Разделы презентаций


Теория коммуникации

Содержание

План1.Понятие и структура коммуникативной стратегии. 2.Понятие коммуникативных тактик и приемов их репрезентации.3.Классификация коммуникативных тактик.4.Тактики как способы воздействия.5.Тактический потенциал вопросов. Классификация вопросов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория коммуникации
Тема 3
Коммуникативные стратегии и тактики

Теория коммуникацииТема 3 Коммуникативные стратегии и тактики

Слайд 2План
1.Понятие и структура коммуникативной стратегии.
2.Понятие коммуникативных тактик и приемов

их репрезентации.
3.Классификация коммуникативных тактик.
4.Тактики как способы воздействия.
5.Тактический потенциал вопросов. Классификация

вопросов.





План1.Понятие и структура коммуникативной стратегии. 2.Понятие коммуникативных тактик и приемов их репрезентации.3.Классификация коммуникативных тактик.4.Тактики как способы воздействия.5.Тактический

Слайд 3Коммуникативная стратегия: определения
Каждой коммуникативной ситуации соответствует своя стратегия. Стратегия – осознание

ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в

интересах достижения цели.
Е. Клюев: «Под коммуникативной стратегией... будет пониматься совокупность запланированных заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели».
Коммуникативная стратегия: определенияКаждой коммуникативной ситуации соответствует своя стратегия. Стратегия – осознание ситуации в целом, определение направления развития

Слайд 4Коммуникативная стратегия: определения
Д.П. Гавра: «Коммуникативная стратегия – это некая обобщенная согласованная

схема коммуникативного поведения, в которой серия различных вербальных и невербальных

средств используется для достижения цели субъекта коммуникации».
В. Максимов и Н. Казаринова под стратегией понимают процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов.

Коммуникативная стратегия: определенияД.П. Гавра: «Коммуникативная стратегия – это некая обобщенная согласованная схема коммуникативного поведения, в которой серия

Слайд 5Коммуникативная стратегия: определения
Применительно к речевой коммуникации стратегия определяется следующим образом: «Речевые

стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении

всего разговора... Стратегию определяет макроинтеграция (намерение, цель) одного (или всех) участника диалога, обусловленная социально-психологическими особенностями конкретного общения». (Л. Граудина)
Коммуникативная стратегия: определенияПрименительно к речевой коммуникации стратегия определяется следующим образом: «Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода

Слайд 6Коммуникативная стратегия: структура
Стратегия включает в себя:
планирование взаимодействия в зависимости от

конкретной ситуации и личностей коммуникантов,
реализацию этого плана.

Коммуникативная стратегия: структураСтратегия включает в себя: планирование взаимодействия в зависимости от конкретной ситуации и личностей коммуникантов, реализацию

Слайд 7Коммуникативная стратегия: структура
Таким образом, коммуникативная стратегия предполагает:
осознание (анализ) коммуникативной ситуации (до

начала коммуникации);
определение модели поведения, исходя из п.1;
организацию в соответствии с

этим (1 - 2) взаимодействия (определение «ходов» коммуникации – и поведенческих, и речевых);
достижение цели коммуникации (ради этого и выстраивается стратегия).

Коммуникативная стратегия: структураТаким образом, коммуникативная стратегия предполагает:осознание (анализ) коммуникативной ситуации (до начала коммуникации);определение модели поведения, исходя из

Слайд 8Коммуникативные тактики
Стратегия коммуникации реализуется через тактики, которые выполняют функцию способов

осуществления стратегии в конкретной коммуникативной ситуации.
Иными словами, коммуникативная тактика

- совокупность практических ходов в реальном процессе коммуникативного взаимодействия, позволяющих достичь поставленных целей в конкретных ситуациях.

Коммуникативные тактикиСтратегия коммуникации реализуется через тактики, которые выполняют функцию способов осуществления стратегии в конкретной коммуникативной ситуации. Иными

Слайд 9Коммуникативные тактики
Коммуникативная тактика – это совокупность приемов осуществления коммуникации и

линия поведения на определенном ее этапе.

Коммуникативные тактикиКоммуникативная тактика – это совокупность приемов осуществления коммуникации и линия поведения на определенном ее этапе.

Слайд 10Коммуникативные стратегии и тактики
Таким образом, коммуникативная стратегия – это теоретическое

«выстраивание» модели взаимодействия, а тактика – это практическое воплощение такого

взаимодействия.
Коммуникативные  стратегии и тактикиТаким образом, коммуникативная стратегия – это теоретическое «выстраивание» модели взаимодействия, а тактика –

Слайд 11Например:
Так, при реализации стратегии отказа в выполнении просьбы может быть

применена одна из следующих тактик:
а) «перевоплощение»: выдать себя за некомпетентного

человека = неспособного выполнить просьбу;
Например:Так, при реализации стратегии отказа в выполнении просьбы может быть применена одна из следующих тактик:а) «перевоплощение»: выдать

Слайд 12Например:
б) ссылка на занятость (= невозможность выполнить просьбу в данное

время);
в) отказ без мотивировки;
г) уклонение от прямого ответа (ни да,

ни нет) и др.

Например:б) ссылка на занятость (= невозможность выполнить просьбу в данное время);в) отказ без мотивировки;г) уклонение от прямого

Слайд 13Приемы выражения тактик
Тактики как способы реализации стратегии выражаются с помощью

арсенала средств.
В качестве приемов выражения тактик при вербальной коммуникации выступают

речевые средства разных уровней, а также средства невербальной коммуникации.

Приемы выражения тактикТактики как способы реализации стратегии выражаются с помощью арсенала средств.В качестве приемов выражения тактик при

Слайд 14Например:
тактика отказа без мотивировки может быть выражена следующими средствами:
словом-предложением «Нет».
простым

распространенным предложением с отрицательным значением: «Я не буду выполнять твою

просьбу».

Например:тактика отказа без мотивировки может быть выражена следующими средствами:словом-предложением «Нет».простым распространенным предложением с отрицательным значением: «Я не

Слайд 15Например:
простым распространенным предложением с модальными оттенками значения: «Я не хочу

(не могу, не в состоянии) выполнять твою просьбу».
отрицательным жестом головы.
нетривиальным

способом: «Ты бы у меня еще попросил ключ от квартиры, где деньги лежат».


Например:простым распространенным предложением с модальными оттенками значения: «Я не хочу (не могу, не в состоянии) выполнять твою

Слайд 16 Классификация тактических приемов по Т.А. ван Дейку (как средств организации

диалогового взаимодействия)
Тактика «Перевоплощение». Используется, если стратегическая цель – получение максимума

информации. Заключается в том, что инициатор коммуникации искусственно устанавливает разрыв в знаниях, перевоплощаясь при этом в «незнайку», «провинциала», «дилетанта» или даже в «дурачка».

Классификация тактических приемов по Т.А. ван Дейку  (как средств организации диалогового взаимодействия)Тактика «Перевоплощение».

Слайд 17 Классификация
Тактика «Обобщение» используется, чтобы показать типичность, неслучайность и неисключительность информации.


Тем самым подкрепляется (а иногда с помощью данной тактики и

формируется) возможное общее мнение.
Вербальными сигналами применения этой тактики являются обобщающие слова (все, всегда и пр.), выражения вроде: «И так всегда», «С этим сталкиваешься на каждом шагу».

КлассификацияТактика «Обобщение» используется, чтобы показать типичность, неслучайность и неисключительность информации. Тем самым подкрепляется (а

Слайд 18 Классификация
Тактика «Приведение примера» показывает, что общее (или формируемое) мнение основано

на конкретных фактах (опыте).
Пример приводится в качестве иллюстрации, подтверждения

истинности того, что является содержанием коммуникации. Типовые выражения: «Вот пример», «Например, на прошлой неделе».

КлассификацияТактика «Приведение примера» показывает, что общее (или формируемое) мнение основано на конкретных фактах (опыте).

Слайд 19 Классификация
Тактика «Уступка» позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость, готовность принять

другую точку зрения даже при отказе от некоторых собственных убеждений

и интересов.
Как правило, является частью стратегии положительной самопрезентации. Реализуется с помощью уступительных конструкций.

КлассификацияТактика «Уступка» позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость, готовность принять другую точку зрения даже

Слайд 20 Классификация
Тактика «Контраст» – тактика противопоставления, предполагающая подчеркивание положительных и отрицательных

оценок, действий, свойств (часто путем противопоставления МЫ-группы н ОНИ-группы).

КлассификацияТактика «Контраст» – тактика противопоставления, предполагающая подчеркивание положительных и отрицательных оценок, действий, свойств (часто

Слайд 21 Классификация
Актуальна для ситуаций, где прослеживается конфликт интересов (отцы и дети,

свои и чужие и пр.).
Яркими свидетельствами использования тактики являются

антитеза, конструкции с противительными союзами, употребление антонимов.
КлассификацияАктуальна для ситуаций, где прослеживается конфликт интересов (отцы и дети, свои и чужие и

Слайд 22 Классификация
Тактика «Неожиданность» –использование неожиданной или неизвестной слушателям информации.
Способствует оживлению

коммуникации и привлечению угасающего внимания.

КлассификацияТактика «Неожиданность» –использование неожиданной или неизвестной слушателям информации. Способствует оживлению коммуникации и привлечению угасающего

Слайд 23 Классификация
Тактика «Провокация» – тактика «подстрекательства» на действия, которые могут иметь

негативные последствия для субъекта.
Применяется в тех случаях, когда адресата

необходимо «вывести из себя», заставить пойти на поводу у эмоций и выдать ту информацию оглашать которую коммуникант был не намерен, либо предпринять действия, совершать которые коммуникант был не намерен.

КлассификацияТактика «Провокация» – тактика «подстрекательства» на действия, которые могут иметь негативные последствия для субъекта.

Слайд 24 Классификация
Тактика «Апелляция к авторитету» –приведение мнения личности, обладающей высоким авторитетом

в обществе или в определенных его слоях, срабатывает «эффект имени».


Используется для подтверждения правильности и важности излагаемой информации. Чем больше кредит доверия по отношению к тому, чье мнение приводится, тем выше вероятность того, что передаваемая информация будет принята на веру.
КлассификацияТактика «Апелляция к авторитету» –приведение мнения личности, обладающей высоким авторитетом в обществе или в

Слайд 25 Классификация
Тактика «Привлечение эксперта», или «Экспертное мнение» - тактика, близкая тактике

«апелляция к авторитету».
Суть приема - в предъявлении мнения того,

кто является специалистом (профессионалом) в определенной сфере.
КлассификацияТактика «Привлечение эксперта», или «Экспертное мнение» - тактика, близкая тактике «апелляция к авторитету». Суть

Слайд 26 Классификация
Срабатывает не «эффект имени», а «эффект профессионала», мнению которого можно

доверять, поскольку оно основано на специальных, профессиональных знаниях и умениях.

В качестве экспертов могут выступать врачи, педагоги, спортсмены…
Прием также используется с целью повышения доверия к информации.

КлассификацияСрабатывает не «эффект имени», а «эффект профессионала», мнению которого можно доверять, поскольку оно основано

Слайд 27 Классификация
Тактика «Личное свидетельство», или «Свидетельство наблюдателя (участника)».
Смысл – в

приведении мнения «простых людей» (например, представителей какой-либо социальной группы –

пенсионеров, студентов, рабочих и т.п.) по проблеме, которая интересует адресанта, либо очевидцев события.
КлассификацияТактика «Личное свидетельство», или «Свидетельство наблюдателя (участника)». Смысл – в приведении мнения «простых людей»

Слайд 28 Классификация
Например, студенты говорят о том, как они получают качественные знания

в университете.
Или очевидцы события «из простых» делятся своими впечатлениями.
Как

правило, человек склонен доверять такому же, как он сам (по возрасту, роду занятий, социальному статусу и пр.).

КлассификацияНапример, студенты говорят о том, как они получают качественные знания в университете. Или очевидцы

Слайд 29 Классификация
Тактика «Прогнозирование» предполагает формулирование ожидаемого (возможного) развития событий с опорой

на реальное положение дел, необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования,

пожелания.
Связана со способностями производить анализ.

КлассификацияТактика «Прогнозирование» предполагает формулирование ожидаемого (возможного) развития событий с опорой на реальное положение дел,

Слайд 30 Классификация
Тактика «Внесение элемента неформальности» применима в официальной коммуникации, позволяет преодолеть

сдержанность, скованность.
В качестве одного из вариантов реализации тактики может

быть предложение перехода с Вы-общения на ТЫ-общение.

КлассификацияТактика «Внесение элемента неформальности» применима в официальной коммуникации, позволяет преодолеть сдержанность, скованность. В качестве

Слайд 31 Классификация
Тактика «Юмор». Смысл – в приведении смешных, парадоксальных примеров, в

«разбавлении» серьезной информации анекдотами, веселыми шутками, забавными историями, в том

числе и из своей жизни.
Хорошее чувство юмора, умение к месту привести шутку или каламбур в сочетании с невербальными элементами (улыбкой, например) позволят добиться успеха.

КлассификацияТактика «Юмор». Смысл – в приведении смешных, парадоксальных примеров, в «разбавлении» серьезной информации анекдотами,

Слайд 32 Классификация
Тактика «Да-да-да», или «Трех да» – известный в психологии общения

прием, когда партнеру подряд задаются три-четыре вопроса, на которые он

обязательно должен ответить «да». Тогда, вероятнее всего, и на основной вопрос он также ответит положительно.
Это одна из самых древних тактик. Изобрел ее великий древнегреческий философ Сократ и блестяще использовал для убеждения собеседников.

КлассификацияТактика «Да-да-да», или «Трех да» – известный в психологии общения прием, когда партнеру подряд

Слайд 33 Классификация
Тактика «Черный оппонент» – тактика, противоположная тактике «трех да».
Партнеру

по общению задается несколько вопросов с таким расчетом, чтобы хотя

бы на один из них он не смог ответить, после чего следует речевая формула прерывания коммуникации: «Вот видите, вопрос не подготовлен», «Дальнейшее обсуждение бессмысленно» и пр.

КлассификацияТактика «Черный оппонент» – тактика, противоположная тактике «трех да». Партнеру по общению задается несколько

Слайд 34 Классификация
Правила использования тактики «черный оппонент»:
вопросов не должно быть более трех,

иначе станет очевидным предвзятое отношение к собеседнику;
вопросы должны быть достаточно

сложными, в ряде случаев неразрешимыми, поскольку, если партнер ответит на все вопросы, тактика не сработала;
не следует позволять партнеру перехватить инициативу.

КлассификацияПравила использования тактики «черный оппонент»:вопросов не должно быть более трех, иначе станет очевидным предвзятое

Слайд 35 Классификация
Тактика «Подмазывание аргумента», или «Комплимент». Предполагает усиление коммуникативной позиции адресата,

его укрупнение.
Например, слабый довод, который может быть легко опротестован,

сопровождается комплиментом (подчас завуалированным) партнеру по общению.
КлассификацияТактика «Подмазывание аргумента», или «Комплимент». Предполагает усиление коммуникативной позиции адресата, его укрупнение. Например, слабый

Слайд 36 Классификация
Например:
«Вы, как человек умный, не станете отрицать»;
«Всем хорошо

известна ваша честность и принципиальность, поэтому вы...»;
«Человек, недостаточно образованный,

не поймет приведенный аргумент, но вы...».


КлассификацияНапример: «Вы, как человек умный, не станете отрицать»; «Всем хорошо известна ваша честность и

Слайд 37 Классификация
Тактика «Приведение аргументов». Назначение приема – подтверждение истинности и облегчение

процесса запоминания мнений, суждений и образов, содержащихся в передаваемой информации.


Заключается в предоставлении достаточного количества аргументов, чтобы они могли быть использованы адресатом для внутренней, интеллектуальной работы.
КлассификацияТактика «Приведение аргументов». Назначение приема – подтверждение истинности и облегчение процесса запоминания мнений, суждений

Слайд 38 Классификация
Этот прием часто называют «мнимый выбор», потому что под покровом

аргументации, многообразия точек зрения по обсуждаемой проблеме в наиболее выигрышном

свете представляются те суждения, которые выгодны для адресанта.
КлассификацияЭтот прием часто называют «мнимый выбор», потому что под покровом аргументации, многообразия точек зрения

Слайд 39 Классификация
Тактика «Привлечение внимания». Основной смысл – представить информацию в такой

форме, чтобы она непроизвольно притягивала внимание адресата.
Например, в рекламной

коммуникации эта задача решается с помощью ярких красок, контрастных цветов, необычных шрифтов, смены мелодии, оригинального дизайна.
КлассификацияТактика «Привлечение внимания». Основной смысл – представить информацию в такой форме, чтобы она непроизвольно

Слайд 40 Классификация
В PR-коммуникации для привлечения внимания используется техника «производства событий» или

«создания информационных поводов», когда событие, к которому будет приковано внимание

аудитории, тщательно готовится.
На привлечение внимания направлено и использование средств образности и выразительности, а также других языковых средств (обращений, имен собственных и пр.)
КлассификацияВ PR-коммуникации для привлечения внимания используется техника «производства событий» или «создания информационных поводов», когда

Слайд 41 Классификация
Тактика «Закладывание шашек» – тактика из сферы PR, когда планомерно

формируются ожидания адресата в отношении определенного события.
Название дано на

основании аналогии с действиями минеров, которые для усиления мощности взрыва закладывают несколько динамитных шашек, которые, детонируя, обеспечивают максимальный эффект.
КлассификацияТактика «Закладывание шашек» – тактика из сферы PR, когда планомерно формируются ожидания адресата в

Слайд 42 Классификация
Реализуется в виде спланированных публикаций, сообщений или организованной «утечки» информации

по каналу слухов, которые исподволь готовят целевую аудиторию (общественное мнение)

к нужному восприятию определенной информации.

КлассификацияРеализуется в виде спланированных публикаций, сообщений или организованной «утечки» информации по каналу слухов, которые

Слайд 43 Классификация
Тактика «Переключение внимания», или «Сдвиг».
Применим, когда надо решить обратную

задачу - отвлечь внимание адресата от какой-либо информации (как правило,

невыгодной для адресанта).
КлассификацияТактика «Переключение внимания», или «Сдвиг». Применим, когда надо решить обратную задачу - отвлечь внимание

Слайд 44 Классификация
Реализуется путем:
акцентирования внимания на ином событии, факте, аргументе;
растворения невыгодной

информации среди другой;
создания информационного шума, мешающего адресату сконцентрировать внимание

на нежелательной для адресанта информации.

КлассификацияРеализуется путем:акцентирования внимания на ином событии, факте, аргументе; растворения невыгодной информации среди другой; создания

Слайд 45 Тактики как способы воздействия
Очевидно, что тактические приемы не только являются

средствами реализации коммуникативной стратегии, но и способны выполнять функции воздействия

на участников коммуникации.
Так, В. Кузнецов классифицируя приемы, используемые для усиления воздействия, делит их на четыре группы.

Тактики как способы воздействияОчевидно, что тактические приемы не только являются средствами реализации коммуникативной стратегии,

Слайд 46 Тактики как способы воздействия
1. Приемы, используемые для воздействия на внимание адресата

к информации, – «приемы внимания» (например, привлечение внимания, переключение внимания,

юмор и др.).
2. Приемы, направленные на повышение кредита доверия адресата к информации, – «приемы доверия» (например, привлечение эксперта, апелляция к авторитету, личное свидетельство).
Тактики как способы воздействия1.	Приемы, используемые для воздействия на внимание адресата к информации, – «приемы

Слайд 47 Тактики как способы воздействия
3. Приемы, позволяющие влиять на процессы понимания адресатом

информации, – «приемы интерпретации» (например, обобщение, контраст, прогнозирование и пр.).
4. Приемы,

обеспечивающие закрепление информации в памяти, – «приемы подкрепления» (например, приведение примера и аргументов).

Тактики как способы воздействия3.	Приемы, позволяющие влиять на процессы понимания адресатом информации, – «приемы интерпретации»

Слайд 48 Тактический потенциал вопросов
Роль специфических тактик в определенных коммуникативных ситуациях (например,

при интервьюировании, проведении деловых переговоров и пр.) могут играть вопросы.
Исследователи

выделяют несколько категорий (видов) вопросов.

Тактический потенциал вопросовРоль специфических тактик в определенных коммуникативных ситуациях (например, при интервьюировании, проведении деловых

Слайд 49 Тактический потенциал вопросов
Вопросы о фактах (информационные) – выявление того, что

реально осуществилось во времени и пространстве.
Заключающие вопросы используются при завершении

коммуникации, подчеркивают равноправие собеседников, уважительное отношение между ними либо еще раз подтверждают достигнутые договоренности.

Тактический потенциал вопросовВопросы о фактах (информационные) – выявление того, что реально осуществилось во времени

Слайд 50 Тактический потенциал вопросов
Зеркальные вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника

или на повторении ключевых слов в его ответе, направлены на

повышение понимания.

Тактический потенциал вопросовЗеркальные вопросы, построенные на полном повторении ответа собеседника или на повторении ключевых

Слайд 51 Тактический потенциал вопросов
Зондирующие вопросы, нацеленные на получение необходимой информации о

собеседнике, чтобы решить, в каком направлении действовать (когда собеседнику причины

его собственного поведения или эмоционального состояния либо не ясны, либо он не хотел бы о них говорить).

Тактический потенциал вопросовЗондирующие вопросы, нацеленные на получение необходимой информации о собеседнике, чтобы решить, в

Слайд 52 Тактический потенциал вопросов
Закрытые вопросы – с жесткой структурой, на них

можно ответить просто да или нет или несколькими словами.
Открытые

вопросы – с не очень жесткой структурой, предполагают свободу в выборе ответа и начинаются со слов что, как, зачем, почему и т. п.
Тактический потенциал вопросовЗакрытые вопросы – с жесткой структурой, на них можно ответить просто да

Слайд 53 Тактический потенциал вопросов
Контрольные вопросы, нацеленные на проверку достоверности ответов.
Косвенные вопросы

– используются в тех случаях, когда есть опасение, что на

прямой вопрос человек не будет отвечать искренне.

Тактический потенциал вопросовКонтрольные вопросы, нацеленные на проверку достоверности ответов.Косвенные вопросы – используются в тех

Слайд 54 Тактический потенциал вопросов
Уточняющие вопросы следуют за уже поставленными с целью

уточнения или перепроверки сказанного.
Эстафетные вопросы – вопросы с целью поддержания

и продолжения диалога, чтобы переход от одной темы к другой был логичным и уместным.

Тактический потенциал вопросовУточняющие вопросы следуют за уже поставленными с целью уточнения или перепроверки сказанного.Эстафетные

Слайд 55 Тактический потенциал вопросов
Переспрос – полное повторение прозвучавшего из уст собеседника

вопроса с целью выигрыша времени и/или уяснения его сути.
Риторические вопросы,

не требующие ответа и содержащие в себе скорее утверждение, нежели отрицание.



Тактический потенциал вопросовПереспрос – полное повторение прозвучавшего из уст собеседника вопроса с целью выигрыша

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика