Слайд 1Тест по психологии на тему:
"Трансактный анализ "
Слайд 2Трансактный анализ
Трансактный анализ был основан Эриком Берном
в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское
предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Слайд 3Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер
общения между людьми:
родительское
взрослое
детское
Слайд 4Родительское (Родитель - Р)
Родительское (Родитель - Р)
, которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское
состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Слайд 5Взрослое (Взрослый - В)
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает
и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и
без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Слайд 6Детское (Дитя - Д, или Ребенок)
Детское (Дитя -
Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На
поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека.
Это Я подразделяется на:
естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) ,
приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) ,
возражающее детское Я.
Слайд 7В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при
условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая
начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Слайд 8“Признаки актуализации различных эго-состояний”
Эго-состояние родитель
Вербальные признаки – слова и выражения
типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так
сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный , бедняга, умница, превосходный, способный.
Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).
Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Слайд 9Эго-состояние взрослый
Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное
суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно,
альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
Слайд 10Эго-состояние ребенок
Вербальные признаки: а) восклицания: вот те на!, фу ты!,
Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу,
а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
Слайд 11 Эти три Я сопровождают нас всю жизнь.
Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении.
Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
Слайд 12ТЕСТ
1. Мне порой не хватает выдержки
2. Если мои желания мешают
мне, то я умею их подавлять
3. Родители, как более зрелые
люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко
6. Мне бы понравилось быть воспитателем
7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события
9. Каждый должен выполнять свой долг
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
Слайд 1311. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия
12. Младшее поколение
должно учиться у старших, как ему следует жить
13. Я, как
и многие люди, бываю обидчив
14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе
15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей
16. Я – увлекающийся человек
17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.
18. Мои взгляды непоколебимы.
19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать
20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны
21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Слайд 14Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:
(Д – “дитя”); 1,
4, 7, 10, 13, 16, 19
(В – “взрослый”); 2,
5, 8, 11, 14, 17, 20
(Р – “родитель”). 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21
Слайд 15Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас
получилась формула ВДР, то значит, что вы обладаете развитым чувством
ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Слайд 16Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность
противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем, кто в основном
имеет дело с людьми, а не с машинами.
Слайд 17Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем,
для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих
научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.
Слайд 18Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они
были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во
“взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.