Слайд 1ТЕОРИЯ
РУССКОГО МИРА
В КОНТЕКСТЕ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
ДОНБАССА
Слайд 2ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
ДОНБАСС
РУССКИЙ МИР
Слайд 3Пять громадных цивилизационных проектов конкурируют сейчас между собой за право
определять новое мироустройство.
“Атлантический”,
или “Американский проект”
“Европейский проект”
“Японский проект”,
“Китайский
проект”
“Исламский проект”,
Русский мир
Слайд 4Базовые составляющие Русского мира –
Россия и русское зарубежье.
В основе
идеи Русского мира -содействие единению людей, имеющих общие корни, культуру,
язык способствовать сохранению своей цивилизационной самобытности, укреплению связей с исторической родиной.
Слайд 5Считается, что
русский мир является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси,
возведённом на трёх следующих столпах:
Православие.
Русская культура и русский язык.
Общая историческая память и общие взгляды
на общественное развитие.
Слайд 6В Раде создали объединение для борьбы с «русским миром»
В Верховной Раде Украины создано
«антиоккупационное» межфракционное объединение «Наступление», в состав которого вошли 10 нардепов
из разных фракций.
Как отметил председатель МФО «Наступление» Андрей Левус, главная задача — «очищение Украины от гидры «русского мира».
Слайд 7Черты Русского мира –
полиэтничность,
поликонфессиональность,
идеологическая и социальная разнородность,
географическая сегментированность –
объединены осознанием причастности к России как некой
«матрице»
Русский мир —
не суперэтническая,
а наднациональная общность.
Это транснациональное, глобальное образование, идентифицирующее себя с русской культурой и русским языком, с духовными и ментальными признаками русскости.
Слайд 8основополагающий, базовый принцип формирования Русского мира заключается в том, что
каждая личность или нация делает выбор в пользу принадлежности к
нему не в результате насилия или принуждения,
а на основе свободного выбора.
консолидирующим элементом Русского мира, фундаментом его культуры является русский язык.
Слайд 9Не любите русский мир? Откажитесь от кириллицы!» — предлагает украинцам
экс-нардеп Александр Доний
Слайд 10Русский мир
— это глобальный культурно-цивилизационный феномен,
состоящий из России
как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо
от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе
Слайд 11Вектором развития Русского мира является выстраивание отношений и укрепление внутренних
связей между разнообразными объединениями российских соотечественников с целью сплочения российской
диаспоры, усиления ее политического потенциала, сохранения русского языка, расширения многоплановых связей между исторической родиной и русскоязычным зарубежным сообществом.
Слайд 13обычно под Донбассом имеют в виду территорию двух областей с
населением в 8 миллионов человек
(Малый Донбасс).
В этнической, как
и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимает особое место.
Донбасс —
это особая территория,
с развитой промышленностью,
с особым менталитетом
МЕНТАЛИТЕ́Т
Способ мышления, склад ума, мировосприятия; умонастроение народа, общественной группы, личности.
Слайд 14В 1703 году был создан Бахмутский уезд (в составе Азовской,
в дальнейшем Воронежской губернии), в составе которого находились практически все
существующие на тот момент поселения современного Донбасса.
По первой ревизии 1719 года в уезде проживало 8 747 душ (6 994 великоруссов и 1 753 малоросса). В 1738 их стало 8 809 (6 223 русских и 2 586 украинцев).
В 1668 в Маяках, например, жили 100 русских московских «людей» и 37 «черкасс» (украинцев).
Слайд 15В середине XIX столетия сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса,
со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней.
К началу
ХХ века в численности и национальном составе населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славянск), по данным Всероссийской переписи 1897 г., был следующий результат:
Русские 985887 — 86,7 %
Слайд 16к началу ХХ века в Донбассе сформировалось особое многонациональное сообщество,
основу которого составило русско-украинское население, а средством коммуникации стал русский
язык.
к началу ХХ века на территории Донбасса сформировался РУССКИЙ МИР
На территории Донбасса создалась особая этнокультурная общность, на формирование менталитета и исторической памяти которой отразилось единение с Русским миром и Россией. Именно из-за связи с русской историей, русской литературой и культурой, восточнославянской православной Цивилизацией, а также на противодействии насильственной украинизации, создалась особая этнографическая группа русских
жителей донецких степей.
Слайд 17Советский период истории Донбасса завершил процесс создания в его рамках
особой региональной общности.
Полиэтнос донбасса
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) —
исторически
сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание и др. В русском языке синонимом термина долгое время было и остаётся понятие «народ»
Слайд 18оформилась особая историческая,
национально-культурная, социальная и экономическая специфика Донецкого края,
была сформирована его
региональная самобытность.
«Донбасс –
многонациональный русский край».
Слайд 19на Донбассе после распада СССР протекает процесс образования новой этнической
общности (протонации).
Выделялся ряд характерных признаков: территория проживания, донбасский диалект
русского языка, особенности мировоззрения и местного патриотизма.
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность .
Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.
Понятие «нация» не следует путать с понятием «национальность».
Слайд 20
Таким образом, в 1991 году уже оформилась особая историческая,
национально-культурная,
социальная и экономическая специфика Донецкого края, была сформирована его
региональная
самобытность.
Слайд 21И. Чарских говорил о возможности возникновения здесь полноценной нации
при
наличии
четкого определения врагов и героев, качественных произведений искусства, которые
бы создавали их образы и несли в себе идею отдельности Донбасса, и при активной деятельности пропагандистов-просветителей.
На территории тогдашней Украины ученый выделял еще два региона с подобными процессами – Крым и, как ни удивительно, Закарпатье.
Слайд 23Почти сто лет жители Донбасса ощущали на себе политику украинизации и насильственного
навязывания идеологии по вытеснению русской культуры и самосознания. Эти попытки не имели должного успеха,
так как население региона всегда считало себя частью русского народа и российской цивилизации. Русский язык у них стал не только важнейшим признаком этнической идентификации, но и национальным символом.
Слайд 25конфликт на Юго-Востоке Украины – это не что иное, как
война идентичностей.
Неслучайно поводом для конфликта стал отказ Киевской власти
в официальном использовании в этих регионах русского
языка
Слайд 26В действительности противостояние проходит именно по границе Русского мира. Сложность
разрешения данного конфликта заключается в том, что Русский мир –
это не географическое, не политическое, а цивилизационное понятие.
Слайд 27Русский мир - это реальность,
которая при
соответствующих обстоятельствах и
целенаправленной деятельности может превратиться в сильное и успешное социокультурное образование,
способное успешно соперничать с другими крупнейшими цивилизационными ареалами.
Слайд 28Другим важнейшим инструментом создания Русского мира является школа, где должны
закладываться основы духовного, культурного и национального самосознания будущих граждан, которые
и должны стать главными носителями идеи Русского мира.
Важнейшим фактором формирования духовной и национальной идентичности является
изучение родного языка.
Слайд 29http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history01/shedrovitsky-russmir
Слайд 30http://vksrs.com/publications/v-vsemirnyy-kongress-sootechestvennikov-prodemonstriroval-edinstvo-russkogo-mira/
Слайд 32В первом тысячелетии до нашей эры территория Донбасса входила в
состав Скифского государства, так называемой Золотой Скифии — центральной части
древнего царства. Начало славянской колонизации края относится к VIII и IX векам нашей эры, в это же время край находился под властью хазар. В колонизации края принимали участие вятичи, радимичи, а особенно черниговские северяне. Памятником этой первой славянской колонизации, остаётся название реки Северский Донец .
прошли скифы, сарматы, гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы
Слайд 33Территория Донбасса с раннего Средневековья входила в ареал Древнерусского государства
— Руси, находилась на окраине Русской земли. С VIII века
начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, город Новгород-Северский. Уже в конце XI столетия половецкий натиск отбросил их на север и запад, и донецкие степи стали «Диким Полем».
Во второй половине XIV века современный Донбасс представлял основную часть улуса темника Мамая, здесь отмечался рост поселений. Абсолютное большинство этих поселений не пережило походы Тамерлана 1391—1395 годов и распад Золотой Орды. Их гибель обозначила новый этап в истории донецких степей, период «Дикого поля», который продолжался до конца XVI века и характеризовался полным отсутствием на этой территории оседлости
Слайд 34В политическом отношении донецкий край оказался «ничейной» землей между Крымским
ханством, Московским царством, Речью Посполитой и Запорожской Сечью. В XVII
веке граница Русского государства и земель Войска Донского с Крымским ханством проходила по Северскому Донцу.
Слайд 37Никаких реальных социокультурных различий, например, между потомками украинцев и русских
на Донбассе, уже как минимум во втором поколении говорящих на
одном языке и усвоивших одни и те же ментальные и поведенческие модели жизни практически не существует... Донбасс - полностью моноязычный регион»
С. Даренский
Слайд 38С февраля по май 1918 года здесь существовала
Донецко-Криворожская республика
в составе РСФСР, управляемая большевиками.
Боевые действия в крае завершились
лишь в 1921 году после поражения махновского движения.
В конце концов, в спор Украины и Донбасса вмешалась Москва, и было приказано считать Донкривбасс частью Украины.
Слайд 39В 1940 году Донбасс давал более половины всего производившегося в
стране чугуна
(6 миллионов тонн), около четверти союзного производства стали
и проката
Слайд 41ДНРовцы уроки украинского языка заменили рассказами о "Русском мире"
Учителей также
заставляют за свой счет покупать плакаты
Новый предмет добавили за счет
сокращения часов украинского языка (последний сократили в два раза). Пока предмет проводится без каких-либо учебников. Учителям рекомендовано использовать информацию предоставленную "Министерством образования и науки ДНР и официальными сайтами ДНР". В этой информации, кстати, указано, что основные направления подготовки таких уроков это темы: "Донбасс - мой родной край", "Воспитай в себе гражданина ДНР" и "Донбасс и Русский мир".
Слайд 43определенная, стойкая, неограниченная в пространстве правовая связь между личностью и
определенным государством, которая определяет их общие права и обязанности -
Гражданство
Гражданин
обладает определенной суммой знаний и умений, имеет сформированную систему демократических ценностей, готов участвовать в общественно-политической жизни страны.
готов и способен активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе
Слайд 44главным показателем воспитания человека, личности как Гражданина является
Гражданственность
личное качество,
выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в
котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона;
нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит
Слайд 45К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, выражающаяся
в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении
и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Слайд 46Воспитание гражданина страны –
одно из главных условий ее социально-экономического,
политического и культурного роста.
Функционально грамотный гражданин – это человек,
любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.
Слайд 47Воспитание Гражданина
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Слайд 48мировоззренческий (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие);
поведенческий (нормы, направленность,
установки, поступки и другие);
оценочный
( состояние правового самосознания; стиль мышления;
логика доказательств и др.);
культурный (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Воспитание Гражданина
Слайд 49политическое, правовое и нравственное образование и воспитание,
организации учебных курсов
проведение внеклассной
и внеурочной работы
создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства
школы
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников
Воспитание Гражданина
УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА
Слайд 51Макросфера 1.
«Донбасс и Русский мир».
Микросфера «Дыхание времен»
Микросфера
«След в
истории. Выдающиеся личности»
Микросфера «Секреты русских мастеров»
Микросфера «Летопись народной мудрости»