Слайд 1Теория социального научения Альберта Бандуры
Выполнила
студентка группы ЗПЛМ-117
Пичугина Д.
Слайд 2Альберт Бандура
канадский и американский психолог украинского происхождения, известный своими работами
по теории социального научения (или социального когнитивизма), а также экспериментом
с куклой Бобо.
Слайд 3Проблемой социального научения занимались американские психологи А. Бандура, Р. Сирс,
Б. Скиннер и другие ученые.
Слайд 4Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире,
как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого
направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации и подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья форма научения.
Слайд 5А. Бандура считал, что для того чтобы сформировать новое поведение,
недостаточно награды и наказания. Поэтому он выступал против переноса результатов,
полученных на животных, на анализ поведения человека. Он полагал, что дети приобретают новое поведение благодаря наблюдению и имитации, т. е. подражая значимым для них людям, и идентификации, т. е. путем заимствования чувств и действий другого авторитетного лица.
Слайд 6Бандура проводил исследования детской и юношеской агрессивности. Группе детей демонстрировали
фильмы, в которых были представлены разные образцы поведения взрослых (агрессивные
и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). Так, в фильме показывали, как взрослый агрессивно обращается с игрушками.
Слайд 7После просмотра фильма дети оставались одни и играли с игрушками,
похожими на те, которые они видели в фильме. В результате
агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, усилилось и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших его. Если в фильме агрессивное поведение вознаграждалось, агрессивность в поведении детей также возрастала.
Слайд 8Выводы:
Дети, наблюдавшие за агрессивными действиями, действовали по отношению к кукле
агрессивнее по сравнению с детьми из других групп.
Мальчики были более
склонны к повторению физически насильственных действий, чем девочки. При этом значительной разницы между мальчиками и девочками в вербальной агрессии не наблюдалось.
Девочки больше повторяли модель поведения женщины, а мальчики – мужчины (сходство с моделью для подражания).
Слайд 9Бандура выделил диаду «стимул – реакция» и ввел в эту
схему четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели
приводит к формированию у детей нового поведения
Стимул
Реакция
Слайд 10Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или
викарном научении:
Слайд 11Внимание
Необходимо, чтобы внимание наблюдающего было сфокусировано на модели, за которой
он наблюдает. Любой отвлекающий фактор прервёт задание.
Слайд 12Сохранение
Важнейшую роль играет память. Человек должен сохранить в своей памяти
новый тип поведения для того, чтобы воспроизвести его в дальнейшем.
Слайд 13Воспроизведение
Кроме реализации на практике определённого вида поведения человек должен быть
способен воспроизвести это поведение символически. Другими словами, даже если ребёнок
будет много наблюдать за игрой любимого теннисиста, он не сможет так же бить по мячу, как он, поскольку для этого нужны определённые моторные навыки. Ребёнок может воспроизводить тип движения и действия, однако для корректного вопроизведения нужны повторение и тренировка.
Слайд 14Мотивация
Даже если человек запоминает наблюдаемое им поведение, для того чтобы
повторить его, нужно желание это сделать.
Слайд 15
Таким образом, А. Бандура признавал роль познавательных процессов в становлении
и регуляции поведения на основе подражания.