Разделы презентаций


Теория и методология социологического исследования

Содержание

Что такое метод?Метод в широком смысле означает сознательный способ достижения какого-либо результата определенной деятельности, решения некоторых задач и предполагает конкретную последовательность действий на основе четко осознаваемого, контролируемого плана в самых разных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория и методология социологического исследования
Часть1


д.ф.н., проф. Добрынин В.В.

Теория и методология социологического исследованияЧасть1д.ф.н., проф. Добрынин В.В.

Слайд 2Что такое метод?
Метод в широком смысле означает сознательный способ достижения

какого-либо результата определенной деятельности, решения некоторых задач и предполагает конкретную

последовательность действий на основе четко осознаваемого, контролируемого плана в самых разных видах познавательной и практической деятельности.

Осуществление деятельности на основе того или иного метода предполагает осмысленное соотнесение способов действия субъектов этой деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия и пр.
Что такое метод?Метод в широком смысле означает сознательный способ достижения какого-либо результата определенной деятельности, решения некоторых задач

Слайд 3Современная методология (наука о методах) использует множество способов и приемов

познания.
Метод как процедура, состоящая из последовательности определенных операций, применение

которых приводит либо к достижению цели, либо приближает к ней, избавляет от действий наугад путем слепого перебора разных возможностей и многочисленных случайных проб и ошибок.

Современная методология (наука о методах) использует множество способов и приемов познания. Метод как процедура, состоящая из последовательности

Слайд 41. Этапы социологического иследования

1. Этапы социологического иследования

Слайд 5Схема проведения исследования включает в себя:

разработку программы, рабочего плана и

других документов;
сбор эмпирических данных (так называемый полевой этап);
обработку и анализ

полученной эмпирической информации.

Программа исследования является документом, дающим теоретическое обоснование методологическим подходам, методике и технике исследования.
Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета исследования.
Схема проведения исследования включает в себя:разработку программы, рабочего плана и других документов;сбор эмпирических данных (так называемый полевой

Слайд 6Этапы исследования:

Этапы исследования:

Слайд 7В программе исследования должны описываться:
Актуальность темы (проблема исследования) – около

1 страницы текста
Объект исследования – 1 предложение
Предмет исследования – 1

предложение
Цель исследования – 1 предложение
Задачи исследования – от 3 до 6 пунктов
Гипотезы исследования
В программе исследования должны описываться:Актуальность темы (проблема исследования) – около 1 страницы текстаОбъект исследования – 1 предложениеПредмет

Слайд 8Постановка проблемы исследования
Всякое исследование начинается с постановки проблемы, которая объективно

свидетельствует о возникновении трудности в понимании и объяснении действительности.
Эта

трудность должна быть разрешена определенным способом для более адекватного объяснения и практических рекомендаций по ее преодолению.

При постановке проблемы ясно указывают, в чем заключается противоречие между новыми фактами и старыми способами их объяснения, почему эти объяснения являются неадекватными, неполными или недостаточно обоснованными.

Целесообразно привести статистические данные, выдержки из официальных документов и т.п. для аргументации.
Постановка проблемы исследованияВсякое исследование начинается с постановки проблемы, которая объективно свидетельствует о возникновении трудности в понимании и

Слайд 9Результатом анализа проблемной ситуации является формулировка темы исследования, которая содержит

в себе указания на его объект и предмет.

Объект исследования –

те социальные группы людей или те социальные процессы, явления, на которые направлено исследование.

Предмет исследования – свойства, характеристики объекта исследования, которые подлежат исследованию.

Цель исследования должна соответствовать его теме (формулировка начинается со слов «изучить», «проанализировать» и т.п.)
Задачи исследования должны позволить последовательно достичь поставленную цель (формулировка начинается со слов «раскрыть сущность», «описать», «охарактеризовать», «рассмотреть» и т.п.)
Результатом анализа проблемной ситуации является формулировка темы исследования, которая содержит в себе указания на его объект и

Слайд 10Например, в исследовании на тему «Анализ трудовой адаптации бакалавров -

экономистов в коллективе банка»:
Объект исследования – бакалавры-экономисты, сотрудники банка
Предмет исследования

– процесс трудовой адаптации новых сотрудников в коллективе

Например, в исследовании на тему «Анализ трудовой адаптации бакалавров - экономистов в коллективе банка»:Объект исследования – бакалавры-экономисты,

Слайд 11Цель исследования – проанализировать примеры и динамику трудовой адаптации бакалавров-экономистов
Задачи

исследования:
1. Охарактеризовать бакалавров-экономистов, поступивших на работу в банк
2. Раскрыть сущность

социально-трудовой адаптации новых сотрудников.
3. Рассмотреть примеры эффективных технологий социально-трудовой адаптации новых сотрудников в условиях банка.
4. Описать динамику эффективных технологий социально-трудовой адаптации новых сотрудников в условиях банка.
.
Цель исследования – проанализировать примеры и динамику трудовой адаптации бакалавров-экономистовЗадачи исследования:1. Охарактеризовать бакалавров-экономистов, поступивших на работу в

Слайд 13Далее следует интерпретация основных понятий, представленных в проблемной ситуации и

предметной области исследования.
В ходе интерпретации следует выделить все встречающиеся

в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной литературы.
Далее следует интерпретация основных понятий, представленных в проблемной ситуации и предметной области исследования. В ходе интерпретации следует

Слайд 14Процедура дальнейшего преобразования понятий в исследовательский инструмент (например, в вопрос

анкеты) называется операционализацией. Перевести язык науки в вопросы, обращенные к

простым людям, — процедура сложная, требующая многосторонних знаний, поскольку существуют большие различия в научных терминах и обыденном языке.

Основным правилом использования понятий является стабильность их интерпретации на всех этапах исследования. Так как в нем могут участвовать множество людей, а иногда и несколько организаций, необходимо, чтобы все участники одинаково интерпретировали понятия и не вкладывали в них свои собственные трактовки. Иначе возможны серьезные искажения в получаемой информации, и даже неэффективность исследования в целом.
Процедура дальнейшего преобразования понятий в исследовательский инструмент (например, в вопрос анкеты) называется операционализацией. Перевести язык науки в

Слайд 15Определение генеральной и выборочной совокупностей
Чрезвычайно важно определение генеральной совокупности, на

основе которой формируется выборочная совокупность людей, подлежащих изучению.
Генеральная совокупность

есть совокупность всех мысленно возможных интересующих исследователя объектов.
Выборочная совокупность (выборка) — совокупность результатов ограниченного ряда наблюдений генеральной совокупности.
Выборка должна быть репрезентативной, т.е. адекватно отражать свойства и пропорции генеральной совокупности.

Определение генеральной и выборочной совокупностейЧрезвычайно важно определение генеральной совокупности, на основе которой формируется выборочная совокупность людей, подлежащих

Слайд 17Виды выборки:
Сплошная (выборочная совокупность=генеральная совокупность)
Квотная (квоты по полу, возрасту и

т.д.)
Целевая (выбираем исследуемых исходя из цели)
Случайная (выбираем исследуемых случайным образом)
и

другие
Виды выборки:Сплошная (выборочная совокупность=генеральная совокупность)Квотная (квоты по полу, возрасту и т.д.)Целевая (выбираем исследуемых исходя из цели)Случайная (выбираем

Слайд 18Разработка гипотез исследования
После уточнения понятий и выборочной совокупности можно переходить

к следующему этапу программы — разработке гипотез исследования.

Гипотеза —

это обоснованное научное предположение о непосредственно не наблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

В результате исследования гипотезу надо аргументировано, доказательно подтвердить либо опровергнуть.

Глубина гипотез определяется типом исследования (разведывательное, описательное, аналитическое).

Разработка гипотез исследованияПосле уточнения понятий и выборочной совокупности можно переходить к следующему этапу программы — разработке гипотез

Слайд 19Тип исследования

Тип исследования

Слайд 20Окончание процесса формулировки гипотез дает возможность разработки инструментария (например, анкеты).


Параллельно с инструментарием разрабатывается рабочий план исследования и другие вспомогательные

документы, в том числе инструкции по проведению полевого этапа.

Окончание процесса формулировки гипотез дает возможность разработки инструментария (например, анкеты). Параллельно с инструментарием разрабатывается рабочий план исследования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика