Слайд 1Антон Павлович Чехов
1860-1904 гг.
Слайд 2Антон Павлович Чехов
Выдающийся русский писатель, один из самых
известных мировых драматургов, врач. общепризнанный классик мировой литературы. Его пьесы
на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира.
Слайд 3
Семья. Учеба. Антоша Чехонте
Родился Антон Чехов в многодетной семье купца
третьей гильдии, владельца бакалейной лавки;
Слайд 4Отчий дом писателя в Таганроге
Раннее детство Антона
протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после
школы братья сторожили лавку отца, а в 5 утра каждый день вставали петь в церковном хоре. Как говорил сам Чехов: «В детстве у меня не было детства».
Слайд 5Отец, Павел Егорович Чехов
Отец обладал деспотичным характером, часто
прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с
утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.
Слайд 6Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова
Тихая женщина, стоически терпевшая
деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и
писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Слайд 7Гимназия 2 имени А. П. Чехова
ОБРАЗОВАНИЕ
Сначала Чехов учился в греческой
школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил
учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.
Слайд 8Гимназия 2 имени А. П. Чехова
ОБРАЗОВАНИЕ
В 8 лет, после двух лет
учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была
старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание
Слайд 9Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале.
В студенческие годы, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и
др.,
Слайд 10А. П. Чехов. Незаконченный портрет маслом работы брата Николая (1883)
ОБРАЗОВАНИЕ
В гимназии формировалось его видение
мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Слайд 11 Когда вся семья Чеховых. переехала в Москву, будущий
писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы
окончить учение.
Слайд 12В 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет
Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров — Н. Склифосовского,
Г. Захарьина и др.
Слайд 13Литература
Став земским врачом, Чехов серьезно занимался медицинской практикой. В 80-х
гг. сотрудничал в газете А.С. Суворина "Новое время". Книги Чехова
имели успех.
Слайд 14Литература
В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова: "Сказки Мельпомены",
"Пестрые рассказы" (1886),
"В сумерки" сборник (1887) был отмечен Академией
наук половиной Пушкинской премии.
"Хмурые люди" (1890).
Слайд 15Сахалин
Сахалин —оставил глубокий след в его творческом сознании. После возвращения
Чехов написал книгу "Остров Сахалин" (1893 — 94);
отразились сахалинские
впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № б".
Слайд 16Пьесы
В конце 1880 он много работал для театра: пьесы "Иванов",
"Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др.
А. П. Чехов с
артистами Московского Художественного театра.
Слайд 17Любовь
Еще на первых репетициях в этом театре Чехов встретился с
актрисой О. Книппер , ставшей в 1901 его женой.
Слайд 18В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал
для лечения в Германию, на курорт Баденвейлер. Здесь 2 июня
он скончался.
Памятник Чехову в Баденвейлере. К сожалению, он был уничтожен немцами во время Первой Мировой Войны:
Слайд 20 Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной
1901 года (первые заметки в записной книжке появились на шесть
лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию».
История создания
Слайд 21Из письма Станиславскому:
«В голове она уже у меня готова. Называется
«Вишневый сад», четыре акта, в первом акте в окно видны
цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях…». А.П. Чехов
Слайд 22«Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»
А. П.Чехов
Слайд 23 К удивлению А.П. Чехова, первые читатели увидели
в пьесе драму и даже трагедию. Одна из причин –
«драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по дешевой цене.
Слайд 24Повторим теорию
Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII-XXI
вв.
Особенности
Бытовой сюжет и обыденная реальность
Изображена, как правило, частную жизнь человека
и его конфликт с обществом.
Акцент - на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Слайд 25Повторим теорию
Комедия - (греч. «праздник в честь
Диониса», «песня») —
жанр, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.
Слайд 26Повторим теорию
Фарс — комедия лёгкого
содержания с чисто внешними комическими
приёмами.
Слайд 27Повторим теорию
Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как
правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исходу.
