Слайд 1Тифлокомментирование и аудиодекскрипция
Лаборатория образования и комплексной абилитации детей с нарушениями
зрения
научный сотрудник
Бодренкова
Людмила Геннадьевна
Слайд 2Тифлокомментирование (аудиодескрипция)
— лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны
слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.
Слайд 3Тифлокомментарий (ТК)
— это целевая информация, специально подготовленная для слепых (слабовидящих)
для замещения (или дополнения) визуальной информации, которую воспринимает зрячий и
которая из-за слепоты недоступна) слепым
Слайд 4Термин «тифлокомментирование» — понятие более широкое по смыслу, чем «аудиодескрипция», так
как подразумевает использование не только звукового ТК, но и письменного,
выполненного на бумаге
Слайд 5Аудиодескрипция — звуковое (аудио) описание визуального ряда и действия спектакля.
(от
лат. аudio — слышу и лат. description — описываю)
Слайд 6Виды тифлокомментирования:
подготовленное (прямое или автоматическое, при этом прямое ТКН может
быть как подготовленным, так и горячим);
горячее (только прямое)
Слайд 7Прямое - первом случае ТК передаётся незрячим непосредственно, комментирующий лично
следит за правильным соотношением саундтрека фильма и ТК.
Слайд 8Автоматическое - текст ТК готовится заранее и производится его звукозапись,
а на киносеансе специальная аппаратура автоматически синхронизирует саундтрек фильма и
звукозапись ТК в приемлемом для кинозрителей соотношении
Слайд 9Виды тифлокомментирования:
при посещении музыкальных спектаклей;
в театре;
на концертах, эстрадных представлениях, шоу;
в
цирке;
на спортивных состязаниях;
в кинотеатре;
ТКН телепередач;
на показе мод;
в музеях и на
выставках.
Слайд 10Варианты ТКН:
групповой с использованием применяемого для экскурсовода и экскурсантов оборудования;
индивидуальный,
когда предусматривается комментирование для одного, максимум двух человек.
Слайд 11Каким должен быть тифлокомментатор:
наблюдательность,
умение выбрать самое важное в зрительном образе
и редактировать речь,
правильный русский язык, лаконичность выражений,
правильно использовать интонации голоса,
избегать фальши в мелодике русской речи,
умение видеть и интерпретировать увиденное.
Слайд 12Критерии отбора тифлокомментаторов:
Желание работать с людьми, имеющими особенности зрительного восприятия.
Умения
и навыки:
четкая дикция;
чистота, выразительность речи, богатство языка;
хорошая литературная устная речь;
знание
особенностей восприятия незрячих;
знание и понимание принципов театрального и киноискусства (умение выделить главное и правильно расставить акценты в визуальном ряде спектакля или фильма);
способность кратко выражать свои наблюдения и мысли.
Слайд 13Особенности личности:
эмоциональная и общая психологическая устойчивость;
организованность;
физическая выносливость;
тембр голоса, не препятствующий
восприятию текста;
общительность;
высокая концентрация и переключение внимания;
широта взглядов;
высокий самоконтроль поведения и
эмоций;
хорошая образная и эмоциональная память;
хорошее распределение и переключение внимания;
хорошая произвольная зрительная память;
большой словарный запас;
тактичность;
выраженный познавательный интерес.
Слайд 14Основные правила тифлокомментирования:
Необходимо успевать объяснять происходящее на экране строго между
репликами героев, не перебивать их;
Нельзя накладывать тифлокомментарии на атмосферную и
спокойную музыку, ведь это может сильно подпортить эмоциональное впечатление от сцены;
Слайд 15Не описывать очевидные вещи — слепой человек не видит картинку,
однако слышит звуковое сопровождение, а значит избыточные комментарии будут лишь
перегружать звуковой канал человека. В таких случаях лучше описать не само событие, а реакцию героев на него;
Слайд 16Не говорить о событии перед тем, как оно произошло, ведь
зритель будет в напряжении ожидать это событие, пропуская мимо остальной
звуковой ряд.
