Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский институт
гуманитарного образования
Кафедра экономической теории
ДИСЦИПЛИНА
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
И УПРАВЛЕНИЕ»
ТЕМА № 3 «Регион как объект хозяйствования
и управления»
АВТОР: кандидат военных наук,
доцент ОТРЕШКО Зураб Алексеевич
(lizanka71105@yandex.ru
+79117562949)
Слайд 2УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Развитие региона. Общие сведения
Методы, используемые для анализа территориальной
организации хозяйства
Основные задачи региональной экономики и управления
Слайд 3РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
основная литература:
Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные
Указом Президента РФ от 3 июля 1996 г. №803.
Бабурин В.Л.,
Мазуров Ю.Л. Географические основы управления: Учеб. пособие для управлен. спец. ВУЗов. М.: Дело, 2000 – 288 с.
Региональная экономика. Учебник для ВУЗов, обуч. по эконом. спец./Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 200. – 472 с.
Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для студентов ВУЗов обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». – М.: ЮНИТИ, 2000. – 157 С.
Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. Пособие для ВУЗов экономич. спец. – М.: ЮНИТИ, 2000. 215 с.
Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: Теис, 2003.
Проблемы территориального развития. Словарь-справочник Составитель Сысоев А.П. и Усов И.В. М.: Теис, 2003.
Региональная экономика. Учебник. Под ред. В.И. Видянина, М.В. Степанова. М.: Инфра-М, 2005.
Слайд 4дополнительная литература:
Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы
управления. М.: РАГС, 1999.
Ганапольский М.Г. Устойчивое развитие региона: методологические аспекты//Налоги.
Инвестиции, Капитал. 2001. №1-2.
Государственное регулирование экономики регионов. Учеб. пособие/Сост. А.Г. Мокроносов, И.В. Разорвин, В.И. Салчинский, Ф.Ю.Дудкин и др. Екатеринбург: УрАГС, 1998. – 432 с.
Горшенина Е.В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона. Док. Диссертация – Тверь, 2000.
Гранберг А.Г. Взаимосвязь стратегий развития национальной и региональной экономики//Региональная стратегия социально-экономического развития. Екатеринбург: УроРАИ, 1997.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Основы России. Основы теории и практики. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону: Финикс, 1999. – 288 с.
Гуськова Н.Д., Неретина Е.А. Методологические подходы к формированию стратегии социально-экономического развития региона//Ресурсы регионов России. 2001. №6 с. 10-17.
Слайд 5Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой/Под ред. Г.В. Гутмана.
– М.: Финансы и статистика, 2002 – 176 с.
Игатов В.Г.,
Бутов В.И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 1998. 320 с.
Изард У. Методы регионального анализа/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996.
Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. – 240 с.
Кремлев Н.Д., Федоров В.Г., Сергеев М.Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона//Вопросы статистики. – 2001. – «2., с. 42-44.
Матрусов Н. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1996.
Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. М. Бизнес-школа «Интел-Сентез», 1999.
Слайд 61 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Развитие региона.
Общие сведения
Слайд 7Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на
реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада
регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.
Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.
Слайд 8Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной
стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной
этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.
Стратегические установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к реализации в ней конкретных направлений.
Слайд 9Производства с точки зрения тяготения их к определенным районам размещения
подразделяются следующим образом:
• производства, которые целесообразно размещать в районах
концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь это относится к большинству отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности;
• производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);
•производства, размещающиеся преимущественно у источников сырья. В качестве примера можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;
Слайд 10производства, тяготеющие к районам потребления готовой продукции. К этому классу
производств относятся предприятия, производящие скоропортящуюся продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию;
• производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.
Слайд 11В качестве источников информации при разработке программ могут выступать: накопленный
опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для. краткосрочного прогноза, экспертные оценки
специалистов, паспорта субъектов Федерации! использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. П.
Слайд 12Распределение инвестиций
из федерального бюджета по регионам России
Четкий механизм распределения
федеральных инвестиций в региональном разрезе вплоть до настоящего времени отсутствует.
