Разделы презентаций


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Содержание

Рынок периодических изданий в России продолжает расширяться. Количество представленных на нем газет и журналов, телерадиокомпаний, информационных агентств возрастает год от года. Если в 1991 г. в России выходило свыше 8 тысяч

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Тема 21. Формы организации в медиабизнесе

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИТема 21. Формы организации в медиабизнесе

Слайд 2Рынок периодических изданий в России продолжает расширяться. Количество представленных на

нем газет и журналов, телерадиокомпаний, информационных агентств возрастает год от

года. Если в 1991 г. в России выходило свыше 8 тысяч газет и журналов, то в конце 2002 г. это количество возросло до 33.318 печатных периодических изданий, в числе которых 20.132 газеты, остальные – журналы. А в начале 2003 г. количество изданий возросло до 37.425. К этому времени было также зарегистрировано около 1500 радиостанций и почти 1000 телекомпаний, а также около 1500 информационных агентств.
О чем говорят эти цифры? Прежде всего о том, что значение СМИ в жизни нашего общества резко возросло, усилилось их влияние на процессы, происходящие во всех его областях. Журналистика не стала четвертой властью, как хотели бы работники СМИ, но превратилась в мощную силу, с которой вынуждены считаться и государственные деятели, и лидеры в различных областях науки, культуры и экономики.

Предпосылки основания периодического издания

Рынок периодических изданий в России продолжает расширяться. Количество представленных на нем газет и журналов, телерадиокомпаний, информационных агентств

Слайд 3Но те же цифры говорят и о другом – о

том, что редакционно-издательская деятельность стала выгодной. Медиабизнес стал выгодной формой

вложения капитала. Информационный рынок начал давать пришедшим на него крупную прибыль. И не случайно в начале XXI в. в России стали говорить о формировании индустрии СМИ, в сфере которой обращаются сотни миллионов рублей и долларов.
Но оказалось, что, как и в любом другом бизнесе, в медиабизнесе можно добиться успеха лишь при одном условии. Лишь обладая знаниями, умениями и талантами – обеспечив высокопрофессиональный уровень своей деятельности. Информационный рынок не прощает нарушения его законов, экономической безграмотности, грубых ошибок. Это тоже подтверждают цифры: ежегодно значительная часть новых периодических изданий заканчивает свой путь крахом. Некоторые из них в лучшем случае переходят в собственность к новым владельцам, но чаше бесследно исчезают после банкротства.

Предпосылки основания периодического издания

Но те же цифры говорят и о другом – о том, что редакционно-издательская деятельность стала выгодной. Медиабизнес

Слайд 4Одна из важнейших причин этого – непонимание учредителями главной задачи

и обязанностей средств массовой информации. Эта задача – информационное обслуживание

общества и обеспечение его информационной безопасности, т.е. предоставление гражданам всей необходимой для этого информации. Однако решение ее в условиях рыночной экономики оказалось возможным лишь с возникновением медиабизнеса, с приобретением редакциями статуса предприятия, зарабатывающего средства, необходимые для существования СМИ. И только при учете правовых и экономических предпосылок основания нового средства массовой информации.

Предпосылки основания периодического издания

Одна из важнейших причин этого – непонимание учредителями главной задачи и обязанностей средств массовой информации. Эта задача

Слайд 5Они сводятся к тому, что учредитель получает право основать новое

СМИ лишь при соблюдении требований, предъявляемых ему правом, т.е. законом.

Все эти требования зафиксированы в Законе РФ «О средствах массовой информации», принятом 27 декабря 1991 г. Нужно лишь изучить все его статьи и их пункты, касающиеся обязанностей и прав учредителей и руководителей нового СМИ, в частности его основания. И аккуратно выполнить эти требования.
Все начинается с регистрации нового СМИ. В зависимости от региона его распространения определяется место регистрации. Если продукция будущего СМИ предназначена для распространения преимущественно по всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территории нескольких республик или нескольких краев и областей Федерации, заявление о регистрации подается в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Но если продукция нового СМИ будет распространяться преимущест-венно на территории республики в составе РФ, края, области, района, города или иного населенного пункта, района или микрорайона в городе, то учредитель подает свое заявление о регистрации в соответствующий территориальный орган этого министерства.

Правовые предпосылки

Они сводятся к тому, что учредитель получает право основать новое СМИ лишь при соблюдении требований, предъявляемых ему

Слайд 6Регистрация нового СМИ не требуется, если оно учреждается органами законодательной,

исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений,

материалов, нормативных и иных актов; если тираж периодического печатного издания составляет менее 1000 экземпляров, а также для теле- и радиопрограмм, распро-страняемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и терри-торией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более 10 абонентов.
Для того чтобы заявление о регистрации СМИ было принято к рассмотрению, необходимо сообщить в нем все требуемые сведения, а именно: сведения об учредителе (учредителях), название СМИ, язык на котором оно будет выступать, адрес редакции, форма периодического распространения продукции, предполагаемая территория ее распространения, примерная тематика и/или специализация, предполагаемая периодичность выпуска и максимальный объем СМИ. Кроме того, важно указать источники финансирования, а также сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

Правовые предпосылки

Регистрация нового СМИ не требуется, если оно учреждается органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания

Слайд 7Предъявление иных требований к заявлению о регистрации закон запрещает.
К заявлению

прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.
Регистрационный сбор взимается за выдачу

свидетельства о регистрации. Это первая из денежных трат, которые ожидают учредителя СМИ. При определении размеров сбора прежде всего учитывают тип издания, тематику и специализацию его материалов. Для СМИ, специализирующихся на сообщениях и других публикациях для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительного характера устанавливается пониженный регистрационный сбор. Но его размеры увеличиваются при регистрации СМИ, материалы которых имеют рекламный или эротический характер.
Регистрационный сбор возвращается при отказе заявителю в регистрации или его отказе от регистрации.

Правовые предпосылки

Предъявление иных требований к заявлению о регистрации закон запрещает.К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.Регистрационный сбор

Слайд 8Отказ в регистрации нового СМИ возможен только по определенным основаниям.

Если заявитель (гражданин, объединение граждан, организация и др.) не обладает

правом на учреждение СМИ в Российской Федерации. Если сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности. В том случае, если название, примерная тематика и/или специализация СМИ предоставляют возможность для злоупотребления свободой массовой информации – используются для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для призыва к насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости. И если регистрирующий орган ранее уже зарегистрировал другое СМИ с тем же названием и формой распространения массовой информации. Последнее основание нередко приводит к задержке регистрации СМИ – в том случае, если его учредитель не дал себе труда для поисков нового, еще не использованного названия своего издания.

Правовые предпосылки

Отказ в регистрации нового СМИ возможен только по определенным основаниям. Если заявитель (гражданин, объединение граждан, организация и

Слайд 9Заявление о регистрации должно быть рассмотрено в течение месяца, начиная

с указанной в нем даты. Со дня выдачи свидетельства о

регистрации средство массовой информации считается зарегистрированным и его учредитель получает право начать производство информационной продукции. Однако это право сохраняется за ним лишь в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. Если этот срок оказывается пропущенным, свидетельство о регистрации данного СМИ признается недействительным. Повторная его регистрация не допускается.
При регистрации информационного агентства на него распространяется правовой режим СМИ, установленный законом. Бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным названием, выпускаемые агентством, регистрируются в порядке, установленном для всех СМИ.
К учредителю нового аудиовизуального СМИ предъявляются дополнительные требования. Кроме свидетельства о регистрации он обязан получить лицензию на вещание. Ее выдает Министерство связи РФ в соответствии с федеральным Законом о связи, принятым 16 февраля 1995 г. Учредитель оплачивает лицензию на вещание в порядке и размерах, которые устанавливает правительство РФ.

Правовые предпосылки

Заявление о регистрации должно быть рассмотрено в течение месяца, начиная с указанной в нем даты. Со дня

Слайд 10Правовые отношения учредителя, издателя, редакции, владельца имущества. После регистрации СМИ

возникают правовые отношения между его учредителем, издателем, редакцией и владельцем

имущества, заключающиеся в исполнении ими своих прав и обязанностей. Эти отношения регулируются Законом о средствах массовой информации. Их содержание и форму конкретизируют устав редакции и договорные документы, которые разрабатывают субъекты – участники этих отношений. Учредителю полезно продумать основы этих отношений еще до регистрации СМИ, определяя тип будущего издания, формируя редакцию, выбирая издателя и т.п. Это позволит ему не только сэкономить время, но и найти оптимальный вариант решения важнейших вопросов деятельности СМИ, избежать конфликтных ситуаций в отношениях с редакцией.
Основы отношений всех учредителей с редакциями определяются законом. Но их формы могут иметь свои особенности. Многое тут зависит от статуса учредителя, от того, в какой роли он выступает. Учредитель может выступать в роли редакции и руководить ею в качестве главного редактора.

