Слайд 1Старший преподаватель кафедры
«Дошкольная педагогика и психология»
Самкова Ирина Анатольевна
Теория
и методика художественно-эстетического развития дошкольника
Слайд 2Содержание курса «Теория и методика художественно-эстетического развития»
Основные понятия.
Значение художественно-эстетического
развития дошкольников.
Эстетическое развитие дошкольников: возрастные особенности; задачи и содержание целенаправленного
эстетического развития дошкольников; методы эстетического развития дошкольников.
Художественное развитие дошкольников.
Виды детской художественной деятельности и их характеристика.
Задачи и содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Особенности детского художественного творчества
Слайд 3Содержание курса «Теория и методика художественно-эстетического развития»
Формы и условия организации
художественного развития детей в ДОУ и семье.
Методика развития разных
видов детской художественной деятельности.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников.
Слайд 4Эстетика
Эстетика — это философская наука о прекрасном в действительности и
искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты»
(К. Маркс), об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.
Слайд 5Эстетика изучает круг различных закономерностей взаимодействия человека с действительностью:
закономерности
возникновения, существования и развития у человека и общества эстетического отношения
к действительности, которые выявляются в особом чувственно-эмоциональном познании человеком мира;
закономерности эстетической деятельности людей, преобразующих мир в соответствии со своими потребностями, стремлениями и желаниями;
закономерности происхождения, развития, функционирования искусства и художественного творчества;
закономерности эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры.
Слайд 6Эстетическая культура общества
Эстетическая культура общества — это совокупность всех материальных
и духовных ценностей, созданных человечеством в соответствии с эстетическими представлениями
своего времени и продолжающих служить ему в другие времена.
Эстетическая культура личности — это совокупность ее способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармонического раскрытия всех сущностных сил человека.
Слайд 7Художественная культура общества
Художественная культура общества — это совокупность художественных
ценностей, опыта создания, хранения, распространения и потребления их, то есть
совокупность всех устойчивых способов художественной деятельности (целенаправленно формируемая обществом потребность и способность людей осваивать и создавать мир ценностей искусства).
Художественная культура личности формируется обществом в каждом из его членов и определяется его потребностью и способностью осваивать и создавать мир ценностей искусства.
Слайд 8Эстетическое развитие личности
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:
Потребность и способность эстетического восприятия
Эстетическое
восприятие — это избирательное восприятие объектов, явлений и процессов материального
мира и духовной жизни людей. В обществе, народе, группе есть определенные представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, героическом и антигероическом и т. п. Сосредоточение на эстетическом содержании.
Образ предмета или явления, способный вызвать чувственно-эмоциональную реакцию и последующее переживание (доставляет человеку удовольствие, радость, печаль и вызывает другие чувственные состояния).
Эстетическая эмоция - это реакция на эстетические воздействия самой действительности. В конечном итоге через разнородные эстетические эмоции осуществляется процесс духовного обогащения человека. Он постепенно становится более впечатлительным, отзывчивым, человечным.
Эстетическое переживание — есть конкретное психическое состояние организма, вызванное определенной сильной эмоцией
Эмоции и переживания каждый раз выражаются во вполне определенных чувствах. Если педагогу удается закрепить в эстетических чувствах возникающие при встречах с эстетически значимыми предметами и явлениями.
Слайд 9Эстетическое развитие личности
Эстетический вкус - вырастает на основе сформировавшихся эстетических
чувств. Это регулирующая сердцевина всей структуры развитого эстетического сознания или
эстетической культуры личности. Это своеобразный гибкий мост, связывающий между собой чувственную и рациональную части эстетической культуры личности, ее эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Эстетические взгляды и убеждения формируются на основе эстетического вкуса. Представляют собой систему логически обоснованных суждений о важнейших категориях эстетики (прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, эстетическом и художественном и т. д.) и произведениях искусства, опирающуюся на добытые человечеством знания по этим вопросам. Эти взгляды выражают осознанное эстетическое отношение человека к действительности.
Личная эстетическая позиция
Эстетическое сознание и эстетическая культура личности складываются из эстетических взглядов и убеждений, которые становятся эстетической частью мировоззрения личности.
Слайд 10Эстетическое развитие личности
эстетический вкус
эстетические взгляды и убеждения
эстетическое чувство
эстетического сознание и
мировоззрение
Эстетический идеал
эстетическая потребность
эстетическое восприятие
образ предмета или явления,
способный вызвать чувственно-эмоциональную реакцию
эстетическая
эмоция
личную эстетическую позицию
эстетическое переживание
Слайд 11Эстетическое воспитание
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности
ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве
прекрасное, совершенное, гармоничное, жить по законам красоты.
Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.
МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.
МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей в процессе художественной деятельности.
Слайд 12Художественное воспитание
Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
- формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться
им.
ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых детали, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Слайд 13Художественное творчество дошкольника
создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового
продукта;
придумывание к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый
образ;
придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Слайд 14Методы художественно-эстетического развития
МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - это способы совместной деятельности
воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств
и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.
МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей в процессе художественной деятельности.
Слайд 15Значение художественно-эстетического развития дошкольников
Слайд 16Эстетическое развитие дошкольников
Эстетическое развитие личности (при созданных условиях) происходит с
первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни
что иное, как окружающая среда и пример взрослого откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь.
В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
Слайд 17Физиологические основы эстетического развития
Ребенок рождается с функциональной асимметрией головного мозга;
на
протяжении всего дошкольного возраста воспринимает действительность в образно-чувственном ключе с
ориентацией на наглядно-образное освоение мира;
В онтогенезе первой формой эстетического опыта выступает привлекательное, которое формируется на основе удовлетворения первичных потребностей и имеет физиологическую основу – элементарные эстетические реакции (на цвет, сияние), которые связаны с повышением в головном мозге содержания эндогенных эндорфинов.
Слайд 18Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса
в деятельности.
Катарсический эффект реализуется в активном участии, а не в
созерцательном сопереживании.
Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельностному познанию окружающего мира и его активному творческому отображению – созданию художественного образа с помощью различных средств выразительности.
Слайд 19Возрастные особенности
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться
с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного
педагогического руководства.
Слайд 20Развитие детей раннего возраста
Подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего
мира:
различительная чувствительность всего сенсорного аппарата
эмоциональный отклик на восприятие
наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).
Ребенок радостно реагирует на отдельные наиболее яркие качества:
на ритмические движения,
музыкальные звуки,
чистые яркие цветовые тона,
на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь.
Слайд 21На втором году жизни:
совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства
действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях
искусства.
возникают реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.
развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности.
появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата.
развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т.д.
приобщение к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову)
Слайд 22В младшем дошкольном возрасте
повышается восприимчивость к художественным произведениям, к
некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету.
становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом.
активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности,
формируются новые интересы и потребности,
в изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм,
ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения.
дети овладевают простейшими навыками в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности.
Слайд 23 В среднем дошкольном возрасте
существенное развитие детского восприятия, его
точности и дифференциальности.
эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно
связано с личным опытом ребенка, его интересами.
способность к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого.
Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.
У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям.
Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.
У них отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.
Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации.
Слайд 24Старший дошкольный возраст
способность сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,
рассматривать произведения изобразительного искусства,
более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать
положительному, доброму и осуждать зло.
развитие музыкального и поэтического слуха.
замечать выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, объяснить их необходимость в данном жанре,
осознанно воспринимать жанровое своеобразие различных видов искусства.
появление устойчивых предпочтений к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
развитие художественно-творческих способностей (дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят).
появление оценочного отношения к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным.
формирование эмоциональной отзывчивости на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.
способность осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.
запоминать поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.
формирование интереса к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности.
выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя.
Слайд 25В процессе эстетического развития на протяжении дошкольного возраста у ребенка
происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к
сознательному восприятию прекрасного.
Слайд 26Задачи и содержание художественно-эстетического развития дошкольников
Развитие эстетического отношения к окружающему
(к природе, предметному миру;
Развитие чувства прекрасного при восприятии (произведений
искусства, явлений природы, труда окружающих и др.);
Воспитание навыков культурного поведения;
Формирование навыков практической художественно-эстетической деятельности;
Создание условий для развития творчества детей;
Художественное образование (представления о разных видах искусства).
Слайд 27Развитие эстетического отношения к окружающему
приобретение опыта эстетических переживаний;
развитие эстетических представлений;
формирование
эстетических знаний;
воспитание эстетической культуры;
развитие способности самостоятельно оценивать произведения
искусства и явления жизни.
Слайд 28Развитие чувства прекрасного
В основе - накопление элементарных эстетических впечатлений, зрительных
и слуховых ощущений, развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Эстетические чувства развиваются
из:
- чувства цвета и формы (гармоничность)
- чувства пропорции
- чувства ритма
- чувства конструктивной цельности
Слайд 29Развитие чувства прекрасного
Через различные средства:
явления природы
предметно-окружающая среда
средства искусства
труд окружающих
через организацию
самостоятельной творческой деятельности
Слайд 30Явления природы
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа
Взрослый раскрывает детям
мир природы, помогает им увидеть ее красоту.
ГДЕ И КАК?
в процессе
выращивания вместе с детьми в помещении группы и на участке красивых деревьев, кустарников, цветов;
при составлении букетов и цветочных аранжировок для украшения группового помещения;
в процессе наблюдая во время прогулок за деревьями, кустарниками, цветами;
чтение художественных произведений о природе;
рассказывание мифов и легенд о цветах, деревьях;
рассматривание изображений природы, сделанных вдохновенной рукой живописцев и графиков, читая детям стихи о природе и
слушание музыки.
Слайд 31Методика работы
обратите внимание детей на выбранный вами объект (красивый цветок,
который расцвел в группе или на участке; контрастные композиции из
деревьев и кустарников);
предоставьте детям возможность самим полюбоваться пейзажем, цветами, красивым кустарником;
пусть дети осмотрят объект эстетического восприятия с разных сторон; вдохнут аромат цветка; почувствуют прелый запах осенних листьев, услышат их шуршанье и т. п. (задействовать как можно больше анализаторов накопление чувственного опыта);
поговорите с детьми об увиденном (вербализация);
обратите их внимание на разнообразие различных цветов и оттенков; покажите красоту форм и линий, сложность и многообразие природных форм (одна березка совершенно не похожа на другую, листья с одного и того же дерева разные, молодые деревья отличаются от старых);
еще раз вместе с детьми полюбуйтесь красивым природным объектом;
искренне выразите свое отношение к увиденному;
скажите несколько слов о том, что вы сами чувствуете, когда смотрите на красивый природный объект.
Слайд 32Предметно-окружающая среда
В повседневной жизни детей окружают разнообразные по форме, фактуре,
цвету вещи (игрушки, одежда, предметы быта и многое другое).
Благодаря общению
со взрослыми дети учатся выделять в них такое качество, как красота.
Задача формирования эстетического отношения к предметному миру решается через:
обращение внимания детей на материал, фактуру поверхности, форму, орнамент и узор, которые используются для украшения вещи;
создания условий для эстетического восприятия произведений народного, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
рассказывания в доступной форме об особенностях этих произведений.
Слайд 33Эстетические требования к оформлению детского сада
Одно из важных средств эстетического
воспитания — оформление помещения детского сада.
Постоянное воздействие на ребенка через
органы чувств, без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, вкус, ценностные ориентации.
Исследования предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении (Е.А. Екжанова, Т.С. Комарова, О.В. Цаплина, О.Ю. Филлипс, Е.А. Пелих):
- перегруженность предметной среды
- недостаточно продуманное выделение зон для разнообразных видов деятельности детей
Слайд 34Эстетические требования к оформлению детского сада
Эстетика быта детского сада проявляется
в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая
вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.
Оформление должно отвечать определенным требованиям:
целесообразность, практическая оправданность обстановки;
чистота, простота, красота;
правильное сочетание цвета и света;
все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Слайд 35Средства искусства
Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного
обогащения.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество,
детская литература (особенно сказки).
Изобразительное искусство дает ему богатые зрительные образы.
По данным психологов: при общении с искусством пробуждаются особые эмоции, совсем непохожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят.
Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают ребенка к высшим духовным ценностям, развивают его способности и раздвигают горизонты сознания.
Слайд 36Изобразительное искусство
Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых
образах. Средствами цвета, пластики или рисунка
Для произведений изобразительного искусства
характерны выбор одного момента, явления и передача их в художественных образах
Слайд 37Виды изобразительного искусства:
Живопись (Цвет — главное средство живописи)
Графика (линия, соотношение
белого и черного, светотень, тон)
Скульптура (дает трехмерное изображение предмета,
выразительность художественного образа определяется его пластической характеристикой). Монументальная, станковая, скульптура малых форм, рельефы.
Архитектура.
Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу народного искусства (Хохлома, Гжель, Городец, Жостово) и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия.
Слайд 38Труд окружающих
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ, ТРУД ЛЮДЕЙ, с которыми ребенок постоянно сталкивается,
также являются важным средством эстетического воспитания.
В процессе целевых наблюдений и
экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге.
Слайд 39Воспитание навыков культурного поведения
В числе программных требований названы также навыки
культурного поведения — аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой
и внешним видом и т. д.
С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и внешней культуры.
Слайд 40Методика эстетического развития дошкольников
Методы эстетического воспитания очень разнообразны.
Они зависят
от многих условий:
объема и качества художественной информации;
форм организации
и видов деятельности;
возраста детей;
от уровня подготовки, мастерства и способности педагога.
Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения).
Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы
Слайд 41Методы эстетического развития дошкольника
метод побуждекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;
метод убеждения позволяет развивать
у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса;
методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей.
метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.
творческие задания
Слайд 42Художественное развитие дошкольников
Художественное развитие как эстетическое развитие средствами искусства.
Особая
роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству.
Характерная особенность искусства —
отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.
Слайд 43Художественное развитие дошкольников
Сущность художественного развития – формирование эстетического отношения к
действительности посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественная деятельность
восприятие
познание
создание
художественный
образ
выразительные средства
Слайд 44Художественный образ
Знак для передачи эстетической информации, специфичный способ и форма
отображения действительности в ее конкретных проявлениях, форма оценочного выражения мыслей,
чувств и отношений.
Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельностному познанию окружающего мира и его активному творческому отображению –
- созданию художественного образа с помощью различных средств выразительности.
Слайд 45Создание художественного образа
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Отражение жизненных обобщений
предметов и явлений действительности
Эстетическое
отношение к действительности
Техники создания образа
Средства выразительности
Слайд 46Стадии освоения художественного образа
Слайд 47Средства и носители выразительности
Цвет
Форма
Композиция
Симметрия
Асимметрия
Ритм
Динамика
Пропорция
Слайд 48Виды детской художественной деятельности и их характеристика
изобразительная деятельность, (рисование, лепка,
аппликация конструирование);
художественно-речевая деятельность (чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание
загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, обсуждение иллюстраций в книгах и др.).
музыкальная деятельность (слушание, исполнительство (пение, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах) музыкальное творчество);
театрализованная деятельность предполагает игру детей в кукольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.
Слайд 49Изобразительная деятельность
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления,
свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней
через создание зрительного художественного образа: в рисовании, лепке, аппликации.
Слайд 50Рисование
Рисование — графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого
являются колорит, форма, композиция.
Наблюдая предмет, дети передают в рисунке
его характерные свойства;
создавая художественный образ, учатся отображать сюжет;
усваивают некоторые элементы узора (в декоративном рисовании), постепенно приобретая первичные навыки техники рисования.
Слайд 51Лепка
Лепка — способ пластического изображения предметов, фигур, животных, птиц, человека.
Применяемый материал (глина, пластилин) позволяет изменять внешний облик персонажей, их
движения, позы, добиваясь желаемой выразительности.
Слайд 52Аппликация
Аппликация — декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности.
Аппликация (от латинского applicatio
— накладывание) — это способ создания художественных изображений из различных
фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.
Народы нашей многонациональной страны используют аппликацию для оформления национального костюма, предметов быта, жилища.
Слайд 53Конструирование
Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение
различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных
построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (для игры, украшения елки, подарка маме и т. д.).
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Слайд 54Художественно-речевая деятельность
Деятельность, связанная:
с восприятием литературных произведений,
их исполнением,
с
разнообразными творческими проявлениями в этом плане (придумывание загадок, рифмованных строк,
сказок, рассказов).
Слайд 55Музыкальная деятельность
Музыка - часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в
звуковых художественных образах.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- приобщение ребенка к
культуре и музыкальному искусству;
- развитие музыкально-художественной деятельности.
Основными видами музыкально-художественной деятельности являются:
восприятие музыки (слушание),
исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование),
элементарное музыкальное творчество.
Слайд 56Детское художественное творчество
Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой
деятельности.
Ребенок через творческую деятельность выявляет свое понимание окружающего, свое
отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности.
В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих — новое о себе.
Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями.
Слайд 57Факторы развития творческих способностей
Сенсорный опыт, богатство образов;
Эстетическое восприятие и эстетические
чувства;
Эстетическая среда (предметная, художественно-речевая, музыкальная);
Практические навыки изобразительной деятельности (передавать форму,
владеть цветом, композицией и т.п.);
Развитие социальных мотивов деятельности (социальной направленности: желание сделать работу понятной и интересной для других);
Возможности позиционирования себя через творческий продукт (опыт оценки и принятия своей работой другими);
Яркие положительные эмоции от процесса и творческого продукта (основа формирования потребности детей в творческой деятельности).
Слайд 58Условия развития детского творчества
Создание непринужденной обстановки;
Широкое включение в педагогический процесс
игры, игровых ситуаций, игровых приемов;
Общественная направленность организованной деятельности;
Положительная оценка деятельности.
Слайд 59Этапы организации творческой деятельности детей
Слайд 60Показатели развития творческой деятельности
характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность,
способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.
качество
способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном и песенном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
Слайд 61
Цель художественно-эстетического развития дошкольника заключается не только в том, чтобы
дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов
и т.п., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности
Слайд 62Формы и условия организации художественного развития детей в ДОУ
Содержание художественно-эстетического
направления развития строится в соответствии с реализуемыми комплексными программами и
технологиями художественно-эстетического развития дошкольников:
«Радуга» Т.Н. Дорониной,
«Детский сад — дом радости» Н.М. Крыловой,
«Развитие» Л.А. Венгера,
«Детство» В.И. Логиновой
Слайд 63Парциальными программами технологиями:
«Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» Т.С. Комаровой
и А.В. Размысловой;
«Детское изобразительное творчество» Т.Е. Казаковой:
«Цветные ладошки» И.
Лыкова:
«Росток» А.М. Страунинг;
«Гармония» К.В. Тарасова;
«Учимся танцевать», «Путь к творчеству» - технологии Е.В. Горшковой;
«Играем в оркестре по слуху» М.А. Трубниковой
«Театр — творчество — дети» Н.Ф. Сорокиной
Слайд 64Вариативные формы работы ДОУ
Расширение пространства ДОУ за счет взаимодействия с:
музеями изобразительных искусств,
музыкальными школами, школами искусств,
Домами творчества детей
и молодежи,
филармониями,
театрами кукол,
Библиотеками.
Слайд 65Формы и условия организации художественного развития детей в семье
Цель семейных
видов организации жизнедеятельности ДОУ состоит в приобщении родителей к художественному
воспитанию и развитию детей в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения.
приобщения родителей к педагогическому процессу в ДОУ, ознакомление их не только с формами работы воспитателя с детьми (музыкальные занятия, занятия по изодеятельности, студийно-кружковая работа, праздники и развлечения и др.), но и ее содержанием;
организации выставок детских работ, а также информационно-педагогического материала, который вводил бы родителей в специфику ДОУ, в процесс развития личности ребенка посредством искусства;
организации в ДОУ семейных клубов (фольклорные, музыкальные, театральные и др.), объединяющих детей, родителей и сотрудников. В их рамках может осуществляться совместная творческая деятельность в детских спектаклях, семейных праздниках, в создании коллективных поделок и т.п.;
привлечения родителей к взаимодействию с детьми в кружковой деятельности.
Слайд 66Самостоятельная художественная деятельность дошкольников
Художественное развитие детей происходит не только в
организованной деятельности, но и в повседневной жизни, в часы самостоятельной
изобразительной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Полученный в организованной деятельности художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, в которых проявляются их интересы, склонность к определенному виду деятельности, к любимой тематике.
Источники самостоятельности — впечатления от восприятия окружающей действительности и искусства (живопись, музыка, литература, просмотр театральных спектаклей, кинофильмов, цирковых представлений, мультфильмов).
Слайд 67Источники и условия самостоятельной художественной деятельности детей
Самостоятельная художественная деятельность
Впечатления от
окружающей действительности
Потребность в выражении эстетических переживаний
Впечатления от искусства
Спокойная эмоциональная обстановка
Мотив
(для чего и зачем делаем)
Цель
(определение художественного образа)
Умения и навыки художественной деятельности
Положительная оценка взрослого
Выбор средств выразительности
Слайд 68Методика развития разных видов детской художественной деятельности
?
Слайд 69Структура деятельности
МОТИВ
ЦЕЛЬ
ЗАДАЧИ
ДЕЙСТВИЯ
РЕЗУЛЬТАТ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА
Слайд 70Художественная деятельность
Внешние
Внутренние (желание выразить эстетическое переживание, чувство)
Создание художественного образа
Передать настроение,
характер, свое отношение и т.п.; определить технические, выразительные средства
Художественные навыки,
способы создания художественного образа
Художественный образ
Его ценность и значимость для создателя и окружающих
МОТИВЫ
ЦЕЛЬ
ДЕЙСТВИЯ
ЗАДАЧИ
РППС, форма организации
УСЛОВИЯ
РЕЗУЛЬТАТ
ОЦЕНКА
Слайд 71ФГОС ДО (п. 2.6)
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического
отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
Слайд 72Художественно-эстетическое развитие предполагает:
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной
и др.).