Повышенная роль направленности федеральных инвестиций в Московский регион объясняется более эффективной с точки зрения получения отдачи от капиталовложений. Из-за высокого значения федеральных инвестиций в российскую столицу и большого объема капиталовложений в нее, доля федерального бюджета как источника капиталовложений в Центральном экономическом районе также достаточно высока — 21%. Для других крупных экономических районов — ближе к среднему по стране уровню.
Вторая особенность распределения инвестиций из федерального бюджета по регионам состоит в устойчиво высоких объемах инвестиций,
направляемых в наиболее индустриально развитые регионы, прежде всего, сырьевой направленности, Так, в список регионов-лидеров традиционно попадают Тюменская, Свердловская, Ростовская, Кемеровская области. Последняя, начиная с 1994 до конца 90-х гг. занимала третье-четвертое места по России. Она попадает в этот список как главный угледобывающий регион страны. Угледобыча, как известно, является одной из наиболее фондоемких отраслей промышленности.
Слайд 13В особую группу с относительно большими объемами инвестиций из федерального
бюджета выделяется ряд регионов, даже в условиях спада промышленного производства
фактически продолжающих оставаться районами нового экономического освоения. К ним помимо Тюменской обл. с округами можно отнести Республику Коми, Амурскую и Читинскую области. При этом крайне высокие абсолютные показатели, как правило, при средней или даже низкой численности населения обеспечивают этим регионам и большие среднедушевые показатели. Повышенные среднедушевые показатели отмечаются и в регионах зоны Крайнего Севера, обладающих низкой численностью населения, прежде всего, в автономных округах, которые не выделяются большими абсолютными значениями.
Ряд густонаселенных регионов России, из-за необходимости решения на федеральном уровне геополитических задач, также выделяется высокими значениями федеральных инвестиций, причем не только в абсолютных показателях, но и на душу населения.
Слайд 14С другой стороны, любые характеристики распределения инвестиций в основной капитал
из федерального бюджета свидетельствуют о фактическом недофинансировании большинства «русских» областей
Европейской части страны, а также трех республик Волго-Вятского экономического района (Республик Марий-Эл, Мордовии и Чувашии). За последние годы самые низкие душевые показатели распределения инвестиций среди крупных экономических районов традиционно были у Волго-Вятского, Поволжского и Центрально-Черноземного районов.
Стоит выделить еще две группы регионов. В первую входят республики, наиболее активно отстаивающие идею собственного суверенитета и полагающиеся на внутренний достаточно мощный экономический потенциал (Татарстан и Башкирия). Вторую группу составляют наиболее слаборазвитые регионы, которые не имеют крупных инвестиционных проектов (Агинский-Бурятский, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский авт. округа).
Таким образом, география распределения инвестиций в основной капитал из федерального бюджета в последние годы свидетельствует о фактическом продолжении экстенсивного развития страны за счет районов нового освоения и приграничных территорий. В целом приоритетным остается и направление федеральных средств в многонациональные субъекты федерации (республики, автономные округа). Крайне активно «поглощает» федеральные инвестиции российская столица.
Слайд 15В то же время традиционно развитые регионы, прежде всего, Европейской
части страны, остаются «недофинансированными». Безусловно, в настоящее время при катастрофическом
спаде производства «нагрузка» на основные фонды снижается. Однако нельзя забывать, что возрастание физического и морального износа оборудования при отсутствии новых инвестиций может привести лишь к усугублению спада производства.
Между тем по прогнозам Минэкономики России, на период до 2012 г. во всех крупных экономических районах страны прогнозируется продолжение спада инвестиционной активности при уменьшении удельного веса средств федерального бюджета в общем объеме инвестиций. Основным источником финансирования капиталовложений останутся средства предприятий. По отношению к уровню 1997 г. рост инвестиций ожидается только по восьми субъектам Федерации: Нижегородской, Новгородской, Сахалинской, Тульской и Оренбургской областям, Республике Марий-Эл, Москве и Санкт-Петербургу. Наибольший спад прогнозируется в регионах Азиатской части страны, где значительное сокращение средств из федерального бюджета не будет компенсироваться за счет других источников финансирования.
