Слайд 1Тепловые двигатели и нагнетатели
Центробежные нагнетатели (насосы и вентиляторы). Основы теории
(часть 3)
Лекция № 32
Слайд 21. Теоретические характеристики
Слайд 3Характеристиками центробежной машины называются графически изображённые зависимости
(1)
Если эти зависимости
даны при n=const, то они являются характеристиками при постоянной частоте
вращения.
Если же они даны при n=var, то их называют характеристиками при переменной частоте.
Слайд 4Наиболее важной характеристикой является зависимость между напором и подачей (или
давлением и подачей).
Воспользуемся уравнением Эйлера для получения теоретической характеристики напора
при условии α1 = 90°:
Из параллелограмма скоростей на выходе следует, что
Слайд 5Кроме того, по уравнению неразрывности для выходного сечения рабочего колеса
при бесконечно тонких лопастях
Тогда
Подставив последнее выражение в уравнение Эйлера, получим
и
Слайд 6Выразим окружную скорость u2 через диаметр рабочего колеса и частоту
вращения его вала
Подставив это значение в последнее выражение, получим
(2)
Слайд 7Для центробежных машин с заданными геометрическими размерами при n=const
На основании
последних соотношений получим следующее уравнение характеристики:
Это уравнение прямой линии.
Положение её
координат в системе Q, H при заданных значениях n, b2 и D2 зависит от угла β2.
(3)
Слайд 8При построении характеристик центробежной машины при n=const предполагается изменение аргумента
Q (подача) путём изменения открытия запорного органа на выходном патрубке
машины.
Такой процесс называется дросселированием, а сами характеристики – дроссельными кривыми.
Независимо от формы рабочей лопасти, определяемой углом β2, теоретический напор Q = 0 при (полное закрытие регулирующей задвижки) будет равен С и определится однозначно диаметром колеса и его частотой вращения.
Слайд 9При β2 = 90°, ctgβ2=0 по уравнению (3) теоретический напор
HT∞=С=const; теоретическая характеристика машины получиться в виде прямой, параллельной оси
абсцисс (рисунок).
Лопасти, отогнутые назад, характеризуются углом β2<90°; при этом второй член уравнения (2) положителен и увеличение Q вызывает снижение теоретического напора.
Характеристика такой машины представится наклонной линией, расположенной ниже характеристики машины с β2 = 90°.
Теоретические характеристики центробежных машин при различных углах β2
Слайд 10Если машина имеет лопасти с β2 >90° (отогнутые вперед), то
второй член уравнения (2) отрицателен и возрастание Q вызывает увеличение
HT∞.
Теоретическая характеристика для такого случая располагается выше горизонтальной характеристик при β2 = 90°.
Из рисунка видно, что при заданной подаче теоретический напор тем выше, чем больше рабочая лопасть отогнута вперёд.
Теоретические характеристики центробежных машин при различных углах β2
Слайд 11Достижение заданных теоретического напора и подачи центробежной машины при рабочих
колёсах с различными углами требует различных окружных скоростей на выходе
из рабочего колеса или при одинаковом диаметре колёс различных частот вращения.
Это ясно из теоретических характеристик, показанных на рисунке.
Теоретические характеристики центробежных машин с одинаковыми Q и HT при различных углах β2
Слайд 12Для получения заданного теоретического напора при одинаковом диаметре рабочих колёс
наименьшей частотой вращения должно обладать колесо с лопастями, загнутыми вперёд,
а наибольшей – колесо с лопастями, загнутыми назад.
По уравнению
можно выяснить форму характеристики теоретической мощности центробежной машины:
Теоретические характеристики центробежных машин с одинаковыми Q и HT при различных углах β2
Слайд 13Теоретическая мощность центробежной машины может быть представлена графически для различных
значений β2 при постоянных значениях ρ, n, D2, b2.
На рисунке показаны
теоретические характеристики мощности для углов β2 = 20°, 90° и 160° , при n = 1000 об/мин, D2 = 0,5 м и b2 = 0,03 м (центробежный насос).
Теоретические значения мощности при различных значениях угла β2
Слайд 142. Действительные характеристики при постоянной частоте вращения
Действительный напор отличается от
теоретического на значение потерь напора в проточной части машины.
Слайд 15При изменении подачи машины потери напора меняются:
Во–первых, вследствие изменения сопротивления
проточной полости, пропорционально квадрату средней скорости потока;
Во–вторых, по причине изменения
направления скорости на входе в межлопастные каналы.
Последнее обусловливает удар жидкости (газа) о входные кромки лопастей и образование в потоке вихревых зон.
В результате этого характеристика действительного напора располагается ниже характеристики теоретического напора.
Слайд 16В зависимости от значения лопастного угла β2 и конструктивных особенностей
проточной полости центробежной машины действительная характеристика может иметь две типичные
формы.
Действительная характеристика
при β2 > 40°
Действительная характеристика
при β2 < 40°
Слайд 17Характеристика, представленная на левом рисунке, типична для β2 > 40°.
Особенностью такой
характеристики является наличие максимума и, следовательно, неоднозначность зависимости H=f (Q) для данной
машины в пределах напоров от Hх.х до Hмакс.
Машины такого типа могут работать неустойчиво, самопроизвольно изменяя подачу.
Это является отрицательным свойством машины, и поэтому такой тип характеристики нежелателен.
Слайд 18Вторая форма характеристики, представленная на правом рисунке, свойственна центробежным машинам
с β2 < 40° при рациональной конструкции проточной части.
Действительная характеристика мощности машины
может быть получена из теоретических характеристик путём вычитания (при данных подачах) из значений теоретической мощности её потерь.
При этом характер зависимости мощности от подачи в основном сохранится: действительная мощность машины будет возрастать с увеличением подачи.
Действительная характеристика
при β2 < 40°
Слайд 19Однако вследствие неодинакового относительного влияния потерь на полную мощность линия
действительной мощности отклоняется от линии теоретической мощности; она представляется слегка
изогнутой кривой.
Характеристика теоретической и действительной мощности центробежной машины.
Слайд 20Теоретическая мощность при подаче, равной нулю, также равна нулю.
Действительная мощность
при Q = 0 (при закрытии дросселя) равна мощности холостого хода Nх.х,
затрачиваемой на покрытие потерь мощности в этом режиме.
Потери мощности на холостом ходу обусловлены циркуляционными потоками в проточной части машины, особенно в рабочем колесе, дисковым трением о жидкость (газ), механическим трением в уплотнениях и подшипниках машины.
Всё указанное приводит к форме характеристик действительной мощности, показанной на предыдущем слайде.
Слайд 21По характеристикам действительного напора и действительной мощности определяется КПД центробежной
машины.
Очевидно, КПД равен нулю при Q=0 или Н=0, потому что
при всех режимах работы машины N ≠ 0. В пределах между Q = 0 и Q = Qмакс КПД машины достигает максимального значения.
Слайд 22Режим работы машины, при котором её КПД максимален, называют оптимальным (рисунок); при
этом затрата мощности для создания напора и подачи осуществляется с
наилучшим энергетическим эффектом, т.е. наиболее экономично.
Характеристика КПД центробежной машины
Слайд 23Полные характеристики нагнетателей строят в координатах р – L (Q),
N – L (Q), η – L (Q).
При снятии характеристики
должны быть выполнены следующие условия:
1) конструктивные размеры нагнетателя не должны изменяться;
2) плотность перемещаемой среды должна быть постоянной;
3) частота вращения рабочего колеса должна быть неизменной.
Полная характеристика вентилятора
Слайд 24Характеристика полного давления р – L (Q) определяет зависимость разности
полных давлений на выходе и входе в нагнетатель ( рвых
- рвх) от подачи L (Q).
У работающего в обычных условиях нагнетателя характеристика полного давления никогда не доходит до оси абсцисс, так как поток на выходе из нагнетателя несет с собой кинетическую энергию.
В зависимости от величины потерь в нагнетателе очертание характеристик и полного давления может быть полого падающим, круто падающим или иметь впадину в области малых подач.
Нагнетатели с круто падающими характеристиками обеспечивают устойчивость в работе.
Слайд 25Характеристика мощности N – L (Q) определяет затраты энергии, необходимой
для преодоления потерь внутри нагнетателя и в присоединенной к нему
сети. Полезная мощность нагнетателя равна:
Nп = р·L= р·Q.
Учитывая, что затраты мощности минимальны при нулевом расходе, запуск нагнетателей в работу рекомендуют осуществлять при закрытых регулировочных задвижках.
В этом случае пусковой ток электродвигателя будет минимальным и не произойдет перегрузки двигателя.
Слайд 26Характеристика полного КПД η – L (Q) позволяет легко оценивать
эффективность работы нагнетателя при различных режимах.
Полный КПД нагнетателя представляет собой
отношение полезной мощности к мощности на валу.
Слайд 27С ростом подачи полный КПД вначале увеличивается, а затем, достигнув
максимума, уменьшается.
Наибольший КПД имеют нагнетатели с рабочими колесами, у которых
лопатки загнуты назад.
Режим работы нагнетателя, соответствующий максимальному значению полного КПД ηmax, называют оптимальным.
Рабочим участком характеристики нагнетателя принято считать ту ее часть, на которой полный КПД η = 0,9ηmax.