Слайд 1Древнерусское искусство.
Искусство Киевской Руси
Слайд 2Славянские(языческие) мотивы и символы в русской народной вышивке
Слайд 3Славянские мотивы и символы в русской вышивке и кружеве
Слайд 4Славянские мотивы в русской домовой резьбе
Слайд 5
Столица Византии Константинополь (ныне турецкий Стамбул) и интерьер храма Святой
Софии Константинопольской. Здесь побывали на богослужении послы князя Владимира
Слайд 6Крещение князя Владимира в Корсуни. Картина В.Васнецова
В 988 году принятие
Русью христианства.
Слайд 7В этот период развивается на Руси развивается живопись , архитектура,
книжная графика.
Слайд 8Характерные черты древнерусского искусства:
1. Безымянность(автор не известен)
2. Многоглавие (в арх-ре)
3.
Каноничность (строгое правило изображения)
4. Крестово-купольный тип храма
Слайд 91-е храмы строились деревянные, позже
каменные
Слайд 10Крестово-купольный тип храма:
в центре на 4-х опорах барабан, на нем
купол. От него 4 рукава образуют крест
Слайд 111-я каменная церковь на Руси получила название Десятинная
т.к. на ее
строительство было
пожертвовано 10-я часть доходов князя
(церковь не сохранилась)
Слайд 12Собор Святой Софии в Киеве. Современный вид
Слайд 13Вовремя правления Ярослава Мудрогов 11 веке был возведен самый большой
и величественный храм Киевской Руси-
Собор Святой Софии в основе его
также крестово-купольный тип храма
Слайд 14Тринадцатиглавый храм (символ Христа и 12 Его апостолов). Храм был
способен вместить большую часть населения тогдашнего Киева.
Собор Святой Софии
в Киеве: реконструкция первоначального облика
Слайд 15Пространство православного храма было осмысленным, символическим. Наиболее важными были зона
под центральным куполом и восточная , алтарная часть.(Снаружи здания алтарная
часть выгляделя как полукруглое завершение.
Интерьер храма Святой Софии в Киеве( на фото)
Слайд 16Главное место в оформлении интеръера отводилось мозаикам и фрескам
Слайд 17
Мозаики храма Святой Софии в Киеве: Христос Пантократор в окружении
архангелов. Мозаика в куполе
Слайд 18Христос Пантократор из храма
Св.Софии в Киеве
Слайд 19Христос –Пантократор (Вседержитель)
Образ Христа наделен здесь божественной силой и величием
Слайд 20Паруса- треугольные вогнутые участки стены, за счет которых совершается переход
от квадрата основания храма к кругу купола или барабана. В
парусах чаще всего изображали евангелистов.( учеников Христа несущих весть о Нем)
Евангелист Марк в одном из парусов собора Святой Софии в Киеве
Слайд 21Богоматерь Оранта (или молящаяся) «Нерушимая стена»
Мозаичное панно исполненное величия и
мощи
Слайд 22Мастера, создавшие мозаики храма Святой Софии в Киеве, использовали множество
оттенков каждого цвета, например,
Зеленого-34 оттенка
Коричневого-25
синего-21
красного-19 и т.д.
Слайд 23Благовещение
Мозаика из Софии Киевской
Слайд 24Мозаика храма Святой Софии Киевской: Евхаристия (причастие).
Ученики принимают хлеб
и вино- символы плоти и крови Христа, которые несут спасение.
(
изображение в верхней части апсиды)
Слайд 25Мозаика храма Софии Киевской:
отцы и учители церкви
(Нижняя часть апсиды)
Слайд 26Однако мозаичная техника не прижилась на Руси т.к. была очень
сложной и требовала редких материалов.
Ведущей техникой монументального искусства древнерусских
храмов стала фреска
Слайд 27Фреска из собора Святой Софии Киевской с изображением жены и
дочерей князя Ярослава Мудрого
Слайд 28Икона-это произведение искусства особого рода не похожее на картину.
Он
представлял собой не личное восприятие художником священных персонажей и событий,
а запечатленную духовную истину.
Создание иконы требовало соблюдения строгих правил
Слайд 29Иконы из собора Святой Софии Киевской:
Богоматерь Великая Панагия и
Богоматерь Печерская
Слайд 30Характерные черты иконографии:
Строгие правила изображения
2. Декоративность, объемность условна
3. Глубина пространства
невелика
4. Нет источника освещения
5. Обратная перспектива (пространство не уходило от
зрителя в глубину, а словно шло ему навстречу
Слайд 31Создание иконы
Писали иконы на досках
Доску покрывали левкасом (меловой грунт)
Затем наносили
контуры рисунка и писали красками
Краски растирали на яичном желтке (это
придавало рисунку прочность и яркость)
Сверху готовую живопись покрывали лаком.
Слайд 32Вместе с христианством на Русь пришла книга. Средневековая книга заключала
в себе молитвы и богослужебные песнопения, жития святых и поучения
Отцов Церкви
Летописи и хроники начинались библейской историей, своды законов не обходились без ссылок на Божью волю. Философия, география, политика, и простая житейская премудрость основывалась на религии.
Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга как хранитель слова истины. Поэтому отношение к книге было очень бережным и благоговейным.
Слайд 33Книги писали вручную на пергамене (тонкие листы обработанной телячьей коже.
Пергамен стоил чрезвычайно дорого. Для того чтобы создать книгу нужно
было уничтожить целое небольшое стадо.
В 15 веке на Руси впервые появилась бумага, которая вначале также была дорогой
Высоко ценился труд переписчиков, т.к. требовался навык красивого, почти рисованного письма
Слайд 34Древнейший русский книжный шрифт назывался устав.
Образцы древнерусских шрифтов:
Устав
Полуустав
Слайд 35Главные элементы художественного оформления книг:
миниатюры (многоцветная иллюстрация)
Заставка (небольшая орнаментальная
или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого либо раздела
книги)
Инициал(буквица укрупненного размера)
Слайд 36Образцы древнерусских рукописных инициалов
Слайд 37Остромирово Евангелие – древнейшая русская рукописная книга
Слайд 38Страница и инициал Остромирова Евангелия
Слайд 39Заставка с изображением евангелиста Луки из Остромирова Евангелия