Слайд 162 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Методы, используемые для анализа территориальной организации
хозяйства
Слайд 17Сравнительно-географический метод.
Статистический метод.
Циклический метод, или метод циклов.
Метод "затраты-выпуск", или
метод разработки межотраслевого баланса.
Методы моделирования.
Программно-целевой метод
Слайд 18Метод сравнительно-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части:
региональный метод - исследование путей формирования и развития территорий, изучение
развития и размещения общественного производства в региональном развитии;
отраслевой метод - исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе;
местный метод - исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам.
Слайд 19Статистический метод
В 70—90-е годы было опубликовано значительное число работ,
посвященных методам обработки статистических данных. Одним из распространенных методов анализа
многомерной информации является факторный анализ, или кластер-анализ. Он состоит в переходе к малому числу латентных (скрытых) переменных (факторов) и в классификации объектов по этим факторам.
Одним из первых видов статистических моделей, используемых в региональных исследованиях, была модель так называемой экономической базы. Она была сформулирована ученым Г. Хойтом (США) в 30-е годы и была использована за 40 лет в более чем 100 отдельных региональных исследованиях США.
Модели экономической базы достаточно просты как по теоретическому обоснованию, так и по разработке. Для их построения необходимы только показатели экономической активности (в основном показатели занятости) за два периода времени. Анализ экономической базы является ускоренным методом прогнозирования регионального экономического роста, при этом используется упрощенная теория роста, а потребности в информации минимальны. Полученные результаты сводятся лишь к прогнозированию развития базисного и обслуживающего секторов.
Слайд 20Циклический метод, или метод циклов
К ряду локальных воспроизводственных циклов
необходимо отнести:
• использование природных ресурсов;
• использование трудовых ресурсов;
• топливно-энергетический цикл;
• химико-лесной цикл;
• инвестиционно-строительный цикл;
• агропромышленный цикл;
• денежно-финансовый цикл;
• цикл производственной инфраструктуры;
• цикл институционально-информационной инфраструктуры;
• цикл производства непродовольственных товаров для населения.
Все названные циклы могут рассматриваться как самостоятельные структуры со своими целями и задачами, но при этом они естественным образом взаимодействуют на одной территории, связывая интересы хозяйствующих субъектов региона с задачами его развития. Способствуя решению ряда общерегиональных проблем, они одновременно расширяют реальные возможности отдельных предприятий и организаций, предоставляя им инфраструктурные услуги и обеспечивая повышение уровня жизни населения. .
Слайд 21Метод "затраты-выпуск" или метод разработки межотраслевого баланса
Метод "затраты-выпуск" в
региональном варианте позволяет объяснить пространственное распределение производства и потребления различных
товаров и услуг. Он может использоваться для расчета количества товаров и услуг, которые должны быть произведены и потреблены каждой отраслью при условии сбалансированности суммарного спроса на каждый продукт и суммарного объема его выпуска. Динамическая модель матрицы может служить для прогнозирования объема и структуры производства в зависимости от изменения конечного спроса.
Использование в региональном экономическом анализе матрицы "затраты-выпуск" позволяет решить проблему построения сводных показателей регионального воспроизводства на качественно новом уровне.
Слайд 22Методы моделирования
Метод экономико-математического моделирования (моделирование территориальных пропорций развития экономики
региона; моделирование по отраслям хозяйства региона; моделирование формирования хозяйственных комплексов
региона). С использованием современных электронных средств данный метод позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромный и разнообразный статистический материал, различные исходные данные, характеризующие уровень, структуру, особенности социально-экономического комплекса региона. Кроме того, он дает возможность выбирать оптимальные решения, оптимальные варианты, модели в соответствии с теми целями, которые поставлены перед региональным исследованием.
Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой.
Слайд 23основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:
• социально-экономические аспекты
каждого конкретного региона рассматриваются как основная часть общей системы регионов
страны; отсюда вывод: оценка различных вариантов эффективного формирования региона исходит из оптимальных территориальных экономических пропорций национального хозяйства на определенный период;
региональные территориальные модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.;
региональные модели неразрывно связаны с моделями территориальных пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.
Слайд 24Программно-целевой метод
Этот метод чаще всего используется при разработке схем
размещения производства на территории региона на первых этапах планирования и
прогнозирования, с выработкой соответствующих целевых программ. Он предусматривает рассмотрение:
• вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов;
• вариантов территориальных экономических пропорций по регионам;
• вариантов структуры экономического развития отдельных регионов.
Слайд 253 УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Основные задачи региональной экономики и управления
Слайд 26Региональная наука и место в ней региональной экономики. Объекты пространственного
анализа. Понятие и общая характеристика регионоведения. Предмет и методы регионоведения.
Характеристика основ регионального развития. Формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона. Региональное управление в условиях федерализма.
Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства. Основные задачи региональной экономики и управления.
Современный этап развития теории и практики микрохозяйствования характеризуется масштабными и качественными преобразованиями, происходящими в различных областях жизнедеятельности общества и государства. Эти преобразования оказывают активное влияние на содержание функций органов государственного и хозяйственного управления региональной экономикой. Поэтому специалисты должны правильно оценивать суть социально-экономических перемен, происходящих в экономике страны, оперативно принимать хозяйственные решения, которые соответствуют не только целям и задачам настоящего, но и перспективам будущего прогресса общества и государства.
Слайд 27 Региональная экономика - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-техническая система.
Она обладает совокупным экономическим потенциалом: природно-ресурсным, производственным, трудовым, научно-техническим.
В
национальной хозяйственной системе выделяет несколько уровней, взаимодействующих в едином экономическом поле или экономическом пространстве страны.
1. Межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики РФ со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
2. Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т.е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.
3. Региональный уровень, т.е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.
Слайд 28 4. Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках
разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.
5. Комплексы отраслей
национальной экономики: АПК, ВПК,ТЭК и др.
6. Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство.
7. Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводство и растениеводства в сельское хозяйство, гражданского, промышленного и жилищного строительство в строительство и др.
8. Уровень взаимосвязей объединений предприятий, организаций всех видов в промышленно-финансовые группы.
9. Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом.
10. Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и д.р.
Слайд 29 Все уровни функционирования экономики страны объединены комплексом организационно-правовых, экономических,
социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи опосредованы:
- формами
собственности,
движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов,
- потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя),
Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.
Деятельность отдельных составляющих региона приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности.
Слайд 30 Все социально-экономические процессы, протекающие в региональной хозяйственной системе охватывают
материальные, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот,
и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:
1. производство,
2. распределение,
3. обмен,
4. потребление.
Слайд 31 Все процессы воспроизводства развиваются по объективным экономическим законам, не
терпят волевого вмешательства в их содержание и развитие,
находятся под
влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения, поддаются научному познанию, изучению, а, следовательно, и управлению в интересах определенных целей,
требуют комплексного профессионального подхода в своем познании и управлении.
Весь производственный процесс можно свести к трем параметрам:
- объем процесса как в натуральном, так и в стоимостном выражении,
- темп развития (спад или подъем),
- пропорция (соотношение в развитии данного социально-экономического, технологического или другого процесса с другими процессами).
Слайд 32 Региональная экономика - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-техническая система.
Она обладает совокупным экономическим потенциалом: природно-ресурсным, производственным, трудовым, научно-техническим.
В
национальной хозяйственной системе выделяет несколько уровней, взаимодействующих в едином экономическом поле или экономическом пространстве страны.
1. Межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики РФ со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
2. Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т.е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.
3. Региональный уровень, т.е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.