Слайд 1Типология телеканалов
7 февраля 2019
Слайд 2Что такое телевизионный канал?
Телевизионный канал — электронное средство массовой информации,
представляющее собой совокупность телевизионных программ и иных аудиовизуальных сообщений и
материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения
Телевизионный канал – полоса радиочастот, предназначенная для передачи в сетях телевизионного сигнала эфирного, кабельного и мобильного телевидения.
Слайд 3Типология телеканалов строится по нескольким признакам
По типу собственности:
государственное
коммерческое,
общественное
Слайд 4Государственное телевещание
В России к государственному телевидению относятся все каналы ВГТРК
(«Россия 1», «Россия 24», «Культура» и др.).
Первый канал –
51% акций принадлежит государству
Слайд 5Коммерческое ТВ
Единственная коммерческая информационно-развлекательная телекомпания федерального значения в эфире -
РЕН ТВ.
«Дождь»(интернет-вещание, кабельное и спутниковое – частично) и РБК (кабельное,
спутниковое, интернет – на сайте)
Крупнейшая коммерческая развлекательная телекомпания - СТС. Телевизионное вещание осуществляется через эфирное (как аналоговое, так и цифровое), спутниковое, кабельное телевидение, IPTV и интернет.
Слайд 6Общественное телевидение
Источники финансирования:
Абонентная плата,
Госбюджет,
Гранты и спонсоры.
Требования:
Универсальность
Разнообразие
Независимость
Специфичность.
Слайд 7Общественное vs. коммерческое
В начале 1980-х в Европе было 40 общественных
и 4 коммерческих телеканала (Люксембург, Финляндия, Великобритания).
К концу XX в.
примерно поровну.
Сейчас – 60 общественных и 70 частных.
РФ – один общественный телеканал ОТР.
Слайд 8Типология
По типу деятельности:
Вещательные,
Программопроизводящие,
Дистрибьюторы.
Слайд 9Доля программ, произведенных каналами самостоятельно и приобретенных у сторонних компаний*
Слайд 10Крупнейшие российские компании – производители программ
Слайд 11Comedy Club Production
(основан в 2007 г., зарегистрирован в Сингапуре)
Программы
на ТНТ : "Наша Russia", "Убойная лига", "Дом-2", сериалы "Универ"
и "Интерны".
Управляет спутниковым телеканалом Comedy TV и занимается съемками кинофильмов ("Самый лучший фильм", "Наша Russia. Яйца судьбы").
Организует клубные выступления, выездные фестивали, выпускает книги и DVD, продает лицензии на использование бренда Comedy.
Владельцы: генеральный продюсер Артур Джанибекян и художественный руководитель Гарик Мартиросян.
Слайд 12Телекомпания «Красный квадрат»
Гендиректор – Андрей Курпатов. Производит 22 программы, в
т.ч. для «Первого канала»:
«Минута славы»,
«Давай поженимся»,
«Кто хочет
стать миллионером»,
«Модный приговор»,
«Закрытый показ».
Слайд 13Национальный Телевизионный Синдикат
НТС создан в феврале 2005 года по инициативе
региональных телекомпаний России.
Библиотека НТС насчитывает более 3 000 часов
рейтингового программного продукта.
Программный продукт НТС распространяется через спутник. Полный пакет телевизионного продукта НТС составляет 10 часов в день.
В 2008 году количество станций-партнеров НТС – более 40.
Слайд 14Чаще всего, между телеканалом и оператором есть еще одно звено
– это дистрибьютор. Дистрибьютор или специальный дистрибьюционный отдел необходим всем
крупным производителям телеканалов, поскольку обладает достаточной компетенцией и коммерческой «заточкой» для такой работы. Это актуально и для российских, и для зарубежных брендов, но особенно для зарубежных (некоторые российские телеканалы, особенно работающие по рекламной модели, сами осуществляют свою дистрибьюцию).
Российские производители и дистрибьюторы телеканалов:
Производитель «Цифровое телевидение» – дистрибьютор «Сигнал Медиа».
Производители «НТВ Плюс», «Профмедиа», «Ред Медиа» – дистрибьютор «Ред Медиа».
Дистрибюторы
Слайд 15Типология
По типу сигнала:
аналоговое
цифровое
стандартное (SD)
высокой четкости (HD)
ultra HD
Слайд 16Цифровое телевидение
Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–
2018 годы» – крупнейший инфраструктурный проект, которым охвачены все 85
субъектов Российской Федерации, 77 филиалов РТРС (включая г. Севастополь и Республику Крым). Ожидаемый конечный результат реализации Программы – обеспечение цифровым эфирным телевизионным вещанием первого мультиплекса 98,4 % населения России. Для достижения этого результата должны быть введены в эксплуатацию 5 028 объектов связи.
