Разделы презентаций


ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ФИРМА В ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ Лекция 1

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Курс лекций

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВКурс лекций

Слайд 2ВВЕДЕНИЕ. ФИРМА В ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ. ФИРМА В ТЕОРИИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ Лекция 1

Слайд 3Теория отраслевых рынков
наука о способах формирования, видах и экономических последствиях

функционирования рыночных структур.

Взаимодействие фирм (внутриотраслевое и межотраслевое):
поведение доминирующей фирмы;
способы

динамического ценообразования;
вопросы вертикальной интеграции.
Теория отраслевых рынковнаука о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур.Взаимодействие фирм (внутриотраслевое и межотраслевое):поведение

Слайд 4Взаимосвязь с другими науками
Теория отраслевых рынков
Теория фирмы
Теория менеджмента
Теория игр
Маркетинг
моделирует конкуренцию

среди фирм как взаимодействие стратегий
дает теоретическую базу для проведения маркетинговых
исследований


альтернативные концепции фирмы и ее
поведения во внешней среде

теоретические основы
управления фирмой

Взаимосвязь с другими наукамиТеория отраслевых рынковТеория фирмыТеория менеджментаТеория игрМаркетингмоделирует конкуренцию среди фирм как взаимодействие стратегийдает теоретическую базу

Слайд 5ФИРМА В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ
Что такое рынок?
Из чего складываются отношения

в рамках той или иной рыночной структуры?
Каким образом осуществляется

переход от одной структуры к другой?
Чем вызывается смена ориентиров динамики рынков?
ФИРМА В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВЧто такое рынок? Из чего складываются отношения в рамках той или иной рыночной

Слайд 6Фирма как один из основных институтов современной экономической системы
Субъект экономической

деятельности,
осуществляющий свои функции во внешней экономической среде

Потребители
Поставщики
Государство


Конкуренты
Природные условия
Общество в целом
Фирма как один из основных институтов современной экономической системыСубъект экономической деятельности,осуществляющий свои функции во внешней экономической среде

Слайд 7Отличительные особенности фирмы
представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу;
является

самостоятельным юридически независимым экономическим агентом;
выполняет особую функцию в экономике: покупает

ресурсы с целью производства товаров и услуг;
служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования;
существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли.
Отличительные особенности фирмыпредставляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу;является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом;выполняет особую функцию

Слайд 8Основные концепции фирмы
Технологическая концепция фирмы
Контрактная концепция фирмы
Стратегическая концепция фирмы

Основные концепции фирмыТехнологическая концепция фирмыКонтрактная концепция фирмыСтратегическая концепция фирмы

Слайд 9Технологическая концепция фирмы

фирма - структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске;

минимальные

издержки на единицу продукции достигаются при минимально эффективном выпуске

Технологическая концепция фирмыфирма - структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске;минимальные издержки на единицу продукции достигаются при минимально

Слайд 10Технологическая концепция фирмы
однопродуктовые
многопродуктовые
однозаводские
многозаводские

Технологическая концепция фирмыоднопродуктовыемногопродуктовыеоднозаводскиемногозаводские

Слайд 11Горизонтальные и вертикальные границы фирмы
ФИРМА
Объемы выпуска
Товарное многообразие
Возможности использования нескольких этапов

переработки

Горизонтальные и вертикальные границы фирмыФИРМАОбъемы выпускаТоварное многообразиеВозможности использования нескольких этапов переработки

Слайд 12Горизонтальный размер фирмы
Субаддитивные издержки - если они меньше при совместном

выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках

различных фирм:

ΣTC(qi) > TC(Σqi)

ΣTC(qi) - совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках отдельных производств;

TC(Σqi) - совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров.
Горизонтальный размер фирмыСубаддитивные издержки - если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном

Слайд 13Положительные эффекты
Производство одного товара - простой положительный эффект масштаба -

сокращение средних издержек выпуска товара при увеличении его количества;

Q↑→ATC↓
Производство нескольких товаров - положительный эффект разнообразия - сокращение средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых в рамках одной фирмы.
i↑→ATC↓

Положительные эффектыПроизводство одного товара - простой положительный эффект масштаба - сокращение средних издержек выпуска товара при увеличении

Слайд 14Вертикальные границы фирмы
Покупать или производить продукты последовательных стадий переработки?