Особенности:
суровая серьёзность; изображение действительности наиболее
заостренно,
вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме,
обретающей значение художественного символа
Слайд 28 Премьера «Вишневого сада» состоялась 17 января 1904
года на сцене Московского Художественного театра и совпала с 25-летием
литературной деятельности Антона Павловича Чехова.
Слайд 29Пьеса в оценке критиков
К.Станиславский:
«Я плакал, как женщина, хотел, но
не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия… я
ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».
Слайд 30Пьеса в оценке критиков
М.П.Лилина, актриса:
« …мне представилось, что
«Вишнёвый сад»
не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И
играть эту
пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».
Слайд 31Смысл названия пьесы
Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, - объявил
он и закатился
смехом. В первую минуту я даже не понял,
о чем идет речь, но Антон
Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук
"ё" в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать
прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами
разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость:«Вишневый сад»
это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и
теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в
своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и
цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать
его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует
этого.
К. С. Станиславский: А. П. Чехов в Художественном театре. В книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников».
Вишневый сад
Вишнёвый сад
Слайд 32Что такое конфликт?
Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов
и жизненных принципов, положенное в основу действия.
Выражается в противоборстве, противоречии,
столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой.
Слайд 33конфликт?
В центре действия – вопрос о продаже вишневого сада.
Ярко выраженного конфликта нет.
Слайд 34 Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность».
Главное
событие пьесы – продажа вишневого сада – происходит на сцене;
герои только говорят о нем.
Сюжет
Слайд 35Проблематика пьесы – оскудение дворянства
Куда же несешься ты, Русь?
Слайд 36Афиша
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя,
ее приемная дочь, 24 года.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.
Слайд 37Кто хозяева вишнёвого сада?
Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые,
как
старики. Они опоздали вовремя умереть и
ноют, ничего не видя вокруг
себя и ничего не
понимая.
А.М.Горький
Любовь Андреевна Раневская
Гаев – брат Раневской
Слайд 38Кто он, новый хозяин вишнёвого сада?
"Лопахин, правда, купец, но порядочный
человек
во всех смыслах, держаться он
должен вполне благопристойно,
интеллигентно, без фокусов".
«Вот как
в смысле обмена веществ
нужен хищный зверь, который
съедает все, что попадется ему на пути,
так и ты нужен».
«У тебя тонкие, нежные пальцы, как у
артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»
Ермолай Лопахин
Слайд 39«Вся Россия наш сад.»
«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает
быть свободным и
счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед!
Мы идем
неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не
отставай, друзья!»
«Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала
искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно
только страданием, только необычным, непрерывным трудом.»
«Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту,
и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я
предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…»
Петя Трофимов
Слайд 40Аня: Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!
Петя: Здравствуй, новая жизнь!..
«Вишневый
сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не
плачь,
мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая
душа… Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его,
поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу,
как солнце в вечерний час…
Начинается новая жизнь, мама!»
Слайд 41 Среди героев пьесы есть представители разных социальных
слоев и поколений.
Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и
Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло.
Образная система.
Главные герои.
Гаев
Слайд 42 Купец Лопахин – деловой и практичный человек.
Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь.
Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.
Главные герои.
Слайд 43 Петя Трофимов и Аня – честные и
благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит
о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия.
Петя Трофимов
Главные герои.
Слайд 44 Второстепенные герои пьесы также не поддаются однозначной
характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова-Пищика, житейская
неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, беспомощность Фирса, безусловно достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии каких-либо решительных действий не могут не раздражать.
Второстепенные и внесценические герои
Шарлотта
Слайд 45 Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним
из самых знаменитых произведений мировой драматургии ХХ века.
Заключение
Слайд 46Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам она получила известность за
рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей
предрекали долгую творческую жизнь.
Заключение
Слайд 47ТЕСТ
Перейдите по ссылке
https://forms.gle/2D5kDePcVy5FW13s8
Слайд 50Памятник Чехову в Ростове-на-Дону