Слайд 1Тест:
верны ли утверждения?
1. ДОМ - 3 буквы, 3
звука
2. ДЕНЬ – 3 буквы, 3 звука
3. ЛУЧ – 3
буквы, 3 звука
4. СБИТЬ – 5 букв, 4 звука
5. НОЧЬ – 4 буквы, 3 звука
Слайд 2Чем буквы отличаются от звуков?
Какие бывают звуки?
Слайд 3Буква – знак звука
Буквы видим (читаем) и пишем
Звуки слышим и
говорим
Слайд 5Сколько мягких звуков в слове ?
ТЮЛЬ
ЛЕТЕТЬ
БЕЛЕНЬКИЙ
Слайд 6Сколько мягких звуков в слове ?
ТЮЛЬ
ЛЕТЕТЬ
БЕЛЕНЬКИЙ
Слайд 8Сколько звонких звуков в слове?
БЕРЁЗЫ
СЛЁЗЫ
МОРОЗЫ
Слайд 9Сколько звонких звуков в слове?
БЕРЁЗЫ -3
СЛЁЗЫ -2
МОРОЗЫ -3
Слайд 10Есть ли среди слов такие, в котором все звуки глухие?
ШАШКА,
ЦАПЛЯ,ЦЕХ,
ПОДРУЖКА, ЩЁТКА, ЧАШКА,
ВЕЩЬ, ХОХОЛОК, МЯЧИК
Слайд 11Есть ли среди слов такие, в котором все звуки глухие?
ШАШКА,
ЦАПЛЯ,ЦЕХ,
ПОДРУЖКА, ЩЁТКА, ЧАШКА,
ВЕЩЬ, ХОХОЛОК, МЯЧИК
Слайд 14Тест: верны ли утверждения?
ЛЕНЬ – 4 буквы, 3 звука
ЕЛЬ –
3буквы, 4 звука
ЛЯМКА – 5 букв, 5 звуков
ЯМКА – 4
буквы, 5 звуков
ПОДЪЕЗД – 7 букв, 7 звуков
ВЬЮГА – 5 букв, 5 звуков
Слайд 15Проверь себя
ЛЕНЬ – 4 буквы, 3 звука
ЕЛЬ – 3
буквы, 4 звука
ЛЯМКА – 5 букв, 5 звуков
ЯМКА – 4
буквы, 5 звуков
ПОДЪЕЗД – 7 букв, 7 звуков
ВЬЮГА – 5 букв, 5 звуков
Слайд 17При каких условиях буквы ЕЁЮЯ обозначают два звука?
Объединение
Яркий
Слайд 18При каких условиях буквы ЕЁЮЯ обозначают два звука?
объединение
яркий
Слайд 19Прочитай транскрипцию
[П` АТЫj`]
[CОЛ`]
[j`АТ]
[в`j`эст]
[п`j`от]
[кл`он]
Слайд 20Транскрипция
[П` АТЫj`] - ПЯТЫЙ
[CОЛ`] -СОЛЬ
[j`АТ] – ЯД
[в`j`эст] – въезд
[п`j`от] -
пьёт
[кл`он] -клён
Слайд 22Прочитайте звуки
[ф`]
[т`]
[х`]
[ч`]
[л`]
[п`]
[в`]
[j`]
Слайд 23Помним: согласные звуки
Глухие и звонкие
Твердые и мягкие
Слайд 24Что можно сказать о звуке?
[к`] –
[j`] –
[х] -
Слайд 25Что можно сказать о звуке?
[к`] – согл., глух., мягк.
[j`] –
согл., звон., мягк
[х] – согл., глух., твёрд.
Слайд 28Смягчение
Зонтик [н`т`]
Гвоздик [з`д`]
Слайд 30Выпадение звука
Солнце [нц]
Лестница [cн]
Слайд 31Напишите транскрипцию
Мостик
Столб
Чаща
Слайд 32Напишите транскрипцию
Мостик – [мос`т`ик]
Столб – [cтолп]
Чаща – [ч`ащ`а]
Слайд 36Редукция – сокращение звука.
Редуцируются гласные в слабой (безударной!) позиции.
Слайд 37Редукция звука О
после твёрдого согласного звука
Ударный слог – сильная
позиция - [О]
Первый предударный и начало слова и конец слова
– полусильная позиция - [А]
Все остальные слоги - [Ъ]
Огород – о/го/род - [агарот]
Молоко – мо/ло/ко – [мълако]
В городе – вго/ро/де – [вгоръд`ь]
Слайд 38Редукция звука А
после твёрдого согласного звука
Ударный слог – сильная
позиция - [А]
Первый предударный, начало слова, конец слова – полусильная
позиция - [А]
Все остальные слоги - [Ъ]
Барабан – ба/ра/бан – [бърабан]
Карта – кар/та – [карта]
Слайд 39Редукция звука А
после мягкого согласного звука
Ударный слог – сильная
позиция - [А]
Первый предударный, начало слова и конец слова –
полусильная позиция - [И]
Все остальные слоги - [Ь]
Ряды – ря/ды -[p`иды]
Рядовой – ря/до/вой – [р`идавоj`]
В землях – взем/лях – [вз`эмльх]
Слайд 40Редукция звука Э
после твёрдого согласного звука
Ударный слог – сильная позиция
- [Э]
Первый предударный, начало слова и конец слова – полусильная
позиция - [ы]
Все остальные слоги - [Ъ]
Шестой – шес/той – [шыстоj`]
Шестерня – шес/тер/ня – [шъст`ирн`а]
Слайд 41Редукция звука Э
после мягкого согласного звука
Ударный слог – сильная позиция
- [Э]
Первый предударный, начало слова и конец слова – полусильная
позиция - [и]
Все остальные слоги - [ь]
Лесок – ле/сок – [л`исок]
Лепесток – ле/пес/ток – [л`ьп`исток]
В море – вмо/ре –[вмор`ь]
Слайд 42Прочитайте предложение
[Вопъл’ь б’ир’оза стаj’ала]
[н’ис’от м’ин’а
л’иса зат`омныj`ь л`иса]
Слайд 43Прочитайте предложение
[Вопъл’ь б’ир’оза стаj’ала]
[н’ис’от м’ин’а
л’иса зът`омныj`ь л`иса]
Слайд 44Закончить предложение
Сегодня на уроке я узнал, что…
Сегодня на уроке я
понял, как…
Сегодня на уроке я был удивлен тем, что…