Слайд 17Процесс подготовки сценария тифлокомментария :
Знакомство и предварительная работа с материалом
Слайд 18Работа с дополнительным материалом
• пьеса (если доступна);
• оригинальная книга (в
случае, если пьеса сделана на основе литературного произведения, написанного в
другом жанре);
• просмотр спектакля с комментариями создателей: режиссёра, художника по свету, художника по костюмам, декоратора, композитора, исполнителей основных ролей и т.д.
Слайд 19 Написание сценария тифлокомментария
Комментатор описывает всё, что происходит на сцене,
а именно:
действия героев, как они одеты, как сменяются декорации, как
персонажи взаимодействуют друг с другом, стараясь передать их эмоции, если они не читаются в интонациях и репликах
Слайд 20Можно описывать лишь то, что видишь.
Использовать значимые звуки.
Речь должна быть
точной и грамотной, исключающей неточность формулировки
Слайд 21 Необходимо избегать использование «слов-паразитов».
Не забывать о необходимости включать в текст субтитры
и надписи, появляющиеся по ходу действия.
Окончательная доводка текста тифлокомментария
Слайд 22 Окончательная доводка текста тифлокомментария и хронометраж
Слайд 24Описание картины
Васнецов В.М. «Аленушка»
«Аленушка» 1881 г. Холст, масло. 121 x
173 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Можно увидеть молодую девушку в
центре картины, которая сидит на камне рядом с поросшим осокой прудом. Она склонила голову на свои руки, сложенные на коленях.
В ее фигуре видна усталость, а широко распахнутые глаза выражают отчаяние и насилу сдерживаемые слезы. Длинные волосы девушки свободно рассыпались по ее плечам, ноги босые, в грязи и в пыли, подол цветного сарафана порван. Очевидно, что перед тем, она долго ходила по лесам в поисках своего пропавшего братика.
Художник запечатлел именно этот момент, когда девушка присела отдохнуть после длительных и безуспешных поисков. Вся природа, которая окружает Аленушку, как будто замерла, охраняя короткие моменты ее покоя. Густой хвойный лес стоит неподвижно, а гладь воды нарушена лишь несколькими листочками, опавшими с берез и осин, растущих на берегу. И хотя деревья еще зеленые, изредка листва деревьев уже озолотилась – вероятно, вот-вот придет осень.
Глядя на эту картину, нельзя не переживать вместе с Аленушкой – до такой степени чувственно и ярко художник показал ее грусть и усталость.
И девушка, и природа, окружающая ее, изображены так реалистично, что, казалось бы, ступив шаг – очутишься на берегу, вдохнешь запах воды, заговоришь с Аленушкой. Не зря эта картина является одной из лучших работ в русской школе.
Слайд 25Художник запечатлел именно этот момент, когда девушка присела отдохнуть после
длительных и безуспешных поисков. Вся природа, которая окружает Аленушку, как
будто замерла, охраняя короткие моменты ее покоя. Густой хвойный лес стоит неподвижно, а гладь воды нарушена лишь несколькими листочками, опавшими с берез и осин, растущих на берегу. И хотя деревья еще зеленые, изредка листва деревьев уже озолотилась – вероятно, вот-вот придет осень.
Глядя на эту картину, нельзя не переживать вместе с Аленушкой – до такой степени чувственно и ярко художник показал ее грусть и усталость.
И девушка, и природа, окружающая ее, изображены так реалистично, что, казалось бы, ступив шаг – очутишься на берегу, вдохнешь запах воды, заговоришь с Аленушкой. Не зря эта картина является одной из лучших работ в русской школе.
Слайд 26ГОСТ Р 57891-2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТИФЛОКОММЕНТИРОВАНИЕ И ТИФЛОКОММЕНТАРИЙ
Термины и определения
Tiflokommentirovanie
and tiflokommentariy. Terms and Definitions
OKC 33.160.01
ОКПД 2 63.99
Дата введения 2019-01-01