Слайд 1Теория обучения (Дидактика)
Педагогические технологии
зав. кафедрой педагогики ВГГУ,
д.п.н., проф.
Е.Н. Селивёрстова
Слайд 2ПОНЯТИЕ О ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
План
Личностно-ориентированное обучение как отражение
инновационных процессов в образовании.
Цель и содержание личностно-ориентированного обучения.
Базовые характеристики методов
личностно-ориентированного обучения.
Слайд 3Список
учебной литературы к теме
1. Селивёрстова Е.Н. Современная дидактика: от
школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир,
2009. или Селивёрстова Е.Н. От школы знания к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. Учебное пособие. – Владимир, 2008.
2. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1 / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. – Владимир: ВГПУ, 1998. Раздел III. (электронный вариант – на кафедре, печатный – в библиотеке).
4. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А.Смирнова. –М.: Академия, 2004. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/37489/
5. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Хрестоматия. – Владимир: ВГПУ, 1998. – С.423-432.
6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М, 2005.
Слайд 4Что общего между традиционным и развивающим обучением?
понимание обучения как включение
школьников в научное познание действительности, существующей вне познающего субъекта
в основе
– модель научного познания (описание, объяснение, прогноз)
источник познавательной активности – извне заданное содержание
Слайд 5Приоритет – не личность, а продукт, который от неё можно
получить:
выполнение определенных социальных ролей
сформированность научной картины мира
реализация моделей поведения
владение системой
научных знаний, умений и навыков
освоение способов познавательной деятельности и т.п.
Слайд 6 Новый приоритет образования
развитие личностного начала,
суть которого состоит в готовности к самореализации, избирательности, к самоопределению
и саморазвитию
Развитие личности становится самостоятельной целью и самоценным
результатом обучения
Слайд 7Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где
во главу угла ставится
личность ребенка
самобытность и субъектно-личностный опыт каждого сначала раскрывается, а потом
согласовывается с содержанием, задаваемым обучением
Слайд 8Цель личностно-ориентированного обучения
создание специальных условий, содействующих тому,
чтобы при освоении любого компонента содержания образования развивалась сфера личностных
функций школьников, составляющих содержание личностного опыта, опыта «быть личностью» (А.Н.Леонтьев)
Слайд 9Личностные функции – это духовные возможности, которые используются для:
самоконструирования своего
внутреннего мира
принятия ценностей
выработки собственных правил самоорганизации внутреннего мира (ценностный
«устав» поведения)
осуществления свободных выборов и принятия решений
Слайд 10Состав личностных функций:
(по В.В.Серикову)
мотивации
опосредования
коллизии
критики
рефлексии
смыслотворчества
ориентации
обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира
творчески преобразовательная
самореализации
Слайд 11Состав личностного опыта:
(по
В.В.Серикову)
субъективные взгляды
установки
убеждения
собственные оценки и выводы пережитого
!!! формируется в процессе
взаимодействия личностей
Слайд 12Содержание личностно-ориентированного обучения обязательно включает личностный опыт, который:
не может проявиться
в отрыве от освоенных школьником предметных знаний и умений
требует переживаний,
выработки субъективного образа жизненной ситуации
обретается, т.е. самостоятельно выстраивается школьником
Слайд 13Состав содержания личностно-ориентированного обучения:
предметный и познавательный опыт, представленный в содержании
учебной программы и предполагающий обязательную возможность выбора школьниками способа учебно-познавательной
деятельности
личностный опыт, приобретаемый на основе соединения познавательной деятельности школьника с его жизнью
Слайд 14Личностно-ориентированное содержание должно быть задано так, чтобы:
изучаемый материал выступал как
повод для ценностно-смысловых исканий личности
ученик оказывался в жизненной ситуации, которая
меняет привычный ход его жизнедеятельности и требует от него рефлексии, переосмысления сложившейся ситуации, новой модели поведения
Слайд 15Особый вид познавательной деятельности, которая формирует личностный опыт:
она не сводится
только к усвоению предметного содержания и способов познавательной деятельности
предполагает возможность
самоопределения школьников в отношении ценности и смысла предметного познания
основана на переживании школьником соотнесенности осуществляемой познавательной деятельности с его жизнедеятельностью
Слайд 16Методы личностно-ориентированного обучения основаны на использовании:
задачного подхода
диалогового подхода
игрового подхода
Слайд 17NB! Задание для самостоятельной
работы №1
Используя содержание электронного ресурса http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200600914 (или иную
справочную литературу)
определите специфику задачного подхода в организации обучения.
Сделайте соответствующие выписки
Слайд 18NB! Задание для самостоятельной
работы №2
Используя материалы:
Эльконин Д.Б. Игра и психическое
развитие // Хрестоматия. – Владимир, 1998. – С.471-475.
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры // Хрестоматия. – Владимир, 1998. – С.475-477.
(или иную справочную литературу)
выпишите особенности игрового подхода к организации обучения
Слайд 19NB! Задание для самостоятельной
работы №3
При подготовке к семинарскому занятию по теме «Диалог
как технология личностно-ориентированного обучения»
определите особенности диалогового подхода к организации обучения