TC(q1, 0)

+ TC(0,q2) < TC(q1,q2) → покупка TC(q1, 0) + TC(0,q2)

> TC(q1,q2) → ВИС

q1 и q2 - продукты последовательных стадий переработки
Вертикальные границы фирмыПокупать или производить продукты последовательных стадий переработки?TC(q1, 0) + TC(0,q2) < TC(q1,q2) → покупка TC(q1,

Слайд 15Контрактная концепция фирмы
Фирма – совокупность контрактов
ВНУТРЕННИЕ
ВНЕШНИЕ

Контрактная концепция фирмыФирма – совокупность контрактовВНУТРЕННИЕВНЕШНИЕ

Слайд 16Внутренние контракты
Издержки контроля (ИК):
расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов
потери в

результате недолжного выполнения контрактов.

Внутренние контрактыИздержки контроля (ИК):расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактовпотери в результате недолжного выполнения контрактов.

Слайд 17Внешние контракты
Трансакционные издержки (ТИ) - затраты на совершение деловых операций:
денежная

оценка времени на поиск делового партнера,
на ведение переговоров,
заключение контракта,


обеспечение соответствующего выполнения контракта.
Внешние контрактыТрансакционные издержки (ТИ) - затраты на совершение деловых операций:денежная оценка времени на поиск делового партнера, на

Слайд 18Рынок и фирма в контрактной концепции
Рынок - сеть внешних контрактов
Фирма

- сеть внутренних контрактов
Выбор зависит от соотношения издержек:
ТИ > ИК

– товар производится фирмой
ТИ < ИК – товар производится рынком


Рынок и фирма в контрактной концепцииРынок - сеть внешних контрактовФирма - сеть внутренних контрактовВыбор зависит от соотношения

Слайд 19Товар производится фирмой
Если
производство уникального товара;
динамический рынок с неопределенным спросом и

непредсказуемым движением цен;
асимметрия информации на рынке.

Товар производится фирмойЕслипроизводство уникального товара;динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен; асимметрия информации на рынке.

Слайд 20Зачем нужны внешние контракты?
↑ ТИ → Ограничение сферы

деятельности рынка

↑ Крупных

фирм
Развитие внутренних контрактов


↑ Численности работающих


Результат фирмы= труд множества


Разрушается связь «труд-результат»
(эффект «безбилетника»)


↑ ИК

Зачем нужны внешние контракты?↑ ТИ →  Ограничение сферы

Слайд 21Границы фирмы в рамках контрактного подхода
Издержки контроля
(максимальный размер фирмы)


ФИРМА


Трансакционные издержки
(минимальный

размер фирмы)

Границы фирмы в рамках контрактного подходаИздержки контроля(максимальный размер фирмы)ФИРМАТрансакционные издержки(минимальный размер фирмы)

Слайд 22Организационные формы фирмы
U-форма (unitary) ИК min, ТИ max
М-форма (multiproduct)

Организационные формы фирмыU-форма (unitary) ИК min, ТИ maxМ-форма (multiproduct)

Слайд 23Стратегическая концепция фирмы
Технологическая и контрактная концепции: Фирма - пассивная структура

экономики (реагирует на окружающую экономическую среду, например, на технологию или

контрактные отношения, господствующие в отрасли)
Стратегическая: Фирма – активный субъект. Стратегия - сознательное, целенаправленное поведение фирмы и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах
Стратегическая концепция фирмыТехнологическая и контрактная концепции: Фирма - пассивная структура экономики (реагирует на окружающую экономическую среду, например,

Слайд 24Формирование стратегии
Фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь

поведение своих конкурентов, а также спрос и действия правительства.
Фирма

активно воздействует на спрос, формируя потребительские предпочтения.
Фирма воздействует на правительство, добиваясь желаемого регулирования налогообложения, таможенных пошлин и квот, выделения субсидий, принятия антимонопольных законов и исключений из них.
Фирма - активный участник формирования отраслевой, микроэкономической, а зачастую и макроэкономической политики государства.
Формирование стратегииФирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь поведение своих конкурентов, а также спрос и

Слайд 25Параметры поведения фирмы
цена, качество и количество выпускаемого товара,
закупки ресурсов,


наем персонала,
выпуск ценных бумаг,
финансовые отношения с поставщиками и

заказчиками
факторы стратегического поведения фирм
Параметры поведения фирмыцена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения

Слайд 26РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Лекция 2

РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬЛекция 2

Слайд 27Взаимосвязь концентрации продавцов на рынке и уровня монопольной власти
Монополия
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Рыночная

власть фирм
«структура-поведение-результат»
результаты, получаемые фирмами, зависят от их поведения,
а поведение

определяется структурой рынка, на котором
данные фирмы функционируют.

монопольная власть ~ концентрация
(+нестратегические факторы → связь корреляционная)

Взаимосвязь концентрации продавцов на рынке и уровня монопольной властиМонополияОлигополияМонополистическая конкуренцияРыночная власть фирм«структура-поведение-результат»результаты, получаемые фирмами, зависят от их

Слайд 28Показатели концентрации продавцов на рынке
При одинаковом числе фирм

на рынке:
↓ дифференциация по размеру →

↓ уровень концентрации.

На рынке:
↑ уровень концентрации →
↑ зависимость фирм друг от друга

↓ крупных фирм → ↑концентрация

Показатели концентрации продавцов на рынке  При одинаковом числе фирм на рынке:  ↓ дифференциация по размеру

Слайд 29Определение рынка
Рынком товара X является совокупность продавцов и

покупателей товара X.

Определение рынка  Рынком товара X является совокупность продавцов и покупателей товара X.

Слайд 30Границы рынка
продуктовые
потребительские товары и товары производственно-технического назначения
временные


товары длительного пользования и текущего потребления
локальные

конкуренция продавцов на общенациональном или мировом рынке, высота барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов
Границы рынкапродуктовые   потребительские товары и товары производственно-технического назначениявременные   товары длительного пользования и текущего

Слайд 31Соотношение рынка и отрасли
Отрасль - совокупность предприятий, производящих близкие продукты,

используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а

отрасль - характером используемых технологий

РЫНОК  ОТРАСЛЬ

Соотношение рынка и отраслиОтрасль - совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.Рынок объединен

Слайд 32Критерии выделения рынка
Показатель изменения выручки при изменении цены.
Корреляция цен товаров

во времени.
Географическая ограниченность рынка.

Критерии выделения рынкаПоказатель изменения выручки при изменении цены.Корреляция цен товаров во времени.Географическая ограниченность рынка.

Слайд 33Показатели специализации и охвата
показатель специализации - доля объема продаж товара

X к общему объему реализации предприятий, отнесенных нами к отрасли

X;
показатель охвата - доля объема продаж товара X предприятиями, отнесенными нами к отрасли X, к общему объему реализации товара X.
Показатели специализации и охватапоказатель специализации - доля объема продаж товара X к общему объему реализации предприятий, отнесенных

Слайд 34Определение показателя размера фирмы
доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
доля

занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
доля

стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Монополизм: в России (не менее 35% рынка),
в Великобритании (не менее 25% рынка).
Определение показателя размера фирмыдоля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;доля занятых на предприятии в численности занятых в

Слайд 35Показатели концентрации
Индекс концентрации (concentration ratio)
Ck

= Σ Yi ; i =1, 2...k,
Yi - размер фирмы

(например, рыночная доля);
k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм, на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.
Показатели концентрации Индекс концентрации (concentration ratio)     Ck = Σ Yi ; i =1,

