Разделы презентаций


Теории психического развития

Содержание

Отечественные теории психического развитияКультурно-историческая концепция психического развития человека. Лев Семенович Выготский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теории психического развития
Лекция 3

Часть 2

Теории психического развитияЛекция 3Часть 2

Слайд 2Отечественные теории психического развития
Культурно-историческая концепция психического развития человека.
Лев Семенович

Выготский

Отечественные теории психического развитияКультурно-историческая концепция психического развития человека. Лев Семенович Выготский

Слайд 3 Лев Семенович Выготский
Культурно-историческая теория
развития психики


«Каждая высшая психическая функция
проявляется

в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения,

как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая»
(собр. соч., Т.6)
Лев Семенович Выготский Культурно-историческая теория развития психики«Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:

Слайд 4Две линии в развитии поведения ребенка
естественное «созревание»,

культурное совершенствование,
элементарные психические овладение культурными способами функции

поведения и мышления → формирование высших психических функций (ВПФ)

Реальная форма - природные Идеальная форма - форма культур-
свойства человека, основа ного поведения
развития психических свойств

Социальная среда, культура — это источник психического развития. Превращение натуральных форм поведения в культурные формы не происходит естественным, эволюционным путем органического созревания: становление собственно человеческих форм поведения возможно только в условиях взаимодействия индивида с идеальными формами в конкретных общественно- исторических условиях его жизни

Две линии в развитии поведения ребенка естественное «созревание», 		  культурное совершенствование,элементарные психические 		  овладение культурными

Слайд 5Психическое развитие в культурно-исторической теории -
многообразие форм знаково-символического опосредствования,

«окультуривания натуры».

Условие психического развития ребенка - овладение созданными человечеством

средствами - орудиями и знаками, с помощью которых он выполняет ту или иную деятельность, регулирует собственное поведение. Овладевая ими, ребенок начинает применять к себе те формы поведения, которые взрослые применяют к нему.

Пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения - подражание и сотрудничество, общение со взрослыми.

Психическое развитие в  культурно-исторической теории - многообразие форм знаково-символического опосредствования, «окультуривания натуры». Условие психического развития ребенка

Слайд 6Механизм становления у ребенка культурных форм поведения - интериоризация, превращения

внешнего во внутреннее
Культурная форма поведения - результат «вращивания» первоначально внешней,

социальной, интерпсихической формы поведения.
Изначально поведение ребенка является социальной формой сотрудничества со взрослым. Это сотрудничество, опосредованное культурными орудиями и знаками, первоначально выступает во внешней форме. Постепенно оно вращивается (интериоризируется) и превращается во внутренние формы поведения. Ребенок становится способным использовать средства (орудия и знаки), освоенные в практике совместной деятельности, для управления собственным поведением; он овладевает своим поведением, его поведение становится произвольным, осознанным, субъектным.

Механизм становления у ребенка культурных форм поведения - интериоризация,  превращения внешнего во внутреннееКультурная форма поведения -

Слайд 7Пример: становление внимания как ВПФ
Реальная форма (природная форма) – непроизвольное

внимание
(реакция на резкие, неожиданные сигналы)
Удерживание внимания на ярких предметах
Взрослый

привлекает и направляет внимание
ребенка жестом, словом
ребенок сам усваивает указательный
жест и слово — происходит вращивание,
интериоризация способов организации
чужого и собственного внимания
Пример: становление внимания как ВПФРеальная форма (природная форма) – непроизвольное внимание(реакция на резкие, неожиданные сигналы)Удерживание внимания на

Слайд 8Развитие высших психических функций по Выготскому:
процессы овладения языком, письмом,

счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,

процессы развития

специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

Развитие высших психических функций  по Выготскому: процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного

Слайд 9Отличительные признаки высших психических функций:
опосредованность,
произвольность,
системность;
формируются прижизненно;


складываются путем интериоризации образцов.

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов.

Слайд 10ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ)-
обучение как специально организованный процесс

воздействия на ребенка.
«…Правильно организованное обучение ребенка ведет за собой

детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».



Обучение и развитие — не тождественные процессы

ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  (ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ)-обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. «…Правильно организованное обучение

Слайд 11Связь обучения и развития по Л.С. Выготскому
Внутренняя форма психического

развития (реальная) – зона (уровень) актуального развития
Социальная (внешняя) форма психических

процессов создает зону (уровень) ближайшего развития
Зона ближайшего развития определяется посредством задач, решаемых ребенком с помощью взрослого. Эти задачи составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться им самостоятельно.
Интериоризация интерпсихического (внешнего) в интрапсихическое (внутреннее), превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития составляют суть и ход психических изменений развития ребенка →
обучение должно происходить в зоне ближайшего развития


Связь обучения и развития по Л.С. Выготскому Внутренняя форма психического развития (реальная) – зона (уровень) актуального развитияСоциальная

Слайд 12Ключевые категории:
Новообразования возраста- качественно новый тип личности и взаимодействия человека

с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.


!!! Психологические новообразования возникают к концу возрастного периода.
Периоды детской жизни, отделенные друг от друга литически, составляют фазы развития.
Совокупность законов, которыми определяется возникновение и смена новообразований возраста, составляет динамику развития.
Исходным моментом при определении динамики возраста выступают отношения ребенка с окружающей его средой — социальная ситуация развития - своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
!!! Социальная ситуация развития составляет начало возрастного периода

Ключевые категории:Новообразования возраста- качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих

Слайд 13Возрастные кризисы
Л.С. Выготский: есть 2 типа возрастных периодов, сменяющих

друг друга:
Стабильные, когда развитие совершается внутри характерной социальной ситуации

развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования;
Критические, когда развитие совершается бурно, стремительно. Характерно резкое обострение кризиса в середине - кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис. Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляет основное содержание кризисного периода. Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, - это норма онтогенеза.
Кризисы отделяют друг от друга эпохи, или стадии развития.

Возрастные кризисы Л.С. Выготский: есть 2 типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: Стабильные, когда развитие совершается внутри

Слайд 14Развитие идей Л.С. Выготского в отечественной психологии
С.Л. Рубинштейн: принцип единства

сознания и деятельности
Основной закон психического развития заключается в том,

что ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, осваивая под руководством взрослых содержание человеческой культуры. В обучении и воспитании ребенок выступает не только объектом, но и субъектом деятельности.
Развитие идей Л.С. Выготского  в отечественной психологииС.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности Основной закон психического

Слайд 15А.Н. Леонтьев : общепсихологическая теория деятельности
движущей силой психического развития

является собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых

присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.
В онтогенезе формы деятельности ребенка изменяются: на определенном отрезке жизни ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, на следующем этапе – другие.
Ведущий вид деятельности - «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».

А.Н. Леонтьев : общепсихологическая теория деятельности движущей силой психического развития является собственная деятельность ребенка, в которой он

Слайд 16Признаки ведущей деятельности:
в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые

виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре

дошкольника появляются элементы учения - деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру.
в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. Например, в игре появляется творческое воображение.
от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. Например, в игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации.
В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; формируются или перестраиваются психические процессы (мышление, восприятие, память и т.д.) От нее зависят основные психологические ни изменения личности ребенка на определенном возрастном этапе.

!!! Ведущий вид деятельности для каждого возраста есть не тот, которым больше занимается ребенок, а тот, который обусловливает основные, важнейшие изменения в й психике

Признаки ведущей деятельности:в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя:

Слайд 17Б.Г. Ананьев: антропологические исследования в возрастной психологии
Одним из первых

психологов в стране сделал предметом изучения психологические изменения человека за

пределами школы. Развитие человека анализировалось в комплексе развития его индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных характеристик.
Психическое развитие рассматривалось как внутренне противоречивый процесс, зависящий от наследственности, среды, воспитания и собственной деятельности человека. Методами изучения онтогенетической эволюции человека были возрастные срезы и лонгитюдный метод.

Б.Г. Ананьев: антропологические исследования в возрастной психологии Одним из первых психологов в стране сделал предметом изучения психологические

Слайд 18
«Культурно-историческая концепция» - это вершинная точка развития отечественной возрастной психологии.
 

«Культурно-историческая концепция» - это вершинная точка развития отечественной возрастной психологии. 

Слайд 19Основные теоретические выводы:
1. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой закономерный,

подчиняющийся своей внутренней логике процесс.
2. В целостном процессе психического развития

выделяются качественно определенные ступени, этапы, периоды, позволяющие строить периодизации психического развития.
3. Закономерности психического развития едины для всех детей одного возрастного периода; индивидуальные вариации не выходят за пределы возрастной нормы.
4. В основе психического развития лежат закономерности смены ведущих типов деятельности и изменения характера общения ребенка и взрослого; смена типов деятельности проходит в критических периодах развития.
5. Движущей силой психического развития является собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослого воспроизводит и присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.
6. Обучение и воспитание как способы присвоения опредмеченных в культуре и общественно-исторически заданных способностей являются всеобщими формами психического развития человека.
7. Посредством изменения практики образования и общественного воспитания возможно изменение возрастных характеристик развития.
Основные теоретические выводы:1. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой закономерный, подчиняющийся своей внутренней логике процесс.2. В целостном

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика