Слайд 2Теория существования суперсистем культуры П. Сорокина - одна из наиболее
оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде
“Социокультурная динамика” (1937-1941).
Слайд 3Сорокин выделял три типа культуры:
а) чувственный (sensate), в котором
преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и
гедонистической точки зрения, т.е. преобладает “истина чувств” и истина наслаждения
б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. “истина веры” и истина самоотречения;
в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”.
Слайд 4В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный
критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу,
божественное начало. Чувственная - реальна, адекватна восприятию наших органов чувств
Слайд 5Идеациональная культура, по своей сути, религиозна. Она основана “на принципе
сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности” (там
же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются в культуре Брахманской Индии, Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.), Древней Греции (IX-VI вв. до н.э.) и в за Высшей идеациональной истиной у Сорокина является “истина веры”. “Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях” падноевропейском Средневековье V-XII вв.
Слайд 6Чувственная (или сенситивная) культура является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина,
она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной
Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Евроие, включая и XX столетие.
Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп.
Слайд 7Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является идеалистическая культура.
Она связывает
сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, выступая как промежуточная и переходная между
вышеназванными суперсистемами.
Ее расцвет приходится на золотой век античной культуры (V-IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение (XII-XIV вв.).
Слайд 8Главный вывод ученого – в истории все 3 типа культуры
чередуются с неотвратимостью природных процессов.
Идет волнообразное изменение культур: от
идеационального типа к идеалистическому и от него к чувственному
Слайд 9С помощью оригинальных методик, с привлечением специалистов из разных областей
науки, опираясь на обширный фактический и статистический материал, П.А. Сорокин
пришел к выводу, что в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.
Слайд 10П.А. Сорокин утверждал, что суперсистемам культуры присуща своя внутренняя динамика
жизни, охватывающая длительные исторические фазы: генезиса (происхождения) - роста -
созревания - увядания - упадка и, наконец, распада.