Слайд 36Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках А и В

Сравнительный анализ индексов концентрации на рынках А и В

Слайд 37Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)
HHI = ΣYi2,
i = 1, 2,...,n.
0

- идеальный случай совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много

продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка
1 - когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)HHI = ΣYi2, i = 1, 2,...,n.0 - идеальный случай совершенной конкуренции, когда на

Слайд 38Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм

в рамках олигополии

Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии

Слайд 39Показатель дисперсии долей фирмы
σ2 = Σ(Yi –Ŷ)2/ n;
Ŷ -

средняя доля фирмы на рынке = 1/n;
n - число фирм

на рынке.

HHI = nσ2 + 1/n,
Показатель дисперсии долей фирмыσ2 = Σ(Yi –Ŷ)2/ n; Ŷ - средняя доля фирмы на рынке = 1/n;n

Слайд 40Индекс энтропии
E = ΣYi ln(1/Yi), i = 1,…,n.

E = 1/n

ΣYi ln(1/Yi), i = 1, ,n. – относительный показатель

Индекс энтропииE = ΣYi ln(1/Yi), i = 1,…,n.E = 1/n ΣYi ln(1/Yi), i = 1, ,n. –

Слайд 41Индекс Джини. Кривая Лоренца
Процент фирм (нарастающим итогом)
- фактическая кривая Лоренца
-

кривая Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей

Индекс Джини. Кривая ЛоренцаПроцент фирм (нарастающим итогом)- фактическая кривая Лоренца- кривая Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей

Слайд 42Индекс Джини
Характеризует уровень неравномерности распределения рыночных долей.
для его определения

необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе

и мельчайших.
Индекс ДжиниХарактеризует уровень неравномерности распределения рыночных долей. для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли,

Слайд 43Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия

Толлинг и концентрация на внутреннем рынке алюминия

Слайд 44Барьеры входа на рынок и выхода с рынка
Лекция 3

Барьеры входа на рынок  и выхода с рынкаЛекция 3

Слайд 45Барьеры входа на рынок
Факторы объективного или субъективного характера, из-за

которых новым фирмам трудно или невозможно начать свое дело в

выбранной отрасли
Конкуренция не опасна для фирм существующих на рынке
Барьеры входа на рынок Факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно или невозможно начать

Слайд 46Влияние барьеров входа на ситуацию на рынке
барьеры для входа
+
высокий уровень

концентрации
=
[ цены > предельных издержек]
=
экономическая прибыль
( t ;

T )
Влияние барьеров входа на ситуацию на рынкебарьеры для входа+высокий уровень концентрации =[ цены > предельных издержек]= экономическая

Слайд 47Влияние барьеров входа на ситуацию на рынке
Барьеров для входа нет



Фактические конкуренты
+
потенциальные конкуренты

(при любой степени концентрации на рынке)

Влияние барьеров входа на ситуацию на рынкеБарьеров для входа нет ↓Фактические конкуренты + потенциальные конкуренты(при любой степени

Слайд 48Классификация барьеров входа на рынок
Нестратегические факторы рыночной структуры:
технология производства;
характер

предпочтений потребителей;
динамика спроса;
иностранная конкуренция
т. д.

Стратегическое поведение фирм, действующих

на рынке
стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль;
стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации,
патенты;
вертикальная интеграция и дифференциация продукта
т. д.
Классификация барьеров  входа на рынокНестратегические факторы рыночной структуры: технология производства;характер предпочтений потребителей;динамика спроса;иностранная конкуренция т. д.

Слайд 49Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
Минимально эффективный выпуск (МЭВ)

англ. Minimum efficient size, MES

Это такой объем выпуска, при

котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек.
Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпускМинимально эффективный выпуск (МЭВ) англ. Minimum efficient size, MES Это

Слайд 50Минимально эффективный выпуск
Минимально эффективный выпуск для L-образной кривой издержек на

единицу продукции
(естественная монополия)
Минимально эффективный выпуск для U-образной кривой средних издержек

в долгосрочном периоде
(Qd < MES)
Минимально эффективный выпускМинимально эффективный выпуск для L-образной кривой издержек на единицу продукции(естественная монополия)Минимально эффективный выпуск для U-образной

Слайд 51Количество фирм на рынке
Количество фирм, действующих в отрасли в состоянии

долгосрочного равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса по цене, равной

минимальному значению долгосрочных средних издержек, к минимально эффективному выпуску (при условии, что производственная функция и структура издержек всех фирм в отрасли идентична)

n = Qd ( P = min LRAC) / q*

Количество фирм на рынкеКоличество фирм, действующих в отрасли в состоянии долгосрочного равновесия, определяется отношением объема рыночного спроса

Слайд 52Ситуация на рынке
Если nф > n

LRACi > LRACmin

Pi ≤

min LRAC

Прi < 0, фирма уходит с рынка

Ситуация на рынкеЕсли nф > n LRACi > LRACminPi ≤ min LRAC↓Прi < 0, фирма уходит с

Слайд 53Оценка барьеров входа
Положительная отдача от масштаба - наличие барьеров входа

в отрасль.
Разница между уровнем средних издержек крупных и мелких фирм

в отрасли – высота барьеров входа, вызванных положительной отдачей от масштаба.
LRAC10% мелких / LRAC10% крупных = 1,25
Оценка барьеров входаПоложительная отдача от масштаба - наличие барьеров входа в отрасль.Разница между уровнем средних издержек крупных

Слайд 54Вертикальная интеграция и барьеры входа
Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая

на данном рынке, является также собственником
ранних стадий производственного процесса

(интеграция первого типа, интеграция ресурсов);
поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция конечного продукта).
Вертикальная интеграция и барьеры входаВертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на данном рынке, является также собственником ранних

Слайд 55Вертикальная интеграция двух типов

Вертикальная интеграция двух типов

Слайд 56
Влияет ли вертикальная интеграция на рыночную власть?

Влияет ли вертикальная интеграция на рыночную власть?

Слайд 57Конкурентные преимущества вертикальной интеграции
ВИС может в большей степени снижать цену

товара или получать большую прибыль при данной цене:
снижение затрат на

ресурсы (факторы производства);
снижение трансакционных издержек (при продаже конечного продукта).
Конкурентные преимущества вертикальной интеграцииВИС может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной

Слайд 58Влияние ВИС на барьеры входа на рынок
Важным последствием интеграции служит

повышение влияния продавцов на рынок: если одна из фирм, действующих

на рынке, является крупнейшим собственником факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой широкой дистрибьюторской сетью, новым фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее получить доступ на этот рынок.
Влияние ВИС на барьеры входа на рынокВажным последствием интеграции служит повышение влияния продавцов на рынок: если одна

Слайд 59Диверсификация деятельности фирмы
Индекс энтропии
E = ΣPiln(1/Pi), i = 1, 2,……,

n,
где i = 1, 2,...,n - продукты, производимые и продаваемые

фирмой;
0 < E < ∞
Диверсификация деятельности фирмыИндекс энтропииE = ΣPiln(1/Pi), i = 1, 2,……, n,где i = 1, 2,...,n - продукты,

Слайд 60Влияние диверсификации на барьеры входа
Диверсифицированная - бóльшими размерами, чем недиверсифицированная

q*



Барьеры входа растут

Влияние диверсификации на барьеры входаДиверсифицированная - бóльшими размерами, чем недиверсифицированнаяq* ↑Барьеры входа растут

Слайд 61Преимущества диверсификации
Возможность компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные

убытки, которые компания терпит на другом.
Факт наличия диверсифицированной компании в

отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.
Метод проникновения на новые рынки.
Служит и барьером входа в отрасль, и фактором снижения барьеров выхода из отрасли.
Преимущества диверсификацииВозможность компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки, которые компания терпит на другом.Факт наличия

Слайд 62Дифференциация продукта
Дифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту

же потребность, и обладающих одними и теми же базовыми характеристиками.
Товары

различаются:
упаковкой,
маркировкой,
незначительными внутренними модификациями
Относятся к одному товарному виду
Дифференциация продуктаДифференциация продукта означает разнообразие товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и обладающих одними и теми

Слайд 63Дифференциация и барьеры входа
притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории

потребителей
(так называемая « приверженность марке» - brand loyalty)

новым фирмам

приходится преодолевать стереотипы поведения потребителей

И ↑

Дифференциация и барьеры входапритягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей (так называемая « приверженность марке» -

Слайд 64Репутация новой фирмы при дифференциации
проблема выбора покупателем продавца при

неизвестном качестве его продукта

Репутация может рассматриваться в качестве барьера

входа в отрасль

возможность осуществлять монопольную власть действующим в отрасли фирмам
Репутация новой фирмы при дифференциации проблема выбора покупателем продавца при неизвестном качестве его продукта Репутация может рассматриваться

Слайд 65Преодоление барьеров входа
рекламные кампании,
весьма существенные ценовые скидки в начальный период

деятельности на рынке,
предоставляют покупателям более надежные и продолжительные гарантии на

продаваемую продукцию.
Все это вызывает дополнительные издержки для новой на конкретном рынке фирмы, которые можно рассматривать как инвестиции в ее доброе имя.
Преодоление барьеров входарекламные кампании,весьма существенные ценовые скидки в начальный период деятельности на рынке,предоставляют покупателям более надежные и

Слайд 66Эластичность и темпы роста спроса
выше темпы роста спроса

быстрее увеличиваются

масштабы рынка

легче новым фирмам войти в отрасль

Ниже уровень концентрации

выше степень

конкурентности рынка.
Эластичность и темпы роста спроса выше темпы роста спроса↓быстрее увеличиваются масштабы рынка↓легче новым фирмам войти в отрасль↓Ниже

Слайд 67Эластичность спроса и барьеры входа
Если спрос неэластичен, фирмы могут

увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем

в условиях эластичного спроса.
Чем ниже эластичность спроса, тем легче для доминирующей фирмы одновременно ограничивать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.
Эластичность спроса и барьеры входа Если спрос неэластичен, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в

Слайд 68Иностранная конкуренция
Иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации

в отрасли монопольной власти рыночных агентов и степень несовершенства рынка
Высота

барьеров
входа

=

Ставка
импортных тарифов

↑ импортного тарифа:
повышение равновесной цены и сокращению потребительского выигрыша;
увеличение объема продаж и прибыли отечественной фирмы.

Иностранная конкуренция Иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных агентов и

Слайд 69Монополия и потери общества
Лекция 4

Монополия и потери общества Лекция 4

Слайд 70Микроэкономическая теория
Концептуальные основы измерения потерь общества от монополии


общественное благосостояние
=
выигрыши производителей
+
выигрыши потребителей

Микроэкономическая теория Концептуальные основы измерения потерь общества от монополии  общественное благосостояние=выигрыши производителей +выигрыши потребителей

Слайд 71Эмпирическое измерение потерь общества от монополии
Подходы и способы

Их достоинства

и недостатки

Возможности практического применения.

Эмпирическое измерение потерь общества от монополииПодходы и способы Их достоинства и недостаткиВозможности практического применения.

Слайд 72Максимизации прибыли монополии
Монополия - рыночная структура,
при которой на рынке

действует
единственная фирма-продавец какого-либо товара

фирма-монополист контролирует рынок целиком

остаточный

спрос на продукцию
относительно неэластичен

Объем продаж оказывает влияние на цену

Чем ↑ QS, тем ↓ PS
Максимизации прибыли монополииМонополия - рыночная структура, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара ↓фирма-монополист контролирует

Слайд 73Чтобы совокупная выручка монополиста не уменьшалась, снижение цены (то есть

потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться

большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.
Чтобы совокупная выручка монополиста не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого

Слайд 74Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка

от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере,

не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки.
Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или,

Слайд 75Прибыль монополиста

π = TR-ТС, π = f(Q).
где TR

- совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки

Прибыль монополиста π = TR-ТС, π = f(Q). где TR - совокупная выручка монополиста, ТС - его

Слайд 76Условия максимизации прибыли
Первое условие: MR=MC, где
MR - предельная выручка


МС - предельные издержки

Второе условие:

Прибыль максимальна,

если при условии I предельная выручка с увеличением выпуска сокращается в большей степени, чем предельные издержки.

Условия максимизации прибыли Первое условие: MR=MC, где 	MR - предельная выручка 	МС - предельные издержки Второе условие:

Слайд 77Цена монополиста
, Ed - ценовая эластичность спроса

Цена монополиста, Ed - ценовая эластичность спроса

Слайд 78Монополист может нести убытки?
зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить

и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется

условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна.
Монополист может нести убытки?зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних издержек производства при оптимальном объеме

Слайд 80СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ ФИРМ НА РЫНКЕ
Лекция 5

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ ФИРМ НА РЫНКЕ Лекция 5

Слайд 81СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ ФИРМ НА РЫНКЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНЫХ ФИРМ НА РЫНКЕ

Слайд 82Доминирующая фирма
Лекция 6

Доминирующая фирмаЛекция 6

Слайд 83Доминирующая фирма (dominant firm) 
Фирма, занимающая прочные лидирующие позиции на рынках

Доминирующая фирма (dominant firm) Фирма, занимающая прочные лидирующие позиции на рынках

Слайд 84Издержки доминирующей фирмы
Пути достижения преимуществ в издержках
а) если доминирующая фирма

обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший

менеджмент);
б) если доминирующая фирма в большей степени, чем конкуренты способна усваивать и использовать накопленный опыт (learning-by-doing);
в) если доминирующая фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства.
Издержки доминирующей фирмыПути достижения преимуществ в издержкаха) если доминирующая фирма обладает более эффективной технологией или более качественными

Слайд 85Продукция доминирующей фирмы
лучшие внутренними свойствами выпускаемого товара;
эффективная реклама;
репутация фирмы или

данная фирма давно производит данный товар;
приверженность марке у потребителей (brand

loyality);
Продукция доминирующей фирмылучшие внутренними свойствами выпускаемого товара;эффективная реклама;репутация фирмы или данная фирма давно производит данный товар;приверженность марке

Слайд 86Картель
Группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой.
Координация

деятельности фирм, заключивших соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную

цену, что и одна крупная фирма.
Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение - монополия.
Если несколько фирм - доминирующая фирма.
КартельГруппа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Координация деятельности фирм, заключивших соглашение, оказывает такое же

Слайд 87Модель поведения ценового лидера на рынке
на рынке существует одна крупная

фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства;
фирмы-аутсайдеры

ориентируются на цену доминирующей фирмы (являются «ценополучателями» - соглашаются с ее ценой);
число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли (это соответствует предпосылке об анализе краткосрочного периода на рынке).
доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса;
доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.
Модель поведения ценового лидера на рынкена рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более

Слайд 88Схема анализа рынка с доминирующей фирмой
1. Установить величину предложения фирм-аутсайдеров

при данной цене:
Qsa = Qs(PL),
где PL

- цена доминирующей фирмы.
2. Установить величину остаточного спроса, учитывая что весь выпуск конкурентных фирм найдет сбыт:
ORD=QD(P) - Qsa(P),
где QRD -величина остаточного спроса,
QD(P) - объем рыночного спроса.
3. Найти количество товара, которое произведет доминирующая фирма, максимизирующая прибыль: MRL=MCL,
где MRL - предельная выручка доминирующей фирмы относительно остаточного спроса
Схема анализа рынка с доминирующей фирмой1. Установить величину предложения фирм-аутсайдеров при данной цене:  Qsa = Qs(PL),

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика