Разделы презентаций


Типы речи. Рассуждение

Содержание

Вспомните основные типы речи русского языкаПовествованиеОписаниеРассуждение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Типы речи. Рассуждение.
Презентацию подготовила учитель
СОШ № 12
г. Сыктывкара
Ляшенко

Мария Васильевна

Типы речи. Рассуждение.Презентацию подготовила учитель СОШ № 12 г. Сыктывкара Ляшенко Мария Васильевна

Слайд 2Вспомните основные типы речи русского языка
Повествование
Описание
Рассуждение

Вспомните основные типы речи русского языкаПовествованиеОписаниеРассуждение

Слайд 3тип речи; рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем

во времени.
Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий)

в хронологической последовательности.
Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга. 

Повествование – это…

тип речи; рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени.Цель повествования – дать представление о

Слайд 4 тип речи; словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через

представление его характерных признаков.
Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину,

чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Виды описания:
Описание природы (пейзаж)
Описание человека (портрет), животного, предмета
Описание интерьера
Описание места действия


Описание – это…

 тип речи; словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.Цель описания – наглядно

Слайд 5РАССУЖДЕНИЕ - тип речи; словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо

мысли (тезиса).
Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть его

внутренние признаки, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.
Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения.
Коммуникативная цель – убедить, объяснить.

РАССУЖДЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ - тип речи; словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли (тезиса).Цель рассуждения – исследовать предмет или

Слайд 6 Всё наше достоинство

заключено в мысли.
Будем

же учиться хорошо
мыслить.

Б. Паскаль

Всё наше достоинство       заключено в мысли.

Слайд 7I. Вступление - Тезис (мысль, которую требуется доказать, обосновать или

опровергнуть):
Н-р, В современной России чтение литературы отходит на задний план.

II.

Доказательства, обоснование, аргументы (обращение к собственному опыту, к мнению ученых, статистике, литературе, примеры)

III. Вывод, заключение

Композиция рассуждения:

I. Вступление - Тезис (мысль, которую требуется доказать, обосновать или опровергнуть):Н-р, В современной России чтение литературы отходит

Слайд 8



Это тезис – предложение, чаще всего

сложное: мысль в виде вопроса; предложение, требующее подтверждение; предположение.

Например: «Любить

свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека.»

I. Вступление

Это тезис – предложение, чаще всего сложное: мысль в виде вопроса; предложение, требующее подтверждение;

Слайд 9


Доказательства (или опровержения) тезиса.
Между тезисом и аргументами (а также между

отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической

связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как.

Основная часть

Доказательства (или опровержения) тезиса.Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая

Слайд 10



Вывод из доказательств (опровержений) основной части. Подводится итог

сказанному. Автор делает обобщение, желая воздействовать на читателя, убедить его

в правильности своего мнения. Могут использоваться вводные слова: Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод; Таким образом; Обобщим все вышесказанное; Подводя итог; Следовательно…

Заключение

Вывод из доказательств (опровержений) основной части. Подводится итог сказанному. Автор делает обобщение, желая воздействовать на

Слайд 11Практические задания

Практические задания

Слайд 12На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно

мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся

в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла.
(по А. Куприну)
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.     Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).     Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

Из представленных текстов выберите рассуждение. Свой ответ обоснуйте.

На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят,

Слайд 13По дороге Лидия Борисовна рассказала, как чуть ли не сорок лет

назад впервые сама приехала сюда, на пепелище Блоковской усадьбы. Добиралась с приключениями, сначала электричкой,

потом на попутке… Долго шла пешком по лесу, чуть не заблудилась. Нашла обгорелый фундамент по трём берёзам, растущим в поле на пригорке. Посидела среди кустов, под высоченным серебристым тополем, подобрала осколок кирпича от фундамента сожжённого дома и привезла Чуковскому. Старик прижал этот кусок к щеке, проговорил: «Я ни разу не выбрался туда к Блоку, а ведь он меня звал приехать». Лидия Борисовна спросила: «Корней Иванович, неужели никогда не восстановят этот дом?» Он ответил: «Лида, в России надо жить долго». 
(Д. Рубина)
По дороге Лидия Борисовна рассказала, как чуть ли не сорок лет назад впервые сама приехала сюда, на пепелище Блоковской усадьбы. Добиралась с

Слайд 14 Всё живое в природе находится в постоянном движении,

развитии, изменении. Маленький жёлудь, попав в землю, со временем может

превратиться в хрупкое деревце. Пройдут годы, и оно станет могучим развесистым дубом, который за свою долгую жизнь подарит множество новых желудей, а они, в свою очередь, станут источником жизни других деревьев… Так происходит и в природе, и в человеческом обществе, в котором с течением времени меняются уклад, обычаи, развиваются наука, культура. 

Докажите, что перед нами текст-рассуждение:

Всё живое в природе находится в постоянном движении, развитии, изменении. Маленький жёлудь, попав в землю,

Слайд 15АНАЛИЗ ТЕКСТА.
Проследите структуру данного текста – рассуждения.
ТЕЗИС: 
Всё живое в

природе находится в постоянном движении, развитии, изменении.
АРГУМЕНТ - ПРИМЕР, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: 
Маленький

жёлудь, попав в землю, со временем может превратиться в хрупкое деревце. Пройдут годы, и оно станет могучим развесистым дубом, который за свою долгую жизнь подарит множество новых желудей, а они, в свою очередь, станут источником жизни других деревьев…
ВЫВОД:   
Так происходит и в природе, и в человеческом обществе, в котором с течением времени меняются уклад, обычаи, развиваются наука, культура. 
АНАЛИЗ ТЕКСТА.Проследите структуру данного текста – рассуждения.ТЕЗИС:  Всё живое в природе находится в постоянном движении, развитии, изменении.АРГУМЕНТ

Слайд 16Прочитайте следующий текст. Докажите, что перед нами рассуждение.

Прочитайте следующий текст. Докажите, что перед нами рассуждение.

Слайд 17Язык тоже живое, вечно изменяющее явление, в котором всё находится

в постоянном движении и развитии. «Живой как жизнь» – так

сказал о русском языке Н.В. Гоголь.
         Действительно, любой человеческий язык на протяжении веков не остаётся неизменным. Например, в древнерусском языке было не две формы числа, а три: единственное, множественное, двойственное. Существовал 7-й падеж, который назвался звательным.   Его формы используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня; звательный: Ань!). Этот падеж считался седьмым русским падежом в грамматиках, изданных до 1918 года. Он сохранился во многих фразеологизмах:  врачу, исцелися сам! чего тебе надобно, старче? Многие наречия – это застывшие формы каких-либо частей речи: вдаль (из сочетания предлога в и существительного даль), по-прежнему (из сочетания предлога по и прилагательного прежнему), вничью (из сочетания предлога ви местоимения ничью).
         Есть слова, которые со временем меняют своё лексическое значение. Например, в древности слово вратарь означало «сторож городских ворот», а теперь употребляется как спортивный термин. Соратниками называли «сотоварищей в битве» (отрать – битва, войско), а теперь это «единомышленник и товарищ по совместной деятельности»
         Лингвистика открыла немало таких тайн, связанных с историей русского языка. Многие остаются ещё неразгаданными.

Язык тоже живое, вечно изменяющее явление, в котором всё находится в постоянном движении и развитии. «Живой как

Слайд 181й абзац – тезис:
«Всё в языке находится в постоянном

движении и развитии.»
2й абзац - 1й аргумент: «Изменяется грамматика.» Примеры:
форма

числа;
падежи;
части речи.
3й абзац - 2-й аргумент: «Изменяется лексика (словарный запас)». Примеры:
слово вратарь
слово соратники.
4й абзац - вывод.

Анализ текста. Проследите структуру текста.

1й абзац – тезис: «Всё в языке находится в постоянном движении и развитии.»2й абзац - 1й аргумент:

Слайд 19«Действительно» - связь тезиса и первого аргумента

«Например» – связь аргумента

с примером, иллюстрирующим его.
Найдите грамматические средства связи частей рассуждения:

«Действительно» - связь тезиса и первого аргумента«Например» – связь аргумента с примером, иллюстрирующим его.Найдите грамматические средства связи

Слайд 20Д/З – подготовить устный рассказ о типе речи – рассуждении.

Подготовить план рассуждения на тему: «Роль запятых в русском языке».«

Д/З – подготовить устный рассказ о типе речи – рассуждении. Подготовить план рассуждения на тему: «Роль запятых

Слайд 21Использованные материалы:
http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30
http://gramma.ru/EXM/?id=4.42
Русский язык, 7 класс. Разумовская М.М., Львова С.И. -

2009

Использованные материалы:http://bugaga.net.ru/ege/rus/theory/?n=30http://gramma.ru/EXM/?id=4.42Русский язык, 7 класс. Разумовская М.М., Львова С.И. - 2009

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика