Слайд 1Теория и практика информации и коммуникации
Доцент Сосновская А.М.
Слайд 2Сосновская Анна Михайловна
к. фл. н. доцент кафедры управления общественными отношениями
СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, член Союза журналистов России, член
Международного Союза журналистов, член Санкт-Петербургской ассоциации специалистов по связям с общественностью, психолог, бизнес-тренер.
https://vk.com/sosnovskayaannam
https://www.facebook.com/anna.sosnovskaya
Навыки личной эффективности (SoftSkills)
https://www.youtube.com/playlist?list=PL9ek4vE3gGaTTcHONBYm2RRcmsl2xcZz7
Слайд 3“We don't know who discovered water, but we know it
wasn't the fish.” Marshall McLuhan
Слайд 5Давать все – отбирать для воспитания
Существует два основных подхода к
пониманию роли журналистики в обществе. Сторонники либеральною подхода считают, что
все, что происходит интересного и важного для аудитории СМИ, должно быть отражено в новостях.
Социально-ответственная журналистика подразумевает использование СМИ для поддержания основ общества и воспитания людей с целью усовершенствования их как социальных субъектов. Такого рода подход характерен для обществ, где СМИ монополизировано государством. Критики этого подхода считают, что журналисты не могут выступать арбитрами, определяющими социальные ценности в обществе, в котором существуют различные точки зрения.
Слайд 6Силы влияния на журналиста
Владельцы
Рекламодатели
Правительство
Законодатели
Элиты: какие?
Медиакратия
Аудитория
Слайд 7Функции журналистики
(Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики)
Коммуникативная. Это исходная
функция – функция общения, налаживания контакта. Журналистика устанавливает контакт с
аудиторией и социальными институтами, «знакомит» их друг с другом и проводит свою информационную политику.
Непосредственно-организаторская. Журналистика - «четвертая власть» в обществе. Публикации в авторитетных СМИ могут оказать серьезное влияние на общество и социальные институты;
Идеологическая (социально-ориентирующая). Журналистика занимается информационным обслуживанием массового сознания, формирует общественное мнение, влияет на мировоззренческие основы аудитории;
Культурно-образовательная. Журналистика формирует культурно-поведенческие нормы, этикет, культуру досуга и т д.
Рекламно-справочная. Журналистика удовлетворяет утилитарные запросы, связанные с миром увлечений различных слоев аудитории (сад, огород, туризм, и т. д. и т. п.)
Рекреативная. Журналистика формирует способ снятия напряжения, развлечения. Кроме того, журналистские тексты должны читаться с удовольствием – так они реализуют выполнение других функций.
Слайд 8Обязанности=функции журналистики (Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста)
Давать членам общества адекватную
информацию о действительности, обо всех ее существенных изменениях — как
на очевидном уровне (события), так и на неочевидном , постигаемом усилиями мысли (проблемы), причем независимо от того, хотят этого или не хотят институты власти;
Служить ареной свободного обмена мнениями среди граждан, позволяя самоопределиться общественному мнению, — подчас вопреки желанию власти это мнение направленно формировать;
Насыщать массовые информационные потоки общества материалами, несущими самые разные варианты знаний, норм и ценностей, создавая возможности для их конкуренции и стимулируя нравственные, духовные искания людей. Благодаря этому достигается развитие массового сознания общества и в то же время сохраняется необходимый уровень его преемственности, общей значимости.
Слайд 9Роли журналистики (Корконосенко С.Г. Теория журналистики)
Слайд 10Четыре функции журналистики в обществе (Вартанова Е.Л. О современном понимании
СМИ и журналистики)
Информационное обеспечение функционирования политической сферы, без которого невозможно
существование демократического общества. Сферой СМИ обеспечивается коммуникация между двумя группами интересов: политиками и обществом.
Информационное обеспечение функционирования экономической сферы. Журналистика информирует акционеров и инвесторов, а также потребителей – с помощью рекламы, тем самым обслуживая рыночную экономику.
Удовлетворение культурных потребностей общества. К примеру, выстраивание общей культуры, общих ценностей, и т д. – через язык и СМИ.
Формирование идентичности и интеграции общества. Журналистика стимулирует создание наций и поддерживает их существование.
Слайд 114 модели процесса создания новостей
Зеркальная модель подразумевает, что новости должны
отражать реальность. Сторонники этой модели не создают новости, а сообщают
о них. Критики этой модели справедливо заключают, что СМИ не в состоянии отразить все события, происходящие в мире. События, которые попадают в СМИ, становятся более значимыми, чем они есть на самом деле, а события, не отраженные в СМИ, словно и не существуют. Профессиональные фотографы знают, что сфотографировав небольшую кучку людей, можно выдать ее за целую толпу.
Сторонники профессиональной модели представляют журналистов как опытных профессионалов, которые создают увлекательный коллаж событий, отбирая их по степени значимости, привлекательности для аудитории, соблюдая баланс между различными элементами. Основным критерием отбора служит внимание публики, поскольку СМИ экономически заинтересованы в расширении своей аудитории.
Сторонники организационной модели акцентируют свое внимание на самом процессе создания новостей: межличностные отношения в коллективе, профессиональные нормы, технические возможности, расходы, связанные с получением новостей, ориентация на прибыль, законодательные ограничения.
Политическая модель базируется на том, что любые новости являются продуктом деятельности людей, имеющими определенные идеологические воззрения, а также, создаются под давлением политического окружения, в котором находится организация, делающая новости. В поле зрения СМИ попадают люди, имеющие высокий статус в обществе, а остальные большей частью игнорируются. Те, кто поддерживают существующую систему, изображаются как «хорошие парни», а те, кто выступает против, — как «плохие парни».
Слайд 124 модели процесса создания новостей
Слайд 13новость
у каждой важной новости должен быть свой главный герой
значимое событие
должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов, борьба, конфликт
значимое событие должно
содержать какое-либо активное действие, нечто приковывающее внимание зрителя, быть кратким и динамичным
новизна и степень отклонения от общепринятых норм
возможность привязки события к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются СМИ
Слайд 14Репрезентация события
4 первых вопроса лида новости
Слайд 15 как?
последовательность, участники
реконструкция события
Слайд 16Ну и что? последствия события - в настоящем. важность и
значение. Что будет делать социум по этому поводу?
Слайд 17Пишем новость
один из признаков качественно написанной новостной заметки - амбивалентность
восприятия происходящего.
Слайд 18пояснения экспертов - кто виноват? что делать?
требования:
компетентность,
независимость
Слайд 19 излагаем позиции сторон
читатель сам решит кто прав или виноват;
докладываем о
невозможности связаться с одной из сторон, и что было сделано.
Слайд 20показываем реакцию на событие
в случае отсутствия реакции, можно спровоцировать -
спросить популярных спикеров - что надо было бы сделать, чтобы
избежать случившегося?
Слайд 21предыстория и статистика
распространенность явления, бэкграунд вписывает событие в контекст, сравнение,
исторические примеры.