Правовые предпосылки

Правовые отношения учредителя, издателя, редакции, владельца имущества. После регистрации СМИ возникают правовые отношения между его учредителем, издателем,

Слайд 11Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания

и его распространение. Он может быть собственником имущества редакции, владельцем

издания и пользоваться всеми связанными с этим положением правами (о последнем варианте – в следующем разделе этой главы). Но чаще он остается только учредителем и тогда не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренных законом, уставом редакции и договором с редакцией (главным редактором).
Тогда его права ограничиваются утверждением устава редакции, утверждением (или назначением) главного редактора и/или заключением договора с редакцией СМИ (главным редактором). Такой договор определяет производственные, имущественные и финансовые отношения между сторонами: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, возмещения убытков и т.п. Учредитель имеет также право обязать редакцию помещать бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени.

Правовые предпосылки

Он может одновременно быть издателем и обеспечивать материально-техническую базу издания и его распространение. Он может быть собственником

Слайд 12Другой стороной в этих отношениях является редакция СМИ в лице

представляющего ее главного редактора. Она осуществляет свою деятельность на основе

профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйственным субъектом. Может выступать также как учредитель СМИ, издатель, распространитель, собственник своего имущества. Например, она имеет право учреждать приложения к своему изданию, тогда она регистрирует их как самостоятельные СМИ. Она может сама распространять свое издание, создавая для этого специальную службу, и даже выходить на рынок распространителей, предлагая свои услуги.
Редакцией руководит главный редактор, который представляет ее в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, организациями, учреждениями, государственными органами и в суде. Он отвечает за исполнение требований, предъявляемых к СМИ законами РФ. Главный редактор избирается или назначается в соответствии с уставом редакции.

Правовые предпосылки

Другой стороной в этих отношениях является редакция СМИ в лице представляющего ее главного редактора. Она осуществляет свою

Слайд 13У каждой редакции СМИ – свой устав. Его положения и

структура зависят от особенностей самой редакции и ее издания, величины

коллектива, обязанностей работников и т.д. В уставе определяются взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, порядок его избрания или назначения, а также редакционной коллегии и иных органов управления, полномочия коллектива журналистов. Здесь указывают основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ, ликвидации и реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы, устава и др.
Устав редакции принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
До утверждения устава, а также, если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между редакцией и учредителем.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (эфир) данного СМИ.

Правовые предпосылки

У каждой редакции СМИ – свой устав. Его положения и структура зависят от особенностей самой редакции и

Слайд 14В качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции может

выступать и издатель. Именно такую роль играют информационно-издательские компании и

издательские дома, учреждающие и выпускающие газеты и журналы, создающие радиостанции и другие СМИ.

Правовые предпосылки

В качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции может выступать и издатель. Именно такую роль играют

Слайд 15Для создания нового СМИ и организации деятельности его редакции не

меньшее значение имеют их экономические предпосылки. Основание любого периодического издания

невозможно без предварительного обеспечения его экономической базы. Под нею понимаются ресурсы – финансовые, материальные, информационные, рабочей силы, отсутствие которых препятствует выпуску газеты, аудиовидеопередачи, информационного бюллетеня, сетевого издания.
Решение проблем, связанных с созданием этой базы, не следует отодвигать в будущее, ожидая, например, получения свидетельства о регистрации издания. Экономические предпосылки его создания обеспечивают одновременно с правовыми предпосылками, иногда даже раньше. Иначе теряется время, необходимое для начала деятельности СМИ.

Экономические предпосылки

Для создания нового СМИ и организации деятельности его редакции не меньшее значение имеют их экономические предпосылки. Основание

Слайд 16Прежде всего, обеспечивают финансовую базу издания. Конкретные размеры денежной суммы,

достаточной для основания газеты, телекомпании или информационного агентства, изменяются в

зависимости от характеристик будущего СМИ – периодичности его выхода, объема, тиража и др., а также от ситуации, складывающейся в данный момент на финансовом рынке и других ресурсных рынках. Просчитывая в бизнес-плане своего проекта расходы, связанные с основанием СМИ, учредитель вынужден исходить из первоначального расчета-прикидки суммы, необходимой для реализации его планов. Лишь в ее ходе со временем он получает настоящее представление об этой сумме. Так, в начале 2003 г. было известно, что для создания новой ежедневной (пятиразовой) газеты формата А2 с 50-тысячным тиражом в это время требовался стартовый (начальный) капитал, эквивалентный примерно 15 млн. долларов США. Еще большие денежные суммы были необходимы для основания средней по размерам телерадиокомпании. Понятно, что найти подобные средства были в состоянии лишь крупные финансовые компании, банки и тому подобные организации.

Экономические предпосылки

Прежде всего, обеспечивают финансовую базу издания. Конкретные размеры денежной суммы, достаточной для основания газеты, телекомпании или информационного

Слайд 17Обеспечив финансовую базу СМИ, переходят к созданию его материально-технической базы.

Если речь идет о печатном издании, заблаговременно заботятся о приобретении

достаточного количества бумаги. Заключают договор с издательством, в типографии которого будут выпускать газету. При основании телекомпании или радиостанции договариваются с государственным техническим центром о передаче сигнала. Решают вопросы, связанные с рабочими помещениями для редакции. В наилучшем положении оказывается учредитель, владеющий зданием или его частью, где он может разместить журналистов и других сотрудников редакции. Например, редакция еженедельника «Московские новости» сумела выкупить здание, в котором она располагается. Это избавило ее от расходов, связанных с арендой помещений. Наоборот, она получала доход, сдавая часть здания в аренду другим организациям. В худшей ситуации находится редакция «Комсомольской правды», вынужденная арендовать свои рабочие помещения у издательства «Пресса». А редакции десятков специализированных журналов, выходящих в столице, арендуют свои помещения у отраслевых издательств, которые их обслуживают.

Экономические предпосылки

Обеспечив финансовую базу СМИ, переходят к созданию его материально-технической базы. Если речь идет о печатном издании, заблаговременно

Слайд 18Решая вопросы, связанные с размещением редакций СМИ, не забывают об

их оснащении – приобретении рабочей мебели, светильников и т.п., а

также инструментария журналистов, сотрудников технических и коммерческих служб и материалов для их деятельности.
Для выхода продукции СМИ на рынок придется создать базу распространения, организовав для этого специальную службу и связавшись с одной или несколькими фирмами-посредниками на рынке распространителей.
Одновременно заключают договора с центральным и региональным информационными агентствами и подключаются к Интернету – для обеспечения базы информации, без которой выпуск издания будет затруднен.
Еще собирая средства для реализации своего проекта, учредитель вынужден думать о рабочей базе издания – о тех, кто будет работать в новой редакции или компании. Единая команда, сплоченный коллектив специалистов – журналистов и технических сотрудников, возглавляемых авторитетным руководителем, – одна из важнейших предпосылок успеха нового СМИ.

Экономические предпосылки

Решая вопросы, связанные с размещением редакций СМИ, не забывают об их оснащении – приобретении рабочей мебели, светильников

Слайд 19Поиск этих специалистов потребует значительного времени, поэтому начинать его нужно

как можно раньше. Привлечь их можно, лишь обеспечив им благоприятные

условия труда, в первую очередь достаточно высокую его оплату.
Последняя по счету, но одна из важнейших по значению предпосылок реализации намеченных планов – обеспечение аудиторной базы СМИ. Найдет ли будущая газета или телепрограмма читателей или телезрителей? Ведь без потенциальной аудитории, готовой воспринять новое издание, выпускать его будет ни к чему – весь тираж газеты будет списываться, а телезрители будут переключать телевизоры на другой канал.

Экономические предпосылки

Поиск этих специалистов потребует значительного времени, поэтому начинать его нужно как можно раньше. Привлечь их можно, лишь

Слайд 20Использование правовых и экономических предпосылок основания СМИ и обеспечения его

успешной деятельности даст ожидаемые результаты лишь при своевременном решении вопроса

о собственности. Кто владеет газетой? Кому принадлежит телекомпания или радиостанция? От ответов на эти вопросы зависит многое – финансовая база издания и, следовательно, его дальнейшая судьба, тип издания, его тираж, регион распространения, величина редакционного коллектива и т.д.
Решение этого вопроса зависит от того, кто является учредителем СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации ясно указывает, кто может быть в России учредителем (соучредителем) СМИ. Этим правом обладают гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Но этого права не имеют отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда либо душевнобольной, признанный судом недееспособным, объединение граждан, учреждение и организация, деятельность которых запрещена по закону. А также гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Использование правовых и экономических предпосылок основания СМИ и обеспечения его успешной деятельности даст ожидаемые результаты лишь при

Слайд 21Как нам известно, учредитель обладает определенными правами и обязанностями. Утвержденный