Мультиплекс - набор телевизионных и радиовещательных каналов, передаваемых по одному цифровому каналу
Итоги 2018 года. По данным министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, цифровым телевидением на конец октября 2018 года осталось не охвачено 10% населения. Все остальные жители России смотрят ТВ современного поколения.
Введены два мультиплекса (по 10 каналов каждый). Списокhttps://www.kp.ru/putevoditel/tekhnologii/tsifrovoe-televidenie-v-rossii/
В 2019 г. аналоговое телевизионное вещание будет прекращено. 3 этапа: 11 февраля, 15 апреля, 3 июня (https://mir24.tv/news/16337593/analogovoe-veshchanie-v-rossii-otklyuchat-v-tri-etapa)
Слайд 17Типология
По средам вещания:
Эфирное (наземное)
Спутниковое
Кабельное
IP-TV
Интернет-телевидение
Мобильные устройства
Слайд 19ИАА «Телеком Дейли». Данные за 2017 год
Слайд 20Спутниковое
Рынок платного спутникового вещания в России сформирован операторами телевидения «Триколор
ТВ», «Орион Экспресс» (ТелекартаТВ), а также компаниями МТС и НТВ-Плюс.
Слайд 22«Топовые» операторы кабельного телевидения
Национальные кабельные сети (Ростелеком)
Билайн
Комстар (МТС)
Акадо (КОМКОР)
Эр-телеком
Мультинекс и мн. др.
Слайд 23Аналоговое кабельное телевидение остается самым распространенным способом доставки и приема
телесигнала в России, прежде всего в городах. Проникновение наиболее продвинутых
технологий доставки – цифровое кабельное и IPTV – идет достаточно медленно в силу невысокого спроса населения.
Ключевые требования российского массового зрителя к телевизионным услугам – возможность смотреть без технических помех основные федеральные и сетевые каналы, а также наиболее популярные тематические (Ru.TV, Discovery Channel, Animal Planet, TV 1000 и ряд других).
Эти требования вполне удовлетворяет технологически наименее «продвинутая» (и одновременно одна из самых дешевых для потребителя) услуга аналоговой кабельной сети.
В условиях экономического спада и необходимости экономить семейный бюджет россияне не видят смысла переходить на более дорогие, пусть и более технологически продвинутые, цифровые кабельные технологии. Массовый российский зритель не проявляет интереса к дополнительным услугам и интерактивным сервисам цифрового телевидения.
Из доклада «Телевидение в России в 2016 году» о кабельном ТВ.
Слайд 24IPTV
IPTV представляется набором закрытых телесистем, которые используются операторами кабельных сетей, доставляющими
видео с помощью защищенных IP-каналов. В большинстве случаев по IPТV
распространяются видеоматериалы, произведенные профессиональными студиями и каналами. "IP" в случае IPTV означает метод передачи информации через защищенную управляемую сеть.
Слайд 26Типология
По природе программных стратегий
(тематический критерий):
универсальное (General Interest)
специализированное
(Special Interest).
Слайд 27Типология
По охвату аудитории:
Иновещание
Федеральные каналы
Региональные
Местные.
Слайд 28Федеральные каналы
В соответствии с частью 3.1 статьи 14 Закона О
рекламе «…под федеральным телеканалом понимается организация, осуществляющая эфирное телевещание на
территориях более пяти субъектов Российской Федерации».
Это – «Первый канал», «Россия 1», «Россия-К», «Россия-24», «Пятый канал», НТВ, «ТВ-Центр», СТС, «Домашний», ДТВ, Муз-ТВ, 7ТВ, ТВ-3 и MTV, РЕН, ТНТ, «Звезда» и «Мир».
Слайд 29Межгосударственное
«Мир» – создан в октябре 1992 г.
Основная новостная программа
– «Новости содружества», – выходит каждый час.
Охват вещания –
14 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Латвия, Литва, Эстония.
Аудитория телеканала (2010 г.): 45,230 млн. человек.
Слайд 30Иновещание
Англоязычный канал Russia Today вышел в эфир в декабре 2005
RT российская международная многоязычная информационнаятелевизионная компания.
Её основной англоязычный канал RT International — первый российский информационный телеканал,
ведущий круглосуточное вещание на английском языке. RT в 2013 году стал первым в мире новостным телеканалом, который преодолел отметку в 1 млрд просмотров на YouTube. Сегодня эта цифра приближается к 3 млрд.
RT состоит из трёх круглосуточных информационных телеканалов, вещающих из Москвы более чем в 100 странах мира на английском арабском и испанском языках, телеканалов RT America и RT UK, выходящих в эфир из собственных студий в Вашингтоне и в Лондоне, документального канала RTД, а также глобального новостного видеоагентства Ruptly, предлагающего эксклюзивные материалы другим телеканалам. RT круглосуточно доступен 700 миллионам зрителей по всему миру.
Слайд 31Russia Today
Распространяется в спутниковых и кабельных сетях платного телевидения на
6 континентах, в более чем 100 странах.
Только в шести странах
Европы, в том числе в Германии, Франции и Италии, телеканал RT смотрит более 7 миллионов телезрителей.
В Великобритании, согласно данным Kantar Media – более 2 миллионов.
Слайд 32Ссылки
https://youtu.be/kJ_mWtDyBUo
RT Крым
https://www.youtube.com/watch?v=5ga4Ti_upPg
Хочет ли Крым в Украину?
Слайд 33ТВ в Интернете
Почти каждый второй городской житель России (48 %)
уже освоил практику нелинейного – по запросу – просмотра филь-
мов, телесериалов и телепрограмм из Интернета, а 36 % делали это на регулярной основе не реже одного раза в неделю в 2016 году . Примерно половину от объема нелинейного просмотра, по оценке Аналитического центра НСК, приходится на контент российских телеканалов – телесериалы и телепрограммы.
Слайд 34Over-the-Top
OTT (англ. Over-the-Top) – метод предоставления видеоуслуг через Интернет, основанный
на прямом взаимодействии провайдера контента и пользователя без участия аудиовизуальных
сервисов оператора связи.
Слайд 35Самые популярные видеоресурсы в интернете
Слайд 36Входят в десятку самых популярных видеоресурсов Рунета
Слайд 37Аудитория
Ядро аудитории – молодые люди в возрасте 15–34 лет (на них
приходится более 60% всех просмотров видео). Они затрачивают на просмотр в два
раза больше времени, чем 35-44-летние, в три раза больше, чем 45-54-летние.
Женщин – 51%. Однако мужчины чаще и дольше смотрят ролики.
В среднем, мужчина тратит на просмотр видео 17,5 часов в месяц, а женщина — 13,5 часов.
Слайд 38Задание на 28 февраля
Подготовить презентацию канала (по выбору).
План презентации
канала:
История создания, учредители (коротко).
Основные типологические характеристики (по типу собственности, по
типу деятельности, по типу сигнала, по средам вещания, по природе программных стратегий, по охвату аудитории).
3. Подробнее о программной стратегии:
А. Идеология канала (особенности контента, ОСНОВНЫЕ рубрики). Главное – примеры: скриншоты и видеофрагменты.
Б. Стиль (особенности дизайна программ, студии; особенности звукового и музыкального оформления; особенности видеоизображения – динамика, колористика, особенности съемки). Главное – примеры: скриншоты и видеофрагменты.
4.Программа, которую можно назвать брендовой, т.е. определяющей содержательные и стилистические особенности канала (Например, в Евроньюс – это новостная программа без студии и рубрика No Comment). Назвать основные характеристики этой программы: что в ней специфического? ПРИМЕРЫ, иллюстрирующие эти характеристики.
Слайд 39
Каждый берет для анализа два канала (классический и новый, вещание
которого сориентировано на кабельные сети и интернет). В приоритете –
универсальные каналы с новостными программами.
РОССИЯ 1
ПЕРВЫЙ КАНАЛ
НТВ
ПЯТЫЙ КАНАЛ
РЕН ТВ
РОССИЯ КУЛЬТУРА
МИР
EURONEWS
ОРТ
BBC Русская служба https://www.bbc.com/russian
МАТЧ ТВ
ДОЖДЬ
Телеканал РБК
Настоящее время
RT НА РУССКОМ https://russian.rt.com/
ТВ-Центр
Домашний
Пятница
ТВ-3
Звезда
Слайд 40Литература по курсу
Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: Учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2015,
Шестеркина Л.
П. Методика телевизионной журналистики:Учебное пособие/Шестеркина Л. П..-Москва:Аспект Пресс,2012, ISBN 978-5-7567-0661-1.-224.
Телевидение в России в 2016. Отраслевой доклад. Москва, 2017.