Слайд 1«Формы работы на уроке
по повышению мотивационной сферы учащихся»
Оленникова А.Н.
МОУ “СОШ №2 г.Верхнеуральска”
Слайд 2«На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать.
Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать»
Д.Карнеги
Слайд 3Образовательная мотивация, как определяют её психологи - это система факторов,
обуславливающих учебную деятельность и поведение учащихся.
Слайд 4Особенности мотивации деятельности и поведения в школьном возрасте:
У детей сильно
развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом- игры,
рассказы, разговоры служат признаками этого инстинкта.
Дети- настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесконнечные вопросы, стремление всё трогать, ощупывать, пробовать.
Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвижение своего «я» и огромное развитие фантазии и воображения- это инстинкт детского творчества.
Дети любят созидать, устраивать что-то часто из ничего, дополняя недостающее воображением. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
Слайд 5
Собственное развитие в процессе учения;
действие с другими
и для других;
познание нового, неизвестного.
Виды мотивов
Внутренние
Внешние
Учёба как вынужденное поведение;
процесс учёбы как привычное функционирование;
учёба ради лидерства и престижа;
стремление оказаться в центре внимания.
Слайд 6Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
мотивы, связанные с содержанием учения:
ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами
действий, проникнуть в суть явлений и т.д.;
мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребёнка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
Слайд 7Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
широкие
социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем,
родителями; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
узколичностные мотивы: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия);желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избежания неприятностей).
Слайд 8Повышение мотивации на уроках изо
Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей
специфики имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог на
уроке почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом. На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у школьников за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути – отказу от изобразительной деятельности.
Слайд 9Повышение мотивации на уроках изо
Мотив учения – это направленность школьника
на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика
к ней.
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства и технологии предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя - творца.
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Слайд 10Повышение мотивации на уроках изо
Для повышения мотивации к творческой деятельности
школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети,
с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.
Слайд 11Повышение мотивации на уроках изо
Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее
разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок.
Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Слайд 12Повышение мотивации на уроках изо
Урок – виртуальная прогулка/путешествие. Данный урок
можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны
с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран. Примерами таких уроков могут быть уроки в 7 классе по темам «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре», «Эрмитаж – сокровищница мировой культуры», «Кижи – деревянная сказка» .На уроках связанных с этой темой мы с ребятами изучаем и выполняем эскизы архитектурных деталей памятников народного зодчества, проводится беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали и фрагменты построек. Здесь же проводится словарная работа.
Слайд 13Повышение мотивации на уроках изо
Урок – репортаж с выставки. Данный
урок проводится после урока – виртуального путешествия, где используется предварительное
домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.
Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером такого урока может быть урок по теме «Пейзаж – настроение. Природа и художник» в 6 классе, на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись»
Слайд 14Повышение мотивации на уроках изо
Урок – викторина. На таком уроке
учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания
в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки, литературы. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Один из таких уроков можно провести в 5 классе как итоговый урок «Народные промыслы».
Урока - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходил урок в 5 классе «Русский костюм и современная мода». Учащиеся с удовольствием разрабатывали модели одежд для кукол.
Уроки-конкурсы: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Пример такого урока – урок в 6 классе по теме «Жанры в изобразительном искусстве».
Слайд 15Повышение мотивации на уроках изо
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж
новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-знакомства с различными техниками
рисования (в том числе нетрадиционными): монотипия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.
Слайд 16Повышение мотивации на уроках изо
Урок-пленэр - отличный жанр урока, который
классно совмещать с уроком-прогулкой. Ребята с удовольствием рисуют с натуры.
Единение с природой помогает настроиться на нужный лад, отвлечься от школьных забот. В такой форме можно провести урок у 4 классов “Пейзаж родной земли”,”Деревня - деревянный мир”.
Слайд 17
Есть в классе ученики, которые не могут начать работу без
помощи учителя. Таких учеников нужно заинтересовать. Я беру альбомный лист,
краски и за одну минуту изображаю работу на эту тему.
Очень много потом слышу восхищений учеников(«здорово», «как быстро»).После такого приема ученики заинтересованы и начинают сами рисовать работу с большим удовольствием.
Слайд 18Из всего этого я хочу сделать вывод: что большую роль
в мотивации ученика на уроке играет учитель. Нужно постоянно искать
новые методы и формы работы, и вести себя артистично. И тогда у учеников всегда будет интерес к вашему уроку.