Слайд 1Типичные ошибки при выполнении заданий высокого уровня сложности по обществознанию
Слайд 2Пять «ловушек» обществознания
1. Обществознание – лёгкий предмет, по которому можно
«что-то наболтать».
2. Обществознание – терминологический предмет.
3. Обществознание – интегральный предмет.
4.
Многочисленные учебники и пособия для подготовки к ЕГЭ.
5. Недостаточное количество часов для изучения предмета в средней школе.
Слайд 3Задание 25
Определение (раскрытие смысла) указанного базового понятия;
Использование данного понятия в
правильном контексте (включение его в связи с другими понятиями, формулирование
суждений);
Характер приводимых суждений (предложений) с точки зрения их корректности.
Слайд 4Алгоритм работы с понятиями
Обращение к этимологии слова
Выстраивание ассоциаций
Выделение существенного признака
понятия
Установление категориальных принадлежностей
Слайд 5Понятие «монархия»
В переводе с греческого «mona» – один, «archia» –
власть
Ассоциации учащихся: наследство, пожизненно, решает всё сам
Существенный признак: единоличный правитель,
передача власти по наследству
Категориальная принадлежность: форма правления, виды монархии – неограниченная и ограниченная
Монархия – форма правления, при которой верховная власть одного человека передаётся по наследству, не является производной от какой-либо другой власти и не подлежит временному ограничению.
Слайд 6Понятие «политическая система»
Политическая система – организованное взаимодействие политических субъектов, связанных
с осуществлением власти и отношений между ними;
Целостный механизм осуществления политической
власти и управления обществом;
Организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти;
Политический механизм, включающий совокупность политических институтов, взаимодействий политических норм, который обеспечивает эффективное развитие общества в изменяющихся условиях.
Слайд 7Понятие «политическая система»
Политическая система – организованное взаимодействие политических субъектов, связанных
с осуществлением власти и отношений между ними;
Целостный механизм осуществления политической
власти и управления обществом;
Организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти;
Политический механизм, включающий совокупность политических институтов, взаимодействий политических норм, который обеспечивает эффективное развитие общества в изменяющихся условиях.
Слайд 8Понятие «политическая система»
Политическая система – организованное взаимодействие политических субъектов, связанных
с осуществлением власти и отношений между ними;
Целостный механизм осуществления политической
власти и управления обществом;
Организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти;
Политический механизм, включающий совокупность политических институтов, взаимодействий политических норм, который обеспечивает эффективное развитие общества в изменяющихся условиях.
Слайд 9Понятие «политическая система»
Политическая система – организованное взаимодействие политических субъектов, связанных
с осуществлением власти и отношений между ними;
Целостный механизм осуществления политической
власти и управления обществом;
Организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти;
Политический механизм, включающий совокупность политических институтов, взаимодействий политических норм, который обеспечивает эффективное развитие общества в изменяющихся условиях.
Слайд 10Понятие «политическая система»
Политическая система – организованное взаимодействие политических субъектов, связанных
с осуществлением власти и отношений между ними;
Целостный механизм осуществления политической
власти и управления обществом;
Организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов и отношений между ними, связанных с осуществлением политической власти;
Политический механизм, включающий совокупность политических институтов, взаимодействий политических норм, который обеспечивает эффективное развитие общества в изменяющихся условиях.
Слайд 11Задание 26
Содержится указание на социальный объект или процесс.
Требование проиллюстрировать примером
или раскрыть какую-либо сторону социального объекта или процесса с помощью
примеров.
Слайд 12Пример задания 26
Приведите три проявления роли общественных организаций в политической
системе общества и проиллюстрируйте каждое проявление примером.
Слайд 13Алгоритм выполнения задания 26
Определить к какой сфере относится данное задание
(политическая сфера).
Определить тему, в которой рассматривается роль общественных организаций (государство
и гражданское общество).
Перефразировать вопрос: Когда общественные организации обращаются к политике?
Формулирование примеров.
Слайд 14Задание 27
Условие, в котором сообщаются определенные сведения.
Требование – вопрос.
Для ответа
на поставленный вопрос следует совершить определенные интеллектуальные действия.
Слайд 15Пример задания-задачи
Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся «тратить
деньги сейчас», предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость
жизни, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь? Укажите его основные причины.
Слайд 16Пример задания-задачи
Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся «тратить
деньги сейчас», предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость
жизни, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь? Укажите его основные причины.
Слайд 17Пример задания-задачи
Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся «тратить
деньги сейчас», предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость
жизни, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь? Укажите его основные причины.
Слайд 18Пример задания-задачи
Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся «тратить
деньги сейчас», предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость
жизни, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь? Укажите его основные причины.
Слайд 19Пример задания-задачи
Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся «тратить
деньги сейчас», предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость
жизни, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь? Укажите его основные причины.
Слайд 20Задание 28
В какой мере у экзаменующихся сложились комплексные представления об
определенной группе социальных явлений, связанных в целое;
Выделяют ли выпускники отдельные
положения в составе предложенного смыслового блока, которые могут быть детализированы, представлены как самостоятельные конкретизирующие позиции;
Насколько успешно экзаменующиеся овладели умением логически выстраивать содержание крупной темы.
Слайд 21Конкуренция в условиях рыночной экономики
Понятие конкуренции.
Виды конкуренции.
Роль конкуренции в развитии
экономики.
Социальные последствия конкуренции.
Слайд 22Виды написания плана
Назывной (обществоведческие понятия и элементы их содержания)
Вопросный (перечень
вопросов и элементы содержания ответа на вопросы)
Тезисный (тезисы глагольного строя.
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.д.)
Слайд 23Пример назывного плана
1) Понятие правонарушения.
2) Признаки правонарушения:
а) противоправность;
б) общественная опасность;
в)
виновность;
г) юридическая ответственность.
3) Виды правонарушений:
а) проступки;
б) преступления.
4) Причины правонарушений.
5) Юридическая
ответственность за правонарушения.
Слайд 24Пример вопросного плана
1) Что такое правонарушение?
2) Какими признаками обладает правонарушение?
а)
противоправность;
б) общественная опасность;
в) виновность;
г) юридическая ответственность.
3) Какие существуют виды правонарушений?
а)
проступки;
б) преступления.
4) Каковы причины правонарушений?
5) Какова юридическая ответственность за правонарушения?
Слайд 25Пример тезисного плана
1) Правонарушение – это общественно-опасное виновное деяние, противоречащее
нормам права, наносящее вред отдельным людям или обществу и влекущее
за собой юридическую ответственность
2) Правонарушение характеризуется следующими признаками:
а)правонарушение – это поведение, которое может выражаться в действии или бездействии;
б) правонарушение противоречит нормам права;
в) правонарушения совершаются только людьми;
Слайд 26Пример тезисного плана
г) правонарушением признается виновное поведение;
д) правонарушение имеет общественно
опасный характер, т.е. причиняет вред общественным отношениям.
3) Все правонарушения
в зависимости от степени опасности делятся на 2 группы:
а) проступки – наиболее многочисленная группа правонарушений;
б) преступления – правонарушения, имеющие наибольшую опасность для общества, и влекущие за собой уголовную ответственность.
Слайд 27Пример тезисного плана
4) Причинами правонарушений являются деформации в сознании людей,
возникающие из многочисленных неправильно разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые человек
наблюдал или в которых сам участвовал.
5) Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.