются в функциональных понятиях свойств темперамента. Такое глубинное представление черт дает возможность прогнозировать поведение индивида в широком классе возможных ситуаций.
Слайд 7 Некоторые психологи настаивают на разделении черт на общие и индивидуальные
на основании того, что общие черты отражают социальную, групповую или
культурную унаследованность человеком в рамках воспитания, обучения и в ходе его трудовой деятельности - Н. Д. Левитов (1969), Б. Г. Ананьев (1980), а индивидуальные — только личный, уникальный опыт конкретного субъекта — А. Н. Леонтьев (1975).
Слайд 8 Л. Д. Кудряшова (1983) указывает, что сами качества в оптимальном
сочетании должны иметь и оптимальную внутрикачественную структуру. Иначе говоря, личностная
черта сама по себе уже есть система. Предполагается, что это именно бинарная система. Психологическая черта или качество имеет два полюса и строится по принципу полярных шкал. Более того, целостность личности предполагает сбалансированное развитие обоих полюсов. Недоразвитие или отсутствие какого-либо полюса качества может привести к деформации или разрушению самой личности.
Слайд 9 Таким образом, исходя из представления о трех уровнях психической регуляции
В. В. Столина (организмического, индивидного и личностного21), было сформулировано гипотетическое
определение психологической черты.
«Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции». Черта личности— устойчивая предрасположенность (диспозиция) к определенному поведению.
Слайд 10 Предрасположенность или диспозиция складывается либо из-за наличия определенных потребностей, мотивов
или интересов, либо из-за наличия определенных склонностей (установок, привычек), иначе
стилевых особенностей поведения. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом влияния мотивационной черты, в другом — результатом влияния стилевой черты, в третьем — результатом их совместного согласованного влияния. В самом общем смысле понятие черта личности сближается с универсальным понятием «психическое свойство», но используется для обозначения более глобальных (т.е. проявляющихся в широком классе ситуаций) и устойчивых особенностей поведения.
Слайд 11 Структура личности в рамках такой трактовки представляет собой трехуровневую иерархическую
схему специфики черт:
конституциональные черты, обусловленные наследственностью свойства нервной системы и
организма, которые не могут быть полностью компенсируемы и тем самым ограничивают поведение человека в определенных ситуациях;
индивидные черты, усвоенные под влиянием социальной среды нормы поведения человека, которые связаны с ценностями и смысловой сферой субъекта и могут изменяться и компенсироваться в определенных социальных и культурных условиях.
личностные черты — психологические качества человека, обусловленные его уникальной жизненной ситуацией, уровнем его самоанализа, самоосознания и возможностями самовоспитания.Это рефлексивно–ситуационные черты личности, которые определяются внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения.
Слайд 122. Теория типов
При втором, типологическом, подходе исходят из постулата, что
тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных
личностных факторов. В этом случае человека по определенным признакам с определенным уровнем вероятности относят к определенному характерологическому типу и затем уже наделяют его характерными признаками.
Слайд 13 Личностные типы — понятие если не статистическое, то крайней мере
искусственное. Во-первых, тип формируется относительно социальной нормы в виде «группового
субъекта» или эталона. Во-вторых, типовые представители группы могут отличаться друг от друга. Иными словами, тип — это понятие относительное. Внутри него субъекты не абсолютно идентичны. Они только похожи друг на друга. Одни очень похожи. Другие меньше. Третьи — слегка.
Слайд 14 Первый подход основан на объединении тесно связанных психологических признаков в
определенные группы (факторы), которые выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие
информацию, содержащуюся в данной группе признаков. Число черт (факторов) определяет размерность личностного пространства, а степень их выраженности — индивидуальные различия между людьми.
Типология объединяет не психологические признаки, а непосредственно людей, схожих по своим личностным особенностям. В данном случае в качестве обобщающего понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием его типичного или усредненного представителя.
Слайд 15В рамках типологического подхода широкое применение получил Миннесотский многофакторный личностный
опросник (ММРI), разработанный С. Хаттуэйем и Дж. Маккинли, методика исследования
акцентуаций характера К. Леонгарда и Х. Шмишека, опросник А. Личко и др.
Слайд 163. Теория инстанций
Типологическая и факторная концепции личности имеют в принципе
статический характер. Типы и факторы (черты) призваны охарактеризовать форму личности.
Динамическая концепция, напротив, исходит из представления о силах, взаимодействием которых между собой и со внешней средой и создается структура личности. Эта теория имеет психоаналитическое происхождение. В этой концепции говорится о подсистемах или отдельных областях структуры личности; не следует смешивать эти инстанции с чертами личности или переменными.
Слайд 17Психодинамическая теория З.Фрейда.
Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы
(инстинкты), а точнее — общую биологическую энергию - либидо (влечение,
желание по латински). Эта энергия направлена на: продолжение рода (сексуальное влечение) и разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.
Слайд 18 Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности часто называют чертами характера
(Фрейд 3., 1989). Эти свойства формируются у человека в раннем
детстве.
На первой, так называемой «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхактивность, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности.
Слайд 19 На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое
наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства
характера — жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
Слайд 20 На третьем, «фаллическом», самом важном этапе развития ребенка (от 3
до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и
«комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери). Отсюда — агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
Слайд 21Транзактный анализ Э. Берна
Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ;
сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и
анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп.
Структура личности состоит из трех частей. Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.
Слайд 22 Три состояния "Я" представляет Родитель, Взрослый и Ребенок. "Термин "Я-состояние"
предназначен для обозначения состояний ума и соответствующих им стереотипов поведения,
как они происходят в природе" (Berne, 1961, р. 30). Каждый индивид включает в себя все три Я-состояния, что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок.