Слайд 1ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА
Практическое занятие №2
Типы и размерения судов,
их
форма и конструкция
Разработали:
ст. преподаватель кафедры управления судном и безопасности
жизнедеятельности на море, капитан Нестеренко В.Б.,
ст. преподаватель кафедры эксплуатации судового
электрооборудования и средств автоматики Завальнюк О.П.
Слайд 2План занятия:
1. Главные плоскости судна и система координат. Теоретический чертеж.
2.
Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж общего
расположения судна.
3. Конструкция судов. Основные понятия и термины.
4. Коэффициенты полноты.
5. Соотношение главных размерений судна:
L / H, L / B, B / T, H / T.
6. Судовые чертежи.
Слайд 31 – диаметральная плоскость;
2 – плоскость мидель-шпангоута;
3 –
плоскость конструктивной ватерлинии
Главные плоскости судна и система координат. Теоретический чертеж
Слайд 4Главные плоскости судна и система координат. Теоретический чертеж
Слайд 72. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Архитектурные типы судов
а – гладкопалубное (одноостровное);
б
– трехостровное; в – двухостровное;
г – с удлиненным баком; д – с удлиненным ютом
Слайд 82. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 92. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 102. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 112. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 122. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 132. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 142. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 152. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 162. Основные типы судов, их размерения и особенности конструкции. Чертеж
общего расположения судна.
Слайд 173. Конструкция судов. Основные понятия и термины.
Системы набора
а – поперечная;
б – продольная; в – комбинированная
Слайд 183. Конструкция судов. Основные понятия и термины.
Слайд 194. Коэффициенты полноты.
К определению коэффициента полноты ватерлинии
(the water-plane coefficient):
LBP
– длина между перпендикулярами; B – ширина (moulded)
Слайд 204. Коэффициенты полноты.
К определению коэффициента полноты мидель-шпангоута
(coefficient of midships area):
d
– осадка (draft); B – ширина (moulded)
Слайд 214. Коэффициенты полноты.
К определению коэффициента полноты водоизмещения
(коэффициент общей полноты)
(block coefficient):
L (LBP) – длина между перпендикулярами;
d –
осадка (draft); B – ширина (moulded)
Слайд 224. Коэффициенты полноты.
К определению коэффициента продольной полноты (prismatic coefficient):
L
(LBP) – длина между перпендикулярами;
d – осадка (draft); B
– ширина (moulded)
Слайд 235. Соотношение главных размерений судна:
L / H, L /
B, B / T, H / T.
Слайд 245. Соотношение главных размерений судна:
L / H, L /
B, B / T, H / T.
Слайд 255. Соотношение главных размерений судна:
L / H, L /
B, B / T, H / T.
Сw
Сm
Сb
Сp
Слайд 266. Судовые чертежи.
Мидель-шпангоут судна поперечной системы:
1 – флор;
2
– вертикальный киль;
3 – днищевой стрингер;
4 – пиллерс;
5 – междудонный лист (скуловой стрингер);
6 – скуловая кница;
7 – трюмный шпангоут;
8 – бортовой стрингер;
9 – бимсовая кница;
10 – бимс нижней палубы;
11 – шпангоут твиндека;
12 – бимс верхней палубы;
13 – стойка фальшборта;
14 – планшир;
15 – продольный комингс люка.
Слайд 31Контрольные вопросы:
1. Проиллюстрировать общее расположение следующих типов судов:
- судно для
перевозки генеральных грузов;
- танкер;
- сухогруз; комбинированное судно;
- контейнеровоз; Ро-Ро;
- пассажирское
судно;
- служебно-вспомогательное.
2. Показать на чертеже общего расположения грузового судна: трюмы, машинное отделение, пиковые танки, танки двойного дна, люки а также расположение переборок.
3. Показать на чертеже общего расположения типового танкера для сырой нефти: переборки, кофердамы, помповое отделение, машинное отделение, бункерные и пиковые танки, грузовые и балластные танки.
4. Показать на чертеже «вид сверху» танкера: расположение грузовых и балластных танков, а также проиллюстрировать следующее:
- camber – погибь палубы;
- rise of floor – подбор флора;
- tumblehome – заваленный (фальшборт);
- sheer – крутизна борту;
- rake – кормовое обострение корпуса подводной части;
- parallel middle body – цилиндрическая часть корпуса;
- entrance – носовое обострения корпуса;
- run – кормовое обострения корпуса.
Слайд 32Контрольные вопросы:
5. Дать определение понятиям:
- носовой перпендикуляр (FP);
- кормовой перпендикуляр
(AP)
- длина между перпендикулярами (LBP)
- длина по ватерлинии (LWL)
- общая
длина (LOA)
- базовая линия (BL)
- высота борта, ширина и осадки (moulded).
6. Как определяют коэффициенты полноты: Cw, Cm, Cb.
7. Определить, о чем информируют соотношения: L / H, L / B, B / T, H / T?
8. Определить продольную, поперечную и комбинированную системы набора корпусов судов на поперечном сечении судов (longitudinal, transverse and combined systems).
9. Сделать эскизы расположения шпангоутов, набора и поперечных элементов для каждой системы.
10. Проиллюстрировать устройство двойного дна для продольной и поперечной систем набора.
Слайд 33Контрольные вопросы:
11. Проиллюстрировать дренажные системы в трюме и связанные с
ними конструкции.
12. Проиллюстрировать коробчатый киль (duct keel).
13. Проиллюстрировать эскизы кромки
палубы, показывая соединения ширстрека и пластины стрингера.
14. Проиллюстрировать эскизы округленного ширстрека и прилегающих конструкций.
15. Описать концентрации напряжений на палубе вокруг отверстия люка (hatch openings).
16. Объяснить идею конструктивных компенсаций потери прочности в отверстии люка.
Слайд 34Контрольные вопросы:
17. Сделать эскизы поперечного сечения комингса люка, показывающие соединения
комингса и других элементов системы набора.
18. Сделать эскизы оборудования, установленного
на верхней палубе, а также шпигатов, штормовых портиков, релингов.
19. Проиллюстрировать связь надстроек с корпусом на борту судна.
20. Сделать эскизы плоскости переборки, которые показывают присоединения к палубе, к бортам и двойному дну, а также расположение ребер жесткости.
21. Привести эскизы гофрированных переборок.
22. Объяснить, почему поперечные переборки имеют вертикальные гофры, а продольные переборки имеют горизонтальные гофры.
23. Описать назначение скуловых килей (bilge keels), а также то, каким образом они крепятся к борту судна.
Слайд 35Рекомендуемая литература:
- Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков
и несении вахты. – Лондон.: ИМО. «Эшфорд Пресс», 2007. –
280 с.
Слайд 36Рекомендуемая литература:
- Консолидированный текст Конвенции СОЛАС-74. Санкт-Петербург, 1993. Бюллетени
изменений и дополнений к СОЛАС-74: №1–15 (1993 – 2001 гг.).
– 378 с.
Слайд 37Рекомендуемая литература:
- Model Course 7.03 Officer in charge of
a navigational watch. – Лондон.: ИМО. «Эшфорд Пресс», 1999. –
300 с.
Слайд 38Рекомендуемая литература:
- Правила классификации и постройки морских судов Российского
морского регистра судоходства
Слайд 39Рекомендуемая литература:
- Dokmar Maritime Publishers B.V. Ship knowledge, 5th
edition, 2008. – 384 с.