им редакционный устав и/или его договор с редакцией регулирует все

отношения между ними, в том числе и имущественные. Эти документы фактически определяют, кто является владельцем СМИ, редакционного имущества и названия периодического издания – газеты, телепрограммы и др. Они полностью раскрывают экономический аспект отношений между учредителем СМИ и его редакцией.
В зависимости от того, кто выступает в роли учредителя, возможны различные варианты решения вопроса о собственности. Первый и простейший из них: учредитель СМИ – частное лицо. Он предоставляет начальный капитал для подготовки, выпуска и распространения издания. Ему же принадлежит часть доходов и прибыли от реализации издания, публикации рекламы и др. в соответствии с договором с редакцией. Учредитель может стать главным редактором и руководить созданным им редакционным коллективом. Если у него достаточно средств, он волен выступить и в роли издателя, обеспечивая производственную базу для выпуска своего издания.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Как нам известно, учредитель обладает определенными правами и обязанностями. Утвержденный им редакционный устав и/или его договор с

Слайд 22Тогда он становится предпринимателем, владельцем СМИ, имущества редакции, ее основных

фондов, оборотных средств и др.
Количество периодических изданий, основанных частными учредителями,

быстро растет. Для большинства из них характерно сочетание частного учредительства с исполнением обязанностей главного редактора. К началу 1997 г. в России было зарегистрировано 1084 таких печатных периодических изданий. Они возникают и в крупных городах, и в российской глубинке. Так, в 1991 г. в Москве была основана частная общенациональная «Общая газета», тираж которой вскоре превысил четверть миллиона экземпляров, и в то же время в селе Исаклы Самарской области один из жителей села на свои личные сбережения создал частную сельскую газету «Исаклинские известия». Учредитель стал издателем газеты, ее главным редактором и, вначале, ее единственным журналистом. Он нашел рекламу, создал редакционный актив. Новую газету поддержали местные спонсоры – тольяттинские предприниматели. Маленькая частная газета с тиражом в несколько тысяч экземпляров встала на ноги.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Тогда он становится предпринимателем, владельцем СМИ, имущества редакции, ее основных фондов, оборотных средств и др.Количество периодических изданий,

Слайд 23Если у желающего основать новое СМИ не хватает для этого

своих средств, он выбирает один из вариантов коллективного учредительства. Несколько

граждан объединяют свои средства и становятся соучредителями СМИ. В этом случае они подписывают учредительный договор. В нем определяются доли – паи начального (уставного) фонда, соотношение тех средств, которые вносит каждый из соучредителей. Здесь же уточняются их отношения между собой и с редакцией, представляемой главным редактором, право каждого соучредителя выйти из дела и судьба его пая. Именно так возникла в 1992 г. деловая газета «Биржа». Ее соучредителями стали три молодых московских предпринимателя. Когда через некоторое время газета начала испытывать финансовые трудности, двое из соучредителей решили выйти из дела. Третий выкупил их паи и остался единственным учредителем, владельцем и главным редактором газеты.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Если у желающего основать новое СМИ не хватает для этого своих средств, он выбирает один из вариантов

Слайд 24В роли учредителя СМИ часто выступает его журналистский коллектив. Тогда

он становится собственником периодического издания, основных фондов и оборотных средств

редакции. В ее уставе определяются права и обязанности членов коллектива не только в подготовке и выпуске издания, но и в использовании доходов и прибыли – как его соучредителей и совладельцев.
Реже встречается разновидность такого варианта коллективного учредительства. При этом учредителем СМИ становится трудовой коллектив его редакции. В этом случае в число учредителей входят не только ее журналисты, но и технические сотрудники. Это позволяет уменьшить текучесть технических кадров в редакции, но, с другой стороны, возрастает их роль при обсуждении важнейших вопросов ее жизни, что не всегда способствует их оптимальному решению.
Чтобы избежать этого, в некоторых редакциях ограничивают количество соучредителей, включая в них лишь руководителей коллектива и журналистов, принимавших участие в основании СМИ.

Проблемы собственности в медиабизнесе

В роли учредителя СМИ часто выступает его журналистский коллектив. Тогда он становится собственником периодического издания, основных фондов

Слайд 25Нередко в роли учредителя СМИ выступает какой-либо государственный орган, ведомство,

общественная организация – профсоюз, партия и т.д. При этом обычно

используют два варианта учредительства. В первом из них учредителем становится тот орган, учреждение или иная структура, которая основывает СМИ и дотирует его, регулярно предоставляя финансовые средства. Учредитель утверждает устав и назначает главного редактора. Редакция при этом формально сохраняет самостоятельность своей профессиональной деятельности. Но фактически учредитель получает возможность оказывать на нее сильнейшее влияние. Это приводит к полной зависимости многих местных изданий – районных и городских газет от их учредителей – местной администрации и др. Относительную самостоятельность сохраняют лишь некоторые крупные СМИ.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Нередко в роли учредителя СМИ выступает какой-либо государственный орган, ведомство, общественная организация – профсоюз, партия и т.д.

Слайд 26Однако чаще используют другой вариант, при котором возникает так сказать

многозвенный учредитель. При этом в роли соучредителей выступают те органы

или организации, которые являются фактическими основателями СМИ, и журналистский или трудовой коллектив его редакции. Это позволяет сохранить достаточную ее самостоятельность в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Редакция остается совладельцем своего имущества, что фиксируется в ее уставе и договоре с другими соучредителями. Так, в выходных сведениях газеты «Гудок» указывались три ее соучредителя: Министерство путей сообщения, ЦК профсоюза, трудовой коллектив редакции. Эта информация определяла отношения соучредителей СМИ и его редакции.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Однако чаще используют другой вариант, при котором возникает так сказать многозвенный учредитель. При этом в роли соучредителей

Слайд 27В не меньшей степени эти отношения зависят от выбора учредителем

СМИ организационно-правовой формы его редакции. Эту форму определяют особенности имущественных

и организационных основ взаимодействия собственников и коллектива редакции, их ответственности друг перед другом и перед другими лицами, различия способов функционирования имущественной базы – финансовой, производственной и др.
Собственник имущества редакции принимает решение о выборе организационно-правовой формы редакции как юридического лица.
Редакция СМИ может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом. Но если она не зарегистрирована в качестве юридического лица, то лишена права действовать как самостоятельный хозяйствующий субъект. Это относится, в частности, к редакции, которая является структурным подразделением другой организации, выступающей как юридическое лицо и ведущей за нее все хозяйственные дела. Так, редакция приложения, входящая в структуру коллектива «материнской» газеты, не может являться юридическим лицом.

Проблемы собственности в медиабизнесе

В не меньшей степени эти отношения зависят от выбора учредителем СМИ организационно-правовой формы его редакции. Эту форму

Слайд 28Редакция – юридическое лицо, как и редактор-предприниматель, обязана пройти регистрацию

в органах юстиции местной администрации. Это не совпадает с регистрацией

СМИ в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации.
Как юридическое лицо редакция регистрируется в любой предусмотренной Гражданским кодексом РФ форме коммерческих и некоммерческих организаций – хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (см. рисунок 1).

Проблемы собственности в медиабизнесе

Редакция – юридическое лицо, как и редактор-предприниматель, обязана пройти регистрацию в органах юстиции местной администрации. Это не

Слайд 29Организационно-правовые формы юридического лица редакции СМИ
Рис. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО

ЛИЦА РЕДАКЦИИ СМИ
1 – Хозяйственное общество.
2 – Редакция

ООО (общество с ограниченной ответственностью).
3 – Редакция ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
4 – Акционерное общество.
5 – Редакция ОАО (открытое акционерное общество).
6 – Редакция ЗАО (закрытое акционерное общество).
7 – Производственный кооператив.
8 – Унитарное предприятие.
9 – Редакция ГУП (государственное унитарное предприятие).
10 – Редакция МУП (муниципальное унитарное предприятие).
11 – РУ (редакция-учреждение).
12 – Редакция ГУ (государственное учреждение).
13 – Редакция МУ (муниципальное учреждение).
14 – Редакция AHO (автономная некоммерческая организация)
Организационно-правовые формы юридического лица редакции СМИРис. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА РЕДАКЦИИ СМИ 1 – Хозяйственное общество.

Слайд 30Хозяйственное товарищество – это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой

деятельности. Каждый из его учредителей вносит свой вклад, которые в

совокупности образуют уставный (складочный) капитал. Имущество, созданное или приобретенное за счет этих вкладов, является собственностью товарищества. Хозяйственное товарищество может быть создано в двух формах: полное товарищество или товарищество на вере (коммандитное). Последнее отличается от полного товарищества тем, что в его состав кроме полных участников, отвечающих своим имуществом по обязательствам товарищества в соответствии с их вкладами в складочный капитал, входят и несколько вкладчиков (коммандитистов), которые не принимают участия в предпринимательской деятельности. Однако они также получают часть прибыли товарищества и несут риск убытков в пределах сумм, внесенных ими в товарищество.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Хозяйственное товарищество – это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности. Каждый из его учредителей вносит свой

Слайд 31Если основной целью деятельности редакции не является извлечение прибыли, она

может быть зарегистрирована в форме государственного или муниципального учреждения, автономной

