Слайд 2Введение
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные
финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это
республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты муниципальных районов, городских и сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.
Слайд 3Территориальные финансы
Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой
распределяются и перераспределяются национальный доход, фонд денежных средств, используемых на
экономическое и социальное развитие территорий.
Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры.
Слайд 4Основным источником ее финансирования
стали бюджетные ассигнования и средства субъектов
хозяйствования (предприятия, организации) .
1. Основной составной частью территориальных финансов
являются территориальные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Эти факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.
2. Одним из звеньев территориальных финансов являются средства субъектов хозяйствования:
финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия) ;
2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха.
3. Следующим компонентом территориальных финансов являются территориальные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
Слайд 5Территориальные бюджеты
Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении.
Эти
бюджеты выполняют следующие функции:
1) формирование денежных фондов, являющихся финансовым
обеспечением деятельности территориальных органов власти;
2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.
Слайд 6Система территориальных бюджетов РФ
Слайд 7Собственные доходы местных бюджетов
Исходя из Федерального закона от 06.10.2003 N
131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» к собственным доходам территориальных бюджетов можно отнести:
1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;
5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные поступления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Слайд 10Расходы территориальных бюджетов
Рост территориальных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации,
следовательно, расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме территориальных бюджетов постоянно
увеличивается удельный вес бюджетов городских поселений.
Слайд 11Особенность структуры расходов
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов территориальных
бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его
территориальным органам различного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть организаций промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 20%.
Слайд 12Процесс урбанизации
Процесс урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов территориальных
бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к
увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов территориальных бюджетов.
Слайд 14Финансовые ресурсы организаций,
направляемые на развитие территории
Важнейшей составной частью финансового
обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и
социальной инфраструктуры являются средства организаций. Главным источником формирования средств организаций, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли организаций формируются целевые фонды. За счет средств этих фондов коллективы организаций имеют возможность удовлетворять коллективные потребности в жилье, социально-культурных и бытовых услугах. Часть финансовых ресурсов организаций направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Слайд 15Метод долевого участия
В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на
местах широко внедряется метод долевого участия организаций в создании объектов
инфраструктуры. Такая форма участия средств организаций вызвана ростом потребности в инфраструктуре, повышением ее технической оснащенности, недостаточностью средств у некоторых предприятий для сооружения отдельных инфраструктурных объектов. Например, в городах уже невозможно строительство небольших жилых домов. Раньше финансирование строительства таких домов могли позволить себе многие предприятия, в том числе и небольшие. Современные объекты социально-бытовой инфраструктуры не только значительны по мощности, но и требуют сложного инженерно-технического оснащения, что уже непосильно для отдельных предприятий-застройщиков.
Слайд 16Муниципальные внебюджетные фонды
Объединение средств предприятий и местных бюджетов на развитие
социальной инфраструктуры поставило проблему организации объединения этих средств. Одним из
возможных путей концентрации средств предприятия на финансирование общерегиональных мероприятий может быть образование муниципальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.
Муниципальный внебюджетный фонд может формироваться за
счет следующих источников:
1) добровольных взносов юридических и физических лиц;
2) доходов от аукционов;
3) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры,
находящихся в муниципальной собственности, другие на
рушения законодательства об охране этих объектов, а также
платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб.
Объединение средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры поставило проблему организации объединения этих средств.
Слайд 17Создание муниципальных внебюджетных фондов в населенных
пунктах способствует:
• концентрации
средств предприятий и местных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
•
усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;
• укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач;
• более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества;
• усилению экономической связи местных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;
• освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства;
• расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственной и непроизводственной сферами и диспропорции внутри инфраструктуры;
• росту влияния местных органов власти на развитие отдельных отраслей инфраструктуры, повышение технического уровня подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития;
• повышению уровня обслуживания и совершенствования услуг, оказываемых населению.
Слайд 18Территориальное сводное
финансовое планирование
Одной из важнейших целей территориального планирования является
разработка программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий,
расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию территории. Осуществление таких программ связано со значительными финансовыми затратами.
Слайд 19Задача
Основная задача территориального сводного финансового баланса — определение объемов финансовых
ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных
и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций) .
Планирование финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня ее потребностям.
Территориальный сводный финансовый план должен учитывать национальный доход, созданный на территории региона и используемый там, и часть национального дохода, созданную за пределами территории, но поступающую на ее территорию в порядке перераспределения.
Слайд 20Показатели территориального сводного
финансового баланса
Слайд 23Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:
• достигнуть единства в
экономическом и социальном развитии территории;
• точнее определить объемы финансовых
ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, которые предусмотрены территориальной программой;
• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;
• скоординировать использование финансовых ресурсов как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;
• сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории;
• повысить качество бюджетного планирования;
• изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
• наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе;
• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.
Слайд 24 Концентрация и координация средств в регионе, повышение эффективности их использования
положительно отражаются на финансовом планировании, способствуют уменьшению потребности в финансовых
ресурсах, выделяемых из бюджета.