Слайд 1
Тема 2.
Теория и методология формирования социально-экономической политики государства
Автор:
д.э.н., профессор Будович Ю.И.
Слайд 2Субъекты государственной социально-экономической политики – органы, ответственные за разработку и
организацию реализации государственной социально-экономической политики. Таковыми выступают, как правило, государственные
органы
Слайд 3В широком смысле к субъектам государственной социально-экономической политики относят всех
лиц, принимающих участие в ее разработке и организации реализации. В
этом случае к ним относятся также общественность, научно-исследовательские организации, политические партии, НКО и т.д.
Слайд 4
По признаку уровня государственного управления выделяются субъекты ГСЭП:
федерального уровня,
уровня субъектов РФ,
местного уровня
Слайд 5
По признаку ветви власти выделяются субъекты ГСЭП, относящиеся к:
исполнительной
ветви,
законодательной ветви,
судебной ветви
Слайд 6
По признаку отрасли выделяются типы субъектов ГСЭП, соответствующие
отдельным видам
деятельности
(по Классификатору).
Слайд 7Среди субъектов ГСЭП федерального уровня выделяются:
Президент РФ
Администрация Президента
Правительство
РФ
Совет безопасности при Президенте РФ
Федеральные органы исполнитель-ной
власти
Счетная палата
Государственная дума
Совет Федерации
Конституционный суд и др.
Слайд 8Объекты ГСЭП – подвергающиеся в ней воздействию элементы экономической и
социальной сферы жизни общества, выделяемые по разным признакам, и их
параметры
Слайд 9Они могут быть сгруппированы по элементам и далее направлениям ГСЭП.
Так, социальной политике соответствуют такие объекты, как безработица, миграция, здравоохранение,
внешнеэкономической – экспорт и импорт, платежный баланс
Слайд 10Иногда объекты ГСЭП делят на следующие группы:
1)
макроэкономические (экономический рост, секторная и отраслевая структура экономики, инвестиционный климат,
цены, наука и техника, предпринимательство, теневая экономика и т.д.),
2) денежно-финансовые (государственный долг, экспортно-импортные операции и т.д.),
3) социально-экологические (занятость, безработица, образование, здравоохранение, состояние окружающей среды и т.д.).
Слайд 11Принципы государственной социально-экономической политики
Под ними понимают
или основные задачи и
приоритеты СЭП,
или требования к самой деятельности по разработке и
осуществлению ГСЭП
Слайд 12Во 2-й трактовке выделяются следующие основные принципы:
1. Целенаправленность –
направленность на достижение конкретных целей, решение определенных задач и т.д.
2.
Научный характер – научная обоснованность целей, задач, приоритетов, способов достижения, мероприятий и т.д.
Слайд 13
3. Демократизм –
широкое участие разных заинтересованных лиц в разработке
ГСЭП и контроле за ее реализацией, в частности, общественное обсуждение
проектов документов ГСЭП.
4. Ответственность (субъектов ГСЭП за эффективность своих действий).
Слайд 14Инструменты ГСЭП -
используемые в государственной социально-экономической политике методы воздействия на
ее объекты
Слайд 15По признаку характера воздействия выделяются инструменты
1) прямого
воздействия
2) косвенного
воздействия
Слайд 16Инструменты прямого воздействия –
обязательные
для
исполнения предписания, касающиеся направлений, объемов и приемов деятельности, используемых в
ней ресурсов, цен на товары и ресурсы, соответствующие непосредственные воздействия на деятельность (например, запрет торговли спиртными напитками после 23 часов, отзыв лицензии у банка, снос коммерческих палаток)
Слайд 17Инструменты косвенного воздействия – изменения условий деятельности, влияющие на нее
через решения самих субъектов экономики (например, увеличение налогов на товары,
уменьшение нормы обязательного резервирования)
Слайд 18Организация процесса разработки и реализации СЭП РФ включает:
1) определение
состава документов ГСЭП,
2) формирование системы органов, ответственных за
разработку и организацию реализации ГСЭП на федеральном и региональном уровнях,
3) установление их функций и порядка взаимодействия.
Слайд 19В настоящее время организация данного процесса претерпевает радикальное совершенствование.
Ее
будущие контуры определены в Проекте Федерального закона
«О государственном стратегическом
планировании», который должен вступить в силу с 1 января 2014 г.
Речь идет о планировании СЭР и обеспечения национальной безопасности
Слайд 20Проект ФЗ предусматривает определенный состав документов государственного стратегического планирования.
На
федеральном уровне разрабатываются:
Слайд 21
1. Прогноз научно-технического развития РФ на долгосрочный период
(прогноз –
система научно-обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах развития). Разрабатывается
на основе решений Президента РФ, Правительства РФ и Совета Безопасности РФ, содержащих цели и приоритетные направления научно-технического развития, каждые 6 лет на 12 и более лет
Слайд 22
2. Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период.
Разрабатывается с
учетом прогноза НТР РФ на долгосрочный период, каждые 6 лет
на 12 и более лет
Слайд 233. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ
(Концепция – система научно
обоснованных представлений о целях, задачах и приоритетах развития)
Слайд 24Разрабатывается с учетом прогноза НТР РФ на долгосрочный период
на основе прогноза СЭР РФ на
долгосрочный период, послания
Президента РФ Федеральном Собранию РФ, иных актов
Президента и Правительства РФ, содержащих основные направления и цели государственной политики в сфере СЭР РФ и комплексного территориального развития,
каждые 6 лет на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период
Слайд 25
4. Долгосрочная бюджетная стратегия РФ
(Стратегия – приоритеты политики и
способы их эффективного достижения)
Разрабатывается на основе прогноза СЭР РФ
на долгосрочный период, концепции долгосрочного СЭР РФ, бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и иных актов Президента и Правительства РФ, содержащих основные направления бюджетной политики РФ,
Слайд 26в целях финансового обеспечения достижения установленных в концепции долгосрочного СЭР
РФ приоритетов и целей СЭР на долгосрочную перспективу,
каждые 6
лет на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, в течение 6 месяцев после утверждения концепции долгосрочного СЭР РФ
Слайд 275. Отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период
(доктрины, концепции, стратегии).
Разрабатываются на основе прогноза НТР РФ и
прогноза СЭР РФ, в целях обеспечения реализации концепции долгосрочного СЭР РФ,
на период, не превышающий периода прогноза СЭР РФ на долгосрочный период
Слайд 286. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов и территорий.
Разрабатываются на
основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период в целях реализации
концепции долгосрочного СЭР РФ и обеспечения согласованности реализации в территориальном и временном разрезах мероприятий, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования, стратегиями СЭР субъектов РФ на долгосрочный период, плановыми документами крупных компаний, контролируемых государством, в том числе, естественных монополий,
на долгосрочный период
Слайд 297. Схемы территориального планирования РФ. Разрабатываются в целях пространственного отображения
стратегий СЭР федеральных округов и территорий, отраслевых документов стратегического планирования
на долгосрочный период,
на долгосрочный период
Слайд 308. Государственные программы РФ. (Госпрограмма – система мероприятий, взаимоувязанных по
задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов, обеспечивающих достижение приоритетов).
Разрабатываются в целях определения путей и методов решения приоритетных социально-экономических задач, определенных в концепции долгосрочного СЭР РФ, отраслевых документах стратегического планирования на долгосрочный период, основных направлениях деятельности Правительства РФ на среднесрочный период, на долгосрочный период
Слайд 31Перечень ГП утверждается Правительством РФ.
Примеры:
Развитие здравоохранения, Доступная среда
(Отв. исп. Минздравсоцразвития),
Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения
России
(Отв. исп. Минрегион)
Слайд 329. Федеральные целевые программы
(ФЦП – увязанный по задачам, ресурсам и
срокам
комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и пр. мероприятий, обеспечивающих решение
проблем развития). Разрабатываются на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, стратегий СЭР федеральных округов и территорий, схемы территориального планирования РФ, в целях реализации концепции долгосрочного СЭР РФ
Слайд 33Входят в состав государственных программ как направления их реализации, например,
в программу
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖКХ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»
входят ФЦП «ЧИСТАЯ ВОДА» на 2011–2017 гг., «ЖИЛИЩЕ» на 2011–2015 гг., «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ – ГРАЖДАНАМ РОССИИ»
Слайд 3410. Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.
Разрабатывается на
основе анализа и прогноза внешних и внутренних условий СЭР РФ,
ежегодно на период от 3 до 6 лет.
Слайд 3511. Основные направления деятельности правительства РФ на среднесрочный период.
Разрабатывается на основе
концепции долгосрочного
СЭР РФ,
прогноза СЭР РФ на среднесрочный период,
раз в 3 года на 6 лет.
12. Иные документы.
Слайд 36В субъектах РФ разрабатываются:
Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную
перспективу.
Разрабатывается в соответствии с приорите-тами СЭП, определенными концепцией долгосрочного
СЭР РФ, на основе прогноза СЭР РФ на долгосрочный период, отраслевых документов стратегического планирования на долгосрочный период, стратегий СЭР федеральных округов и территорий, на период, определяемый высшим органом государственной власти субъекта РФ.
Слайд 372. Государственные программы
субъекта РФ.
3. Схема территориального
планирования субъекта РФ.
4. Прогноз социально-
экономического
развития
субъекта РФ.
5. Программа социально-
экономического развития
субъекта РФ.
6. Иные документы
Слайд 38В соответствии с действующей системой организации разработки и реализации ГСЭП
сроки делятся на
короткие (до 3 лет),
средние (от 3
до 12 лет) и
долгие (свыше 12 лет).
Ранее была градация 3-5, 5-10, 10-20 лет соответственно
Слайд 39Функции по выработке
государственной политики и
нормативно-правовому
регулированию в сфере анализа и прогнозирования СЭР закреплены за МИНЭКОНОМИРАЗВИТИЯ.
Оно, в частности, разрабатывает концепцию долгосрочного СЭР РФ и было автором концепции до 2020 г.