некоммерческой организации и т.п. Но если основной целью деятельности редакции становится извлечение прибыли, то ее регистрируют как юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью или дополнительной ответственностью, производственного кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества – открытого или закрытого и др. Каждая из этих форм имеет свои особенности.
Редакция – государственное (муниципальное) учреждение основывается каким-либо государственным органом, администрацией области (города). Она может выступать в роли соучредителя, имеет самостоятельный баланс, свои счета в банковских учреждениях, свою печать, свои издательский и товарный знаки. Редакция выпускает газе-ту в соответствии с тематикой, заявленной учредителем, информирует читателей о работе органов государственной власти или местного са-моуправления, организует обсуждение общественно значимых проб-лем жизни. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятель-ность, соответствующую целям, для достижения которых создана.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Если основной целью деятельности редакции не является извлечение прибыли, она может быть зарегистрирована в форме государственного или

Слайд 32Администрация финансирует редакцию, предоставляет ей основные средства, формирует ее имущество.

Она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью редакции. Как учредитель она

назначает редактора и освобождает его от должности. Назначение главного редактора происходит с согласия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции. Администрация заключает с главным редактором контракт сроком не менее чем на четыре года. Его освобождение от должности до истечения этого срока допускается исключительно в соответствии с условиями контракта и законодательством РФ о труде. Этот контракт не может противоречить уставу редакции.
При главном редакторе – руководителе редакции действует консультативная редакционная коллегия. Редакция действует в соответствии со своим уставом на основе профессиональной и творческой самостоятельности.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Администрация финансирует редакцию, предоставляет ей основные средства, формирует ее имущество. Она осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью редакции.

Слайд 33Редакция – автономная некоммерческая организация. Она создается на основе добровольных

имущественных взносов ее учредителей и не ставит своей целью извлечение

прибыли. Учредителем газеты является соответствующая администрация – области, города и др. Редакция имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, свою печать и др. Она вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых создана. Главная ее цель – удовлетворение потребностей граждан в массовой информации. Она действует на основе профессиональной и творческой самостоятельности.
Редакция может иметь в собственности здания, оборудование, денежные средства и другое имущество, источниками формирования которого являются добровольные имущественные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан, доходы от реализации тиража газеты, от предпринимательской деятельности, гранты и другие поступления, не запрещенные законом. Все имущество редакции и доходы от предпринимательской деятельности являются ее собственностью и не могут перераспределяться между учредителями.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Редакция – автономная некоммерческая организация. Она создается на основе добровольных имущественных взносов ее учредителей и не ставит

Слайд 34Взаимные права и обязанности редакции и ее учредителя-администрации регулируются уставом

редакции. Управление редакцией осуществляется Советом ее учредителей. Одну треть этого

Совета составляют работники редакции, две трети – представители администрации и другие лица. Совет возглавляет его председатель, которым является главный редактор газеты. Он избирается журналистским коллективом редакции и утверждается Советом сроком не менее чем на четыре года. В обязанности Совета входит также утверждение финансового плана редакции, годового отчета и бухгалтерского баланса. Главный редактор распоряжается имуществом редакции, включая денежные средства. При нем действует редакционная коллегия.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Взаимные права и обязанности редакции и ее учредителя-администрации регулируются уставом редакции. Управление редакцией осуществляется Советом ее учредителей.

Слайд 35Следующие две организационно-правовые формы регистрации редакции как юридического лица имеют

много общего. Это редакция – государственное унитарное предприятие и редакция

– муниципальное унитарное предприятие. Обе они являются коммерческими организациями, учредителями которых выступают соответствующая администрация – руководство какого-либо государственного органа в первом случае и администрация города, где выходит газета, во втором случае. У такой редакции могут быть и соучредители. Редакция имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета, свою печать, фирменное наименование, эмблему, издательский и товарный знаки. Она действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования. Ее имущество находится в государственной (муниципальной) собственности, принадлежит редакции на правах хозяйственного ведения. Закрепленные за редакцией основные и оборотные средства образуют ее уставный фонд.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Следующие две организационно-правовые формы регистрации редакции как юридического лица имеют много общего. Это редакция – государственное унитарное

Слайд 36Продукция редакции и ее доходы также являются государственной (муниципальной) собственностью

и поступают в ведение редакции. Учредитель контролирует финансово-хозяйственную деятельность редакции.

Администрации принадлежит и право на выпуск газеты и ее название.
Редакцией руководит главный редактор, который назначается администрацией с согласия коллектива штатных журналистов редакции. Администрация заключает с главным редактором контракт на срок не менее четырех лет. При главном редакторе действует консультативный орган – редакционная коллегия.
У редакции и ее учредителя есть взаимные обязанности. Редакция, в частности, обязана информировать население о деятельности администрации. Последняя же обязана обеспечивать редакцию необходимой для этого информацией, в том числе путем аккредитации ее журналистов. Среди других ее обязанностей – обеспечение профессиональной и творческой самостоятельности редакции, а также предоставление ей помещения для размещения ее сотрудников и технического оснащения.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Продукция редакции и ее доходы также являются государственной (муниципальной) собственностью и поступают в ведение редакции. Учредитель контролирует

Слайд 37Редакция ООО (общество с ограниченной ответственностью) – коммерческая организация, учреждается

одним или несколькими лицами. Его начальный – уставный капитал делится

на доли – паи. Минимальный уставный капитал такого общества составляет 100 минимальных оплат труда. Учредители редакции ООО не отвечают по его обязательствам. Они лишь рискуют утратить свои доли в результате неудачной хозяйственной деятельности редакции. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный учредителями, и утвержденный ими устав редакции. Но если ООО учреждается одним лицом, то учредительным документом является устав.
Высшим органом редакции, если ООО учреждено более чем двумя лицами, является общее собрание учредителей. Руководство деятельностью редакции может быть коллегиальным (редколлегия, директорат) или единоличным (главный редактор, директор).
Доля любого учредителя редакции ООО в уставном капитале может быть им уступлена другим учредителям или третьим лицам.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Редакция ООО (общество с ограниченной ответственностью) – коммерческая организация, учреждается одним или несколькими лицами. Его начальный –

Слайд 38Редакция ОДО (общество с дополнительной ответственностью) отличается от редакции ООО

лишь тем, что учредители отвечают по ее общим обязательствам в

случае недостатка ее капиталов и другого имущества дополнительно своим имуществом. Но не всем своим имуществом, а только в размере, кратном их вкладам в начальный фонд редакции. Эта форма ее хозяйственной организации встречается редко.
Наиболее распространенная форма организации хозяйственной деятельности редакции – АО – акционерное общество. Его уставный фонд делится на определенное количество долей, обозначаемых ценными бумагами-акциями равной стоимости. Участники фонда не отвечают по обязательствам редакции. Они рискуют только потерять в результате ее неудачной деятельности свои средства, потраченные на покупку акций.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Редакция ОДО (общество с дополнительной ответственностью) отличается от редакции ООО лишь тем, что учредители отвечают по ее

Слайд 39Если редакция имеет право свободно выпускать акции, продавать их и

проводить подписку на них, увеличивая таким образом свой капитал, без

согласия остальных акционеров, то она признается открытым акционерным обществом – ОАО. Таким обществом является, например, ОАО «Редакция газеты “Известия”» или ОАО «Издательский дом “Пушкинская площадь”», выпускающее еженедельник «Алфавит» и ряд других изданий.
Но если редакция не имеет права свободно выпускать акции, проводить подписку на них и продавать их на рынке ценных бумаг, то она признается закрытым акционерным обществом – ЗАО. Она вправе лишь выпускать акции, которые распределяются только среди учредителей или другого заранее определенного круга лиц, например штатных работников редакции. Количество акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти, и они имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами общества.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Если редакция имеет право свободно выпускать акции, продавать их и проводить подписку на них, увеличивая таким образом

Слайд 40Минимально допустимый уставный капитал ЗАО составляет 100 мини-мальных оплат труда.

В ОАО минимальный размер уставного капитала возрастает до 1000 минимальных

оплат труда. Если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше минимального размера его уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Учредительным документом редакции – акционерного общества является только его устав. Но ее учредители заключают договор, определяющий условия их деятельности при основании редакции.
Высшим органом управления редакции – АО является общее собрание его акционеров. Текущее руководство деятельностью редакции осуществляет исполнительный орган – коллегиальный (правление, редакторат) или единоличный (генеральный директор, президент-главный редактор). Создается также контрольный орган – Совет директоров (наблюдательный совет).
Большинство редакций крупных СМИ выбирает организационно-правовую форму закрытого акционерного общества. Ее преимущества подтверждаются успешной деятельностью ряда ЗАО, выпускающих общенациональные и региональные периодические издания.

Проблемы собственности в медиабизнесе

Минимально допустимый уставный капитал ЗАО составляет 100 мини-мальных оплат труда. В ОАО минимальный размер уставного капитала возрастает

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика