Слайд 2ТИП
(греч. — отпечаток, модель).
Предмет или явление, заключающие в
себе черты, повторяющиеся в большом ряде других, подобных им, явлений
или предметов.
Элементарным носителем типичности является наш язык. В нем все многообразие вещей или явлений данной категории сводится к одному охватывающему его собой слову. Кроме имён собственных, все слова нашего языка имеют нарицательное, т.-е. типическое значение.
Слайд 31. Культуры схожи.
Причина: любая культура
сформировалась в
процессе взаимодействия человека с природой, с другими людьми.
2. Культуры разнообразны.
Условия,
обстоятельства этого взаимодействия были разными.
Слайд 4Типология культур
Типы культур могут быть выделены по очень разным критериям.
Культура
традиционная и культура современная (по доле инноваций в общем массиве
культурных проявлений, по лёгкости восприятия инноваций в социуме, являющемся носителем культуры).
Слайд 5Типология по основному материалу, используемому в культуре
Каменный век (до 6,5
тыс. лет до н.э.)
Бронзовый век (длился около 3,5 тыс. лет)
Железный
век (2- 1,5 тыс. лет до н.э. вплоть до середины ХХ в.).
- ? пластмассы, композиты, "особо чистые металлы" и другие материалы.
Это не означает, что прежний материал перестаёт использоваться, но он перестаёт определять «лицо» культуры.
Слайд 7По хозяйственному укладу выделяют следующие главные типы культуры
культура охотников и
собирателей,
культура скотоводов;
культура земледельцев;
промышленная (индустриальная) культура
постиндустриальная культура
Слайд 11Типология по особенностям духовной жизни общества
1. Культура дионисийская, основанная
на эмоциях, чувственном восприятии мира.
Слайд 12Культура аполлоническая- рациональная культура, регулирующая, подчиняющая, контролирующая мир чувств.
Аполлон Бельведерский
Слайд 13По значению религиозного компонента в культуре
Культура светская
Культура религиозная:
Христианская (католическая, православная
и т.д.).
Исламская (суннитская, шиитская, ….).
Буддистская
………………………..
Слайд 14Деления, основанные на типологии тех социальных общностей, которые являются носителем
определённой культуры.
Слайд 15Культуры этнические и культуры национальные
Слайд 16Этнос
социальная межпоколенная группа, сформировавшаяся изначально в условиях длительного проживания в
определённом географическим ареале, обладающая антропологическим единством, психофизиологическим сходством, общностью языка,
нравов, обычаев, быта, а также особым самосознанием, чувством принадлежности к этой культуре.
Слайд 17Понятие «этнос» отражает прежде всего представление о социокультурной групповой специфике,
разделяемое как сторонними наблюдателями (людьми других этносов), так и представителями
данного этноса.
Ощущение инаковости, непохожести на других лежит в основе этнической идентификации.
Слайд 18Этническая группа выделяет себя как некое особое образование, сталкиваясь в
процессе жизнедеятельности с иными группами.
Эта идентификация закрепляется через особые
знаки принадлежности (одежду и пр.), символы, мифы, легенды, святыни.
Слайд 19Чувство этнической принадлежности воспринимается современным человеком как ещё одна «подкрепа»
в противостоянии давлению среды. Роль этнического самосознания в современном мире
растёт, особенно в условиях кризиса
Слайд 20Главный источник этнической связи, этнической культуры – общность генетических характеристик
людей и природных условий их бытия, приводящих к выделению данной
группы. Этносы существовали на протяжении всей мировой истории.
Слайд 21Национальность
Национальность - устойчивое культурно-историческое объединение людей, сложившееся на основе:
исторического
родства,
единства бытовой культуры (включая язык общения, религиозный культ, нормы
повседневного поведения и др.),
существующей (или существовавшей) общности территории обитания (вмещающего ландшафта)
и обладающее сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме – татары, французы, русские).
ЭТНОС = НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Слайд 22Этнос, национальность, нация…
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая
общность людей, возникшая на базе:
Общности происхождения,
Общности языка,
Общности
территории,
Общности сферы общественного управления и самоуправления,
Общности психического склада, проявляющегося в общности культуры.
Слайд 23В политике нация -
- Сообщество людей, устойчиво, осознанно и
единообразно самопозиционирующееся в пространстве и времени и ассоциирующее себя с
определённой территорией и историей.
В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»;
Слайд 24В конституционном праве англо- и романоязычных стран
Нация – это термин,
обычно имеющий значения
«государство»,
«общество»,
«совокупность всех граждан».
Слайд 25Нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную
структуру и политическую организацию.
Национальная культура включает наряду с традиционной
и обыденной также специализированные области культуры (культуру, освоение которой требует специального (профессионального) образования).
Слайд 26Нации начали формироваться в ХУ11-ХУ111 веках.
Возникновение наций исторически связано
с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с
образованием общей системы управления, хозяйства, созданием и распространением общего литературного языка, средств коммуникации, общих элементов культуры и т. д.
1635: основание Французской Академии — центра по изучению и сохранения французского языка и культуры.
Слайд 27Нация – большая социальная группа, сформировавшаяся, как правило, на основе
близких этносов вследствие необходимости достижения культурной однородности, диктуемой потребностями эпохи.
Коммуникативная активность в пределах этой группы существенно выше, чем за ее пределами.
Слайд 28Все граждане Франции считаются французами.
Но не все
они сами считают себя французами!
В общем этническом смысле под "французами"
следуют понимать самоиндентифицирующих себя таким образом лиц, говорящих на французском языке, которые живут или их предки жили на территориях, входящих в состав Франции. С этнической точки зрения к собственно французам не принадлежат бретонцы Бретани, говорящие на языке кельтской группы, эльзасцы и лотарингцы, говорящие соответственно на диалекте немецкого языка, корсиканцы, разговаривающие на диалекте итальянского языка, и баски. Особый случай – современные мигранты, получившие гражданство.
Слайд 29 Napoleone Buonaparte (итал.)
Наполеон был императором Франции, но французом его
никто не считал, в том числе и он сам.
Он
был корсиканцем, его родным языком был корсиканский диалект итальянского. Французский он выучил в школе. Всю жизнь он говорил по-французски с сильным акцентом.
Слайд 30Формирование немецкой нации
В 20-х годах Х1Х в. на месте современной
Германии было около 40 государств (королевств, княжеств, герцогств), население которых
говорило на разных диалектах немецкого языка и придерживалось немецкой этнической культуры.
Прусское королевство.
Саксонское королевство.
Княжество Ангальт-Цербст.
Герцогство Голштиния.
Герцогство Мекленбург.
Вольные города Любек,Бремен, Гамбург, Франкфурт.
Слайд 31Объединителем Германии считается прусский канцлер Отто фон Бисмарк
Постепенно Королевство Пруссия
объединяло вокруг себя эти государства
Некоторые вошли добровольно, другие были завоёваны.
В
1868 г. было провозглашено создание Германской империи, король Пруссии стал германским императором.
Слайд 32Как правило, ареал пространственной локализации нации совпадает с границами национального
государства.
Но бывают и иные ситуации.
Слайд 33Есть ли арабская нация?
Понятие "арабская нация" ("аль-умма аль-арабийя") появилось в
1905 г. на волне борьбы арабов с турками-османами.
Есть единство
языка, пространства, культуры. Но нет единого государства.
«Арабский мир»: 18 государств, численность арабов в населении которых превышает 50%. Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис
Слайд 34Лига арабских государств.
Создана в 1945 г.
Входят 22 страны
С 2005 г.
работает Арабский парламент (штаб-квартира в Дамаске) – по 4 представителя
от каждой страны.
Слайд 35Идея формирования единого арабского государства по принципу халифата 9 века
в сознании арабов не умерла.
Страны ЛАР имеют
население около
345 млн человек и общую площадь приблизительно 13 миллионов квадратных километров, что делает ЛАР второй по площади после России геолингвистической единицей в мире.
Слайд 36Этнос и нация
В отличие от становления этноса, которое идет «естественным»
путем, на основе повседневной, обыденной жизнедеятельности людей, становление нации носит
более «рукотворный» характер. Есть даже определение нации как «целенаправленно создаваемой общности».
Слайд 37Становление и развитие нации связано с развитием
образования, литературы, книгопечатанием,
распространением газет, журналов и других средств массовой информации. Именно они
играют значительную роль в формировании чувства культурной общности, принадлежности к национальной культуре.
Большую роль в становлении нации играет, как правило, творческая интеллигенция.
Слайд 38Тарас Шевченко
… Москалі чужі люди,
Тяжко з ними жити
Немає з ким
поплакати,
Ні поговорити.
Слайд 39Шандор Петефи
Как раз тот день был нашей свадьбы днём.
Что
нашей свадьбы, девочка, короче?
За родину чтоб пасть мне под огнём,
Ушёл
я в полночь первой ночи.
В день свадьбы, девочка, уйти на смерть, —
Да, правда, это жребий страшный!
Но грянет бой, и я уйду, поверь,
Как я ушёл во сне вчерашнем.
Слайд 40Русские как этнос
Русские — восточнославянский народ, объединённый этническим происхождением, общей
историей, культурой, языком и. Общая численность русских в мире в
настоящее время составляет около 150 миллионов, из них в России — 116 миллионов (2002 год) или 80 % населения страны.
По международным стандартам Россия это моноэтническая страна.
Слайд 41На основе различий в типе хозяйства, особенностей народной культуры, конфессиональных
отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп
Среди русских выделяется
ряд особых этнографических групп: горюны, затундренные крестьяне, казаки ( амурские, астраханские, донские, забайкальские, кубанские, некрасовские, оренбургские, семиреченские, терские, уральские,уссурийские), каменщики,камчадалы,карымы, кержаки, семейские, поморы и т.д.
Слайд 46Россиянин и русский
С середины XIX века получает развитие разграничение
россиянин
как принадлежность к государству,
русский (человек, язык) как принадлежность к народу.
Слайд 47В XVII—XIX веках
оформляется теория о делении русского народа на три
ветви:
великорусов (великороссов),
малороссов
белорусов.
С 1920-х гг. русскими стали
обозначать лишь великорусов.
Слайд 48?
1). Русская нация или российская нация.
2). Россияне – нация, гражданская
нация.
3) Русские – нация, этнонация, этнос.
Поэтому возникает проблема с понятием
«русская
национальная культура», «русский национальный стиль», в том числе национальный стиль в рекламе.
Слайд 51«Бал 1903 года»
в русских костюмах
Слайд 52Князь Феликс Юсупов
на балу 1903 г.
Слайд 55Рекламные материалы в «имперском стиле».
Слайд 59Национальный стиль рекламы -
можно понимать как стиль, наиболее
адекватный стереотипам и ценностям аудитории, самой широкой из всех возможных
в данной стране.
80% населения русские. Соответственно – стереотипам, ценностям, визуальным и аудиальным константам русской этнонации.
Слайд 60Национальная культура менее однородна, чем этническая,
она включает в себя
разные компоненты, дифференцированные по
социальным,
профессиональным,
региональным
и др. признакам.
Чрезмерные
различия, которые могут вызвать конфликт, снимаются через интеграционные механизмы (единая экономика, правовая система и пр.).
Слайд 61Но если интеграционные механизмы ослабевают, то, зачастую, именно по этнокультурному
признаку начинает идти раскол единого государства
В ХХ в. распались:
Австро-Венгерская империя,
Югославия,
СССР,
Чехословакия.
Попытки
к отделению этнических областей есть в Канаде, Бельгии, Великобритании, Испании, Турции, Индии, некоторых постсоветских государствах.
Слайд 62Виктор Лысаков
Великий русский менталитет на коне
Слайд 63Понятие национальной культуры в последнее время все чаще связывается с
такими понятиями, как менталитет, ментальность.
Менталитет – «призма», через которую человек
смотрит на мир и воспринимает его.
В трудах учёных ХХ века встречались и иные схожие понятия:
Социолог Эрих Фромм – социальный характер
Психолог Карл Густав Юнг - архетип
Антрополог Люсьен Леви-Брюль - коллективные представления
Этнограф А.Бастиан – изначальные мысли
Философ Освальд Шпенглер – мирочувствование
«Каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто принадлежит данной культуре», - писал Шпенглер .
Слайд 64Менталитет и ментальность
Менталитет – присущая личности или общности совокупность специфических
эмоциональных реакций на действительность, психологических установок, сложившихся под влиянием географических
условий, генетических и социокультурных факторов.
Ментальность – это способность общности или человека воспринимать реальность под своим, уникальным углом зрения, создавать свою неповторимую картину мира.
Слайд 65В основе ментальности может лежать
романтическое начало или прагматизм,
образное
мышление или рациональный анализ,
ориентация на социальные институты или на
собственные силы,
верность традиции или склонность к инновации,
привязанность к традиционному месту расселения или лёгкость перемены места жительства…. И т.д.
Слайд 66Ментальность определенной нации трудно описать в логических понятиях
«Умом Россию
не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
–
В Россию можно только верить».
Федор Тютчев ,
1866 год.
Слайд 67Нередко тютчевский катрен соотносили и с известной фразой германского «железного
канцлера» Отто фон Бисмарка: «Никогда не воюйте с русскими.
На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью».
Слайд 69Культурная картина мира-
следствие восприятия мира через призму менталитета.
Содержательная
основа культурной картины мира – система ценностных отношений и социальных
ориентаций общности.
В нее входят представления о добре и зле, счастье, справедливости, красоте, времени и прстранстве. Именно эта система представлений придает те черты самобытности, которые позволяют отличать одну культуру от другой.
Слайд 70"Быть русским - по приколу!". 2011 год. РА «ПАПА»
Никола -
"русский, современный парень, характеру которого присущи черты традиционности и патриотизма".
ОАО
«ДЕКА»
Слайд 72Изменение жизненной среды, условий жизни предполагает и изменение менталитета
Hизкий дом
без меня ссутулится,
Cтаpый пес мой давно издох.
Hа московских изогнутых улицах
Помеpеть,
знать, судил мне бог.
Я люблю этот гоpод вязевый,
Пусть обpюзг он и пусть одpях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
С.Есенин. Москва. 1922.
Слайд 73В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы, разработанный
архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым.
От старой
Москвы должен был остаться только Кремль.
(Фильм «Новая Москва». 1938 г.)
Слайд 75Ещё раньше такое же предложение сделал великий французский архитектор Ле
Корбюзье
(Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) .
Дом Центросоюза на Мясницкой улице.
1928
г.
Слайд 76Проект Нового Берлина. Автор - А. Шпеер.
Слайд 77Очень часто выделяют два базовых типа ментальности:
Запад
Восток.
О, Запад есть Запад,
Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не
предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.
Р. Киплинг
Слайд 78В современной культурологии под
"Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская
и новозеландская культура.
"Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего
Востока, Северной Африки.
У этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности.
Слайд 79Основные различия:
Динамика социокультурного развития.
Запад – волны, рывки, неравномерность. Быстрая ломка
устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.
Восток - до
XIX века замкнутые системы. Верность традициям, изменения медленные, эволюционные. Новое не отвергает старое, а вписывается в него.
Например, основные черты китайской цивилизации оформились в III в. до н.э. - III в. н.э. (эпоха Хань) и в сущности своей не менялись до XIX в.
Слайд 802. Отношение человека к внешнему миру.
Запад - активное. Нужно изменять
мир вокруг себя. Ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение
предметного мира.
Восток – относительно пассивное. Важно духовное совершенствование самого человека. Доктрина "недеяния" во внешнем мире, уход в себя, идея нирванны, которая предполагает отрешенность от внешнего мира, отсутствие страсти, жажды жизни.
Слайд 813. Отношение к природе.
Запад: утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе.
"Природа - мастерская, и человек в ней работник".
Восток: созерцание
природы, координация своего поведения с законами природы, приспособление к ней.
Слайд 834. Отношение к обществу, государству.
Запад - понимание человека как автономной,
независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно
гарантировать правовое государство.
Восток - важны интересы не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства. Воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны коллективистские традиции.
Слайд 845. Отношение к возможностям разума
Запад - рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет
разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Она проявлялась во всех
видах культуры: науке, философии, искусстве.
Восток - образное, ассоциативное мышление, интуитивное познание. Внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главные факторы художественного творчества - воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания.
Слайд 866. Соотношение разных видов культуры
Запад- разные виды культуры (наука, религия,
философия) существовали самостоятельно, раздельно, конфликтно. Сформировался материализм, рационализм, эмпиризм. Наука
рассматривалась как средство технического прогресса, развития производства.
Восток - тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Наука - средство совершенствования человека. Она не выделялась в самостоятельную область знаний. Научные сочинения (математические, астрономические) появлялись как части духовных поучений - сутр.
Слайд 88Русская культура как «вторая природа» русских людей это:
материальные и
духовные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории;
способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей;
своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях;
религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении;
совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.
Слайд 89У каждой национальной культуры есть свои конкретные плоды:
Язык.
Фольклор (мифы, сказания,
легенды, сказки, былины и т.д.);
Литература и искусство;
Наука, философия, образование;
Нравственно-этические и
эстетические ценности;
Система жизнеустройства,
Способы жизнедеятельности в конкретных условиях.
Слайд 90Выдающийся русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948 г.г.) о сложностях в
понимании природы России и ее культуры:
"Историческая судьба русского народа
была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.
В русской истории … нельзя найти органического единства … В истории России мы видим пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию».
Слайд 91Первая особенность русской культуры.
Отсутствие непрерывного органичного развития.
Любая попытка представить
русскую культуру в виде "идеально" целостного, исторически непрерывно развивающегося явления,
обладающего раз и навсегда заданной логикой и единым национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия.
Слайд 92
Вторая особенность русской культуры – её амбивалентность.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (греч. amphi
- вокруг, около, с обеих сторон, двойственное и лат. valentia
- сила) - двойственное, противоречивое отношение
Всякий раз при попытке сделать тот или иной однозначный вывод оказывается, что на любом важном этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы "двоится", являя исследователю то одно, то другое лицо.
"Языческое" и "христианское", "оседлое" и "кочевое", "религиозное" и "светское", "европейское" и "азиатское", "общинно-коллективистское" и "частнособственническое" - эти и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются до настоящего времени.
Слайд 93Третья особенность русской культуры – евразийский характер.
Её нельзя однозначно отнести
к восточным или западным культурам.
Г.В.Вернадский : «История распространения русского
государства есть, в значительной степени, история приспособления русского народа к своему месторазвитию - Евразии, а также и приспособление всего пространства Евразии к хозяйственно-историческим нуждам русского народа".
Слайд 94Четвертая особенность: полиэтничность, легкость культурных «перениманий».
Важнейшей особенностью русской национальной
культуры, как и самой цивилизации, является то, что она складывалась
не внутри континента, а на стыке материков: Запад-Восток; Юг-Север. Исторически Россия формировалась и развивалась как многонациональная держава с полиэтничной культурой.
Слайд 95Пятая особенность – это православная культура.
Далеко не все русские мыслители
считали это положительной чертой.
Точка зрения П.Я.Чаадаева (1794-1856) – выдающегося
русского мыслителя и публициста на роль православия в истории русской культуры:
"Одна из самых прискорбных особенностей нашей (т.е. русский – В.С.) цивилизации состоит в том, что мы все ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, гораздо более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами …
Слайд 96Массовая, элитарная, народная культура.
Слайд 97Народ
Народ – глобальная социальная группа, появившаяся с возникновением классового общества
и продолжающая существовать и в настоящее время.
Слайд 98У этого слова много смыслов
1. Народ – все «народонаселение» страны,
региона.
2. Определенная этническая группа.
3. Та часть населения, которая не принадлежит
к «элите».
Слайд 99Преамбула Конституции США, 1787 г.
«Мы, народ Соединённых Штатов, дабы образовать
более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную
оборону, содействовать общему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, провозглашаем и учреждаем настоящую Конституцию для Соединённых Штатов Америки».
Слайд 100Большая советская энциклопедия
Грузинский народ сложился из 3 крупных близкородственных этнических
групп: картов, мегрело-чанов (занов) и сванов, каждая из которых, в
свою очередь, образовалась в результате длительного процесса консолидации более мелких племён.
Слайд 101Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. Чацкій.
Воскреснемъ ли когда
отъ чужеземныхъ модъ,
Чтобъ
умный,
добрый нашъ народъ,
Хотя по языку насъ
не считалъ за
нѣмцевъ.
Колин Ферт в роли Чацкого
Слайд 102Социальная элита
в буквальном переводе – «лучшие члены общества». Это
та часть общества, которая обладает наибольшим доступом к ресурсам этого
общества – к ресурсам власти («политическая элита»), материальным благам («экономическая элита»), интеллектуальным ресурсам (интеллектуальная элита»).
Слайд 103И.Репин. Заседание Государственного совета
7 мая 1901 г. (Властная элита).
Слайд 104Аристократия
– наследственная властная верхушка в рабовладельческом и феодальном обществе.
Не
случайно, когда на смену наследственной сословной власти пришла власть богатства,
ее представителей стали называть «аристократией денежного мешка».
Слайд 105Народная культура – это культура «неэлиты», «простонародья». Концепция «двух культур»
сформировалась на рубеже ХУ111-Х1Х веков.
Слайд 106Народная культура (и ее часть – народное искусство)
культура непривилегированных
слоев общества, «широких масс населения». Если вспомнить, что народ по-гречески
«демос», то народная культура – демократическая культура, т.е. культура, доступная широким слоям, не требующая для своего освоения образования, воспитания и средств, выше «средненормального» для данного общества уровня. Все народное довольно долго рассматривалось как «низкое», «подлое», «некультурное».
Слайд 107Элитарная культура – культура, ориентированная на элиту, недоступная или малодоступная
остальным слоям общества вследствие отсутствия у них причастности к соответствующим
финансовым ресурсам, образованию, модели социализации ( в том числе, в области воспитания вкуса) и т.д.
Слайд 108Элитарное искусство – труднодоступные для понимания художественные произведения, для восприятия
которых нужна особая образованность или особое эстетическое чутье.
( Марк Ротко,
Россия-США, 1903-1970)
Слайд 109В истории культуры много примеров, когда элитарное становилось народным и
наоборот
Слайд 112Термин «фольклор» изобрели в 1846 г. в Германии
Фольклор – художественная
культура, созданная в широких слоях населения, не относящихся к элите
данного общества. Это более узкое понятие, чем народная культура, так как охватывает именно художественную культуру (народное искусство).
Слайд 113До Х1Х века во всех странах «широким слоем населения» было
крестьянство.
Поэтому в обыденном понимании фольклор – художественная культура, сформировавшаяся
в крестьянской среде. По мере формирования других социально значимых слоев населения, появился рабочий фольклор (уральские сказы, например), городской фольклор (романсы, баллады, анекдоты). Выделяют и детский фольклор (в него входят, в частности, детские страшилки), и литературный, и живописный (примитивная живопись).
Слайд 115Фольклор создается в рамках культуротворчества самого народа. До создания средств
технического воспроизведения культурных продуктов понятия «народная художественная культура» и фольклор
почти совпадали. Народ в массе своей сам себя «снабжал» культурными продуктами.
Слайд 116В массовом обществе
народная художественная культура
Разделилась на фольклорную культуру (народное культуротворчество)
И
массовую
культуру (народное культуропотребление).
Слайд 117В рамках массовой культуры
культурный продукт создаётся немногими (и, как
правило, не «любителями», а профессионалами) и через каналы массовой коммуникации
распространяется на самые широкие слои населения.
Слайд 118Массовая культура – это, одновременно
1). система создания и распространения
на широкие массы населения культурного продукта
2) культурный продукт, предназначенный
для массового потребления
Слайд 119Массовая культура – это не массовое безвкусие, а реализация новой
культурной парадигмы
Слайд 120Суть этой парадигмы – широкое освоение народом жанров и принципов
построения произведений элитарной культуры (романа, например) на базе новой социальной
ситуации (массовизации общества) и новых технических возможностей (средств тиражирования и трансляции изображений, текстов. звука).
Слайд 121Массовая культура сформировалась в результате целого ряда взаимосвязанных процессов:
1.секуляризации
культуры (отделения светской культуры от церковной), 2.урбанизации,
3.распространения рыночных отношений
на область культуры,
4.становления системы всеобщего образования,
5. технического прогресса.
Таким образом, появление массовой культуры связано с глобальными социокультурными сдвигами. Это следствие демократизации общества.
Слайд 122Упрек в «примитивности» произведений массовой культуры, в общем-то, справедлив.
Её «примитивность»
объективно обусловлена.
Она сформировалась в условиях индустриального труда и городской жизни,
требующей быстрой рекреации. Расчёт на массовую аудиторию определяет простоту сюжетов, языка.
Но эта примитивность – не следствие низкого качества продуктов массовой культуры. Продукты бывают весьма разные.
Слайд 123Массовая культура полностью функционирует в режиме рынка, когда объем, качество
и цена товара на рынке является результатом довольно сложных колебаний
спроса и предложения, настройки их друг на друга.
Слайд 124Антикультура
– культурные продукты, апеллирующие к человеческой деструктивности, демонстративно нарушающие социальные
нормы.
Слайд 125Контркультура
– культура, направленная
на создание принципиально новых образцов, моделей, жизненных
стилей, противостоящих, противоположных господствующей на данный момент в обществе культуры.
Ее отличие от антикультуры – она направлена все же на создание альтернативных форм общественного бытия, а не на разрушение. Это как бы альтернативная культура.
Слайд 126Субкультура
– это культура в рамках господствующего культурного направления, основной культурной
магистрали, но присущая какой-то определенной социальной группе.
Группа эта может
быть выделена по возрасту (молодежная субкультура), по этническому признаку (культура казаков), по месту жительства (культура мегаполиса), по социальному слою (культура среднего класса) и т.д.
Слайд 127Авангард
Контркультура в рамках элитарного искусства.
А.Лентулов.
Василий Блаженный.